Научная статья на тему 'Методы рефлексивного психологического консультирования'

Методы рефлексивного психологического консультирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2242
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / METHOD / РЕФЛЕКСИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / REFLEXIVE PSYCHOLOGICAL COUNSELING / ПРОГРЕССИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / PROGRESSIVE REFLECTION / УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕЦЕНТРАЦИЯ / DECENTRATION CONTROLLED / ПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / POSITIONAL ANALYSIS / РЕФЛЕКСИВНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / REFLEXIVE SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сизикова Татьяна Эдуардовна, Стунжа Надежда Александровна

В статье описываются методы, разработанные в рамках рефлексивного психологического консультирования. Основным методом является метод прогрессивной рефлексии путь решения проблемы и обучение нахождению пути решения проблемы (рефлексивное слушание и вопрошание, управляемая децентрация и позиционный анализ, рефлексивное самоопределение). Частные методы, работающие с проблемной ситуацией, в которой клиент должен осуществить свой выбор и принять на себя ответственность: метод работы с фокусом рефлексии, метод багуа и матрица синтеза, метод работы с внутренними противоречиями «древо противоречий», метод конструирования и преобразования проблемного поля, метод философской рефлексии, метод углубленного осознавания действия законов мироздания в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of reflective psychological counseling

This article describes the methods developed in the framework of reflective psychological counseling. The main method is the method of progressive reflection the way of solving problems and finding solutions to training problems (reflective listening and questioning, controlled decentration and positional analysis, reflexive self-determination). Common methods worked with problem situation in which the customer should carry out its choice and take responsibility are: the method of working with a focus of reflection, Bagua method and a matrix of synthesis, method of dealing with internal contradictions the “conflict tree”, method of construction and transformation of the problem field method of philosophical reflection, the method of in-depth awareness of the universe laws to life.

Текст научной работы на тему «Методы рефлексивного психологического консультирования»

УДК 159.983

Сизикова Татьяна Эдуардовна

кандидат психологических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет

Стунжа Надежда Александровна

Высшая школа экономики, г. Москва tat@ccru.ru, nadezda.stunzha@gmail.com

МЕТОДЫ РЕФЛЕКСИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

В статье описываются методы, разработанные в рамках рефлексивного психологического консультирования. Основным методом является метод прогрессивной рефлексии - путь решения проблемы и обучение нахождению пути решения проблемы (рефлексивное слушание и вопрошание, управляемая децентрация и позиционный анализ, рефлексивное самоопределение). Частные методы, работающие с проблемной ситуацией, в которой клиент должен осуществить свой выбор и принять на себя ответственность: метод работы с фокусом рефлексии, метод багуа и матрица синтеза, метод работы с внутренними противоречиями - «древо противоречий», метод конструирования и преобразования проблемного поля, метод философской рефлексии, метод углубленного осознавания действия законов мироздания в жизни.

Ключевые слова: метод, рефлексивное психологическое консультирование, прогрессивная рефлексия, управляемая децентрация, позиционный анализ, рефлексивное самоопределение.

Психологическое консультирование, получившее рождение в основных психотерапевтических подходах заимствовало у этих направлений средства психологической работы. В начале века оформилось «психотерапевтическое консультирование» [6]. В настоящее время психологическое консультирование, отделяясь, выстраивает свои границы, становится самостоятельным, определяет свои цели, предмет, средства [7]. На основе методологии деятельности, системомыследеятельности [1], философии и психологии рефлексии, игропрактики [2], рефлексивного управления, мы разработали и внедрили в практику новое направление в психологическом консультировании - рефлексивное психологическое консультирование, предметом которого является не проблема клиента, как в большинстве подходов, а рефлексия - рефлексиия проблемы и рефлексия рефлексии [3].

Основная задача разработки и применения методов и средств психологической работы в рамках этого направления - активизация базового механизма активности человека в преобразовании окружающей действительности. В психологии, к таком механизму, одни относили мотивацию [5], другие волю [5], мы выдели целостную конструкцию - «рефлексия - мотив - воля». В рефлексии осуществляется работа по трансформации потребности в мотив и формирование мотивации необходимого в определенных объективных условиях на основе субъективных факторов действия. Для осуществления действия, направленного на позитивные и конструктивные изменения в себе и окружающей действительности необходима воля. Все три элемента взаимосвязаны, необходимость волевого усилия порождает новую мотивацию, которая подлежит осмыслению, в осмыслении мотивация утверждается или меняется, затем осуществляется волевое действие. Между составляющими этого механизма как прямые, так и обратные связи.

Для актуализации рефлексивно - мотиваци-онно - волевых сил клиента, психолог применяет методы и техники, задающие различные виды рефлексии: личностную, экзистенциальную, дея-тельностную, интеллектуальную; понимающую, осознающую; ретроспективную, проспективную, интроспективную для влияния на изменение мотивации и активизации воли к новым решениям и действиям.

Основной метод рефлексивного психологического консультирования - метод прогрессивной рефлексии. Регрессивная рефлексия лишена раскрытия человеком своего ресурса, человек проходит множество кругов осмысления проблемы и поиска решений, «застревает» в этом движении, суть которого самокопание или «любовь к проблеме».

Некоторые приемы, в разработанных нами рефлексивных методах, заимствованы из практики рефлексии в других подходах, таких как СМД -методология, организационно-деятельностные игры [1] и адаптированы под задачи психологического консультирования.

Мы выделили три этапа в проведении одной консультации и всего процесса консультирования при применении метода прогрессивной рефлексии:

1 этап - ретроспективная рефлексия - представление о проблеме, осмысление представления. Работа в рамках интерпретаций, выделение основ и способов построения интерпретаций. Работа с текстом. Позиционный анализ.

2 этап - интроспективная рефлексия - развертывание поисков решения, осмысление вариантов решения. Применение процедур идеализации и проектирования.

3 этап - проспективная рефлексия - построение программы действия, осмысление ее адекватности, первые шаги воплощения ее в жизни.

На каждом этапе в зависимости от содержания, которое является предметом в актуальный момент консультации, можно выделить:

© Сизикова Т.Э., Стунжа H.A., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

79

- этапы работы с рефлексией предметного содержания: фиксирование эмоциональных отношений к проблеме; фиксирование личностных и межличностных содержаний проблемы; фиксирование отработанных клиентом средств решения проблемы;

- этапы работы с рефлексивным содержанием: реконструкция и анализ причинно-следственных связей; реконструкция и анализ эффективности средств решения проблемы, выделенной с помощью интерпретаций и позиционного анализа; реконструкция актуальных состояний взаимодействия с психологом; выделение ресурсов и на их основе формирование актуальных средств решения проблемы, анализ их эффективности на основе прогностической рефлексии; рефлексия второго порядка (рефлексия средств рефлексирования), то, каким образом мы работали на предыдущих этапах; переход в новую предметную плоскость;

- этапы работы с новым предметным содержанием: фиксация выбора и принятия решения; моделирование реализации решения.

Метод прогрессивной рефлексии связан с усложнением материала рефлексии и изменением глубины понимания насущной реальности. Клиент в ходе каждого этапа овладевает личностной, де-ятельностной, понимающей рефлексией и рефлексией над рефлексией, т.е. осознающей рефлексией. Движение процесса рефлексии и консультирования осуществляется по спирали с фиксацией промежуточных результатов и завершается принятым и воплощаемым в практике жизни решением.

К приемам метода прогрессивной рефлексии относятся:

- рефлексивное слушание и вопрошание: улавливание в тексте клиента «разрывов» и задавание вопросов, направленных на осознание, резюмирование, обратную связь, интерпретацию;

- управляемая децентрация - фиксации проблемной ситуации в которой клиент должен уметь занимать разные позиции и осуществить свой выбор. К управляемой децентрации относится позиционный анализ;

- рефлексивное самоопределение, когда клиент осознано принимает ответственность на себя за поступки и решения, определяет себя в системе ценностных координат.

В рефлексивном вопрошании мы применяем вопросы третьего и четвертого порядка. Вопросы первого и второго порядка работают с предметным содержанием проблемы. Рефлексивные вопросы: «Если бы знал ответ, что бы ты сказал?», «Какими критериями ты пользуешься?», «Что для тебя в этом самое трудное и как преодолеть?», «Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?», «Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе?», «Если бы так сказал (поступил) кто-то другой, что бы ты почувствовал (подумал, сделал)?»,

создают ситуацию, в которой клиент вынужден занимать разные позиции для более целостного видения ситуации. Этими вопросами задается ретроспективная, интроспективная, проспективная виды рефлексии. Вопросы четвертого порядка направлены на организацию рефлексии рефлексии, т.е. осознающей рефлексии. «Каким образом ты определил, что именно так лучше сказать (поступить)?», «Как ты выделял критерии, которыми ты пользуешься?», «Как ты определил последствия действия?», «Каким образом ты решил, что другой именно это сказал бы (сделал бы)?», «Как ты определил, что именно от этого ты выиграешь (проиграешь)?» и другие вопросы направлены на выделение способов получения, извлечения ответов на вопросы третьего порядка. При ответах на вопросы четвертого порядка клиент выходит на мировоззренческие основы, осознает свои убеждения и ценности. Рефлексивное вопрошание имеет свою последовательность - переход от рефлексии предметной плоскости (интерпретации проблемы) к рефлексивной (рефлексии рефлексии).

Управляемая децентрация и позиционный анализ обучают клиента смотреть на ситуацию с точки зрения другого человека, с учетом его опыта, его потребностей и особенностей личности. Ключевой вопрос для каждого человека, как другой человек поведет себя в ситуации свободы выбора. Как и какое решение он примет в ситуации между двух альтернатив. Выбранное решение закрепляется в личностной позиции и укрепляет социальные позиции, занимаемые клиентом.

В позиционном анализе проводится скрытое обучение клиента занимать 8 позиций: «учитель» -«ученик» в позициях «методолог» - «стратег» -«тактик» - «исполнитель». Эти позиции являются предельными и универсальными для осмысления любого акта бытия. Каждая позиционная модель разрабатывается под конкретные задачи и актуальное предметное содержание взаимодействия психолога и клиента. В рамках рефлексивного консультирования применяется три способа работы с этой позиционной моделью.

Первый способ включает в себя два приема: это выделение позиционной модели личности клиента психологом-консультантом и самостоятельное распознавание своей модели личности клиентом в ходе взаимодействия с психологом-консультантом. Позиционная модель личности наглядно демонстрирует основные закономерности самоопределения человека относительно общества.

Второй способ - работа клиента с предлагаемой психологом позиционной моделью, отражающей типологические ситуации, в которых зарождаются и растут личностные составляющие, характерные для проблемных ситуаций, в разработанной нами типологии проблем, а также имеется ресурс для их разрешения [4]. С помощью данной модели реша-

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

ются две задачи: обозначение проблемы и нахождение ресурса ее разрешения.

Третий способ касается актуального материала и хода взаимодействия психолога и клиента во время консультации. Психолог и клиент выделяют занимаемые позиции, обозначают то, чему обучились, и в ходе консультации обучаются друг у друга управлять занимаемыми позициями и занимать другие.

Позиционный анализ применяется при работе с текстом клиента и клиента с любым текстом, который предлагает психолог или клиента с собственным написанным или произносимым текстом.

Рефлексивное самоопределение предполагает преодоление разрыва, который возникает между идеальным и реальным планами в анализе ситуации, средствами рефлексии. Процесс самоопределения клиента во время консультации делится на два этапа.

Первый этап - самоопределение, на основе фрагментарной и комплексной рефлексии, связан с восприятием проблемной ситуации и ситуации консультации как поглощенного ей человека. Большую роль играет ретроспективная рефлексия, способствующая воссозданию закрепленных в личностном опыте стереотипов восприятия и стереотипов мышления.

Второй этап - самоопределение на основе системной и целостной рефлексии. На этом этапе, с помощью рефлексивного анализа, рефлексивного понимания, рассмотрение ситуации выводится в более широкий контекст. Интроспективная и проспективная формы рефлексии выполняют функцию соотнесения (согласования) идеального будущего и модели реальной жизни. В результате сопоставления двух планов разрабатываются пути коррекции, изменения ситуации, что является показателем продуктивной работы человека в ситуации самоопределения.

Переходы с первого этапа на второй и обратно связаны с освоением новой точки зрения на ситуацию, расширением ее видения, обогащением новыми параметрами, овладением новыми техниками и способами.

Результатом работы метода прогрессивной рефлексии является овладение клиентом приемами и средствами рефлексии, разрешение проблемной ситуации, обогащение жизненного опыта.

Вспомогательным средством приемов метода прогрессивной рефлексии является работа с кейсами. Эта работа проводится в несколько шагов.

Шаг 1. Выполнение задания кейса и прочтение обоснования. Идентификация с собой. Первичная рефлексия. На этом в большинстве случаев останавливаются в работе в рамках других направлений психологического консультирования.

Шаг 2. Реконструкция движения мысли автора. Каким образом выбрана для описания эта ситуа-

ция? По каким критериям можно решить, что она оптимальна, типична и легка в восприятии? Что автор хотел сделать, выбирая именно такую ситуацию? На основании чего автор выделил именно такую интерпретацию ответов в задании? Объясните связь каждого предлагаемого ответа на задание с его пояснением от автора. Как бы вы объяснили каждый выбор?

Шаг 3. Субъективация. Присвоение себе способа, раскрытого на шаге 2. Задание: напишите кейс на ваш волнующий вопрос так, чтобы это походило на данный образец (шаг 1) и вы могли его дать в виде выполнения задания другим, потому что он вмещает в себя все возможные случаи, всех людей.

Шаг 4. Объективация. Психолог и клиент анализируют выполнение задания клиентом по тем же вопросам, что на шаге 2. Важно, чтобы клиент воспроизвел свой способ понимания людей. Проработал свои критерии восприятия и интерпретации мира, его многообразия.

Шаг 5. Субъективация. Психолог спрашивает клиента: «Вы уже нашли правильное решение своего вопроса, с которым пришли на консультацию?», в большинстве случаев клиент отвечает положительно. В противном случае, психолог спрашивает: «Что осталось в вашем вопросе не разрешенным?». Психолог намеренно не говорит слово «проблема» в данном виде психологического консультирования для того, чтобы убрать бессознательное состояние неразрешенности и перевести в сознательное состояние последовательного разрешения. При работе с кейсами важно подобрать кейс не на волнующую ситуацию клиента, а как бы находящуюся рядом с ней. Ни в коем случае кейс не должен напрямую давать клиенту в руки правильный ответ на волнующий вопрос. Клиент должен пройти путь и научиться. Научиться сам у себя, поэтому на свой волнующий вопрос он создает свой кейс расширяя свое сознание, свою рефлексию и осуществляя самостоятельно выбор своего, ему присущего для его желаемого будущего решения.

Шаг 6. Проектирование. Клиент нашел для себя решение, но требуется воплощение его в жизни. Психолог помогает клиенту выстроить проект реализации решения. Это выделение страхов и рисков, ресурсов и освоение новых позиций.

Шаг 7. Поддержка и коррекция реализации. Это работа по результатам в процессе самоизменения клиента.

В рефлексивном психологическом консультировании могут применяться общие, присущие большинству подходов в консультировании методы и приемы [6; 7]. К таким мы относим: работа с языком (вербальным и невербальным) передачи сознательного и не сознательного в консультировании; методы присоединения; методы взаимодействия; методы воздействия (директивы); метод кристаллизации проблем (В.В. Макаров); методы,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

81

способствующие активизации сознания; методы изменения мышления и установок; методы изменения поведения; методы активизации переживаний и выражения чувств; методы релаксации, снятия мышечного напряжения.Все эти методы работают с предметной областью проблемы, но их также можно применить для работы с рефлексивным содержанием.

В рефлексивном консультировании используются частные методы, которые применяются только при определенных ситуациях консультации.

Метод работы с фокусом рефлексии применяется, когда необходимо проработать ценностно-смысловые основания личности клиента, его построение отношений на основе его убеждений. Работа с фокусом проводится в двух вариантах: первый вариант - «сдвижка» фокуса рефлексии в слой ценностных, вечных смыслов и мудрых мыслей. Это создает обнаружение в фокусе предельных экзистенциальных оснований бытия клиента в отношении самого себя: второй вариант - создание условий для выделения, осознавания и изменения в фокусе деструктивных составляющих.

Метод багуа, помогает распознавать истинные желания и выстраивать картину желаемого будущего клиентом. В матрице 8-ми кругов выделены сферы: «Я», «Знание, мудрость», «Богатство», «Семья, окружение», «Будущее», «Работа, учеба, творчество», «Отношения», «Путешествия, отдых». Клиент заполняет сферы своими желаниями. Проводя операцию синтеза приходит к единой формулировке, которая является стратегическим планом его жизни. Модификацией матрицы, является матрица 7 и 5-ти кругов.

Метод работы с «древом противоречий» позволяет выделить и проработать противоречия, выделяемые в любом личностном содержании и других пред-метностях: коммуникативных, экзистенциальных.

Метод структурирования и преобразования проблемного поля, предполагает использование вспомогательного материала, типа «Японского садика», чтобы клиент мог расположить определенные предметы в структурированном и ограни-

ченном пространстве, дав объяснения и осмыслив свои объяснения, и мог переструктурировать это пространство.

Основанием метода философской рефлексии являются ассоциативные и смысловые связи сознания и его способность означать осмысленное. Наглядным предметом, применяемым для создания условий ситуации активности рефлексии, может быть любой объект, в котором есть неожиданные нестандартные решения.

В методе углубленного осознавания действия законов мироздания в жизни клиенту предлагается провести анализ раскрытых в науках законов, осуществить их группировку на основе их логической внутренней схемы, и затем применить группы законов к анализу своих событий жизни.

Основная задача частных методов рефлексии -помощь в создании условий для появления у клиента новых мотивов жизни и деятельности.

Библиографический список

1. Громыко Ю.В. Мыследеятельность: в 3-х книгах. Книга 2: Введение в методологию. - М.: Пушкинский институт, 2005. - 480 с.

2. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». -М.: Институт учебника «Пайдейя», 1998. - 382 с.

3. Сизикова Т.Э., Волошина Т.В. Рефлексивное психологическое консультирование как новое направление оказания психологической помощи // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 3. - С. 183-188.

4. Сизикова Т.Э., Волошина Т.В. Типология проблем для рефлексивного психологического консультирования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 74-79.

5. Сизикова Т.Э. Формирование мотива в рефлексивных процессах: Дис. ... канд. психол. наук. -Новосибирск, 1996. - 201 с.

6. Jeffrey A. Kottler, Robert W. Brown. Introduction to Therapeutic Counseling. Voices from the Field. Spira, 1999. - 448 pp.

7. Richard Nelson-Jones. The Theory and Practice of Counsenselling. Cassell, 2000. - 456 pp.

82

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.