Научная статья на тему 'Методы стимулирования экспорта'

Методы стимулирования экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2309
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН / EXPORT / FOREIGN-TRADE ACTIVITY / FOREIGN TRAFFIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гизатуллина С. В.

В работе рассматриваются вопросы внешнеэкономической политики и международного обмена товарами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of foreign-economic policy and foreign traffic of commodities.

Текст научной работы на тему «Методы стимулирования экспорта»

ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.В. Гизатуллина

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА

S.V. Gizatullina

THE METHODS OF EXPORT INCENTIVE

Ключевые слова: экспорт, внешнеторговая деятельность, международный обмен

Keywords: export, foreign-trade activity, foreign traffic.

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы внешнеэкономической политики и международного обмена товарами

Abstract

The article is devoted to the issues offoreign-economic policy and foreign traffic of commodities.

Экспорт - это вывоз за границу товаров, проданных иностранным покупателям, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране.[10]. Экспорт, так же как и импорт, способствует росту национального дохода и ВНП. Исторически и логически экспорт представляет собой первый практический шаг любой компании на пути интернационализации её деятельности, как наиболее традиционное решение по выбору техники вхождения на зарубежный рынок.

Внешнеторговая деятельность- это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.^].

Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затрачивать на производство товаров, взамен импортируемых, на средства, вырученные от экспорта.

Как и любая другая, внешнеторговая деятельность должна быть регулируема. И это регулирование должно быть направлено на то, чтобы страна получила возможность иметь экономические выгоды от участия в международном разделении труда. Она должна обладать необходимыми экспортными ресурсами и быть способной реализовать их на внешнем рынке с целью получения иностранной валюты для осуществления импортных операций. Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать экспорт той продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Основными экономическими инструментами внешнеэкономических связей в условиях рыночной экономики выступают таможенные пошлины, таможенные тарифы и налоги.[11]

Общественность по разному реагирует на изменения таможенных тарифов. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Проблема заключается в том, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных отраслей народного хозяйства из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защи-

тить стратегические интересы страны - одна из важных целей внешнеэкономической политики государства.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства, Поэтому её содержание обусловлено, с одной стороны, социальноэкономической политикой, проводимой государством, с другой- задачами экономического роста.

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза, участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим исчерпаны противоречия между Таможенным кодексом РФ и Таможенным кодексом таможенного союза в части (п. 2 ст. 1 ТК ТС, п. 2 ст. 8 ТК РФ). В Письме ФТС России от 29.06.2010 N 01-11/31847. разъяснено, в каком порядке применяются нормы ТК РФ.

С этой же даты вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе".

Товары, которые вывозятся с территории РФ, считаются реализованными на этой территории, поскольку к моменту отгрузки или транспортировки находятся в России (пп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 147 НК РФ). Поэтому вывоз товаров облагается НДС в установленном НК РФ порядке.

При этом не имеет значения, где фактически состоялся переход права собственности на вывозимый товар: в России или за рубежом. На это указывают отдельные суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 22.09.2008 N А65-5848/07, от 09.09.2008 N А65-31002/07).

Обложение НДС при вывозе зависит от таможенного режима, под который помещаются товары: при одних режимах НДС уплачивается, при других - нет (п. 2 ст. 151 НК РФ).

Согласно пп.1 п 2 ст.151 НК РФ налог на добавленную стоимость не уплачивается, если ввозимый товар помещён под таможенный режим экспорта или таможенный склад с целью последующего вывоза в режиме экспорта. При вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.

При вывозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, налогообложение производится по ставке НДС в размере 0% (пп. 1, 8 п. 1 ст. 164 НК РФ). То есть фактически налог не уплачивается.

При этом важно учитывать, что припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ). Продукты питания к припасам не относятся (см. Письмо Минфина России от 11.05.2007 N 03-07-08/110).

По нулевой ставке облагаются также работы и услуги, непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100530). При вывозе товаров в иных режимах, чем экспорт, реэкспорт или перемещение припасов, НДС уплачивается по ставке 10 или 18%, если иное не установлено ТК РФ (пп. 4 п. 2 ст. 151 НК РФ).

"Входной" НДС по товарам (работам, услугам), использованным для операций, облагаемых по ставке 0% (в том числе для экспорта товаров, перемещения припасов), подлежит вычету на момент определения налоговой базы, т.е. на последний день квартала, в котором собраны документы, или на дату отгрузки, если документы не собраны (п. 9 ст. 167 НК РФ).

Необходимо помнить, что экспорт и реэкспорт - два самостоятельных режима, которые не заменяют друг друга для целей НДС, и, поскольку в пп. 1 п. 1 ст. 164 режим реэкспорта не назван, применять нулевую ставку при вывозе товаров в данном таможенном режиме нет оснований.

Одновременно суды указывают, что, если товары предназначаются для реализации на внешнем рынке и по ним изначально заявлен таможенный режим реэкспорта, то вывоз таких товаров не облагается НДС. Ведь при реэкспорте территория РФ не является местом реализации товара (ст. 147 НК РФ), а значит, объекта налогообложения по НДС не возникает (ст. 146 НК РФ). К такому выводу пришел, в частности, ФАС РФ в Постановлении Президиума от 24.06.2008 N 2968/08 и Определениях от 10.11.2008 N 14613/08, от 21.07.2008 N 4397/08.

Однако, Постановления ФАС Московского округа от 21.01.2008 N КА-А40/14199-07, ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2008 N А56-15912/2007, ФАС Центрального округа от 21.04.2008 N А48-2995/07-13 признают правомерным применение нулевой ставки НДС при реэкспорте, ссылаясь на то, что реэкспорт - это разновидность экспорта.

По разъяснениям Минфина России, при вывозе товаров в данном режиме с целью их возврата иностранным поставщикам налог не уплачивается, поскольку отсутствует объект налогообложения. Налог, который ранее был уплачен при ввозе таких товаров, возвращается налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством (пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ). Если же при этом "ввозной" НДС ранее был принят к вычету, его необходимо восстановить, на это указывает Письмо Минфина России от 08.08.2008 N 03-07-08/197.

Для того, чтобы не платить налог при экспорте и в то же время возместить "входной" НДС, необходимо документально подтвердить налоговым органам сам факт экспорта (пп. 1 п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки НДС установлен срок в 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ данный срок был продлен на 90 дней в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. (в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ была введена ст. 27.3). При этом в ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ не уточнялось, какие именно имеются в виду дни - рабочие или календарные. По правилам п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных. Поскольку в ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ указания на календарные дни не было, на практике возникали проблемы при расчете увеличенного срока подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.

Минфин России в Письме от 31.03.2009 N 03-07-08/76 разъяснял, что 90-дневный период исчисляется именно в календарных днях, так как продлевается срок, предусмотренный именно в таких днях. Поэтому, по мнению финансового ведомства, увеличенный срок для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в указанный период был равен 270 календарным дням. В то же время указание на календарные дни содержится только в п. 9 ст. 165 НК РФ, а из ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ не ясно, о каких именно днях идет речь. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Значит, период для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., нужно исчислять так: 180 календарных дней с даты помещения товаров под соответствующий таможенный режим плюс 90 рабочих дней.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вновь увеличен 180-дневный срок подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС при экспорте. Соответствующее дополнение внесено непосредственно в п. 9 ст. 165 НК РФ. При этом уточняется, что срок увеличивается именно на 90 календарных дней. Кроме того, отмечено, что срок продлевается, если товары помещены под соответствующие таможенные режимы в период с 1 июля 2008 г. по 31 марта 2010 г. То есть вопрос расчета увеличенного срока подачи документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. решен, и по 31 марта 2010 г. указанный срок составляет 270 календарных дней.

Однако есть иная точка зрения по данному вопросу: срок в 270 календарных дней может использоваться при помещении товаров под соответствующий режим экспорта только в период с 1 января по 31 марта 2010 г. Данное ограничение, которое введено в Налоговый кодекс РФ п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ в отношении товаров, экспортируемых в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., ухудшает положение налогоплательщиков, поскольку, как отмечено ранее, формально увеличенный срок в этот период должен был рассчитываться как 180 календарных плюс 90 рабочих дней. Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.

Таким образом, срок для представления документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, нужно исчислять следующим образом:

- в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., - 180 календарных дней (с даты помещения) плюс 90 рабочих дней (ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ);

- в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 января по 31 марта 2010 г., - 270 календарных дней (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. - М., 2009.

2. Таможенный кодекс. РФ. -- М., 2008.

3. Таможенный кодекс таможенного союза.

4. Федеральный закон от 27.12.2009 № 368-ФЗ.

5. Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ.

6. Федеральный закон от 8.12.03 № 164-ФЗ.

7. Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ.

8. Письмо Минфина России от 31.03.2009 N 03-07-08/76.

9. Письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100530.

10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Шимелик К.А. Международное правовое регулирование внешней экономической деятельности развивающихся стран. - Мн.: БГУ, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.