Коротаева И.В. ©
Студентк, факультета психологии, Белгородский государственный национальный
исследовательский университет
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация
В статье рассматривается проблема управленческого воздействия. Статья содержит результаты психологического исследования существующих различий в использовании методов психологического воздействия у студентов ФБС и студентов факультета психологии.
Ключевые слова: методы, психологическое воздействие, управленческая деятельность. Keywords: methods of psychological impact, management activities.
Проблема управленческого воздействия руководителя на подчиненных, весьма актуальна и давно привлекает внимание многих ученых. Сегодня она входит в число важнейших вопросов социальной психологии и психологии управления.
Интерес к проблеме связан с тем, что воздействие на людей является составной частью процесса управления и занимает около 30% рабочего времени руководителей. Также, в практической деятельности руководителей существуют различные способы организации словесной и эмоциональной информации, средства и условия жизнедеятельности людей, которые могли бы более эффективно использоваться в целях позитивных сдвигов.
Эти способы (методы и приемы) появились благодаря непосредственному жизненному опыту межличностного взаимодействия, вероятно, еще на заре цивилизации. Уже в риторике древних греков и римлян существовало немало интересных приемов воздействия на публику. Позже проблема воздействия на человека разрабатывается в рамках философии, логики, педагогики, литературы, психотерапии и режиссуры [1].
Двадцатое столетие отмечено появлением важнейших парадигм регулирования поведения работника. Первая («научный менеджмент») основана на теории Ф.Тейлора.
Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Успешное и эффективное выполнение управленческой деятельности требует умения строить взаимодействие с людьми на основе знания психологических факторов, научных приемов и способов воздействия на людей [3]. Общим для любых методов воздействия является необходимость тщательной подготовки управляющего воздействия: определяется цель диалога, изучаются психологические особенности оппонента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается тактика поведения, особенности имеющейся информации и другие факторы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение методов психологического воздействия играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.
Сложность проблемы психологического воздействия определяется наличием множества различных способов организации вербальной и эмоциональной информации, средств и условий жизнедеятельности в целях достижения реальных сдвигов в человеческом поведении. Многие приемы и методы, накопленные в человеческом опыте, слабо используются в реальной управленческой деятельности. Управленческая деятельность - это тип профессиональной
©© Коротаева И.В., 2014 г.
деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей -необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии [2]. Объём всех функций организации превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности.
В связи с актуальностью темы, мы провели исследование на базе Белгородского государственного университета, на факультете бизнеса и сервиса (ФБС) и факультете психологии. Объем выборки составил 30 человек в возрасте 21 - 23 лет. Целью являлось изучение студентами методов психологического воздействия на личность в системе управления персоналом. Мы предположили, что существуют различия в использовании методов психологического воздействия у студентов ФБС и студентов факультета психологии.
По результатам исследования было выявлено, что из предложенных методов воздействия на личность студенты различных факультетов выбирают тот метод психологического воздействия, который наиболее эффективно способствует принятию решения в их конкретной сфере деятельности, в которой студенты будут реализовываться, или могут реализоваться. Так же, с помощью исследования, мы выявили, что существуют различия в использовании методов психологического воздействия у студентов ФБС и студентов факультета психологии. Студенты факультета бизнеса и сервиса наиболее часто используют метод «Штирлица» как способ поведения т. к. могут активно им пользоваться в своей управленческой деятельности. В то время как студенты факультета психологии предпочитают использовать метода «Активного слушателя» как способа поведения.
Литература
1. Кабаченко Т.С. «Методы психологического воздействия», 2006
2. Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления» — М., 2001
3. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2001. - 304 с.