Научная статья на тему 'Методы создания многоуровневых систем авиационной и пожарной безопасности при наземном обслуживании воздушных судов в аэропортах'

Методы создания многоуровневых систем авиационной и пожарной безопасности при наземном обслуживании воздушных судов в аэропортах Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / ЛУЧЕВАЯ ИНФРАКРАСНАЯ СИСТЕМА / РАДИОЛУЧЕВАЯ СИСТЕМА / РАДИОВОЛНОВАЯ СИСТЕМА / ЕМКОСТНАЯ СИСТЕМА / ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / АЭРОПОРТ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бочкарёв А. Н.

Проведен анализ систем охранной сигнализации для защиты периметра аэродрома. Представлены достоинства и недостатки лучевых инфракрасных, радиолучевых, радиоволновых, емкостных и волоконно-оптических систем. Рассмотрены методы создания многоуровневых систем авиационной и пожарной безопасности при наземном обслуживании воздушных судов в аэропортах и структура построения системы контроля управления доступом. Приведены основные требования к программному обеспечению работы с картами доступа для крупного аэропорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бочкарёв А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы создания многоуровневых систем авиационной и пожарной безопасности при наземном обслуживании воздушных судов в аэропортах»

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ОБЪЕКТОВ

А. Н.Бочкарев

канд. соц. наук, доцент Московского государственного технического университета гражданской авиации

УДК 658/562:621.396:681.5

МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ МНОГОУРОВНЕВЫХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАЗЕМНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В АЭРОПОРТАХ

Проведен анализ систем охранной сигнализации для защиты периметра аэродрома. Представлены достоинства и недостатки лучевых инфракрасных, радиолучевых, радиоволновых, емкостных и волоконно-оптических систем. Рассмотрены методы создания многоуровневых систем авиационной и пожарной безопасности при наземном обслуживании воздушных судов в аэропортах и структура построения системы контроля управления доступом. Приведены основные требования к программному обеспечению работы с картами доступа для крупного аэропорта.

Ключевые слова: авиационная и пожарная безопасность, многоуровневая система, лучевая инфракрасная система, радиолучевая система, радиоволновая система, емкостная система, волоконно-оптическая система, воздушное судно, аэропорт.

гь

В целях комплексного обеспечения авиационной и пожарной безопасности при наземном обслуживании воздушных судов в аэропортах следует использовать самые современные многоуровневые системы и новые средства охраны, досмотра и контроля доступа к воздушным судам во время их стоянки в аэропортах. Анализ систем охранной сигнализации показывает, что для защиты периметра аэродрома могут быть использованы лучевые инфракрасные, радиолучевые, радиоволновые, емкостные и волоконно-оптические системы.

Лучевые инфракрасные системы обычно состоят из передатчика и приемника оптического излучения, которые располагаются в зоне прямой взаимной видимости — вдоль торца ограды или вблизи поверхности земли. Такой датчик формирует сигнал тревоги при прерывании луча, попадающего на фотоприемный блок. Протяженность охраняемого участка определяется, главным образом, мощностью излучателя и достигает 200-300 м. К недостаткам инфракрасных систем следует отнести вероятность срабатывания при попадании в луч птиц, листьев и веток деревьев, других предметов.

Сегодня на российском рынке предлагаются различные лучевые инфракрасные датчики отечественного производства (серий "СПЭК", "Вектор-СПЭК") и зарубежных фирм ("Ортех", С&К, ""У^о-шс", "А1агтсот" и др.). Принципиальное ограни-

чение для лучевых инфракрасных датчиков обусловлено сложностью их использования на непрямолинейных участках периметра или на периметрах с густой растительностью.

Радиолучевые системы содержат приемник и передатчик СВЧ сигналов, которые формируют зону обнаружения. В однопозиционных устройствах приемник и передатчик объединены в общем корпусе. В двухпозиционных приборах передатчик и приемник выполнены в виде отдельных блоков. Посторонний предмет, попавший в зону чувствительности, изменяет амплитуду и фазу принимаемого сигнала, в результате чего формируется сигнал тревоги. Протяженность зоны чувствительности составляет обычно до 50 м для однопозиционных датчиков и до 300-500 м — для двухпозицион-ных приборов.

Радиолучевые системы выпускаются в нашей стране компаниями "Гефест", "Грот", РЛД-94, "Агат", "Барьер" и др. и используются, как правило, для защиты специальных объектов, имеющих несколько рубежей периметральной охраны. Среди зарубежных фирм, выпускающих такие датчики в большом объеме, можно упомянуть "Southwest Microvawe" (США), "Senstar-Stellar" (Канада), CIAS (Италия) и др.

Радиоволновые системы состоят обычно из пары расположенных параллельно кабелей, к кото-

ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2009 ТОМ 18 №5

45

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ОБЪЕКТОВ

рым подключены соответственно передатчик и приемник радиосигналов. Вокруг такой "открытой антенны" образуется чувствительная зона, диаметр которой зависит от взаимного расположения проводников. При появлении человека в зоне чувствительности сигнал изменяется.

Кабели устанавливают либо на специальных стойках вдоль ограды, либо непосредственно на ее поверхности. При защите неогражденных территорий кабели располагают в грунте на глубине 15-30 см. Такая подземная система охраны является скрытой, но она подвержена заметному влиянию погодных условий, снижающих стабильность параметров данной системы.

Среди отечественных охранных радиоволновых устройств наиболее известны системы серии "Уран". Чувствительные проводники системы закрепляются на диэлектрических кронштейнах, установленных на торце ограды. Длина одной зоны охраны достигает 200-250 м. Аналогичная по назначению и принципу действия система "Ш:еШ-Р1БЬБ" канадской компании "8е^аг^е11аг" содержит четыре параллельных проводника, монтируемых на мачтах или на специальных кронштейнах на ограде. Эти проводники формируют чувствительную зону с поперечным сечением 1 м и высотой 2,5 м. Для снижения вероятности ложных срабатываний от атмосферных помех в системе применена автоматическая цифровая обработка сигналов. Радиоволновую систему "Яайё" английской фирмы "Geoquip" используют для охраны как оград и стен, так и открытых неогражденных периметров. Два излучающих коаксиальных кабеля устанавливают на ограде или под землей параллельно друг другу на расстоянии 2 м. Система работает в диапазоне частот 40-41 МГц, ширина зоны чувствительности — до 3 м, предельная длина одной зоны охраны — 150 м.

Емкостные системы представляет собой один или несколько металлических электродов, укрепленных на изоляторах вдоль ограды. Такая система часто выполняется в виде металлического козырька или декоративной решетки и устанавливается с помощью изоляторов на существующем ограждении. Все секции решетки соединены в общий электрический контур; они подключаются к электронному блоку, измеряющему емкость антенной системы. Когда человек приближается к электродам или касается их, емкость антенной системы изменяется, что регистрируется электронным блоком. Среди отечественных емкостных систем наиболее известны приборы серии "Радиан". Системы "Радиан-М" и "Радиан-13" предназначены для защиты металлических оград и козырьков. Протяженность зоны обнаружения составляет до 500 м.

В волоконно-оптических системах в качестве сенсора обычно используют многоволоконный оптический материал. При деформациях кабеля изменяются условия распространения проходящего по волокну инфракрасного излучения, что позволяет регистрировать попытки вторжения. К преимуществам волоконно-оптических систем можно отнести их невосприимчивость к воздействию электромагнитных и радиочастотных помех. Такие системы применяют для защиты легких металлических оград и неогражденных периметров. Во втором случае волоконно-оптический кабель располагают на небольшой глубине под поверхностью грунта. Отметим, что волоконно-оптические датчики, выполненные в виде сетки, можно использовать и под водой.

Для построения системы контроля управления доступом (СКУД) может быть применена следующая структура.

В местах концентрации дверей, оборудуемых средствами СКУД, а также на КПП устанавливаются сетевые контроллеры. Для построения распределенной системы контроля и управления доступом используется локальная вычислительная сеть аэропорта, которая выступает в качестве среды передачи данных между контроллерами. Один из контроллеров, подключаемый к серверу системы сбора и обработки информации, играет роль центрального. Данный контроллер обеспечивает выполнение сетевых функций, таких как глобальный Апй-разэ-Ьаск, а также служит для интеграции СКУД в единый комплекс безопасности. Программное обеспечение (ПО) работы с картами доступа является основой работоспособности пропускного режима с использованием СКУД. Именно с помощью данного ПО организовываются рабочие места бюро пропусков по выдаче и изъятию постоянных, временных и разовых пропусков с распечаткой бэджей, осуществляется фотоидентификация на проходных, ведется контроль за соблюдением пропускного режима пользователями.

Основными и наиболее важными для крупного аэропорта требованиями к ПО работы с картами доступа являются следующие:

1) количество рабочих мест (в том числе и рабочие места операторов бюро пропусков) в сети должно быть не менее 50-100;

2) ПО должно поддерживать работу в режиме фотоидентификации. Необходимо предусматривать средства ввода фотографий в базу данных и оперативного их вывода на мониторы рабочих станций при проходах (время вывода не более 2 с на любое рабочее место вахты);

3) восстановление программной среды (в первую очередь — базы данных) системы до работо-

46

0869-7493 ООЖАРООЗРЫООБЕЗООАСНОСТЬ 2009 ТОМ 18

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ОБЪЕКТИВ

Общий вид портативного переносного детектора "SABRE 4000"

способного состояния после сбоя компьютерной техники не должно занимать более 10 мин;

4) ПО должно иметь средства по архивированию базы данных;

5) ПО должно располагать средствами для печати идентификационных карточек с использованием заранее подготовленных шаблонов;

6) система должна формировать гибко настраиваемые отчеты по любым своим базам данных (в том числе и по базе данных событий);

7) ПО должно иметь средства для подачи в бюро пропусков электронных заявок на пропуска, для выдачи и изъятия пропусков (для разовых — желательно автоматические);

8) ПО должно иметь возможность интеграции с другими системами безопасности, например системами сигнализации и телевизионного наблюдения;

9) очень желательно, чтобы ПО имело возможность работы с разнотипными контроллерами доступа, что позволит безболезненно осуществлять развитие и наращивание СКУД;

10) ПО должно быть сетевым и иметь единую базу данных пропусков и прав доступа.

Для проведения предполетного досмотра воздушных судов на предмет возможного обнаружения токсических, ядовитых, взрывчатых веществ, химического оружия следует применять портативный переносной детектор "SABRE 4000" (см. рисунок). Он способен одновременно обнаруживать наличие взрывчатых и токсичных веществ, химического оружия и наркотиков. "SABRE 4000" детектирует и идентифицирует свыше 40 опасных веществ

в течение 20 с. При весе около 3 кг (включая батарею на 4 ч работы) данный детектор является самым компактным и мощным аппаратом в своем классе. "SABRE 4000" способен анализировать как частицы, так и пары веществ, что позволяет оператору применять наилучшую технику сбора для обнаружения опасных веществ. Известно, что некоторые взрывчатые вещества имеют слабую испаряемость и в реальной обстановке очень трудно выявить их пары. Для обнаружения таких веществ лучший метод пробоотбора — сбор микрочастиц. В то же время для выявления многих легковоспламеняющихся, токсичных, ядовитых и отравляющих веществ метод анализа паров является более эффективным.

Технические характеристики детектора "SABRE 4000":

• технология — спектрометрия подвижности ионов (IMS);

• отбор проб — контактный и бесконтактный методы;

• детектирование взрывчатых веществ — гексо-ген, пентрит, ТНТ, Semtex, нитрат аммония, HMX, нитроглицерин и др.;

• детектирование наркотиков — кокаин, героин, ТНС (конопля), метамфетамин и др.;

• детектирование химического оружия — нервно-паралитические отравляющие вещества, иприт (горчичный газ) и др.;

• длительность анализа — 10-15 с;

• время прогрева — менее 10 мин;

• размеры (ширина х высота х длина) — 40x34x32 см;

• вес — 3,2 кг с батареей;

• электропитание — 12 В, 220 В, от собственной батареи (4 ч автономной работы). Комплексное использование современных многоуровневых систем досмотра, охраны и контроля управления доступом для обеспечения авиационной и пожарной безопасности на объектах воздушного транспорта позволит предотвратить возможные акты террора и незаконного вмешательства в деятельность авиации.

Материал поступил в редакцию 17.03.09.

© Бочкарев А. Н, 2009 г. (e-mail: [email protected]).

ISSN 0869-7493 ООЖАРООЗРЫООБЕЗООАСНОСТЬ 2009 ТОМ 18 №5

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.