Научная статья на тему 'Методы психологического воздействия на личность в системе управления персоналом'

Методы психологического воздействия на личность в системе управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / METHODS OF PSYCHOLOGICAL IMPACT / MANAGEMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротаева И.В.

В статье рассматривается проблема управленческого воздействия. Статья содержит результаты психологического исследования существующих различий в использовании методов психологического воздействия у студентов ФБС и студентов факультета психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы психологического воздействия на личность в системе управления персоналом»

Коротаева И.В. ©

Студентк, факультета психологии, Белгородский государственный национальный

исследовательский университет

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация

В статье рассматривается проблема управленческого воздействия. Статья содержит результаты психологического исследования существующих различий в использовании методов психологического воздействия у студентов ФБС и студентов факультета психологии.

Ключевые слова: методы, психологическое воздействие, управленческая деятельность. Keywords: methods of psychological impact, management activities.

Проблема управленческого воздействия руководителя на подчиненных, весьма актуальна и давно привлекает внимание многих ученых. Сегодня она входит в число важнейших вопросов социальной психологии и психологии управления.

Интерес к проблеме связан с тем, что воздействие на людей является составной частью процесса управления и занимает около 30% рабочего времени руководителей. Также, в практической деятельности руководителей существуют различные способы организации словесной и эмоциональной информации, средства и условия жизнедеятельности людей, которые могли бы более эффективно использоваться в целях позитивных сдвигов.

Эти способы (методы и приемы) появились благодаря непосредственному жизненному опыту межличностного взаимодействия, вероятно, еще на заре цивилизации. Уже в риторике древних греков и римлян существовало немало интересных приемов воздействия на публику. Позже проблема воздействия на человека разрабатывается в рамках философии, логики, педагогики, литературы, психотерапии и режиссуры [1].

Двадцатое столетие отмечено появлением важнейших парадигм регулирования поведения работника. Первая («научный менеджмент») основана на теории Ф.Тейлора.

Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Успешное и эффективное выполнение управленческой деятельности требует умения строить взаимодействие с людьми на основе знания психологических факторов, научных приемов и способов воздействия на людей [3]. Общим для любых методов воздействия является необходимость тщательной подготовки управляющего воздействия: определяется цель диалога, изучаются психологические особенности оппонента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается тактика поведения, особенности имеющейся информации и другие факторы.

Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение методов психологического воздействия играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Сложность проблемы психологического воздействия определяется наличием множества различных способов организации вербальной и эмоциональной информации, средств и условий жизнедеятельности в целях достижения реальных сдвигов в человеческом поведении. Многие приемы и методы, накопленные в человеческом опыте, слабо используются в реальной управленческой деятельности. Управленческая деятельность - это тип профессиональной

©© Коротаева И.В., 2014 г.

деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей -необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии [2]. Объём всех функций организации превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности.

В связи с актуальностью темы, мы провели исследование на базе Белгородского государственного университета, на факультете бизнеса и сервиса (ФБС) и факультете психологии. Объем выборки составил 30 человек в возрасте 21 - 23 лет. Целью являлось изучение студентами методов психологического воздействия на личность в системе управления персоналом. Мы предположили, что существуют различия в использовании методов психологического воздействия у студентов ФБС и студентов факультета психологии.

По результатам исследования было выявлено, что из предложенных методов воздействия на личность студенты различных факультетов выбирают тот метод психологического воздействия, который наиболее эффективно способствует принятию решения в их конкретной сфере деятельности, в которой студенты будут реализовываться, или могут реализоваться. Так же, с помощью исследования, мы выявили, что существуют различия в использовании методов психологического воздействия у студентов ФБС и студентов факультета психологии. Студенты факультета бизнеса и сервиса наиболее часто используют метод «Штирлица» как способ поведения т. к. могут активно им пользоваться в своей управленческой деятельности. В то время как студенты факультета психологии предпочитают использовать метода «Активного слушателя» как способа поведения.

Литература

1. Кабаченко Т.С. «Методы психологического воздействия», 2006

2. Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления» — М., 2001

3. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2001. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.