Научная статья на тему 'Методы социологических исследований в области проблем молодежи и молодежной политики'

Методы социологических исследований в области проблем молодежи и молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4866
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОПРОС / АНКЕТИРОВАНИЕ / ИНТЕРВЬЮ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH / INTERVIEW / SOCIOLOGICAL RESEARCH / POLL / QUESTIONING / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маликова Елена Васильевна

В статье представлен анализ основных методов сбора и обработки информации, используемых в процессе социологических исследований в области молодежных проблем и молодежной политики анкетирование, интервью, наблюдение. Рассмотрены преимущества и недостатки каждого из методов, акцентировано внимание на важность правильного выбора существующих методик, в зависимости от специфики молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of sociological researches in the field of problems of youth and youth policy

In article the analysis of the main methods of data collection and processing used in the course of social researches in the field of youth problems and youth policy questioning, an interview, observation is provided. Benefits and shortcomings of each of methods are considered, the attention to importance of a right choice of the existing techniques, depending on specifics of youth is focused.

Текст научной работы на тему «Методы социологических исследований в области проблем молодежи и молодежной политики»

УДК 316.4

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Е.В. Маликова

ФБОУ ВО «Чеченский государственный университет» Грозный, Чеченская республика, Россия

Аннотация. В статье представлен анализ основных методов сбора и обработки информации, используемых в процессе социологических исследований в области молодежных проблем и молодежной политики — анкетирование, интервью, наблюдение. Рассмотрены преимущества и недостатки каждого из методов, акцентировано внимание на важность правильного выбора существующих методик, в зависимости от специфики молодежи.

Ключевые слова: молодежь, социологическое исследование, опрос, анкетирование, интервью, молодежная политика.

Надежность и ценность информации, полученная путем проведения исследования, во многом зависит от тщательного соблюдения процедур его подготовки и проведения, так, например, в исследованиях молодежной среды необходимо учитывать специфику данной социальной группы, которые приводят к формированию иной мотивации включения в исследование, нежели у старших возрастных групп. Поэтому выбор метода исследования, с учетом коммуникативного интереса молодого респондента, во многом определяет качество полученной социологической информации. Так, например, по мнению Н.А. Романович возраст является одной из самых существенных характеристик респондента, поскольку коррелирует с другими важными признаками: образованием, социальным статусом и т.д. Чем старше респондент, тем важнее для него форма обращения интервьюера, ведь если последнему удается затронуть его самолюбие, увеличивается вероятность, что человек станет отвечать [3, с. 123].

Важность проведения социологических исследований в области молодежи неоспорима. Они

играют важную роль в управлении процессами социализации, представляя собой диагностическую базу для объективной оценки молодежных проблем и степени воздействия на них программ, реализуемых в рамках государственной молодежной политики.

На сегодняшний день существует множество методов сбора и обработки информации, которые принято классифицировать по количественному и качественному признаку [5, с. 385]. Рассмотрим прежде всего те из них, которые могут быть использованы в сфере исследований молодежных проблем и молодежной политики.

Количественные методы в первую очередь направлены на изучение проблем, которые возникают в процессе взаимодействия социальных структур, институтов и организаций теми способами, которые позволяют получить информацию об исследуемом объекте. Качественные методы направлены на получение качественных данных, которые выражаются нечисловым способом, например, рисунки, видеоматериалы, фотографии, предметы, вещи, но чаще всего представленные в виде текста

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12

—--—

и речи, то есть в виде вербальной информации. Иными словами, содержание качественных данных несет в себе смысл, который характеризует, в первую очередь, самого носителя информации.

В наши дни наиболее популярными методами проведения социологических исследований становятся комбинированные методы, содержащие в себе и качественные и количественные методики. Например, для исследования ключевых показателей эффективности молодежной политики целесообразно использовать комплексное применение различных методик сбора информации, для повышения надежности и достоверности результатов.

Между тем анализ проводимых социологических исследований показал, что наиболее популяр -ным методом сбора информации по-прежнему остается опрос. Опыт проведенных социологических исследований показывает, что применение опросного метода в прикладной социологии дает около 70% эмпирических данных [5, с. 107]. Мы рассмотрим наиболее распространенные и популярные виды опроса, исходя конечно же из возможности их применения для изучения проблем молодежи и молодежной политики.

Е.В. Тихонова характеризует метод опроса как «исследование, которое имеет психологический характер, применяющееся в социологии преимущественно для наблюдения и анализа массовых социальных общественных процессов с применением инструментов статистики» [5, с. 107].

В.И. Добреньков и А.И. Кравченко считают, что «процесс проведения опроса представляет собой социологический метод получения информации, при котором респондентам, т.е. людям, участвующим в данном процессе, в письменной или устной форме предлагают ответить на заранее подготовленные вопросы» [1, с. 71]. Основываясь на данном определении, отметим, что опрос как вид исследования подразделяется на две категории: анкетирование и интервью.

Анкетирование представляет собой форму опроса в письменной форме с использованием социологической анкеты, который осуществляется, как правило, заочно и исключает прямой контакт респондента с участником опроса. Социологическая анкета представляет собой объединенную единым исследовательским замыслом систему вопросов, которые направлены на выявление качественных и количественных характеристик объекта

исследования [2, с. 386]. Популярность анкетирования при проведении исследований для нужд молодежной политики связана с основными характеристиками данного метода — оперативностью и отсутствием больших экономических затрат.

Метод анкетирования включает в себя две формы проведения опроса — групповую и индивидуальную [1, с. 119]. В процессе индивидуального анкетирования инициатор проведения исследования раздает или рассылает респондентам анкеты с последующим сбором данных на месте проведения исследования. Данный метод подразумевает ряд преимуществ, а именно: самостоятельное заполнение анкеты респондентом и выбор удобного времени для заполнения. К недостаткам такого метода можно отнести сложность сбора заполненных анкет, что в настоящее время практически свело на «нет» использование почтового анкетирования, т.е. классического метода почтового опроса.

Методика группового опроса была разработана отечественными социологами в 70-х годах XX века и была наиболее распространенным способом сбора информации вплоть до начала 1990-х гг. [1, с. 121]. Форма группового анкетирования, или группового опроса, включает в себя процесс единовременного сбора информации, полученной в ходе индивидуального заполнения анкет группой лиц, специально собранной в одном месте и в одно время. С точки зрения использования данного метода в области исследования молодежной политики и молодежи, важно отметить, что групповой опрос привлекает подростков, прежде всего коллективным действием, ведь коллектив сверстников придает чувство уверенности и защищенности, помимо этого, участие в такого рода мероприятиях представляет собой определенную форму общения, которая весьма интересна молодому поколению. Как показывает опыт проведения данных исследований, данный метод наиболее предпочтителен среди школьников и учащихся средних специальных учебных заведений, по сравнению со студентами вузов [6, с. 330]. К недостаткам данного метода можно отнести нежелание подростков задерживаться после занятий, так как в большинстве случаев такого рода мероприятия проводятся во внеурочное время, а также возникновение трудностей с сохранением анонимности, если это предусмотрено условиями проведения опроса.

Маликова Е.В. Методы социологических исследований в области проблем молодежи и молодежной..

—--—

Такие виды группового опроса, как телефонный и почтовый, находят своих сторонников среди той части молодежи, которые заинтересованы в участии проводимого исследования, однако предпочитают бесконтактный способ опроса. Это объясняется тем, что многие подростки в данном возрастном периоде подвержены стеснительности, особенно в вопросах высказывания своих мыслей в общении со взрослыми. Определено, что уличный опрос в полтора раза [6, с. 331] привлекательней для молодежи, чем для другой возрастной категории респондентов, поэтому они вполне охотно соглашаются отвечать на вопросы на улице, так как это вызывает интерес, сопровождающийся спонтанностью и неподготовленностью к ответам и содержит некую долю азарта, сама процедура при этом не занимает много времени.

Метод интервью, выступая альтернативой проведения анкетного опроса, используется в ситуациях, когда сбор необходимой информации, уточнение и корректировка предполагают высокую оперативность. По мнению А.И. Кравченко, «интервью в социологии представляет собой метод получения информации от человека в процессе живого диалога, согласно которому интервьюер, руководствуясь определенной целью и тактикой постановки вопросов, получает необходимую информацию» [2, с. 430].

Е.В. Тихонова отмечает, что «интервью относится к исследовательским методам целенаправленного сбора информации для последующего использования в научных и практических целях» [5, с. 153].

В.И. Добреньков и А.И. Кравченко относят данный метод «к обязательно целенаправленной беседе, направленной на разведывание и выяснение важных сведений и новых данных» [1, с. 383].

Мы считаем, что интервью, применяемое в качестве метода социологических исследований, представляет собой социально-психологическое общение на вербально-визуальном уровне взаимодействия собеседников. В процессе проведения интервью появляется возможность оценки визуальной информации, получаемой от респондента — жестов, мимики, положения тела в пространстве и т.д., на основании которого можно сделать дополнительный вывод о достоверности получаемой информации. Также, по мнению А.И. Кравченко, метод интервью значительно улучшает показатели

надежности собираемых данных, за счет снижения числа не ответивших и ошибок при заполнении анкет или вопросников [2, с. 431].

Рассмотрим основные формы проведения интервью.

Стандартное, или формализованное интервью предполагает жестко фиксированную беседу с участником интервью на основании заранее сформулированных вопросов, определенных программой проводимого исследования. Данный метод весьма эффективен для получения количественных параметров изучаемого явления [2, с. 392].

Неформализованное интервью представляет собой непринужденную целенаправленную беседу, которая проводится с учетом общей программы исследования, но без уточнения и строгой последовательности задаваемых вопросов. Как правило, данный вид интервью используется для получения разносторонней информации с целью расширения представлений о проблеме, рассматриваемой в процессе исследования.

Фокусированное интервью представляет собой сбор мнений и оценок по поводу исследуемой проблемы, путем включения респондентов в определенную ситуацию, причем с данной ситуацией респондент знакомится заранее. Данный вид интервью не предусматривает строгого соблюдения порядка и формулировки вопросов, но предполагает получение информации по каждому из них, в ходе реализации данного процесса.

Групповое интервью характеризуется групповым опросом, при котором каждый из участников отвечает на заданные вопросы отдельно, по очереди. Крайне важно отметить преимущества данного опросного метода по сравнению с письменным аналогом (анкетирование), которые заключаются в возможности учета уровня культуры и образования респондента, отслеживании его реакции в процессе ответа на поставленные вопросы, а также в возможности изменения первоначальной формулировки вопросов для проведения беседы, или постановки дополнительных и уточняющих вопросов.

К недостаткам метода интервью относят существенные временные затраты, отсутствие возможности использования данного метода для массовых опросов в краткосрочных ситуациях. Помимо всего, многие исследователи отмечают наличие большого влияния молодых интервьюеров на сверстников, особенно, когда в процессе взаи-

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12

—--—

модействия участвуют представители обеих полов, поэтому в таких ситуациях, как правило, не привлекают к участию молодых интервьюеров, например, студентов.

Рассмотрим еще один метод социологического исследования — наблюдение, которое в социологии подразумевает метод сбора первичной информации об объекте изучения, путем визуального восприятия всех факторов, касающихся объекта и целей проводимого исследования.

А.И. Кравченко под методом наблюдения в социологии подразумевает «прямую регистрацию цепочки событий исследователем с помощью зрения, слуха, или специальных записывающих приборов, при этом попытки воздействия исследователя на объекты наблюдения исключены, и он выступает лишь в качестве очевидца происходящих событий» [2, с. 485].

Е.В. Тихонова метод социологического наблюдения определяет «как метод непосредственного и целенаправленного восприятия исследуемого процесса, с учетом фиксации определенным образом, в зависимости от конкретной ситуации» [5, с. 252].

Существует несколько разновидностей социологического наблюдения. Мы остановимся на самых популярных, используемых непосредственно в процессе исследования проблем молодежи и молодежной политики.

Невключенное наблюдение предназначается для исследования обычного и открытого, то есть не скрываемого от других поведения, путем нахождения наблюдателя вне изучаемого объекта (не принимая участия и не вмешиваясь в ход событий, не задавая вопросов). Главная особенность такого метода состоит в том, что исследователь сам становится участником изучаемого социального процесса. Причем здесь важно отметить, что степень участия наблюдателя может быть как «пассивной», то есть он может выступать в качестве стороннего наблюдателя и не вмешиваться в процесс, так и «активной», то есть он может максимально «слиться» с коллективом, обозначенным в качестве объекта исследования.

Метод неконтролируемого наблюдения не предполагает определение элементов изучаемой ситуации, которые подлежат наблюдению и характеризуется отсутствием строгого плана проведения исследования.

Противоположным неконтролируемому наблюдению выступает метод контролируемого наблюдения, характеристиками которого являются заранее определенные аспекты изучаемого процесса.

На наш взгляд, основным преимуществом метода наблюдения, является возможность непосредственного участия в исследуемых событиях, что позволяет наблюдателю описывать их, опираясь исключительно на собственное, а не на чужое мнение. К недостаткам метода можно отнести отсутствие возможности проведения повторного наблюдения, в виду того, что даже детальное воспроизведение первоначальной ситуации не гарантирует повторения, зафиксированного ранее процесса, поскольку объектом исследования выступают действия людей. Следует отметить, что метод наблюдения относится к трудоемкой процедуре исследования, а оформление записей итогов наблюдения занимает гораздо больше времени, нежели чем само наблюдение.

В заключении нам хотелось бы отметить, что на сегодняшний день можно наблюдать возрастание интереса отечественных исследователей к проблемам молодежи, и хочется, чтобы этот интерес был вызван не только необходимостью соответствия современному этапу развития социальных наук, но практической потребностью формирования и реализации молодежной политики на государственном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2014.

2. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2015.

3. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондента // Социологические исследования. 1999. № 2. С. 123—126.

4. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / под ред. Р.В. Ленькова. М.: Издательство Юрайт, 2015.

5. Тихонова Е.В. Методология и методы социологического исследования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012.

6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.

Маликова Е.В. Методы социологических исследований в области проблем молодежи и молодежной...

—----

MET HODS OF SOCIOLOGICAL RESEARCHES IN THE FIELD OF PROBLEMS OF YOUTH AND YOUTH POLICY

E.V. Malikova

Chechen State University

Annotation. In article the analysis of the main methods of data collection and processing used in the course of social researches in the field of youth problems and youth policy - questioning, an interview, observation is provided. Benefits and shortcomings of each of methods are considered, the attention to importance of a right choice of the existing techniques, depending on specifics of youth is focused.

Key words: youth, sociological research, poll, questioning; interview, youth policy.

REFERENCES

1. Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I. Methods of a sociological research: Textbook. Moscow, INFRA-M, 2014.

2. Kravchenko A.I. Methodology and methods of sociological researches: the textbook for bachelors. Moscow, Publishing house of Yurayt, 2015.

3. Romanovich N.A. Poll situation respondent's eyes. Sociological researches, 1999, no. 2, pp. 123—126.

4. Youth sociology: the textbook for the academic bachelor degree. Editorship of R.V. Lenkov. Moscow, Publishing house of Yurayt, 2015.

5. Tikhonova E.V. Methodology and methods of a sociological research: the textbook for student. Moscow, Publishing center "Akademiya", 2012.

6. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Sotsiologiya of youth: textbook. Moscow, Norm: INFRA-M, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.