Научная статья на тему 'Методы строго регламентированного упражнения для школьника, игровой и соревновательный для борцов'

Методы строго регламентированного упражнения для школьника, игровой и соревновательный для борцов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
регламентированные упражнения / физическое воспитание / нормирование / метод сопряженного воздействия / спортсмен / игровая деятельность / контроль нагрузки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жахонгир Бобомуродович Эргашев, Шухрат Джуматурдиевич Абдуллаев

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Приводим упражнения, которые помогают борцам увеличить физическую силу: приседания со штангой на плечах; жим штанги изза головы; подтягивание штанги к груди из положения туловище наклонено вперед; тяга штанги (ноги прямые); сгибание туловища из положения сидя на полу; наклоны туловища в стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жахонгир Бобомуродович Эргашев, Шухрат Джуматурдиевич Абдуллаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы строго регламентированного упражнения для школьника, игровой и соревновательный для борцов»

Методы строго регламентированного упражнения для школьника, игровой и соревновательный для борцов

Жахонгир Бобомуродович Эргашев Шухрат Джуматурдиевич Абдуллаев Туркестанский инновационный университет

Аннотация: Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Приводим упражнения, которые помогают борцам увеличить физическую силу: приседания со штангой на плечах; жим штанги из-за головы; подтягивание штанги к груди из положения туло- вище наклонено вперед; тяга штанги (ноги прямые); сгибание туловища из положения сидя на полу; наклоны туловища в стороны.

Ключевые слова: регламентированные упражнения, физическое воспитание, нормирование, метод сопряженного воздействия, спортсмен, игровая деятельность, контроль нагрузки

Methods of strictly regulated exercises for schoolchildren, gaming and competitive for wrestlers

Jahongir Bobomurodovich Ergashev Shukhrat Dzhumaturdievich Abdullaev Turkestan innovation university

Abstract: The main methodological direction in the process of physical education is strict regulation of exercises. The essence of strictly regulated exercise methods is that each exercise is performed in a strictly specified form and with a precisely determined load. Here are exercises that help wrestlers increase their physical strength: squats with a barbell on their shoulders; overhead barbell press; pulling the barbell to the chest from a position with the torso tilted forward; barbell row (legs straight); bending the torso from a sitting position on the floor; bending the torso to the sides.

Keywords: exercises, regulated exercises, physical education, rationing, coupled impact method, athlete, gaming activity, load control

Метод строго регламентированных упражнений предусматривает:твердо предписанную программу движений; точное дозирование нагрузки и управление её динамикой; нормирование интервалов отдыха; применение вспомогательных средств управления действиями и контроля нагрузки.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

1) методы обучения двигательным действиям;

2) методы воспитания физических качеств.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 352 LME^^Sl

ynpa^HeHue (HanpHMep, MHoroKparnoe HenpeptiBHoe BbinonHeHue эпeмeнтapнbIx ruMHacTHHecKux ynpa^HeHHfi).

HrpoBofi MeTog xapaKTepu3yeTca TaKHMH ocoöeHHocTaMH, KaK:

1) «cro^eraaa» opraннзaцнa, rge geaTentHocTt urparomux opraHH3yeTca b cooTBeTcTBHH c oöpa3HbiM hhh ycnoBHtiM cro^eTOM (3aMbicnoM, nnaHoM Hrpti), b kotopom npegycMarpuBaeTca gocra«:eHHe onpegeneHHofi ^hh b ycnoBHax nocToaHHoro h b 3HaHHTenbHoö Mepe cnynafiHoro H3MeHeHHa cнтyaцнн. rnaBHaa HepTa copeBHoBarentHoro MeToga - conocTaBneHue chh b ycnoBHax ynopagoneHHoro conepHHHecTBa, öoptöti 3a nepBeHcTBo hhh bo3mo^ho BticoKoe gocTu^eHue. CopeBHoBaHue (hhh cocTa3aHue), nogoÖHo urpe, oTHocurca k nucny Hauöonee mupoKo pacnpocTpaHeHHtix o6rn,ecTBeHHbix aBneHHfi. Oho HMeeT 3HaneHue KaK cnocoö opгaннзaцнн h cTHMynupoBaHHa geaTentHocTH b caMtix pa3nuHHMx c^epax ^H3HH - b npou3BogcTBeHHofi geaTentHocTH, b ucKyccTBe (xygo^ecTBeHHte KoHKypcti, ^ecTHBanu), b cnopTe h T.g. EcTecTBeHHo, hto KoHKpeTHMH cmbich copeBHoBaHHfi npu этoм pa3nuneH.

CopeBHoBaTentHMH MeTog xapaKTeproyeTca TaK«:e yнн$нкaцнefi (npuBegeHueM k HeKoTopoMy eguHoo6pa3Hw) npegMeTa cocTa3aHua, nopagKa öoptöti 3a noöegy h cnocoöoB oцeнкн gocTH^eHHa. BnonHe noHaTHo, hto HeBo3Mo^Ho cpaBHHBaTt cunti, ecnu HeT o6rn,ero этaпoнa gna cpaBHeHua h He ynopagoneH caM npoцecc conocTaBneHHa. B oTgentHtix cnynaax yнн$нкaцнa Mo^eT HMeTt cuny numt b npegenax gaHHoro KonneKTHBa copeBHyrornuxca (rpynnti, Knacca h t. g.). Ho oHa Bcerga npucyTCTByeT npu ucnont3oBaHHH copeBHoBarentHoro MeToga. B cnopTe ^e yнн$нкaцнa 3aKpennaeTca eguHtiMH npaBunaMH copeBHoBaHHfi, KoToptie bo MHorux cnynaax npuoöpenu y^e 3HaneHue Me^gyHapogHtx HopM. BMecTe c TeM yнн$нкaцнa b copeBHoBarentHoM MeToge He peraaMernupyeT copeBHyrornuxca bo Bcex geTanax. XapaKTep этofi geaTentHocTH onpegenaeTca b pemarorn,efi Mepe noruKofi öoptöti 3a nepBeHcTBo, noöegy hhh bo3mo^ho BtcoKoe gocm^eHue.

OcHoBy copeBHoBaTentHoro MeToga cocTaBnaeT paцнoнaпtнo opraHH3oBaHHtfi npoцecc cocTa3aHHa, npuneM cnopTcMeH Mo^eT copeBHoBaTtca He TontKo c gpyruMH, ho h c caMHM coöofi, cTpeMact npeBbicurt cBofi cnopTHBHtifi pe3yntTaT hhh noKa3arenH b nogroTOBHTentHtix ynpa^HeHHax.

HrpoBaa geaTentHocTt, KaK $opMa h MeTog oöyneHua Mnagmux mKontHHKoB, aBnaeTca Hauöonee npogyKTHBHtiM HanpaBneHueM b yneÖHo-BocnHTarentHoM npoцecce b coBpeMeHHofi MeTogHKe $H3HnecKoro BocnuraHHa. HrpoBofi MeTog, b KaKofi öt ^opMe h oöteMe He Btpa^anca, Bcerga npuBneKaeT h pagyeT peöeHKa, a ^necoo6pa3Hoe BaptupoBaHue pa3nHHHbix ero $opM gaeT Bo3Mo^HocTt ycnemHoro h nonHoro pemeHHa 3agan ^H3unecKoro BocnuTaHua.

Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода - способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.

Младшие школьники, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «cюжeтoм», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям. Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.

В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.

Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Игра сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, а методом является комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости.

В игровом методе можно выделить подражательно-игровой и классический игровой методы. Игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений.

Упражнения, выполняемые в игровой форме - подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т.д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов

физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Для воспитания скоростно-силовых качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «самые лучшие прыгуны», эстафета, «прыжки через мяч», «передай быстрее», «кто дальше бросит», «метание в щит», «количественная передача».

Для воспитания гибкости: «будь ловким и гибким», «удержи равновесие», «волна», «перекаты под мостом», а также «салки в беге», «эстафета вдвоем», «велогонка гимнастических палок» и др.

Для воспитания выносливости рекомендуются следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «салки», «эстафета с возвращением», «кто быстрее перекатит мяч», «занимай свободное место», «ласточка», «охотники».

В вольной борьбе спортсмены борются в тело, без захватов за одежду, как, например, в самбо. Во-вторых, отличие заключается в правилах определения победителей, в оценке техники спортсмена. Для того, чтобы одержать чистую победу, необходима большая разница в очках либо надо уложить соперника на лопатки.

Использованная литература

1. Ш Д Абдуллаев. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Бухарский государственный университет, Бухара, Узбекистан ... Научно-практическая конференция

2. Ш Д Абдуллаев. Физкультурно-оздоровительная работа с студентами вуза. XI Международная научно-практическая конференция «актуальные проблемы .

3. Ш Д Абдуллаев, Д Садриддинова. Применение инновационных технологий в спорте. Инновации и традиции в современном физкультурном образовании, 8-11

4. Ш Д Абдуллаев. Шукуров Х.С. Психологическая подготовка спортсменов как условие успешной соревновательной деятельности. Вестник интегративной психологии 2023 Выпуск 30 часть 30 (30), 27-30

5. Ш Д Абдуллаев. Мейлиев Б.Б. Психологическая подготовка легкоатлета. Вестник интегративной психологии 2023 Выпуск 30 часть 30 (30), 22-26

6. Ш Д Абдуллаев. Признаки и факторы познавательной активности студентов факультета физической культуры в учебной деятельности.Вестник интегративной психологии 28 (№ 25 от 5.04.2023г), 812

7. Ш Д Абдуллаев. AS Dzhumaturdievich. Zamonaviy maktab shartotlarida ta'lim va jismoniy tarbiya muamшolari.Научно-практическая конференция, 115-118

8. Ш Д Абдуллаев. NS Nasimovich. Talabalar jismoniy tarbiyasida komponentli motivatsiyalar. Научно-практическая конференция, 447-449

9. Ш Д Абдуллаев. Основные технологии повышения уровня здоровья и физической подготовки студентов. Science and Education 3 (5), 1577-1582

10. Ш Д Абдуллаев. Physical education at schools. Вестник науки и образования, 48-51

11. Ш Д Абдуллаев. Jismoniy tarbiya jarayonida komponentli motivatsiyalar. Научно-практическая конференция.

12. Ш Д Абдуллаев. IA Shodievich. Current problems of preschool education in the modern stage. Научно-практическая конференция.

13. Ш Д Абдуллаев. Z Yusupova. Theoretical analysis of the process of recovery of working capacity of turon wrestlers in the post-competition stage.Центр научных публикаций (buxdu. uz) 4 (4)

14. Ш Д Абдуллаев. Шароф Абдурахмонов. Потенциал развития страхового рынка в Джизакской области. Source: Donald R. Cooper and C. William Emory, Business Research Methods, published by Richard d. irvin, inc., 1995. Page 2 of67

15. Ш Д Абдуллаев. D Sadriddinova, F Qurbonov. The role of mass forms of physical culture among students. Редакционная коллегия, 250

16. Ш Д Абдуллаев. Yusupova Zulfizar Sharipovna. Scientific reports of Bukhara state university, 271, Научные доклады Бухарского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.