ART STUDIES
МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ МОДУЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ДИЗАЙНЕРСКОМ ФОРМОТВОРЧЕСТВЕ
Возьмилова А.А.
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), магистрант.
Петушкова Г.И.
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), доктор искусствоведения, профессор.
Москва
METHODS OF CREATING MODULAR OBJECTS IN APPAREL DESIGN SHAPE DEVELOPMENT
Vozmilova A.
The Russian State University by A.N. Kosygin (Technology. Design. Art), Master student.
Petushkova G.
The Russian State University by A.N. Kosygin (Technology. Design. Art),
Doctor of Art, Professor.
Moscow
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена перспективному, но пока малоизученному модульному методу проектирования одежды. Цель статьи: проследить современные тенденции развития этого направления в исследованиях ряда авторов, выявить наиболее устойчивые приёмы и показать на примерах готовых дизайнерских решений.
ABSTRACT
This article is devoted to a perspective, but still little-studied modular method of apparel design. The main purpose of the article is to trace current trends in this direction's development regarding to different authors' research, to identify the most sustainable techniques and show examples of ready-made design solutions.
Ключевые слова: дизайн, модульный метод, модуль, модульный дизайн, одежда, костюм, аксессуары, инновации, модные тенденции, дизайн костюма, дизайн одежды, современные материалы, исследования, методика дизайна.
Keywords: design, modular method, module, modular design, apparel, costume, accessories, innovation, fashion trends, costume design, apparel design, contemporary materials, research, design technique.
Модуль является первичным элементом серийного проектирования в архитектурно-дизайнерском формотворчестве. Он служит параметрической, геометрической и конструктивной основой формообразования. Приёмы размерно-модульной гармонизации разрабатывались основоположниками дизайна в 60-70-х и начале 80-х гг. XX в.
Благодаря развитию малоёмких технологий производства, идеи преобразования предметов находят отклики практически во всех аспектах современного мира. Желание правильной организации пространства зарождает идеи многофункциональности не только в предметах электроники и техники, но и в привычных предметах человеческого потребления, например, в одежде. Таким образом, индустрия моды становится наглядной платформой для реализации проектов, связанных с трансформацией и дополнительными возможностями одного и того же предмета.
Модульные системы широко используются в проектировании современного костюма. Характерным признаком такой одежды является проявляющаяся и быстро распознаваемая форма, размер, пластика модулей, которые используются для получения формы, а также принцип и последовательность их соединения. Не смотря на то, что модульный метод не является новым в дизайне костюма, эксперименты позволяют получать всё новые и новые ре-
шения. Разнообразие решений можно получить, последовательно преобразуя исходные данные модуля или модулей (в зависимости от модели). Такой подход позволяет максимально проработать варианты. В основном, это касается размеров модулей и их количества. Активное использование приёмов пропорционирования и ритмические комбинации позволяют получать острые выразительные формы костюма. В настоящее время модульные системы проявляются не только в форме костюма. Этот принцип активно используется для получения объёмного декора, который, в свою очередь, выполняет в костюме формообразующую функцию.
Ярким примером такого подхода к проектированию являются коллекции модных домов Delpozo, Comme des Garçons и других. Модульная система -это исключительно творческий прием работы с формой. Используя данный метод, автор не привязан и не ограничен конкретным кроем, а соответственно, и формой, силуэтом, содержащимся в конкретной конструкции.
В таблице 1 представлены модели одежды, созданные с использованием разнообразных приемов модульного проектирования.
При работе в модульной системе появляются большие возможности в решении форм, силуэтов, объемов, пропорций. Важную роль играет момент импровизации, а также случайности. Не редки, а
почти закономерны случаи, когда случайные, не запланированные манипуляции с тканью, приводят к новому, не предусмотренному решению. Более того, такой «новый» поворот позволяет развить целый логический ряд новых вариантов. Следует заметить, что одним из решающих факторов в работе такого рода является поиск и осмысливание так называемого ключевого решения. Если ключевое решение найдено, то возможен целый ряд моделей, объединенных им.
Говоря о модуле, мы чаще всего имеем ввиду плоскую фигуру простой геометрической формы: квадрат, круг, овал, прямоугольник, лента. В последнее время можно заметить усложнение вида и формы модуля - из плоского он превращается в объёмный. В основе сложного модуля может быть куб или его часть, цилиндр или его часть и т.д. Усложнённая форма модуля позволяет получать более сложные решения формы костюма [9].
В основе модульного проектирования лежит параметрический ряд числовых значений, соответствующий нескольким характеристикам изделия. Этот ряд типоразмеров дает возможность получить серию размерно-параметрических рядов по вертикали и горизонтали базисной модели и рассчитать модификации второстепенных параметров.
Параметрическим рядом является закономерно построенная в определенном диапазоне совокупность числовых значений главного параметра изделия одного функционального назначения и принципа действия. Главный параметр служит базой при определении числовых значений основных параметров, поскольку выражает самое важное эксплуатационное свойство.
Основными называют параметры, которые определяют качество изделия как совокупности свойств и показателей, определяющих соответствие изделия своему назначению.
Основные и главный параметры взаимосвязаны, поэтому иногда удобно выражать основные параметры через главный параметр. Параметрический ряд называют типоразмерным или просто размерным рядом, если его главный параметр относится к геометрическим размерам изделия. На базе типоразмерных параметрических рядов разрабатываются конструктивные ряды конкретных типов или моделей изделий одинаковой конструкции и одного функционального назначения.
Размерно-параметрические ряды стали основой для разработки методов агрегатирования, при которых базовая конструкция разделяется на узлы - агрегаты, дающие жизнь изделиям по назначению [6].
Современный ассортимент аксессуаров костюма и обуви невероятно удивителен и разнообразен, что, в свою очередь, напрямую зависит от процесса проектирования. Один из принципов, используемых в проектировании, достаточно часто можно встретить в промышленном и не промышленном дизайне костюма - это применение системы агрегатирования в моделях одежды, сумок, обуви, галантереи, ювелирных изделий и прочих украшений.
Агрегатирование следует рассматривать как метод построения формы изделий на основе применения унифицированных и стандартных составных конструктивных и декоративных элементов путем
изменения характера их соединений и пространственного сочетания, применительно к заданным условиям. В исследованиях Грашина А. А. были установлены основные принципы формообразования унифицированных и агрегатированных промышленных изделий и их совокупностей и основные средства и приемы композиционной организации и координации таких объектов. Введено понятие предметного языка унификации и определены его строение и функционирование [3].
Следует отметить, что агрегатирование сокращает трудоемкость проектирования и изготовления изделий, упрощает их эксплуатацию, позволяет производить агрегатный ремонт, облегчает проведение модернизации отдельных морально устаревших составных частей. Другими словами, процесс агрегатирования в проектировании костюма, аксессуаров и обуви - это нахождение гармоничных способов соединения унифицированных конструктивных элементов (агрегатов) с основной частью или другими составными частями конструкции модели.
Агрегат - унифицированный конструктивный элемент, часто интересен тем, что его объемно-пространственная форма имеет законченный, гармоничный внешний вид и уже существует, но в другой сфере деятельности человека. В качестве агрегата может быть использована любая объемно-пространственная форма - детали мебели, растительные и природные элементы, аксессуары костюма другого назначения, детали техники и архитектуры, либо крупномасштабные сооружения, пропорционально уменьшенные относительно изделия. То есть, при использовании данного метода проектирования модели задача дизайнера состоит в поиске нетривиального сочетания основы изделия и новой конструктивной части. Кроме существующих агрегатов, дизайнеры нередко создают свою собственную объемно-пространственную форму, играющую конструктивную роль в проектируемом изделии. В обоих случаях уникальность используемого агрегата в его мобильности относительно конструктивной основы изделия, то есть, отчасти концепция агрегатирования заключается в относительной простоте использования данного способа проектирования. Используемый унифицированный конструктивный элемент может подвергаться ремонту или замене по мере необходимости. Так же производителем может быть предусмотрен набор взаимозаменяемых агрегатов, что, в свою очередь, позволит пользователю не только осуществлять самостоятельный ремонт, но и разнообразить свой гардероб без существенных материальных затрат, так как приобретается лишь составная часть изделия.
Можно сказать, что агрегатирование, как способ конструирования костюма, аксессуаров и обуви, призвано облегчить и ускорить процесс создания и производства моделей коллекций, а, в дальнейшем, облегчить эксплуатацию пользователем, так как упрощен процесс ремонта и обновления изделия. Таким образом, применение агрегатирования в проектировании промышленного ассортимента является частью малоемких технологий, так как упрощает процесс проектирования и сборки изделия, что уменьшает временные затраты на изготовление изделий и снижает себестоимость изделия. Помимо использования агрегатирования в ка-
честве малоемких технологий, данный метод проектирования часто принимает участие в появлении инновационных идей, когда полученная вещь, кроме своего непосредственного назначения, выполняет еще ряд функций. То есть, унифицированный конструктивный элемент (агрегат) помимо выполнения своего конструктивного назначения в изделии, так же изначально имеет свои какие-либо функции [9].
Агрегатный метод заложен в основу разработки вариантов сочетаний многофункциональных конструктивных узлов в полиметрическом (многомерном) модулировании объектов в дизайне среды и костюма. Если на производстве есть запас из различных готовых модулей-агрегатов, например, карманов, воротников, капюшонов, рукавов, полочек и спинок, то за относительно небольшой отрезок времени можно собрать значительное количество разнообразных швейных изделий, которые будут представлять из себя единую коллекцию [2].
Полиметрический модуль костюма связывается единой пропорциональной зависимостью с размерами тела человека, согласовывая между собой пропорции и масштаб. Естественно, для взрослой одежды размеры модулей должны быть одни, для детской - совсем другие [4].
Под модульным проектированием понимают создание ряда изделий из унифицированных элементов - модулей, совместимых по размерам и другим функциональным параметрам. Существуют три точки зрения на унификацию. Первая точка зрения: предметом унификации является система, порождающая модули. В соответствии со второй точкой зрения, унифицированность присуща не системе, а элементам. Третья точка зрения сочетает первые две. Основной акцент здесь сделан на создании системы с ограниченным числом элементов, из которых можно получать максимальное количество производных классов.
В настоящее время в проектную и научную практику введены методы построения модульных сеток. Второй аспект модульного формообразования - динамический. Он основан на положениях эволюционной теории симметрии костюма и предполагает проведение предпроектного анализа, а также дальнейшую обработку информации [5].
Модули могут быть одинакового размера, который выбирается в зависимости от антропологии тела человека и оптимальных размеров готовой одежды. Модули, как правило, имеют простые геометрические формы, чтобы при соединении получались капюшон, короткий жилет, жилет средней длины, длинный жилет, короткие рукава, длинные рукава. Технологически каждый модуль обрабатывается отдельно подкладкой, утеплителем, мехом изнутри или снаружи [7].
Главная особенность модуля в дизайне одежды — он обрабатывается «чисто» с лица и с изнанки. Если модули сшиты из двух материалов или из одной ткани двух цветов, то их можно переворачивать и использовать для составления двухцветных полос, клеток, простых орнаментов. Важным является выбор способа соединения простых модулей в виде квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов и ромбов. Если для соединения модулей выби-
раются завязки, ленточки, банты, узлы, то их торчащие концы могут создать дополнительный декоративный эффект. Для того чтобы модули соединить друг с другом незаметно, применяются крючки, потайные кнопки, ленты велкро, супатные застёжки. Все эти виды соединения необходимы в том случае, если применяется метод трансформации - изменения формы изделия, назначения изделия, ассортимента. Причинами изменения формы изделия могут быть:
1) из маленькой сделать большую или, наоборот, из короткого жилета сделать длинный. Это -прием модульного свертывания и модульного развертывания;
2) из простой формы составить сложную и наоборот (например, к жилету пристегнуть, привязать модули и получить длинное пальто с капюшоном, кокетками и карманами, либо из простых модулей в виде квадратов, треугольников и ромбов составить сложный декоративный узор, орнамент, композицию, которая органично впишется в изделие;
3) изменяя форму, изменить назначение изделия (например, был жилет, а стало пальто) [8].
Можно из одинаковых модулей составлять разные изделия: жилеты разной длины и формы, сарафаны, юбки разной длины, блузоны, полупальто, пальто длинные с капюшонами, накладными воротниками, головные уборы, сумки и др. Таким образом, изменение ассортимента происходит путем модульного проектирования.
Форма модулей может быть и более сложная: в виде цветов, листьев, бабочек, зверей, птиц. Такие модули достаточно сложно пристегивать и отстегивать, но их можно соединять «наглухо», встык друг к другу, с помощью «брид» (элемент вышивки «ришелье»). Создаются прекрасные ажурные композиции, для которых все элементы накладываются на лекала изделия (допустим, платья) и соединяются с изнанки. Из получившегося ажурного полотна можно моделировать вставки или целые изделия. Модули разной конфигурации могут создавать сложные варианты комплектования одежды, наслаиваясь друг на друга [1].
Важно правильно подобрать для моделей ткань, которая позволяла бы стачивать и выворачивать сложные фрагменты. Для этого хорошо подходят эластичные ткани (типа «бифлекс»), эластичный трикотаж, который не «сыплется» и хорошо держит форму.
В результате обзора литературы, теоретического и проектного материала, было выявлено 4 основных метода создания модульных объектов: агрегатирование, размерно-параметрические ряды, метод построения модульных сеток и полиметрический модульный метод. В итоге хочется подчеркнуть одно важное достоинство модульного проектирования: технологическая обработка модуля очень проста, ее может выполнять неквалифицированный специалист даже в домашних условиях. Проектирование и сборка фрагментов в разнообразные изделия таят в себе огромные, ранее не использованные возможности. Но, к сожалению, такой прием проектирования одежды применяется пока очень редко.
Таблица 1.
Использование приемов модульного проектирования.
Rachel Rodwell, Australia,
https://inhabi-tat.com/ecou-terre/loomstates-re-versible-rotatable-321-garments-offer-multiple-options/
Zoe Romano, Италия,
http://www.lascuolao pensource.xyz/en/tea chings/moda-mo dulare
Zoe Romano, Италия,
http://www.lascuolao pensource.xyz/en/tea chings/moda-modulare
Материал из использованных
капсул от кофе Nespresso. Детали с отверстиями соединены между собой с помощью металлической проволоки. За-счёт формы и порядка соединения образуется узор.
Детали костюма собираются из отдельных элементов-модулей. Крепление с помощью прорезей и выступов на деталях.
Элементы-модули имеют различную форму и несколько прорезей. Это позволяет прикреплять их друг к другу на разном расстоянии.
Fioen van Balgooi, Нидерланды,
https://www.pmte-rest.ru/pin/33903667 8179996730/
Angelene Laura Fenuta, Elena Manferdini, Великобритания, Central Saint Martins. https://www.core77.c om/posts/51950/Pack aging-Made-from-Seaweed-Wins-the-Lexus-Design-Awards
Модули, вырезанные из ткани, имеют одинаковую форму, но разные размеры, выступы входят в прорези.
Можно создавать разные силуэты и объемы изделий.
Петлеобразная модульная система, позволяющая получить различные формы костюма, соединяя по-разному петли.
Amila Hrustic, Сербия.
https://inhabi-tat.com/ecouterre/sa-rajevo-artist-creates-math-inspired-ori-gami-dresses-from-paper-textiles/
Объемная структура, созданная из соединенных между собой объемных геометрических форм-модулей. Автор называет это «Платоновой коллекцией», созданной на основе пяти платоновых тел (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр).
Alexandra Verschue-ren, Бельгия.
https://trend-land.com/art-school-
confidential-ale-xandra-verschueren/
Pionova Ann
https://www.pinterest .ru/pin/57357570252 1562010/
Chanel, 2014
https://www.pinter-est.ru/pin/289497082 268949731/
Объемная модульная структура создается с помощью laser cut и последующего заутюживания прорезанных краев в определенном порядке.
Модули представляют собой прямоугольные полосы, которые крепятся между собой металлическими болтами под разным углом.
Модульная структура из отдельных элементов, настроченных на ткань. Декоративная функция.
У<? J f \ \
л V Ч / ; .
t'V /.H у \ , <
, V
L
ч
/УУ / L
Chanel, 2014
https://www.pinter-est.ru/pin/247979523 207047732/
Ronaldo Frago, Бразилия, 2014
https://ar.pinter-est.com/pin/6967913 73576516980/?autolo gin=true
Костюм строится с помощью модулей разных форм, пропорций и размеров, соединенных между собой по принципу оригами и чешуйчатой структуры.
Модулями являются тонкие пластины из дерева разного цвета. Пластика изделия достигается засчёт эластичного материала, на который прикреплены деревянные элементы-модули.
Nelson Hansen, Jessica Sluder, Rachel Bergeson, Amanda Jones, 2014
https://www.interior-
design.net/artic-les/8702-treefrog-ve-neer-snags-duo-iida-fashion-remix-award/
Модули разного размера и формы, из тонких пластин дерева и крепятся при помощи гибких металлических деталей.
15
Issey Miyake, Япония, 2015
https://www.vogue.co
m/fashion-shows/spring-2015-ready-to-wear/issey-miyake#collection
Силуэт создан при помощи объемной модульной структуры материала.
^еу М1уаке, Япония, 2015
https://www.pinteг-е81.ги/р1п/475411304 390385647/
Ма^ Сор, Хорватия,
https://www.dezeen.c от/2013/05/11/оЬ-]есЫ2-1-сгоайап-gothic-inspiгed-fash-ion-matija-cop/
3Б структура ткани, визуально разделённая на отдельные геометрические модули, но, в то же время, очень целостная.
Материал, сделанный из синтетической пены, разделён на модульные элементы-прямоугольники с помощью лазерной резки. Соединение засчёт прорезей и выступающих элементов.
RE3I
Matija Cop, Хорватия,
https://www.dezeen.c om/2013/05/11/ob-ject-12-1-croatian-gothic-inspired-fash-ion-matija-cop/
Вариативность формы достигается с помощью подобия размеров модулей и прорезей в них.
Литература
1. Благова Т. Ю. // Эвристические методы в дизайне одежды // Учебно-методическое пособие // Амурский государственный университет // Благовещенск, 2006 - 69с.
2. Грашин А. А. // Дизайн унифицированных и агрегатированных промышленных изделий: теория, методика, практика // Докторская диссертация // М.: 2002 - 464 с.
3. Грашин А. А. // Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и агрегатированных объектов. // М.: Архитектура-С, 2004 - 232 с.
4. Деменкова А. Б., Петушкова Г. И. // Трансформативное формообразование в дизайне костюма: дизайн головных уборов // М.: URSS, 2019 -240 с.
5. Петушкова Г. И. // Трансформативное формообразование в дизайне костюма. Дизайн костюма. Теоретические и экспериментальные основы. // Учебник // М.: Ленанд , 2015 - 464 с.
6. Петушкова Г. И. //Проектирование костюма //Учебник для высших учебных заведений //Электронный ресурс // М.: Академия, 2014- 416 с.
7. http://lablek.ru/metodi-proektirovaniya-v-dizaj ne-odej di-na-smenu-starim-princi/index. html
8. https://studfiles.net/preview/5577500/page:4/
9. https://kosygin-
rgu. ru/filemanag/Uploads/onti/2016-10-
10/%D0%A7%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC
_4.pdf