Научная статья на тему 'МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / учебный деятельность / школьник / мотив / самостоятельной работы. / method / educational activity / student / motive / independent work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уришов Шокир Маматалиевич

в статье рассматриваются методы стимулирования учебной деятельности школьников. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы. В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STIMULATING THE LEARNING ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

the article discusses methods of stimulating the educational activity of schoolchildren. In order to formulate such motives for educational activities, the entire arsenal of methods for organizing and implementing educational activities is used verbal, visual and practical methods, reproductive and search methods, inductive and deductive methods, as well as methods of independent educational work. Interesting analogies also play the role of a technique included in the methods of forming interest in learning. Emotional experiences are caused by using the technique of surprise.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

METHODS OF STIMULATING THE LEARNING ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

Urishov Sh.M. (Republic of Uzbekistan)

Urishov Shokir Mamatalievich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses methods of stimulating the educational activity of schoolchildren. In order to formulate such motives for educational activities, the entire arsenal of methods for organizing and implementing educational activities is used - verbal, visual and practical methods, reproductive and search methods, inductive and deductive methods, as well as methods of independent educational work. Interesting analogies also play the role of a technique included in the methods offorming interest in learning. Emotional experiences are caused by using the technique of surprise.

Keywords: method, educational activity, student, motive, independent work.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Уришов Ш.М. (Республика Узбекистан)

Уришов Шокир Маматалиевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются методы стимулирования учебной деятельности школьников. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы. В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления.

Ключевые слова: метод, учебный деятельность, школьник, мотив, самостоятельной работы.

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности-словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы. Вместе с тем накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией.

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулирования и мотивации учения школьников.

Методы формирования познавательных интересов у учащихся.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,

2) наличием познавательной стороны этой эмоции,

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению.

Учебные дискуссии. Известно, что в споре рождается истина. Спор - дискуссия - вызывает повышенный интерес к теме. Ситуации спора, учебные дискуссии учителя создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь традиционным стал уже вопрос типа: «А кто думает иначе?» И если такой прием вызывает спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения учителя. Так, учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению.

Все чаще можно встретить в практике работы школы и специально организуемые на уроках учебные дискуссии уже не игрового характера. Например, это могут быть учебные дискуссии, в которых старшеклассники (а такие методы являются доступными только для них) по заданию учителя изучают учебную и научно-популярную литературу, с разных точек зрения анализирующую то или иное художественное произведение, обсуждают разные точки зрения на новые физические и химические открытия. В этом случае ученики выступают как бы сторонниками различных концепций. Естественно, нельзя ожидать, что школьники выскажут окончательное решение о справедливости той или иной точки зрения. Этот прием используется для того, чтобы вызвать повышенный интерес к более углубленному изучению тех или иных вопросов.

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха [1]. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие достижения в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Методы формирования чувства долга и ответственности в учении.

Процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы долга и ответственности школьников в учении.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов:

— разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения;

— предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего гражданского, нравственного, сыновнего (дочернего) долга;

— приучения к выполнению требований;

— поощрения за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей;

— оперативного контроля выполнения требований и в необходимых случаях указания на недостатки.

Поощрение и порицание в учении.

Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в учебной деятельности. Круг поощрений в школе весьма разнообразен. В учебном процессе — это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность учения школьников.

Список литературы /References 1. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С. 177—210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.