Научная статья на тему 'МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ИХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ'

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ИХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюзин В. Л., Вешуткина Т. Ю.

В статье рассмотрены методы снижения издержек от основной деятельности предприятий коммуникационной инфраструктуры региона на основе применения лизинга, новых методов начисления амортизации, использования аутсорсинга и внедрения логистических принципов, позволяющие получить наибольший эффект от их реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF THE REDUCTION OF THE COSTS FROM ACTIVITY TRANSPORT ENTERPRISE UNDER THEIR REALIGNMENT

Methods of the reduction of the costs are considered in article from the main activity enterprise communication infrastructure of the region on base of the using the leasing, new methods of the adding to amortizations, use outsourcing and introduction logistics principle, allowing get the most effect from their realignment

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ИХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ»

УДК: 656.62.078.13

В.Л. Зюзин, д.т.н, профессор, ФБОУВПО «ВГАВТ». Т.Ю. Вешуткина, к.э.н., ФБОУ ВПО «ВГАВТ». 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ИХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

В статье рассмотрены методы снижения издержек от основной деятельности предприятий коммуникационной инфраструктуры региона на основе применения лизинга, новых методов начисления амортизации, использования аутсорсинга и внедрения логистических принципов, позволяющие получить наибольший эффект от их реструктуризации.

К наиболее важным вопросам учета и проведения комплексного анализа затрат, например, на транспортные услуги, относится выбор оптимального, обоснованного варианта группировки затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Необходимо отметить, что в действующей номенклатуре элементов затрат на предприятиях инфраструктуры иногда не получают отражения такие вопросы, как специализация и централизация основных видов деятельности, изменение технологии выполнения услуг, изменение структуры основных средств, укрупнение предприятий.

На наш взгляд группировка затрат по экономическим элементам, например, на автотранспортных предприятиях требует большей детализации, чем применяемая сегодня. Как правило, для калькуляции себестоимости используется около 20 статей или элементов затрат, которые затем формируются в 9-10 укрупненных групп. На автомобильном транспорте при калькуляции себестоимости применяются, в основном, восемь групп: зарплата; топливо; отчисления на социальные нужды; смазочные материалы; износ автошин; техобслуживание и ремонт транспортных средств; амортизация; общехозяйственные расходы. Целесообразно в эти группы добавить затраты по арендной плате, налогам и лицензированию услуг.

Комплексный анализ затрат обеспечивает подготовку информации для дальнейших обоснований их уровня при планировании. Особенно важным для предприятий сферы транспортных услуг является проведение комплексного анализа затрат на основную деятельность, так как они служат базой для формирования тарифов. Основной целью анализа затрат является поиск «узких» мест и изыскание, на основе этого, путей по снижению издержек и повышению прибыльности транспортных услуг. В конечном счете, на основе комплексного анализа затрат на предприятии решается задача по управлению ими.

Важнейшей задачей при проведении реструктуризации предприятий транспорта является снижение издержек от основной деятельности для проведения более эффективной производственной и экономической политики.

Реструктуризация должна проходить на базе оптимального уровня издержек на основную деятельность, иначе её проведение может не обеспечить ожидаемого результата. Оптимальный уровень издержек подразумевает исключение из их состава расходов, зависящих от неэффективной системы управления. Выявление этих издержек осуществляется на основе проведения комплексного анализа производственных и финансовых показателей работы предприятия. Далее определяются направления снижения издержек и формируются мероприятия по их реализации.

Рассмотрим возможные направления снижения издержек от основной деятельности на примере автотранспортных предприятий региона. К наиболее важным из них можно отнести следующие.

1. Использование лизинга для приобретения и обновления основных средств и оборудования.

2. Перевод предприятия на более подходящую систему налогообложения.

3. Использование аутсорсинга для снижения издержек по персоналу.

4. Повышение производительности труда за счет переподготовки и повышения квалификации персонала на выполнении основных технологических операций.

Использование логистических подходов при обеспечении предприятия оборудованием и ресурсами для основной деятельности (например, принципа «точно в срок»), что приводит к сокращению излишков материалов и оборудования, хранящихся на складах.

Использование лизинга для приобретения основных средств обеспечивает сокращение издержек на основную деятельность в случае, если ввести режим их ускоренной амортизации. При этом возможны три варианта лизинга.

Первый, классический вариант, когда предприятие инфраструктуры региона выступает лизингоприобретателем и само расплачивается с лизингодателем (лизинговой компанией) за приобретенное оборудование, которое изначально было куплено им у поставщика.

Второй вариант предусматривает создание в составе предприятия специальной лизинговой компании, которая будет покупать основные средства, а затем передавать их в лизинг фирмам - филиалам предприятия (например, транспортной корпорации).

Третий вариант заключается в том, что предприятие приобретает в лизинг основные средства (например, транспортные средства) и передаёт его своим филиалам в безвозмездное пользование.

В соответствии с законодательными нормами лизинг определяется как трехсторонние отношения, которые оформляются с помощью договора финансовой аренды (лизинга) и договора купли-продажи.

По направленности результата договор лизинга в действующем российском законодательстве относится к договорам о передаче имущества в пользование. Каждый из участников лизинга (прежде всего это лизингодатель, лизингополучатель и поставщик) имеет свой интерес в операции, лизинг имеет выгодные преимущества для каждого из них. Лизинговая деятельность является не только инвестиционной, но в большей мере управленческой, что влияет на всю структуру отношений при лизинговой операции. Таким образом, предлагаемую схему лизинговых отношений для предприятий коммуникационной инфраструктуры можно представить в виде, показанном на рис. 1.

Обозначения рис. 1: 1, 2, 3 - варианты лизинга оборудования.

Предприятия, получающие основные средства в лизинг, могут использовать при этом метод их ускоренной амортизации, что позволит значительно снизить издержки от его эксплуатации.

Амортизационные отчисления имеют самую значительную долю в общей сумме денежных средств, направляемых на поддержание и развитие основных фондов. Поэтому выбор рациональных способов учета основных средств, оценка их величины и особенно рационализация методов расчета амортизационных отчислений для предприятия имеет большое значение. Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных фондов на производимую продукцию в целях накопления средств для полного их восстановления. Амортизационные отчисления - денежное выражение размера амортизации, соответствующее степени износа основных фондов.

Отношение годового размера амортизационных отчислений к балансовой стоимости основных фондов выражается в процентах и называется нормой амортизации.

Поставщик

Рис. 1. Варианты схем лизинговых отношений для предприятий коммуникационной инфраструктуры региона

В настоящее время в области расчета амортизации все предприятия руководствуются следующими основными положениями:

- срок эксплуатации основных средств определяется предприятиями самостоятельно;

- нормы амортизации рассчитываются индивидуально каждым хозяйствующим субъектом без каких-либо обязательных ограничений или рекомендации со стороны государства;

- все амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, в т.ч. и рассчитанные ускоренным методом, независимо от направления их использования включаются в себестоимость продукции.

Предлагаются следующие методы расчета амортизации:

Линейный метод ориентирован на равномерный физический и моральный износ основных фондов. Недостатками этого метода являются: заранее фиксируется неизменная величина амортизационного периода; недостаточное стимулирующее воздействие на повышение эффективности использования основных фондов; возможность недоамортизации в связи с недостаточным учетом воздействия морального износа и т.д.

Метод уменьшаемого остатка. Амортизация начисляется не по первоначальной или восстановительной стоимости, а по остаточной стоимости. Вследствие этого величина амортизационных отчислений, переносимых на стоимость продукции, будет ежегодно уменьшаться в соответствии с уменьшением остаточной стоимости основных фондов, и амортизационный срок службы будет многократно увеличиваться.

Метод списания стоимости в соответствии с количеством лет срока полезного использования. Амортизация начисляется по линейному способу, однако, амортизационный срок службы увеличивается на период, в течение которого конкретные виды основных средств находились на консервации, в ремонте или проходили модернизацию. В течение этого времени начисление амортизации не производится.

Метод списания стоимости пропорционально объему производимой продукции или работ. Полный перенос стоимости оборудования и других видов основных средств производится на определенный объем продукции, а амортизация по временным периодам начисляется, исходя из доли продукции, произведенной в этом периоде, по отношению к заранее определенному объему продукции.

Выбор метода расчета амортизации зависит от выбора оптимального амортизационного срока службы различных категорий основных фондов.

Одним из перспективных методов снижения издержек является использование аутсорсинга для уменьшения налогов на заработную плату персонала.

Компании региональной инфраструктуры с большой численностью сотрудников расходуют большой объём денежных средств на заработную плату, поэтому суммы единого социального налога, направляемые ими в бюджет, достаточно велики (этот налог составляет 35,6 процента от зарплаты). Но есть совершенно законная схема снизить суммы зарплатных налогов с помощью договора о предоставлении персонала в аренду (его еще называют договором аутсорсинга). В общем виде эта схема выглядит следующим образом. Сначала создается новая организация, которая переходит на упрощенную схему уплаты налогов. Затем часть сотрудников переводится в эту фирму и с ней же заключается договор о предоставлении персонала в аренду. Выгода очевидна так как новая фирма с той же зарплаты работников будет платить только 14 процентов налога - взносы в Пенсионный фонд РФ.

Как правило, в большой компании множество отделов, служб, подразделений. И у каждого подразделения свои функции. Например, отдел сбыта, финансовый отдел, служба безопасности, отдел системного администрирования и программирования и т.д. Именно такие подразделения можно выводить в отдельные фирмы, которые будут уплачивать налоги по упрощенной системе. Однако при этом необходимо учитывать следующие условия.

1. Доля участия других юридических лиц в новом предприятии не должна превышать 25 процентов. Это правило действует и в отношении той организации, в интересах которой, собственно, и создается новая фирма. В противном случае эта фирма не сможет применять УСН (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Причем доля создающей компании не должна превышать в капитале новой фирмы 20 процентов. Иначе представители налоговой инспекции могут посчитать фирмы взаимозависимыми (подп. 1 п. 1 ст. 20 Налогового кодекса РФ). Также, чтобы избежать споров с ними о взаимозависимости, не стоит делать учредителями менеджеров головной компании.

2. Средняя численность работников, которых переводят в новую фирму, не должна превышать в головной компании 100 человек. Это еще одно из ограничений для тех, кто хочет работать по УСН.

3. Новую организацию лучше создавать в форме общества с ограниченной ответственностью. Дело в том, что ЗАО и ОАО должны вести бухгалтерский учет согласно статье 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Закон же об обществах с ограниченной ответственностью такой обязанности не предусматривает. А потому общество с ограниченной ответственностью, переведенное на УСН, может не вести бухучет в полном объёме.

Снижение уровня издержек достигается и путём использования одного из основных принципов логистики - «точно в срок» на региональных предприятиях различной направленности, обеспечивающих перемещение материальных потоков (грузов, товаров). Концепция принципа «точно в срок» заключается в том, чтобы максимально

уменьшить запасы материалов, компонентов и полуфабрикатов в производстве готовой продукции и услуг. Основной задачей при этом является оптимальная организация движения материальных потоков, которые должны поступать в нужном количестве, в нужное место и к точно запланированному времени (сроку). При наличии такой логистической системы страховые запасы материалов и ресурсов оказываются не нужны. Внедрение и распространение концепции «точно в срок» в мировой экономике привело к изменению традиционного подхода к управлению запасами, формируемыми на всех уровнях. Отличительными особенностями этой системы от традиционных логистических систем являются следующие:

- минимальный уровень формируемых запасов ресурсов, товаров и готовой продукции;

- сокращенные циклы выполнения логистических операций;

- оптимальные объемы производства готовой продукции, поставок сырья и материалов;

- устоявшиеся взаимосвязи с надежными логистическими партнерами по поставке ресурсов и доставке готовой продукции;

- эффективная информационная поддержка логистических систем, работающих по принципу «точно в срок»;

- высокое качество товаров и услуг, предоставляемых системой.

Факторы, обеспечивающие работу логистических систем по принципу «точно в срок» (для микроуровня экономики) показаны на рис. 2.

Рис. 2. Основные элементы и факторы принципа «Точно в срок» в логистических системах предприятий инфраструктуры

В логистических системах, работающих на принципе «точно в срок» имеются три основных направления деятельности:

- формирование поставок ресурсов для выполнения производственной программы (снабжение, создание запасов);

- выполнение производственных функций по выпуску готовой продукции;

- обеспечение реализации готовой продукции (запасы, сбыт, доставка готовой продукции).

Рассмотренные методы снижения издержек от основной деятельности предприятий коммуникационной инфраструктуры региона позволяют получить наибольший эффект от их реструктуризации, так как обеспечивают устранение, частично или полностью, существующих недостатков, имеющихся в системе управления.

METHODS OF THE REDUCTION OF THE COSTS FROM ACTIVITY TRANSPORT ENTERPRISE UNDER THEIR REALIGNMENT

V.L. Zuzin, T.U. Veshutkina

Methods of the reduction of the costs are considered in article from the main activity enterprise communication infrastructure of the region on base of the using the leasing, new methods of the adding to amortizations, use outsourcing and introduction logistics principle, allowing get the most effect from their realignment

УДК 300-399

С.В. Костров, аспирант ФБОУ ВПО «ВГАВТ». 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ И ВЫБОРУ СХЕМ И СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМБИНИРОВАННЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье рассматриваются вопросы выбора и обоснования схем комбинированных перевозок с использованием гибких экономических моделей, позволяющих учесть комплекс интересов взаимодействующих субъектов - грузовладельцев, операторов, перевозчиков и даются рекомендации по повышению эффективности выбранных форм и способов комбинированных перевозок

В рамках комбинированных перевозок создаются транспортно-логистические системы, в которых исходя из формы предъявления объекта (груза, пассажира) взаимоувязываются технологии различных видов транспорта, транспортные средства (автомобили, вагоны, суда, самолеты, терминалы), средства инфраструктуры, организационно-правовые и коммерческие (тарифные) условия и системы. При этом наиболее перспективными на водном транспорте являются комбинированные перевозки, осуществляемые по мультимодальным схемам [1].

Взаимоотношения между субъектами системы грузовых комбинированных перевозок (грузовладельцами, предприятиями видов транспорта, операторами перевозок) определяются в общем случае следующей моделью:

F(x) =Кс1 ... КсН,

где F(x) - функция взаимодействия хозяйствующих субъектов системы комбинированных перевозок, обеспечивающая их выполнение в заданном объеме х с учетом комплекса стратегий каждого из субъектов.

Конкретные стратегии основных субъектов системы комбинированных перевозок определяются следующими комплексами условий организационно-экономического взаимодействия:

к* = кг(р...Р7) е Кг; ^ = к(р..р) е К;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.