Научная статья на тему 'Методы проверки отдельных аудиторских заданий внешними контролерами качества'

Методы проверки отдельных аудиторских заданий внешними контролерами качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД / КОНТРОЛЕРЫ КАЧЕСТВА / АУДИТОРСКОЕ ЗАДАНИЕ / РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / AUDITING / SAMPLING METHOD / QUALITY INSPECTORS / TASKS / WORKING PAPERS / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсийчук Вадим Ярославович, Овсийчук Валентина Васильевна, Трусов Юрий Александрович

В статье рассмотрены методы выборки для проверки качества выполнения аудиторских заданий, среди которых целесообразно пользоваться нестатистическими и смешанными методами выборки. В ходе отбора заданий для методов выборки могут быть следующие базовые показатели: группы аудиторов организации; специализация аудируемых лиц; вид оказанной услуги; стоимость аудиторских заданий. При анализе отбираемой совокупности и построении выборки необходимо учитывать специфику контроля качества аудиторской деятельности. Она состоит в том, что, в отличие от аудита, методы проверок носят более формальный подход. Исследуя рабочие документы аудиторов, контролеры качества применяют один из методов контроля качества работы аудиторов осмотр автоматизации процесса планирования каждого конкретного задания. В процессе проверки внешние контролеры качества оценивают уровень автоматизации работы аудиторов. Возможно использование разных подходов к такой оценке, например введение трехбалльной шкалы компьютеризированности работы аудиторов. Для внешних контролеров качества важно проверить составление плана и программы аудита в аудиторской организации. Описанные методы контроля качества осуществления планирования отдельных аудиторских заданий обеспечивают минимальную уверенность в эффективности такого планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овсийчук Вадим Ярославович, Овсийчук Валентина Васильевна, Трусов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Testing of Individual Auditing Tasks by External Quality Controllers

The article describes the sampling techniques to verify the quality of performance of auditing tasks and duties, among which it is advisable to use non-statistical and varied sampling methods. During the selection of the tasks for sampling methods, the following benchmarks can be chosen as the example: groups of the auditors of an organization; specialization of the entities that undergo the auditory check up; the type of service rendered; the cost of auditing tasks. When analyzing the selected sample of aggregate concept and design it is necessary to take into account the specifics of the auditing quality control activities. Its main idea is the fact that, unlike auditing, inspection methods are of a more formal approach. Exploring the working papers of auditors, quality controllers use one of the methods of quality control of auditors the inspection of the automation of the planning process for each specific task. During the test, the external quality controllers assess the level of automation of the work of the auditors. You can use different approaches to this assessment, for example, the introduction of a three-point scale computerization of the work of the auditors. For external supervisors it is important to check the quality of the auditing plan and the auditing program of an organization. The described methods of quality control of the individual planning of auditing tasks ensure at least the minimum confidence in the effectiveness of such planning.

Текст научной работы на тему «Методы проверки отдельных аудиторских заданий внешними контролерами качества»

методики и технологии

УДК 657.6

Методы проверки отдельных аудиторских заданий внешними контролерами качества

ОВСИЙЧУК ВАДИМ ЯРОСЛАВОВИЧ,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета,

Технологический университет, Королев, Московская область, Россия

ovsiychuk@inbox.ru

ОВСИЙЧУК ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Российский университет кооперации, Мытищи,

Московская область, Россия

valayrom@yandex.ru

ТРУСОВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

бухгалтер ООО «Аудиторская фирма „Аудит-Консалт-Центр"», Москва, Россия fiba@live.ru

Аннотация

В статье рассмотрены методы выборки для проверки качества выполнения аудиторских заданий, среди которых целесообразно пользоваться нестатистическими и смешанными методами выборки.

В ходе отбора заданий для методов выборки могут быть следующие базовые показатели: группы аудиторов организации; специализация аудируемых лиц; вид оказанной услуги; стоимость аудиторских заданий. При анализе отбираемой совокупности и построении выборки необходимо учитывать специфику контроля качества аудиторской деятельности. Она состоит в том, что, в отличие от аудита, методы проверок носят более формальный подход.

Исследуя рабочие документы аудиторов, контролеры качества применяют один из методов контроля качества работы аудиторов - осмотр автоматизации процесса планирования каждого конкретного задания. В процессе проверки внешние контролеры качества оценивают уровень автоматизации работы аудиторов. Возможно использование разных подходов к такой оценке, например введение трехбалльной шкалы компьютеризированности работы аудиторов. Для внешних контролеров качества важно проверить составление плана и программы аудита в аудиторской организации. Описанные методы контроля качества осуществления планирования отдельных аудиторских заданий обеспечивают минимальную уверенность в эффективности такого планирования.

ключевые слова: аудит; выборочный метод; контролеры качества; аудиторское задание; рабочие документы; саморегулируемые организации.

Methods of Testing of individual Auditing Tasks by External Ouality Controllers

VADIM YA. OVSIYCHUK,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Finance and Accounting Department, Technological University, Korolev,

Moscow region, Russia

ovsiychuk@inbox.ru

VALENTINA V. OVSIYCHUK,

Ph.D., Associate professor of Finance Department, Russian University of Cooperation, Mytischi, Moscow region, Russia

valayrom@yandex.ru YURYA. TRUSOV,

Accountant of the auditing company "Audit-Consult-Center" Ltd, Moscow, Russia fiba@live.ru

Abstract

The article describes the sampling techniques to verify the quality of performance of auditing tasks and duties, among which it is advisable to use non-statistical and varied sampling methods.

During the selection of the tasks for sampling methods, the following benchmarks can be chosen as the example: groups of the auditors of an organization; specialization of the entities that undergo the auditory check up; the type of service rendered; the cost of auditing tasks. When analyzing the selected sample of aggregate concept and design it is necessary to take into account the specifics of the auditing quality control activities. Its main idea is the fact that, unlike auditing, inspection methods are of a more formal approach.

Exploring the working papers of auditors, quality controllers use one of the methods of quality control of auditors - the inspection of the automation of the planning process for each specific task. During the test, the external quality controllers assess the level of automation of the work of the auditors. You can use different approaches to this assessment, for example, the introduction of a three-point scale computerization of the work of the auditors. For external supervisors it is important to check the quality of the auditing plan and the auditing program of an organization. The described methods of quality control of the individual planning of auditing tasks ensure at least the minimum confidence in the effectiveness of such planning.

Keywords: auditing; sampling method; quality inspectors; tasks; working papers; self-regulatory organizations.

Контроль проведения аудиторских заданий является наиболее результативным для получения информации о качестве работы аудиторов. Осуществление фактической деятельности аудиторов происходит при использовании именно методов внешнего контроля качества отдельных аудиторских заданий. Говоря об индивидуальных аудиторах, качество их работы возможно подтвердить в основном при рассмотрении документов по отдельным аудиторским проверкам, так как внутренние стандарты аудита и внутренний контроль качества работы фактически не осуществляются.

Рассмотрение аудиторских заданий внешние контролеры должны начать с отбора тех проверок, которые будут непосредственно охвачены внешним контролем качества работы аудиторов. Необходимость выборки можно доказать методом «от обратного». Дело в том, что в отсутствии выборки контролеры качества должны проверить все аудиторские задания, выполненные проверяемой

организацией в рассматриваемом периоде. Однако это нецелесообразно ввиду высокой трудоемкости, больших затрат времени, т.е. снижения эффективности контроля. К тому же сплошная проверка всех аудиторских заданий неудобна как контролирующей организации, так и проверяемой аудиторской организации, ведь это затягивает проверку и увеличивает ее себестоимость. Следует напомнить, что по сложившейся практике оплата проведения внешнего контроля качества в аудиторских организациях является бременем самих организаций.

В сфере аудиторской деятельности активно применяется множество методов выборки, сгруппированных в три направления: статистические методы, нестатистические методы, смешанные. По мнению авторов данного научного исследования, при выборе аудиторских заданий для проверки качества целесообразно пользоваться нестатистическими и смешанными методами. Под смешанными методами понимаются действия контролеров качества, при которых вся совокупность заданий будет

разделяться несколько раз, причем и статистическими, и нестатистическими способами выборки.

При анализе отбираемой совокупности и построении выборки необходимо учитывать специфику контроля качества аудиторской деятельности. Она состоит в том, что, в отличие от аудита, методы проверок носят более формальный подход. Если для достижения целей аудита необходимо глубокое изучение аудируемого лица, то контроль качества аудита не предполагает своей основной задачей изучение клиентов проверяемой аудиторской организации и прямую защиту их интересов. Поэтому стратификация аудиторских заданий по показателям деятельности аудируемых лиц не актуальна.

В ходе отбора заданий базовыми показателями для методов выборки могут быть следующие: группы аудиторов организации, специализация аудируемых лиц, вид оказанной услуги, стоимость аудиторских заданий (см. рисунок). На практике встречаются случаи, когда в основу выборки ложится трудозатратность проверки аудиторских заданий. В таком случае существует высокая вероятность построения нерепрезентативной выборки, так как мнение о выборе того или иного аудиторского задания будет основываться на непрофессиональном суждении контролирующей группы, а репрезентативность — это главный показатель выборки.

При построении выборок и определении их объема контролеры качества должны принимать во внимание некоторые особенности самих аудиторских заданий, включаемых в генеральную совокупность. Невозможно использовать выборку по группам аудиторов, если в аудиторской организации состав таких групп постоянно ранжируется. Если среди клиентов аудиторской организации большинство специализируется на одном виде экономической деятельности, например оказании услуг по аренде имущества, то не следует использовать стратификацию по основанию специализации клиентов. Если руководитель контрольной группы решил использовать выборку по основанию стоимости аудиторской услуги, следует определять группы в зависимости от масштабов работы аудиторской организации.

Также необходимо соблюдать определенные правила выборки. Во-первых, аудиторские задания на момент проведения контроля должны быть полностью выполнены. Как правило, это можно определить по подписанному отчету о выполнении

аудиторского задания. Во-вторых, одно аудиторское задание в ходе стратификации может попасть только в один из стратов. В-третьих, определенное задание не может являться предметом выборки. Единицы выборочной совокупности должны проверяться сплошным методом. Не исключено разделение аудиторского задания на части между членами контрольной группы, но тогда проверкой должны быть охвачены все части задания, а вывод по всему аудиторскому заданию на основе нескольких итогов должен сделать руководитель группы по контролю качества [1].

После выбора проверяемой совокупности аудиторских проверок следует переходить непосредственно к их рассмотрению. Изучение порядка проведения отдельных аудиторских заданий будет рассмотрено в настоящем исследовании с позиций проверки документального оформления работы аудиторов. Все рабочие документы аудиторов можно разделить на три категории:

• связанные с подготовкой к проведению аудиторского задания;

• разрабатываемые в момент проведения аудиторского задания, т.е. документы по сбору аудиторских доказательств;

• составляемые на заключительном этапе аудиторского задания.

В ходе проверки рабочих документов по планированию аудиторских заданий внешние контролеры качества должны обратить внимание на наличие в них описания проверяемой организации. Отчеты аудиторов должны содержать не только наименование клиента, но его организационно-правовую форму, форму собственности, организационную структуру, различные коды, присвоенные органами налоговой инспекции, службой статистики. Для надзорных органов, также являющихся пользователями аудиторских заключений, важным будет перечисление в вводной части реквизитов банковских счетов и видов основной экономической деятельности, которой занимался клиент в проверяемом периоде. Данную информацию аудиторы могут получить, составляя анкету клиента. Возможен вариант, когда данную анкету составляют ответственные лица аудируемого лица до начала аудиторской проверки, а затем данные, указанные в анкете, проверяются сотрудниками аудиторской компании. В данном случае внешние контролеры качества проверяют не только наличие

Условный пример разделения аудиторских заданий аудиторской организации на страты

в ходе внешнего контроля

факта сбора информации о клиенте, но и пометки сотрудников, проверивших содержание документов. Контролеры качества должны обратить внимание на то, чтобы подобные анкеты клиента формировались в ходе каждой аудиторской проверки или выполнения сопутствующей аудиту услуги. Также они могут составляться как на бумажных носителях, так и в электронном виде, что облегчает распространение информации об аудируемом лице между сотрудниками аудиторской группы и руководством аудируемого лица.

Следующий метод внешнего контроля качества выполнения отдельной аудиторской проверки — подтверждение факта сбора документов о клиенте. Как и в предыдущем методе, на данный вид работы может быть назначен ассистент, так как здесь не требуется особых знаний в сфере бухгалтерского, налогового учета или аудита. Внешние контролеры качества рассматривают, собирали ли аудиторы копии основных юридических документов при каждом аудиторском задании. Возможна ситуация, когда сотрудники аудируемого лица в целях экономии времени аудиторов самостоятельно делают бумажные или электронные копии документов организации. Тогда аудиторы должны задокументировать факт получения пакета копий документов, а в случае электронной пересылки — сохранять файлы, содержащие дату получения документов. Внешние контролеры качества на основе своего

профессионального опыта должны дать оценку достаточности собранных копий юридически значимой документации для всестороннего рассмотрения их положений в ходе дальнейшей проверки.

Далее внешние контролеры качества должны убедиться, что аудиторы проводили ознакомление с системами бухгалтерского учета клиента и внутреннего контроля. Причем под ознакомлением аудиторы понимали изучение, оценку и анализ. Проследить правильность осуществления указанных аудиторских действий внешние контролеры качества могут, кратко рассмотрев содержание рабочих документов по вопросу оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Каждая проверяемая аудиторская организация может применять разные способы оценки, но на уровне ряда аудиторских заданий, проводимых одной организацией или индивидуальным аудитором, методы приблизительно одни и те же. Соответственно роль внешних контролеров следующая: вычленить виды применяемых инструментов оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемых лиц, сформировать перечень документов, обеспечивающих разработку инструментов и дать оценку соответствия трех факторов: систем проверки и контроля, применяемым аудиторами процедур, а также документированию выводов по этим системам. В качестве примера инструментов оценки, которые должны обнаружить внешние контролеры

Оценка уровня автоматизации работы аудиторской организации

Оценка уровня автоматизации Характеристика

1 балл / низкий Отсутствие или минимальное применение вычислительных средств при осуществлении планирования и проведения аудиторских заданий

2 балла / средний Используются неспециализированные программные продукты, позволяющие заполнять формы рабочих документов аудиторов

3 балла / высокий Практически полная автоматизация расчетов плановых показателей аудиторских заданий путем использования единой системы специальных программ, интегрированных между собой

качества у проверяемых аудиторов, можно привести такие, как использование анкет-опросников, рабочих описаний структуры систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, составленных аудиторами схем документооборота в сравнении с аналогичными схемами бухгалтерии и др.

Затем проверяется соблюдение порядка расчета уровня существенности и установления аудиторского риска. Во-первых, внешние контролеры должны определить, каким образом аудиторы установили указанные показатели. Во-вторых, используются ли при этом особые расчеты, являющиеся разработкой данной аудиторской организации, или установление аудиторских рисков осуществляется на основе профессионального мнения. В-третьих, внешние контролеры должны оценить, нет ли фактов умышленного завышения уровня существенности и занижения аудиторского риска путем использования неверных методов расчета этих показателей [2].

Одним из методов контроля качества работы аудиторов должен быть осмотр автоматизации процесса планирования каждого конкретного задания. Данный вопрос в настоящее время не регламентируется законодательно, однако, по нашему глубокому убеждению, аудиторские организации, наряду с кредитными и страховые организациями, являются пионерами на рынке услуг. Соответственно все новшества информационного века в первую очередь используются аудиторами, банкирами и страховщиками. В процессе проверки внешние контролеры качества оценивают уровень автоматизации работы аудиторов. Возможно использование разных подходов к такой оценке, например введение трехбалльной шкалы компьютеризированное™ работы аудиторов (см. таблицу).

Составление плана и программы аудита происходит в аудиторской организации после изучения

систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Для внешних контролеров качества важно проверить, являются ли эти документы индивидуальными для каждого аудиторского задания. Также проверяется, насколько вопросы плана и программы отражают реальное состояние дел проверяемого юридического лица. Другими словами, делается вывод о достаточности заявленных в программе процедур величине рассматриваемой статьи учета. Затем данные документы изучаются по форме: проверяется, соответствуют ли бланки типовым для данной аудиторской организации, заполнены ли все данные, указаны ли ответственные лица, реальны ли сроки проверки. Внешние контролеры должны постоянно обращаться к положениям плана и программы при перекрестной проверке с рабочими документами по сбору аудиторских доказательств.

Описанные методы контроля качества осуществления планирования отдельных аудиторских заданий обеспечивают минимальную уверенность в эффективности такого планирования. Для расширенного изучения внешние контролеры должны запросить все прочие документы, которые аудиторы составляют на этапе планирования задания. Данные документы могут содержать дополнительную информацию, касающуюся особенностей деятельности аудируемого лица, либо дополнять процесс планирования вспомогательными данными, необходимыми для рассмотрения на другом этапе аудита.

Исследуя рабочие документы аудиторов, контролеры качества переходят к разделу методики, связанному с непосредственной проверкой аудиторами своих клиентов. Как и в предыдущем разделе методики, внешние контролеры должны начать с изучения тех копий документов аудируемого лица, которые делались в ходе выполнения

аудиторского задания. Наиболее важно наличие копий финансовой отчетности, так как по ним аудиторы будут проводить проверку и прикладывать их к заключительной части отчета. Внешние контролеры качества работы аудиторов на данном этапе проверки могут убедиться в том, что показатели, отраженные в копиях финансовой отчетности, соответствуют цифрам, принимаемым для расчета плановых аудиторских показателей, таких как риски, существенность и др.

Внешние контролеры качества должны использовать метод сбора информации об использованных в ходе проверок аудиторских процедурах. Данные должны собираться по каждому аудиторскому заданию отдельно. Причем под информацией о процедурах понимаются не сами действия аудиторов по получению аудиторских доказательств, а документы, в которых указаны даты проведения аудиторских процедур, их названия, объем, результаты. Если название аудиторской процедуры отсутствует или из него нельзя сделать четкий вывод о назначении процедуры, то внешние контролеры качества должны рассмотреть записи о характере и цели такого аудиторского действия.

Когда общая информация об аудиторских процедурах, использованных в заданиях, собрана, можно переходить к созданию их единого перечня. Для этого контролерами должен быть создан рабочий документ, содержащий не только перечисление процедур проверки аудируемых лиц, но и дополнительные поля. В них необходимо сделать пометки о наличии положений внутренних стандартов работы аудиторской организации, которые бы регламентировали использование той или иной аудиторской процедуры. Также в качестве дополнительных показателей рабочих документов внешних контролеров качества по данному вопросу можно предусмотреть поля, в которых сотрудник проверяющего органа делает пометку о выполнении заявленной аудиторской процедуры. В качестве примера можно рассмотреть следующий случай: в ходе сбора информации об аудиторских процедурах, используемых в конкретном аудиторском задании, внешние контролеры качества выяснили, что аудиторы запланировали использование детальных тестов оборотов сальдо по счетам и тестов средств контроля. При проверке рабочих документов аудиторов стало ясно, что тесты оборотов

сальдо по счетам не были задокументированы должным образом, а тесты средств контроля не проводились. Тогда внешние контролеры должны сделать пометку в своих рабочих документах напротив соответствующих процедур о неполном их выполнении или отсутствии доказательств их осуществления.

Наиболее распространенной практикой учета лиц, выполняющих аудиторские процедуры, является перечисление их в программе аудиторской проверки. Каждому участнику аудиторской группы назначено несколько заданий в соответствии с его ролью в проверке. Как правило, также проставляется и время, отведенное на выполнение конкретного аудиторского действия. Контролерам качества работы аудиторов необходимо сличить плановые назначения аудиторов и их ассистентов на конкретные задания с фактическими данными. Фактические данные внешние контролеры могут получить из рабочих документов аудиторов, в каждом из которых проставляется исполнитель задания и дата подписания документа.

Помимо составления рабочих документов, аудиторы могут получать внешние доказательства. Поэтому контролеры качества работы аудиторов должны убедиться в их наличии. Так, в случае привлечения к работе других аудиторов, экспертов и прочих лиц, в проверяемой аудиторской организации должны сохраниться копии переписки, которые также могут служить подтверждением выводов аудиторов. На практике бывают случаи, когда на письма аудиторов ответ не следует. В таком случае внешние контролеры рассматривают наличие задокументированных доказательств даты отправки и пункта назначения писем.

Кроме переписки с внешними источниками информации, контролеры качества работы аудиторов должны рассмотреть различного рода документы, составляемые при взаимодействии аудиторов с руководством аудируемого лица в процессе осуществления заданий по договору между ними. Контролеры качества могут перечислить такие документы, как копии переписки с руководством аудируемого лица и его сотрудниками, протоколы, повестки дня, письма-подтверждения, составляемые во время встреч аудиторов с должностными лицами клиента, их заявления, полученные в бумажной, электронной или иных формах, в том числе аудиозаписи.

Следующий тип документов, правильность составления и получения которых проверяют внешние контролеры, — письма от контрагентов аудируемых организаций и индивидуальных предпринимателей. Путем верного составления таких писем аудиторы реализуют один из наиболее надежных методов сбора аудиторских доказательств — подтверждение. Внешние контролеры проверяют не только наличие таких писем, подтверждающих мнение аудиторов, но и письма, на которые ответа получено не было. Кроме того, контролеры качества работы аудиторов могут затребовать перечень писем, на которые ответа получено не было, а также предложенные аудиторские процедуры, призванные заменить метод подтверждения. В аудиторской практике возможны случаи, когда письма от контрагентов аудируемого лица поступают после подписания аудиторского заключения, а информация, содержащаяся в них, по мнению аудиторов, может существенно повлиять на выводы аудиторов. Поэтому внешние контролеры качества выполнения аудиторских заданий должны выяснить, во-первых, существовали ли подобные случаи, во-вторых, было ли изменено мнение аудиторов, в-третьих, извещались ли аудиторами руководство аудируемого лица и его собственники о вновь полученных данных.

Аудиторы могут составлять рабочие документы по любым вопросам, связанным с проведением аудиторских заданий. Данные документы должны быть представлены к проверке внешних контролеров качества. Если последние выявляют документы, не охваченные предыдущими методами контроля качества и относящиеся к сбору аудиторских доказательств, то контролеры качества должны рассмотреть их. При этом необходимо понять цель составления рабочих документов аудиторов, суть используемых аудиторских процедур и проверить, сделаны ли выводы по сути вопроса.

После изучения документов аудиторской организации и индивидуального аудитора, связанных с проведением аудиторского задания, внешние контролеры качества работы аудиторов переходят к проверке документов, составляемых на этапе подведения итогов выполнения аудиторского задания. К таким документам в первую очередь будут относиться выводы и рекомендации аудиторов, полученные на основе анализа, оценки и обобщения аудиторских доказательств.

Первым действием внешних контролеров качества аудиторской деятельности будет проверка наличия и должного хранения письменных отчетов аудиторов, составляемых для аудируемого лица. Сначала проверяющие отбирают все заключительные документы по выбранным для проверки аудиторским заданиям. При этом они обращают внимание на порядок хранения и выдачи данной документации. Нелишним будет ознакомление одним из членов контрольной группы с помещением архива аудиторских заключений или, в случае его отсутствия, местом хранения итоговых документов.

Второе действие включает процесс проверки внешними контролерами порядка заключительного оформления рабочей документации аудиторов. При этом изучается то, как группируются составленные документы по законченным аудиторским заданиям. Контролеры отмечают, проводилось ли обобщение рабочих документов аудиторов по заказчикам, по годам или иным образом. Также, говоря о порядке заключительного оформления рабочих документов аудиторов, важно выяснить, создавались ли «постоянные» и «переменные» файлы, предназначенные для различного времени хранения собранных аудиторских доказательств. В процессе проверки аудиторских заключений контролеры качества должны провести сравнение формы итоговых частей заключений с текстом, приведенным в рекомендациях и требованиях федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, действовавшим на момент подписания аудиторского заключения. В настоящее время законодательство относит к обязательной части аудиторского заключения письменное перечисление ответственности аудиторов и руководства аудиторской организации по составлению финансовой отчетности, мнение аудиторов, объяснение причин модификации, в случае его наличия, а также другие обязательные детали [3].

Возвращаясь к вопросу использования работы третьих лиц в ходе аудиторской проверки, на данном этапе контроля качества работы аудиторов проверяющие должны убедиться, что составление рабочих документов аудиторов вылилось в обобщающие итоги. К тому же необходимо рассмотреть действия аудиторской организации по установлению контроля над итогами работы привлеченных экспертов. В аудиторских заключениях должно быть дано четкое описание сути проводимых экспертами

работ и их итогов. Затем должно быть выражено мнение аудиторов по определенному вопросу, сделанное на основе таких экспертных заключений в совокупности с другими аудиторскими доказательствами.

Помимо аудиторских заключений, письменной информации аудиторов и отчетов о проделанной работе, внешние контролеры качества аудиторской деятельности знакомятся с прочими документами, составляемыми аудиторами на заключительном этапе проверки, но не охваченные в ходе использования предыдущих методов контроля. В первую очередь такими документами могут быть приложения к отчетам аудиторов. Внешние контролеры должны установить, все ли приложения по конкретному аудиторскому заданию присоединены к отчетам аудиторов и переданы аудируемому лицу. Другие важные документы, подтверждающие факт выработки аудиторского мнения,— протоколы оценки состояния учета клиента. Внешние контролеры проверяют, насколько мнение, отраженное в аудиторском заключении, соответствует общему

решению аудиторов по вопросу подтверждения данных финансовой отчетности клиента. Все прочие документы внешние контролеры должны проверять исходя из принципа соответствия формы документа, его назначения и содержания.

Из перечисленных методов контроля конкретных аудиторских заданий складывается система рассмотрения фактической работы аудиторов. Это наиболее показательная система для внешних контролеров качества аудиторской деятельности. При ее использовании специалисты саморегулируемой организации аудиторов или проверяющие из уполномоченного федерального органа могут определить, насколько теоретическая система работы аудиторов в организации осуществляется на практике. Кроме того, сочетание данных о проверке системы внутреннего контроля качества и информации о рассмотрении отдельных аудиторских заданий дает возможность внешним контролерам качества говорить о правильности работы внутренних контролеров аудиторской организации в полном объеме.

Литература

1. Овсийчук В. В. Внутренний контроль дебиторской задолженности в организациях агропромышленного комплекса по производству сельскохозяйственной продукции: монография. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. 96 с.

2. ОвсийчукВ.Я., Трусов Ю.А. Проверка системы внутреннего контроля качества аудиторской работы со стороны саморегулируемой организации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 6. С. 78-83.

3. Овсийчук В. Я., Овсийчук В. В. Трусов Ю. А. Методы контроля системы внутренних стандартов аудиторской деятельности в аудиторских организациях внешними контролерам качества // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 2. C. 78-94.

References

1. Ovsiichuk V. V. Vnutrennii kontrol' debitorskoi zadolzhennosti v organizatsiiakh agropromyshlennogo kompleksa po proizvodstvu sel'skokhoziaistvennoi produktsii: monografiia [The internal control of accounts receivables in the organizations of agro-industrial complex for the production of agricultural products: a monograph]. Moscow, Informatsionno-vnedrencheskii tsentr «Marketing» — Information-innovation center "Marketing", 2011, 96 p. (in Russian).

2. Ovsiichuk V. Ia., Trusov Iu. A. Proverka sistemy vnutrennego kontrolia kachestva auditorskoi raboty so storony samoreguliruemoi organizatsii [Checking the internal quality control system of the auditing work by the self-regulatory organization]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniia kooperativnogo sektora ekonomiki — Fundamental and applied research of the cooperative sector, 2013, no. 6, pp. 78-83 (in Russian).

3. Ovsiichuk V. Ia., Ovsiichuk V. V. Trusov Iu. A. Metody kontrolia sistemy vnutrennikh standartov auditorskoi deiatel'nosti v auditorskikh organizatsiiakh vneshnimi kontroleram kachestva [Methods of internal control of auditing standards in auditing institutions by external quality control centers]. Uchet. Analiz. Audit — Accounting. Analysis. Auditing, 2016, no. 2, pp. 78-94 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.