Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА КРЕДИТНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА'

МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА КРЕДИТНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценообразование / кредитный продукт / корпоративные клиенты / коммерческий банк / расходы / методы ценообразования. / pricing / loan product / corporate clients / commercial bank / costs / pricing methods.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ким Ангелина Георгиевна, Губарьков Алексей Сергеевич

На ценообразование кредитных продуктов для корпоративных клиентов оказывает влияние множество факторов. Целью статьи является изучение различных методов ценообразования и факторов, влияющих на них. Рассмотрены основные методы ценообразования на примере нескольких коммерческих банков Российской Федерации. Выявлены основные преимущества и недостатки различных методов ценообразования на кредитные продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING METHODS FOR CREDIT PRODUCTS FOR CORPORATE CLIENTS OF A COMMERCIAL BANK

The pricing of credit products for corporate clients is influenced by many factors. The purpose of the article is to study the various pricing methods and the factors that influence them. The main methods of pricing are considered on the example of several commercial banks of the Russian Federation. The main advantages and disadvantages of various methods of pricing for credit products are revealed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА КРЕДИТНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА»

VIII Международная научно-практическая конференция УДК 336.71

Ким Ангелина Георгиевна Kim Angelina Georgievna

Кандидат экономических наук, профессор Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Губарьков Алексей Сергеевич Gubarkov Alexey Sergeevich

Студент Student

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Vladivostok State University of Economics and Service

МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА КРЕДИТНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

PRICING METHODS FOR CREDIT PRODUCTS FOR CORPORATE CLIENTS OF A COMMERCIAL BANK

Аннотация: На ценообразование кредитных продуктов для корпоративных клиентов оказывает влияние множество факторов. Целью статьи является изучение различных методов ценообразования и факторов, влияющих на них. Рассмотрены основные методы ценообразования на примере нескольких коммерческих банков Российской Федерации. Выявлены основные преимущества и недостатки различных методов ценообразования на кредитные продукты.

Ключевые слова: ценообразование, кредитный продукт, корпоративные клиенты, коммерческий банк, расходы, методы ценообразования.

Abstract: The pricing of credit products for corporate clients is influenced by many factors. The purpose of the article is to study the various pricing methods and the factors that influence them. The main methods of pricing are considered on the example of several commercial banks of the Russian Federation. The main advantages and disadvantages of various methods of pricing for credit products are revealed.

Key words: pricing, loan product, corporate clients, commercial bank, costs, pricing methods.

«Научные исследования и инновации» Ключевым вопросом определения цены на кредитные продукты

для корпоративных клиентов коммерческого банка является выбор

оптимального метода ценообразования.

Конечные процентные ставки по кредитам зависят от значения

ключевой ставки, устанавливаемой Банком России, и, как следствие,

успешности реализуемой им денежно-кредитной политики.

Первичным в ценообразовании любого банковского продукта

является ситуация на сегменте финансового рынка, а именно спрос и

предложение. Однако, помимо этого существует ряд факторов,

формирующих стоимость того или иного актива, размещаемого

банками. Так, кредит, выдаваемый банком (как и любой размещаемый

им актив в целом) должен покрывать те издержки, которые банк несет

при привлечении необходимого для операционной деятельности

фондирования [1].

На рисунке 1 представлены основные методы ценообразования,

применяемые в коммерческих банках Российской Федерации.

Рис. 1. Основные методы ценообразования, применяемые в коммерческих банках Российской Федерации

Рассмотрим данные методы подробно.

1. Трансфертное ценообразование. Ключевым методом ценообразования в РФ на кредитные продукты для корпоративных

VIII Международная научно-практическая конференция клиентов коммерческих банков считается трансфертное

ценообразование, которое является основным при формировании

стоимости конечного продукта.

Система трансфертного ценообразования (англ. fund transfer pricing - FTP) позволяет определить вклад каждого бизнес-подразделения в чистый процентный доход банка, получить оперативную информацию об их деятельности, принимать решения по ценообразованию банковских продуктов. Как правило, именно с помощью этого инструмента производится учет регуляторных требований в цене конечного продукта.

Данный метод успешно используют ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ», АО «Газпромбанк», АО «Почтабанк» и другие крупные банки РФ.

Метод FTP вышел на передний план после мирового финансового кризиса 2008 г., когда стало ясно, что изменяющаяся стоимость фондирования и изменение регуляторных требований не учитывалась в цене банковского продукта. Во время мирового финансового кризиса 2008 г. многие банки, особенно те, которые зависели от оптового фондирования, пострадали от резкого скачка его стоимости и возросших регуляторных требований.

Вопрос влияния регуляторных требований к банкам на конечные процентные ставки для заемщиков очень важен. Данная проблема незаслуженно находится вне фокуса национальных регуляторов, хотя очевидно, что механизм денежно-кредитной политики несовершенен. Импульсы денежно-кредитной политики могут искажаться, в том числе, из-за возрастающей регуляторной нагрузки, которая учитывается при формировании ставок по банковским продуктам посредством различных систем трансфертного ценообразования.

В международной практике выделяют следующие основные компоненты:

«Научные исследования и инновации»

- издержки, включаемые в расчет ставки по кредитным

продуктам;

- издержки стоимости фондирования - издержки, которые несет банк при привлечении капитала на финансовых рынках в целях ведения деятельности;

- риск дефолта заемщика - банк пытается оценить вероятность дефолта заемщика перед выдачей кредита для адекватного резервирования средств под данный кредит;

- стоимость капитала;

- издержки, связанные с объемом капитала, который банк вынужден резервировать под неожиданные потери с учетом имеющихся рисков;

- операционные издержки - издержки, связанные с процедурой выдачи кредита [2].

Так, показатели в таблице 1 в упрощенной форме отображают вклад требований к достаточности капитала в конечную цену кредита.

Таблица 1

Вклад достаточности капитала в ценообразование кредита, %

Показатель Условия Новые условия Новые условия и требования о соблюдении RAROC

Актив 100,0 100,0 100,0

Маржа 5,0 5,0 5,9

Прибыль 5,0 5,0 6,0

Регуляторная достаточность 11,0 13,0 13,0

Аллокация капитала («регулятивный капитал» 11,0 13,0 13,0

ROE/RAROC 45,5 38,5 45,4

VIII Международная научно-практическая конференция

Так, банк формирует некий актив, в данном случае кредит,

RAROC которого при регулярной достаточности составляет 46 % и является целевым. При повышении требований к достаточности до 13 %, увеличивается блокируемый капитал, и снижается целевое значение прибыльности, следовательно, банку ничего не останется делать, как повысить ставки по конечному банковскому продукту. То есть получается, что при повышении требований будут расти и ставки по конечным продуктам, так как стоимость фондирования будет увеличиваться.

Многие банки имеют достаточно прочный запас ликвидности для покрытия подобных внешних издержек и в первую очередь стремятся сохранить клиентскую базу, соответствуя установленным целевым ориентирам за счет более активных операций на финансовых рынках.

Существует несколько путей того, как центральный банк может повлиять на стоимость фондирования банков. Как денежно-кредитная политика, так и регулирование могут повлиять на вышеуказанные компоненты стоимости, которые впоследствии могут быть переложены на конечного потребителя - заемщика банка (корпоративного клиента).

Трансфертное ценообразование направлено в первую очередь на оптимизацию операционных и административных расходов, связанных с кредитами и депозитами. Оно является одним из широко используемых банками затратных методов. Отличительной чертой рассматриваемого метода выступает глубокий анализ процесса становления конечной цены банковского продукта в кредитной организации.

Исследованию подлежат цены денежных ресурсов, поступающих подразделениям банка с идентификацией участков, где наблюдаются наибольшие затраты и принятием мер к их снижению. Для того чтобы выявить отклонения цены ресурсов от нормы, применяют сравнение

«Научные исследования и инновации» цен с рыночными ценами, методы экспертной оценки и расчетные

методы.

Таким образом, в целях как ценовой, так и финансовой стабильности Банку России требуется проводить мониторинг стоимости фондирования отдельных банков для достижения своих целей. Причем стоит учесть, что это не самая простая задача в силу различий в системах трансфертного ценообразования.

Подводя итог, стоит отметить, что большинство регуляторных требований в рамках, как микро-, так и макропруденциальной политик, учитываются банками в системе трансфертного ценообразования, именно таким образом банкам удается поддерживать необходимый уровень маржинальности.

2. Методы ценообразования на основе маркетингового подхода.

В менее крупных банках, в основном в региональных для определения цены на кредитные продукты для корпоративных клиентов, применяется метод ценообразования на основе маркетингового подхода. К таким банкам относятся АО «Нордвик Банк», АО «Хлынов Банк», АО «Кошелев Банк», АО «АК Барс» Банк и другие банки, функционирующие на уровне региона.

В банковской сфере ценообразования, получили повсеместное распространение методы, относящиеся к группе затрат, потому что это просто и надежно, появляющиеся из уверенности в «гарантированной» рентабельности. При этом основным критерием внешнего соответствия, является воспринимаемая ценность предлагаемого продукта.

Методика формирования цены, основанной на маркетинговом подходе, дает возможность показать системный подход к ценообразованию в маркетинге. В основу определения цены в этой методике заложено восприятие корпоративными клиентами ценности продукта [3].

VIII Международная научно-практическая конференция

В этой методике ценообразования показана взаимосвязь между глобальными и долгосрочными целями, проблемами ценообразования, конкретными методами их решения, а также тактикой ценообразования, обладающего ситуационным характером. Кроме того, показана основа современного маркетингового подхода к ценообразованию.

Основой является концепция рыночной ориентации, которая направлена на рост ценности продукта для потребителя.

К этапам функционирования методики формирования цены с учетом воспринимаемой ценности продукта для потребителя, то есть на основании маркетингового подхода относятся:

- изучение тенденций цен и факторов ценообразования;

- определение целей ценовой политики;

- изучение целевого сегмента рынка;

- определение элементов воспринимаемой ценности продукта;

- анализ влияния характеристик продукта (элементов) на величину воспринимаемой ценности и цену продукта;

- изучение влияния характеристик продукта (элементов ценности) на величину затрат на производство и реализацию продукта - определение цены с учётом воспринимаемой ценности [4].

Таким образом, при определении цены большое значение играет воспринятый потребителями диапазон цен, в пределах которого потребитель сможет сделать покупку [5].

Стратегическое ценообразование определяет долговременное позиционирование продукта в рыночном пространстве «цена -ценность», а также даёт возможность получить конкурентные преимущества. Также возможно снизить цену на продукт за счет дополнительных скидок, но до уровня фактической цены. Потому что фактическая цена - это показатель привлекательности сделки.

«Научные исследования и инновации» Также выбор того или иного метода ценообразования кредитными организациями учитывается с учетом различных факторов и причинно-следственных связей. По данному классификационному признаку выделяют следующие методы ценообразования при кредитовании корпоративных клиентов: затратный метод (полная зависимость на расходы кредитной организации); рыночный метод (полная зависимость от рыночной ситуации на рынке банковских услуг); параметрический метод (полная зависимость от выполнения нормативных требований по расходам кредитных организаций на каждый банковский продукт в отдельности) [6].

3. Затратный метод. Сущность затратного метода заключается в увязке установления цены на банковский продукт с учетом расходов банка на его создание и реализацию, так данные расходы полностью закладываются в структуру цены, при этом учет ведется по процентным, предельным, переменным или полным расходам, данные расходы имеют название - маржа. Так как в специфике банковской деятельности достаточно сложно определить уровень предельного значения расходов, а также учесть их переменную составляющую, то в отсутствие полного перечня расходов при установлении цены ориентир направлен на расходы процентные.

Основой при определении процентных затрат служат ресурсы банка либо в полном количестве, либо их часть. Такие ресурсы могут носить целевой характер, либо разделяются на группы по степени срочности. Так при затратном методе на первый план выходит важность правильного определения затрат и установления себестоимости на тот или другой банковский продукт. Зачастую возникают трудности в установлении цены, так как на услугу достаточно сложно правильно определить затраты, в таком случае банк ориентируется на среднерыночную стоимость продукта, соблюдая требования ЦБ РФ [7].

VIII Международная научно-практическая конференция

При определении себестоимости товаров или продукции

учитываются затраты материального характера. При этом кредитная организация учитывает только собственные расходы, которые несет при привлечении средств, соответственно при кредитовании процентных расходов - это процентная ставка и затраты, связанные с обесцениванием денежных средств во временном аспекте, то есть с инфляционными процессами. Так как кредиты, предоставленные корпоративным клиентам, не являются их собственностью и предоставлены на основании пользования на определенный временной промежуток.

С помощью подробного анализа формирования процентных и непроцентных расходов в деятельности банка можно установить себестоимость по всем банковским продуктом, однако следует обратить внимание, что в настоящее время не разработана единая методика расчета себестоимости банковской услуги.

Для того чтобы определить локальные показатели внутренней стоимости банковских групп все расходы делят (в основном связанные с активными операциями, поскольку банку необходимо определить цену продажи, а не покупки денег) на прямые и косвенные. Прямые расходы - это те, что непосредственно относятся к проведению определенной операции или групп банковских операций; косвенные -это общебанковские расходы, которые включают основную долю непроцентных расходов, включая налоги, относимые на затраты.

Прямые и косвенные расходы банка распределяются по отдельным банковским операциям пропорционально доле, которую составляет данная операция в общем объеме активных операций банка или пропорционально денежным объемам отдельных операций.

Таким образом, показатель внутренней стоимости банковских операций как необходимый элемент определения средних общих затрат банка, а также локальных по отдельным крупным банковским

«Научные исследования и инновации» услугам может быть положен в основу расчета затратной модели цены на банковские услуги.

4. Рыночный метод. К инструментам рыночных методов ценообразования банковских продуктов, в том числе и на кредитные продукты, предлагаемые для корпоративных клиентов, относятся два параметра, это спрос на данные продукты и его предложение, а также уровень среднерыночных услуг на рынке банковских услуг. То есть цена устанавливается с учетом ориентира на цены конкурентов, функционирующих в банковском секторе.

Существует несколько способов установления цены на кредитные продукты корпоративных клиентов с учетом цен ключевых конкурирующих кредитных организаций, также обслуживающих корпоративный сектор на одной территории или в одном регионе:

- стоимость кредитных продуктов для корпоративных клиентов устанавливается на уровне чуть более высоком, чем у ключевых конкурентов, что обеспечивает банку более высокую доходность от кредитования юридических лиц, но банк может снизить свое конкурентное преимущество по критерию цены и это приведет к потере постоянных корпоративных заемщиков;

- цены на кредитные продукты для корпоративных клиентов устанавливаются на уровне несколько более низком, чем у ключевых конкурентов, что приводит к росту спроса на данные кредитные продукты и повышает репутацию банка в сегменте кредитования корпоративных клиентов. Однако, данный метод ценообразования может негативно отразится на доходности банка и соответственно результатах его деятельности. Использование демпинговых цен может вызвать негативную реакцию ключевых конкурентов и привести к обострению конкурентной борьбы на рынке кредитования корпоративных клиентов, что также может негативно отразится на показателях их кредитного портфеля.

VIII Международная научно-практическая конференция

- цены на кредитные продукты для корпоративных клиентов

устанавливаются с учетом среднерыночных цен в данном сегменте. Данный способ можно назвать нейтральным, он не несет каких-либо сильных конкурентных преимуществ и в тоже время негативных последствий. Использование этого метода ценообразования рекомендуется при сочетании других методов установления цены на кредитные продукты для корпоративных клиентов. При этом необходимо разрабатывать и внедрять новые формы обслуживания корпоративных клиентов, повышать качество данного обслуживания и разрабатывать бесплатные сопутствующие услуги при оформлении кредитной операции [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует обратить внимание, что огромную ценность при установлении цены на кредитные продукты несет их уникальность, так как корпоративный клиент переводит важность цены на второй план и заинтересован в дополнительных уникальных предложениях. Для разработки кредитных продуктов для корпоративных клиентов с уникальными характеристиками коммерческие банки активно применяют современные маркетинговые инструменты, предлагая пакеты комплексных услуг при обслуживании корпоративных клиентов.

В сознании корпоративного клиента формируются неценовые преимущества от приобретения кредитных продуктов, так на первый план выходят отдача от использования заемных средств, преимущества работы с кредитной организацией, психологические факторы и понимание ценности обслуживания в банке-партнере на постоянной основе.

5. Параметрический метод. Параметрические методы базируются на формировании цены с учетом базовой цены кредитного продукта для корпоративных клиентов и дополнительной надбавки за улучшенные параметры данных кредитных продуктов. Чаще всего

«Научные исследования и инновации» параметрический метод ценообразования применяется при разработке

кредитных линий для корпоративных клиентов, в которых

дополнительным параметром является оплата неиспользованного за

определенный срок лимита.

Параметрический метод ценообразования представляет собой сравнительный анализ свойств, параметров банковского продукта с аналогичными параметрами такого продукта, предлагаемого конкурентами на депозитном и кредитном рынках. При этом составляется параметрический ряд, состоящий из потребительских характеристик, которые поддаются четкому количественному определению (срок, размер, обеспечение и др.). То есть каждый параметр подвергается оценке и, в случае, если банковский продукт оказывается лучше, чем у других банков, то его цена корректируется с учетом имеющихся преимуществ.

Параметрический метод ценообразования достаточно удобно использовать при установлении цены на кредитные продукты для корпоративных клиентов, так как он имеет достаточно большое количество дополнительных параметров и имеет четкое количественное определение в виде обеспечения, размера и срока предоставления.

Рассмотрение составных элементов цены раздельно позволяет коммерческому банку выявить особенности предлагаемых кредитов и депозитов, акцентировать на них внимание физических и юридических лиц, рекламировать отличительные качества.

Таким образом, существующие методы ценообразования на банковские продукты практически сводятся к трем самым распространенным: установлению цены исходя из цен конкурентов и ощущаемой ценности услуги потребителем; на основе потребительских параметров, которые поддаются четкому количественному определению.

VIII Международная научно-практическая конференция Подводя итог оценки методов ценообразования, используемых

коммерческими банками в РФ целесообразно выделить их

преимущества и недостатки (таблица 2).

Таблица 2. Методы ценообразования, используемые

коммерческими банками в РФ

Метод ценообразования Преимущества Недостатки

1. Трансфертное ценообразование - оптимизация операционных и административных расходов, связанных с кредитами; - глубокий анализ процесса становления конечной цены банковского продукта в кредитной организации. - достаточно затратный метод; - требует наличие квалифицированных кадров со специальными знаниями в области ценообразования.

2. Методы ценообразования на основе маркетингового подхода - лояльность по отношению к корпоративному клиенту, за счет более полного их удовлетворения в цене к кредитным продуктам; - гибкость в определении цены. - зачастую маркетинговые исследования проводятся поверхностно при получении недостоверной информации; - дополнительные затраты на проведение глубоких маркетинговых исследований.

3. Затратный метод - считается достаточно простым и менее трудозатратным по сравнению с другими методами ценообразования; - при использовании данного метода банк получает справедливую норму прибыли. - при установлении цены не учитывается уровень спроса на тот или иной кредитный продукт; - не используется влияние конкурентов на устанавливаемую стоимость.

4. Рыночный метод - ориентирован строго на рынок кредитования корпоративных клиентов; - гибкость определения цены; - нацеленность на определенный сегмент (корпоративные клиенты). - возможность допустить ошибки из-за отсутствия информации о процессе ценообразования у конкурентов; - недостаток знаний у специалистов при оценке рыночной информации.

5. Параметрический метод Используются в случае, когда можно оценить качественные характеристики кредитных продуктов, которые не поддаются количественной оценке Достаточно субъективный метод, так как недостаточно обоснован выбор параметров для установления цены.

«Научные исследования и инновации»

Таким образом, в современных условиях формирования

кредитного рынка коммерческим банкам приходится вырабатывать свое отношение к проблеме установления цен, ориентируясь в основном на сложившийся рыночный уровень. Этот принцип соблюдается для преобладающей части российских коммерческих банков.

Следует отметить, что метод ценообразования на основе маркетингового подхода - самый примитивный, хотя и самый распространенный в банковском ритейле способ. И все же его применение ограничено тем, что погоня за ценовым лидером для большинства банков означает снижение нормы прибыли при имеющихся затратах. Существенным недостатком такого метода определения цен является то, что здесь, как и при установлении цены на основе себестоимости, игнорируется фактор их эластичности [9].

На практике банки используют всю совокупность методов ценообразования. С усилением конкуренции приоритет в ценообразовании смещается с одной группы методов на другую. Этот сдвиг тем более заметен, чем меньше банк и чем меньше его финансовая интеграция с клиентом.

Главной особенностью при определении цен на кредиты корпоративных клиентов считается ориентир на официальную учетную ставку Центрального банка РФ. Однако, Банк России не устанавливает прямых ограничений на размеры процентных ставок, поэтому этот вопрос решается банками по-разному. Считается, что наиболее вероятные границы ссудного банковского процента лежат в пределах среднего показателя рентабельности в реальном секторе экономики (верхний предел) и затрат банка на приобретение кредитных ресурсов (нижний предел). Так как реальные ценности, увеличивающие национальное богатство страны, создаются в производственных структурах, то уровень их рентабельности должен выступать верхней

VIII Международная научно-практическая конференция границей банковского процента, иначе заемщик не сможет оплачивать

стоимость кредита. Аналогично, если затраты банка на привлечение

кредитных ресурсов превысят банковский процент, то кредитная

организация будет в убытке. Как правило, на практике условие нижней

границы реализуется всегда, а принцип верхней границы срабатывает,

особенно в России, не часто. Это обусловлено расширенными

возможностями банка в размещении имеющихся ресурсов и

естественным стремлением к их доходному вложению.

Отечественными экономистами разработан ряд методик расчета процентных ставок по кредитам, большинство из которых базируется на использовании затратного подхода как наиболее привычного для определения цен. Однако далеко не все они отличаются эффективностью и применимы на практике.

При планировании объемов кредитования корпоративных клиентов банковским менеджерам необходимо учитывать множество факторов: спрос на кредитные ресурсы, уровень инфляции, давление регулирующих банковскую деятельность органов, приоритеты в проведении кредитной политики и т.д.

В постоянно меняющейся среде функционирования и с обострением конкурентной борьбы на рынке кредитования корпоративных клиентов банкам все чаще приходится использовать современные маркетинговые инструменты по привлечению и удержанию данного сегмента клиентов. Именно корпоративный сектор приносит кредитным организациям наибольший доход в структуре общего кредитного портфеля. При этом основным элементом маркетинговых приемов по укреплению конкурентного положения коммерческого банка в сегменте корпоративного кредитования становится ценовая политика, точнее ее эффективная разработка и применение.

«Научные исследования и инновации» Библиографический список:

1. Омельченко А.Н., Хрусталёв Е.Ю. Корпоративное кредитование и процентная ставка: определение экзогенных факторов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. Вып. 12. - С. 2274-2283.

2. Зозуля В.В., Горюнова И.С. Перспективы развития российской денежной системы в современных условиях// Финансы и кредит. 2018. № 24 - 10(778). - С. 2225-2238

3. Сорокина М.М., Изместьева Е.В. Цифровые инновации в маркетинговой деятельности банков // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 11 (27). - С. 375-379.

4. Сайгакова Ю.Н., Гапоненко Т.В. Этапы разработки маркетинговой стратегии в условиях информационной экономики // Экономика и управление. Актуальные вопросы. 2020. № 7. С. 205-209.

5. Губарьков А.С., Губарьков С.В. Особенности поведения российских потребителей на рынке банковских услуг / А.С. Губарьков, С.В. Губарьков // Управление и экономика народного хозяйства России: сборник статей Межд. научно-практич. конф. - Пенза: РИО ПГАУ, 2021. - С. 92 - 98.

6. Адаменко А.А. Основные тенденции развития банковского сектора в Российской Федерации / А.А. Адаменко, К.В. Желябовская // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 2 (31). - С. 263-265.

7. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс]: вед. Закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ, (ред. 24.02.2021) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2021).

8. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования / Под ред. В.И. Шаповалова. - Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2017. - С. 140-144.

VIII Международная научно-практическая конференция

9. Горбунова О.А., Кравченко О.В. Стратегия увеличения финансовых ресурсов коммерческого банка путем повышения качества кредитных взаимоотношений с клиентами // Вестник Международного института рынка. 2020. № 1. - С. 19-21.

УДК 332.1

Макарова Дарья Дмитриевна Makarova Daria Dmitrievna

к.э.н., доцент кафедры туризма и культурного наследия

candidate of economic Sciences Associate Professor of the Department of Tourism and Cultural Heritage

АНО ВО «Российский новый университет» ANO VO «Russian New University»

КОСМИЧЕСКИЕ ГОРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛИЦАХ

SPACE CITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN PERSONS

Аннотация: Туризм для экономики нашей страны важен и туристская привлекательность городов Российской Федерации достаточно высокая. Совмещая историю и туризм, несколько видов туризма (культурно-познавательный, промышленный, событийный), может послужить большим толчком для формирования новых тематических маршрутов и интересной экскурсионной программой для разного возраста туристов.

В данной статье автором работы был сформирован тематический материал к 60 летию полета первого человека в космос и показана значимость российских городов через призму космонавтов, которыми были совершены первые попытки покорить космические пространство. Данный материал может служить основой для разработки тематических брошюр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.