2. Богданов Е.С, Кострюкова О.Н. Планирование на предприятии туризма // СПб.: Бизнес-пресса, 2003. С. 288.
3. Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourdom.ru/ (дата обращения: 06.08.2019).
МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Сапунова Е.В.
Сапунова Екатерина Витальевна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела, факультет технологии, предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в условиях жесткой конкуренции необходимо разрабатывать или осуществлять поиск новых путей и методов управления туристскими предприятиями. В работе представлен анализ методов разработки управленческих решений на туристских предприятиях. Ключевые слова: туризм, туристское предприятие, управленческие решения.
Туристское предприятие с момента начала своего функционирования на рынке может столкнутся с большим количеством проблем, которые могут повлечь за собой сложную ситуацию, сопровождающуюся ухудшением показателей деятельности таких как: ликвидность, платежеспособность, рентабельность, оборачиваемость оборотных средств, финансовая устойчивость. Данные сложности дают информацию и подталкивает руководство на поиски путей ее решения, которые будут способны изменить ситуацию, улучшить состояние организации [2].
Методы разработки управленческих решений - это способы и приемы выполнения операций, необходимые в процессе их принятия. К ним относятся анализ, обработка информации, выбор вариантов действий и другие. Управленческие решения разрабатываются и прорабатываются напрямую руководителем предприятия. Грамотное руководство предприятия — это компетентный и квалифицированный специалист, умеющий своевременно принять управленческое решение, направить и мотивировать менеджеров по туризму для их исполнения, планировать ресурсную базу, реализовывать эффективные модели поведения, выбирать адекватный стиль руководства, подходящий ему [3].
Для принятия грамотных управленческих решений руководителю туристского агентства необходимо опираться на опыт, знания и интуицию своих работников, а также прислушиваться к их мнению. Так как решения, принятые в группе, имеют больший процент вероятности успеха. Поэтому в менеджменте туристских предприятий значительное внимание уделяется вопросам работы внутри коллектива [1].
При разработке управленческих решений на туристских предприятиях обычно используют экспертные методы. Они основаны на анализе и усреднении мнений всех работников, участвующих в принятии решений по той или иной проблеме или вопросу. Крупные туристские предприятия часто создают экспертные группы работников. В таблице 1 представлена характеристика данных методов.
Таблица 1. Экспертные методы разработки управленческих решений на туристском предприятии
Название метода Описание метода
Дельфи Прогностический метод, который основан на последовательной оценке менеджерами любых путей решения проблемы.
Круглый стол Все участники круглого стола обсуждают соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения.
Мозговой штурм Данный метод особенно полезен в диагностике ситуаций и выдвижении альтернатив. Выдвигают максимальное число идей в ограниченное время (обычно полчаса)
Метод сценариев Предполагается возможный ход событий в той или иной ситуации. Отличие от прогноза заключается в том, что не предсказывается будущее, а анализируются уже известные тенденции и факты.
Метод средневзвешенных оценок Эффективный метод для оценки персоналом ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений, путем бальной оценки критериев в табличном виде.
Деловая игра Метод имитации принятия решений руководителей или работников в различных ситуациях в диалоговом режиме.
«Ринги» Многоступенчатая процедура выработки консенсуса, которая часто включает сложный комплекс переговоров, служащих для рассмотрения различных точек зрения и их согласования.
Рассмотренные выше методы разработки управленческих решений могут позволить туристскому предприятию повысить эффективность управления, так как в данном
случае анализируется целый ряд факторов внутренней и внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие, а в дальнейшем и нейтрализовать их.
К управленческим решениям, принимаемым в турагентстве принято относить:
1. заключение договоров с туроператорами и туристами, а также контрагентами;
2. оформление сопроводительного пакета документов для туристов;
3. материальное обеспечение фирмы, оформление помещений и снабжение оргтехникой;
4. направление сотрудников на обучение (рекламные туры, семинары, тренинги);
5. создание сайта и социальных сетей туристского предприятия, а также их продвижение;
6. использование различных систем онлайн-бронирования;
7. организация эффективной системы работы с клиентами (по телефону и при личной встрече в офисе);
8. решение форс-мажорных ситуаций и проблем.
При моделировании управленческих решений разрабатываются варианты решений в абстрактной форме, предполагающие анализ всевозможных вариантов стечения обстоятельств. Основной целью моделирования является отбор и выбор наилучшего конечного варианта происходящего за счет анализа ситуаций. Преимущество моделирования управленческих решений заключается в наукоёмкости работы менеджеров, а также ориентации на интуицию, опыт, интеллект и способности предвидения всего работающего персонала [3].
Список литературы
1. Дурович А.П. Организация туризма: учебное пособие /
А.П. Дурович. СПб.: Питер, 2012. 320 с.
2. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учебное
пособие / А.Д. Каурова. Спб.: Герда, 2016. 368 с.
3. Косолапов А.Б. Менеджмент в туристической фирме: учебное пособие/ А.Б. Косолапов. М.: КНОРУС, 2014. 256
с.
ОСОБЕННОСТИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРАМИ И НЕЗАВИСИМЫМИ ТУРАГЕНТСТВАМИ Сапунова Е.В.
Сапунова Екатерина Витальевна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела, факультет технологии, предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: существует множество форм взаимодействия туроператорских и турагентских организаций и поэтому необходим поиск новых перспективных путей развития этих взаимоотношений, в связи с тем, что индустрия туризма постоянно терпит изменения. В работе представлен анализ партнерских отношений между туроператорами и независимыми турагентствами.
Ключевые слова: туризм, туроператор, турагент, особенности взаимодействия.
В настоящее время на туристском рынке существует несколько форм взаимодействия туроператорских и турагентских организаций. Одной из основных и самой популярной среди российских турагентств является независимая форма.
Независимое турагентство - организация, которая работает с большим количеством туроператоров, которых считает лучшими и надежными (в своей сфере или по своему направлению) и не зависит ни от одного из них. Они работают под своим оригинальным названием и брендом [2].