Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ'

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойрыев Ашырдурды, Гурбанбаева Айсолтан, Гараев Чары

В наши дни проблема формирования творческих способностей у студентов в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса вуза она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Тойрыев Ашырдурды

Преподаватель Международного университета нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева, г. Ашхабад Туркменистан

Гурбанбаева Айсолтан

Преподаватель Туркменский национальный институт мировых языков имени Д. Азади г. Ашхабад Туркменистан

Гараев Чары

Студент Международного университета нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева, г. Ашхабад Туркменистан

В наши дни проблема формирования творческих способностей у студентов в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса вуза она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

Развитие творческих способностей студентов невозможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения и воспитания. Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение английского языка, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих способностей студентов на конкретном жизненном материале.

Формирование творческих способностей у учащихся опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:

• Аналитические компоненты - соответственно понятийно- логическое мышление -логичность, подвижность, избирательность, дифференцировать и т.д. ассоциативность, сообразительность, способность

• Эмоциональные компоненты (чувственно - образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.

• Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.

Необходимо отметить, что развитие творческих способностей студентов на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:

• необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;

• наличие высокой материально-технической базы вуза;

• наличие благоприятного психологического микроклимата в группе, доверительные отношения;

• занятия проводятся систематически, и осуществляется квалифицированное научно обоснованное руководство творческой деятельностью учащихся;

• процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно познавательной и практической деятельностью;

• педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям студентов;

• использование системы личностно и социально значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность студента, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы;

• формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения английского языка;

• использование внеаудиторной работы.

Преподаватель должен направлять учащихся, способствовать развитию их творческих умений на каждом занятии. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 1 сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на занятиях. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты. Необходимо выделить следующие формы работы над развитием творческих умений:

• практические занятия;

• использование песен и стихов;

• домашние задания;

• ведение дневников;

• применение компьютерных программ;

• защита рефератов и проектов;

• деловые игры, конференции;

• работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.

Наиболее отчетливо направления творческой деятельности студентов проявляются в их увлечениях. Они мастерят что-либо из природных материалов, увлекаются литературой, ведут дневники, занимаются фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т. д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по иностранному языку. По просьбе преподавателя студенты приносят на занятие фотографии, открытки, письма, предметы из своих коллекций, которые оживляют общение на иностранном языке, делают это общение более содержательным, близким и интересным для его участников. Задача преподавателя заключается в том, чтобы глубоко изучать и знать увлечения студентов, использовать их для творческого самовыражения учащихся на занятиях.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах и вузах широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль студентов в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий учащиеся используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета.

Все эти технологии позволяют сделать занятия эмоционально-насыщенными, сочетать игровые и неигровые приёмы обучения. При этом не упускается из виду развитие речи учащихся не только на английском, но и на родном языке. Такие задания способствуют практическому применению языка. Учащиеся становятся более раскрепощенные, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются студентами.

Проявление творческих способностей личности учащихся можно пронаблюдать на занятиях по английскому языку в организации работы на примере работы с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается студентами на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) и работа по прочитанному тексту организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:

• Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом? РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 2

• Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чём будет текст?

• Как вы понимаете название текста? О чём может быть рассказ?

• Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному тексту.

При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста студенты должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на занятиях. Красота иностранного языка открывается учащимся в процессе такой работы. Например, можно предположить такие типы заданий-вопросов:

• Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?

• Назовите слова, которые помогают описать пейзаж?

• Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено?

• Какие звуки преобладают и почему? и т.д.

Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе не только дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе работы с текстом гарантирует постоянное включение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся. Важно, чтобы студент мог применять полученные на занятии знания, иначе учебный процесс бесполезен.

Проведение занятий и внеаудиторных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы студентов.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы студентов.

Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: учащиеся становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.