Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоэффективность / мотивация / образовательный процесс / развитие студентов / self-efficacy / motivation / educational process / student development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Вэйвэй

В статье раскрывается сущность одной из важных психологических детерминант личности студента, а именно – самоэффективность личности. Для этого автором были охарактеризованы основные положения социально-когнитивной теории Альберта Бандуры, в которых раскрываются уровни проявления самоэффективности на личностном уровне и их влияние на эмоциональное состояние индивида. Также была описана взаимосвязь профессиональных умений, стиля преподавания и самооценки преподавателя с уровнем самоэффективности студентов. Был сделан вывод о том, что развитие когнитивных навыков учащихся в значительной степени зависит от таланта и самоэффективности учителя, который создает среду для обучения. Также в статье были разработаны рекомендации по развитию самоэффективности у обучающихся на занятиях в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях, которые приведут к положительным результатам деятельности как студентов, так и преподавателей. Для этого было изучено то, как самоэффективность убедительно подтверждает мнение о том, что уверенность в себе и настойчивость у студентов перевешивают врожденные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ли Вэйвэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR DEVELOPMENT OF LEARNING SELF-EFFICACY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article reveals the essence of one of the important psychological determinants of student personality, namely self-efficacy of personality. To do this, the author describes the main provisions of the social and cognitive theory of Albert Bandura, which reveals levels of self-efficacy at the personal level and their impact on the emotional state of the individual. The relationship between professional skills, teaching style and teacher’s self-esteem with students’ self-efficacy level is also described. It is concluded that the development of students’ cognitive skills is highly dependent on the talent and self-efficacy of the teacher who creates the learning environment. The paper also develops recommendations for developing self-efficacy in students in the classroom as part of the educational process in higher education institutions, which will lead to positive outcomes for both students and teachers. To do this, it examines how self-efficacy strongly supports the view that students’ confidence and perseverance outweigh innate abilities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

4. Пестова Е.В., Калашникова C.B. Проектирование учебных заданий в контексте таксономии Б. Блума при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в вузе МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 43-45.

5. Иванова Л.В. Современные подходы к контролю обученности учащихся. Дидакт. 2GG2; № 2: 47-53.

6. Жукова Т.А., Ивашкина О.А., Богословский В.И. Перспективы в системе высшего образования в России: к вопросу о стратегиях развитиях межкультурного интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2G22; № 6 (97): 167-170.

7. Семененко Е.Е. Тестовый контроль как средство интенсификации обучения английскому языку. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021; Vol. 11-1 (62): 95-98.

8. Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2627-2632.

9. Кондрахина Н.Г, Южакова Н.Е. Специфика реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в вузе на современном этапе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 41-43.

References

1. Lavrinenko I.Yu., Kushnareva N.V. Metodicheskie aspekty primeneniya ball'no-rejtingovoj sistemy ocenki znanij v processe izucheniya inostrannogo yazyka studentami tehnicheskogo vuza. Vestnik Sibirskogo institute biznesa i informacionnyh tehnologij. 2019; № 1 (29): 26-31.

2. Yarmolinec L.G., Getman E.I., Osadchaya V.P Formirovanie fonda ocenochnyh sredstv po predmetu «Inostrannyj yazyk». Flzlcheskaya kul'tura, sport - nauka I praktlka. 2018; № 1: 107-116.

3. Molchanova Yu.A., Terent'eva E.V. Obuchenie inostrannomu yazyku v 'EIOS: distancionnoe obuchenie glazami studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 2: 75-78.

4. Pestova E.V., Kalashnikova S.V. Proektirovanie uchebnyh zadanij v kontekste taksonomii B. Bluma pri obuchenii professional'no orientirovannomu inostrannomu yazyku v vuze MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 43-45.

5. Ivanova L.V. Sovremennye podhody k kontrolyu obuchennosti uchaschihsya. Didakt. 2002; № 2: 47-53.

6. Zhukova T.A., Ivashkina O.A., Bogoslovskij V.I. Perspektivy v sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii: k voprosu o strategiyah razvitiyah mezhkul'turnogo intellekta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 167-170.

7. Semenenko E.E. Testovyj kontrol' kak sredstvo intensifikacii obucheniya anglijskomu yazyku. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021; Vol. 11-1 (62): 95-98.

8. Mel'nichuk M.V., Kalugina O.A. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2627-2632.

9. Kondrahina N.G., Yuzhakova N.E. Specifika realizacii kompetentnostnogo podhoda v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze na sovremennom 'etape. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 41-43.

Статья поступила в редакцию 29.12.22

УДК 37.01

Li Weiwei, senior professor, Changchun Guanghua University (Changchun, China), E-mail: liweiwei@ghu.edu.cn

METHODS FOR DEVELOPMENT OF LEARNING SELF-EFFICACY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The article reveals the essence of one of the important psychological determinants of student personality, namely self-efficacy of personality. To do this, the author describes the main provisions of the social and cognitive theory of Albert Bandura, which reveals levels of self-efficacy at the personal level and their impact on the emotional state of the individual. The relationship between professional skills, teaching style and teacher's self-esteem with students' self-efficacy level is also described. It is concluded that the development of students' cognitive skills is highly dependent on the talent and self-efficacy of the teacher who creates the learning environment. The paper also develops recommendations for developing self-efficacy in students in the classroom as part of the educational process in higher education institutions, which will lead to positive outcomes for both students and teachers. To do this, it examines how self-efficacy strongly supports the view that students' confidence and perseverance outweigh innate abilities.

Key words: self-efficacy, motivation, educational process, student development.

Ли Вэйвэй, ст. преп., Чанчуньский университет Гуанхуа, г. Чанчунь, E-mail: liweiwei@ghu.edu.cn

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В статье раскрывается сущность одной из важных психологических детерминант личности студента, а именно - самоэффективность личности. Для этого автором были охарактеризованы основные положения социально-когнитивной теории Альберта Бандуры, в которых раскрываются уровни проявления самоэффективности на личностном уровне и их влияние на эмоциональное состояние индивида. Также была описана взаимосвязь профессиональных умений, стиля преподавания и самооценки преподавателя с уровнем самоэффективности студентов. Был сделан вывод о том, что развитие когнитивных навыков учащихся в значительной степени зависит от таланта и самоэффективности учителя, который создает среду для обучения. Также в статье были разработаны рекомендации по развитию самоэффективности у обучающихся на занятиях в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях, которые приведут к положительным результатам деятельности как студентов, так и преподавателей. Для этого было изучено то, как самоэффективность убедительно подтверждает мнение о том, что уверенность в себе и настойчивость у студентов перевешивают врожденные способности.

Ключевые слова: самоэффективность, мотивация, образовательный процесс, развитие студентов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее десятилетие самоэффективности также уделяется все больше внимания в педагогических исследованиях, особенно в тех, которые касаются мотивации студентов к обучению. Исследования самоэффективности в этом контексте сосредоточены в основном на взаимосвязи между самоэффективностью студента и возможным выбором им дальнейшей карьеры, особенно в области естественных наук, в том числе математики. Исследователи предполагают, что самоэффективность студентов в изучении математики является более сильным предиктором уровня их интереса к данной науке и вероятности того, что они выберут родственную область обучения, чем их предшествующие математические достижения и ожидания достижений по этому предмету [1].

Целью исследования становится разработка методов развития самоэффективности обучения в высших учебных заведениях. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Описать сущность самоэффективности в теории психологии.

2. Представить примеры положительного и негативного влияния самоэффективности на развитие личности.

3. Рассмотреть роль самоэффективности среди обучающихся и преподавателей в вузах.

4. Представить рекомендации по развитию самоэффективности обучения в вузах.

Научная новизна представлена методическими положениями по развитию уверенности в себе у студентов. Теоретическая значимость исследования обусловлена обобщением знаний на тему развития самоэффективности обучения у студентов.

Термин «самоэффективность» был введен в широкое употребление Альбертом Бандурой в 1986 году в рамках социально-когнитивной теории личности. Он утверждает, что под данным понятием подразумевается вера в собственные возможности, способность организовывать и предпринимать действия, направленные на достижение цели [2]. Наиболее важную роль в процессе построения убеждений о собственных возможностях играет предыдущий опыт субъекта, связанный с уже достигнутыми целями. В результате исследования выяснилось, что более высокий уровень самоэффективности повышает мотивацию к действию и связан с лучшими достижениями личности в жизни.

Также самоэффективность определяется как способность личности достигать определенных уровней эффективности, которые влияют на повседневную жизнь [3]. Самоэффективность определяет поведение человека как в конкретной ситуации, так и в результате обобщения может влиять на его функционирование в других обстоятельствах. Они поглощены выполняемой ими деятельностью, ставят перед собой высокие цели и настойчиво их преследуют. Свои неудачи такие люди объясняют временным отсутствием знаний, недостаточной приверженностью к их реализации. Перед лицом трудностей удваивают собственные усилия, в случае неудач быстро обретают уверенность в себе. Такой взгляд на себя поддерживает мотивацию, уменьшает стресс и снижает риск депрессии. Например, если прыгун с трамплина несколько раз справился со сложными условиями и совершил хороший прыжок, то он уверен, что сможет справиться с подобными ситуациями в будущем.

С другой стороны, низкий уровень самоэффективности приводит к появлению психологической уязвимости и возможному появлению депрессии [4, с. 39]. Эти люди страдают от самообвинения за собственные поступки, теряют веру в себя, легко сдаются. Они живут с чувством безысходности, становятся жертвами буллинга, зацикливаются на сомнениях. В качестве примера можно привести ситуацию из повседневной жизни: если студент не уверен в своих способностях и сомневается в собственных знаниях, то в конечном итоге он решает не поступать в университет, несмотря на то, что осознает будущие последствия.

Хотя неформальный термин «уверенность в себе» иногда используется как синоним слова «самоэффективность», он не охватывает специфику и теоретическую сущность данного понятия [5]. От того, верит ли человек в собственную эффективность, зависит количество усилий, которые он вкладывает в задачу, и уровень его настойчивости в достижении цели. Она может проявляться на следующих уровнях:

1. Опыт, накопленный в процессе обучения, при выполнении или наблюдении за другими людьми при реализации аналогичных задач в прошлом.

2. Физиологические и эмоциональные реакции (например, тревога), возникающие при выполнении определенных задач.

Уровень самоэффективности связывают с уровнем саморегуляции человека. Саморегуляция воспринимается как доверие и вера в человеческое мышление, принятие решений или контроль над поведением личности человека в самом широком смысле этого слова. Чувство самоэффективности играет очень важную роль в жизни людей, поскольку является отражением того, как человек подходит к своим целям или своим обязанностям. В целом люди с положительным уровнем саморегуляции уверенны в себе, обладают целеустремленным характером, добиваются большего успеха в жизни и умеют с «холодной головой» реагировать на сложные жизненные события. Основными столпами их характеристик являются настойчивость, высокие устремления, трудолюбие, мотивация, креативность, мастерство и устойчивость к неудачам. Это эффективная установка, поддерживающая не только внутреннюю индивидуальную заинтересованность человека в определенной деятельности.

Наоборот, низкий уровень самоэффективности ведет к ранимости психики, что связано со склонностью поддаваться психологическим расстройствам (например, депрессия, стресс, употребление психотропных и галлюциногенных веществ). Базовыми симптомами являются неподготовленность, тревожность, напряженность и боязнь неблагоприятных исходов сложных ситуаций, влияющих на повседневную жизнь и приводящих к потере социальной поддержки или к полному эмоциональному спаду. Базовыми симптомами являются неподготовленность, тревожность, напряженность и боязнь неблагоприятных исходов сложных ситуаций, влияющих на повседневную жизнь и приводящих к потере социальной поддержки или к полному эмоциональному спаду.

Студенты, учителя и органы образования работают в командах, а не сами по себе. В высших учебных заведениях формируются коллективные взгляды на способность своих обучающихся учиться, а также обогащают жизнь студентов и преподавателей, создавая благоприятную среду для выполнения этих задач. Вузы с высоким уровнем социальной эффективности характеризуются «приятной атмосферой» или «дружелюбным климатом». Те, у кого низкий уровень этой переменной, подвержены различным формам деструктивного поведения обучающихся.

Прежде всего, развитие самоэффективности студентов связано с изучением чужого опыта и моделированием ошибок других людей в собственной жизни. Например, обучающийся может оценивать свои навыки и сравнивать их с успехами и неудачами своих сверстников. В его сознании присутствует установка: «если они смогли достичь этого, то, значит, и я смогу получить то же самое». Сила убеждения тем больше, чем ближе модель находится к наблюдателю в любом аспекте. Оказывается, уверенность в себе возрастает в большей степени при виде человека, постепенно борющегося с трудной задачей, чем при наблюдении за опытным человеком, с легкостью решающего данную проблему. Преподаватель может разработать собственные стандарты оценки личных результатов, например, он может поощрять стремление к упорству и ответственность индивида. Но он должен не использовать в своей речи неискреннюю похвалу, которая не окажет никакого положительного влияния на самоэффективность студентов.

Также учитель может предложить студентам вести тетрадь, в которой будут записаны их спортивные достижения, удачные ситуации, выступления. Как

известно, человек склонен больше сосредотачиваться на неудачах, чем на своих малых или больших успехах. Другие критерии могут включать, например, поощрение оптимизма, предотвращение самооценки у учеников, постановку близких целей вместо отдаленных (важна обратная связь). Благодаря предложенному методу студенты могут взять за привычку обращать внимание на то, что они сделали хорошо.

В образовательном процессе акцент следует делать на качестве проведенной работы, которое указывает на усилия человека: студенты, которые ориентируются в этом направлении, оценивают свои успехи, они более вовлечены в обучение, таким образом, у них формируется более высокая степень самоэффективности. Наградой может быть выполнение самого задания.

Чувство самоэффективности может развиваться у студентов по-разному в индивидуальной и групповой работе, и, как следствие, оно может оказывать различное влияние на их повседневную жизнь. Успешность работы студентов в парах зависит не столько от индивидуальных умений индивида, сколько от его веры в то, что они у него есть. Например, тренеры и окружающие люди сильно влияют на появление и развитие самоэффективности у студентов, получающих образование в области физической культуры и спорта.

Характер личности в некоторой степени формируется условиями внешней среды, в которой живет человек, что, в свою очередь, влияет на то, кем он является и кем становится. Следовательно, самоэффективность может играть значительную роль в формировании образа жизни. Люди часто дистанцируются от окружения и определенных видов деятельности, которые, с их точки зрения, превышают их возможности, но, с другой стороны, они иногда готовы заниматься деятельностью, в рамках которой оценивают себя как способные к оптимальному функционированию. Чтобы создать вдохновляющую, познавательно-интересную и богатую образовательную среду, нужен творческий, грамотный и эффективный учитель.

Для этого ему необходимо развивать собственную самоэффективность, которая может быть определена как индивидуальное убеждение в собственной способности планировать, организовывать и вести деятельность, направленную на достижение образовательных целей, понимаемых как содействие обучению среди учащихся. Высокая самоэффективность учителей проявляется в усилении мотивации учащихся к обучению. Эмпирические исследования показали, что учащиеся, которые вступают в контакт с учителями с высоким чувством эффективности, имеют более высокие школьные достижения [6]. Было отмечено, что учителя с высокой самоэффективностью чаще внедряют в классе дидактические новшества, современные методы обучения, поощряют студентов к самостоятельности и автономии в деятельности.

Смена образовательной парадигмы с бихевиористской на конструктивистскую требует высокой педагогической компетентности. Современный учитель не может требовать от учеников воссоздания знаний, так как объем знаний во всем мире настолько велик, что его невозможно воспроизвести. В мире современных технологий и непредсказуемого будущего учитель должен обучать, прежде всего, навыкам мышления, которое состоит из четырех компонентов: творческое мышление, принятие решений, критическое мышление, решение проблем. В качестве примера можно привести стратегию обучения, называемую как «Двойное кодирование», создателем которой является Аллан Пайвио. Теория двойного кодирования основана на предположении, что человек создает представления о реальности в двух системах - невербальной, иначе сенсорной, и вербаль-но-лингвистической. Обе системы существуют одновременно, но независимо друг от друга.

Двойное кодирование помогает запоминанию, для чего преподаватели должны использовать слово и картинку. Благодаря этому студенты активируют 2 разные области мозга. У каждого свои ассоциации, и именно эти ассоциации помогут студентам запомнить информацию. Это особенно хорошо работает для людей, которые практикуют запоминание информации таким образом.

Люди частично полагаются на свое физиологическое состояние возбуждения, чтобы оценить тревогу и восприимчивость к стрессу. Сильная стимуляция, к сожалению, плохой ориентир, который обычно приводит к низкой эффективности работы. Напряжение, пот, мышечная дрожь напоминают о стрессовых ситуациях, препятствуя тем самым оптимальному функционированию разума и тела. Например, в задачах, связанных с силой и выносливостью, таких как физические упражнения или спортивные соревнования, на восприятие самоэффективности влияют такие переживания, как усталость и боль. Поэтому студенты должны научиться контролировать свои эмоции, для чего необходимо проводить тренинги и конференции в стенах высших учебных заведениях.

Можно предложить методы оценки текущего настроения студентов при помощи психологических техник, благодаря которым они должны научиться блокировать негативные мысли и заменять их позитивными. Кроме того, проводя «позитивную внутреннюю речь» перед экзаменом, они снижают уровни беспокойства и стресса.

Первое упражнение связано со снижением эмоционального возбуждения. Так, обучающиеся должны контролировать свое эмоциональное возбуждение при помощи дыхания в следующей последовательности:

1. Сделайте медленный, долгий вдох, считая до 4.

2. Задержите дыхание и сосчитайте до 4.

3. Медленно выдохните, считая до 4.

4. Сосчитайте до 4, прежде чем сделать еще один вдох.

Необходимо сделать 5 таких подходов и задать себе следующие вопросы: Как ты себя чувствуешь сейчас? Заметили ли вы какие-либо изменения в своем теле во время упражнений?

Упражнение 2 направлено на расслабление группы мышц и должно проходить в следующей последовательности:

1. Выберите группу мышц, которую хотите расслабить.

2. Напрягите мышцы на 5 секунд.

3. Расслабьте мышцы на 5 секунд.

Дыхательные техники помогают контролировать тревогу и уменьшают стресс. Они особенно полезны в ситуациях, когда студенты нервничают или напуганы. В свою очередь, упражнения позволяет снизить мышечное и эмоциональное напряжение. Ожидания данного человека в отношении собственной эффективности могут определять, будут ли они предпринимать определенные действия, например, если студент решит, что не может сдать экзамен, он может его не сдавать.

Библиографический список

Таким образом, исследования самоэффективности убедительно подтверждают мнение о том, что уверенность в себе и настойчивость у студентов перевешивают врожденные способности. Самоэффективность не детерминирована генетически, она формируется на основе собственного опыта. Чем она сильнее, тем выше уровень мотивации, что, в свою очередь, положительно сказывается на качестве жизни обучающихся.

Студенты должны быть в состоянии, благодаря собственной самоэффективности, понять ситуацию, когда они справились с заданием благодаря собственным усилиям, несмотря на его сложность, что впоследствии является для них наградой, или же задание было слишком простым и, следовательно, приносит мало удовлетворения.

Цель и задачи исследования были достигнуты, а новизна и теоретическая значимость итогов работы была доказана.

Будущие исследования будут направлены в сторону проведения анкетирования и интервьюирования студентов в математических и нематематических высших учебных заведениях.

1. Райхельгауз Л.Б. Формирование академической самоэффективности и личной ответственности в процессе изучения математики. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66: 174-177.

2. Левин К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Суворова О.В., Пожарская О.И. Особенности личности с разным уровнем самоэффективности в период средней взрослости. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 74: 372-375.

4. Шиповская В.В. Психологический феномен беспомощности (статья первая). Южно-российский журнал социальных наук. 2009; № 4: 38-53.

5. Соловьева О.В., Папура А.А. Феномен уверенности: понятие, подходы, составляющие. Сибирский психологический журнал. 2010; № 38: 63-65.

6. Урутина Т.М. Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения. Молодой ученый. 2015; № 18 (98): 496-499.

References

1. Rajhel'gauz L.B. Formirovanie akademicheskoj samo'effektivnosti i lichnoj otvetstvennosti v processe izucheniya matematiki. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66: 174-177.

2. Levin K., Bandura A. Geshtal't-psihologiya i social'no-kognitivnaya teoriya lichnosti. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2007.

3. Suvorova O.V., Pozharskaya O.I. Osobennosti lichnosti s raznym urovnem samo'effektivnosti v period srednej vzroslosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 74: 372-375.

4. Shipovskaya V.V. Psihologicheskij fenomen bespomoschnosti (stat'ya pervaya). Yuzhno-rossijskijzhurnal social'nyh nauk. 2009; № 4: 38-53.

5. Solov'eva O.V., Papura A.A. Fenomen uverennosti: ponyatie, podhody, sostavlyayuschie. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2010; № 38: 63-65.

6. Urutina T.M. Kommunikativnoe vzaimodejstvie prepodavatelej so studentami kak faktor uspeshnosti obucheniya. Molodoj uchenyj. 2015; № 18 (98): 496-499.

Статья поступила в редакцию 29.12.22

УДК 378

Molchanova I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: irmamolchanova@gmail.com Makushkin S.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: s_makin2009@mail.ru Serikova N.A., postgraduate, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University) (Moscow, Russia), E-mail: irmamolchanova@gmail.com

DIGITAL DESIGN ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING THE DIGITAL COMPETENCE OF STUDENTS OF HUMANITIES. The article studies a problem of application of project-digital activity in the educational process of the university as a means of forming the digital competence of students of humanities. The expediency of introducing educational digital projects into the educational process of universities is substantiated. The components of digital competence of students of humanities are defined. The article proves that one of the factors that contributes to the effective development of the educational process of the university is the formation of digital competence of students by means of project-digital activities. Digital content tools are presented and analyzed when performing digital design activities. Experimental verification of the formation of digital competence of students of humanities on the basis of design and digital activities proved its effectiveness. Key words: digital competence, students of humanities, design and digital activity, digital project.

И.И. Молчанова, канд. пед. наук, доц., Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва, E-mail: irmamolchanova@gmail.com С.А. Макушкин, канд. ист. наук, доц., Российский государственный социальный университет, г. Москва, Е-mail: s_makin2009@mail.ru Н.А. Серикова, аспирант, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: irmamolchanova@gmail.com

ПРОЕКТНО-ЦИФРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Статья посвящена проблеме применения в образовательном процессе вуза проектно-цифровой деятельности как средства формирования цифровой компетентности студентов гуманитарных специальностей. Обоснована целесообразность внедрения образовательных цифровых проектов в учебный процесс вузов. Определены компоненты цифровой компетентности студентов гуманитарных специальностей. В статье доказано, что одним из факторов, которые способствуют эффективному развитию образовательного процесса вуза, является формирование цифровой компетентности студентов средствами проектно-цифровой деятельности. Представлены и проанализированы средства цифрового контента при выполнении проектно-цифровой деятельности. Экспериментальная проверка формирования цифровой компетентности студентов гуманитарных специальностей на основе проектно-цифровой деятельности доказала ее эффективность.

Ключевые слова: цифровая компетентность, студенты гуманитарных специальностей, проектно-цифровая деятельность, цифровой проект.

Современное состояние развития информационно-цифровых технологий, тенденция постоянного увеличения доступной информации благодаря новым средствам получения данных и коммуникации между людьми приводят к тому,

что человек, который не хочет остаться на периферии развития современного социума, должен четко понимать, что без получения навыков работы со средствами цифровой коммуникации, мобильными устройствами и веб-средой не сможет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.