Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ'

МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУМПИРОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уразова Кристина Александровна, Дикарева Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты экономической безопасности региона, взаимосвязь преступлений экономической направленности и коррупции, в частности. Изучены вопросы применения методов противодействия коррупционным преступлениям как угрозам экономической безопасности в экономике Хабаровского края, дана оценка их эффективности. Рассмотрены причины и условия возникновения коррупции в Хабаровском крае, проведен анализ статистических данных преступлений экономической направленности, в том числе связанных с коррупцией. Также изучены методы антикоррупционной политики, применяемые в Хабаровском крае и предложены пути их совершенствования. Практическая ценность разработанных вопросов заключается в совершенствовании методического подхода к оценке региональной системы противодействия коррупционным преступлениям в экономике при повышении экономической безопасности Хабаровского края, а также совершенствование антикоррупционной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Уразова Кристина Александровна, Дикарева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR COUNTERING ECONOMIC CRIME: GENERALIZING THE EXPERIENCE OF KHABAROVSK KRAI

The article discusses the theoretical aspects of the economic security of the regions, the relationship between economic crimes and violations, in particular. The questions of application of methods of combating corruption cases as a study of economic security in the economy of the Khabarovsk Territory have been studied, and an assessment of their effectiveness has been given. The causes and conditions of occurrence in the Khabarovsk Territory are excluded, an analysis of the statistics of violations of the economic orientation, including corruption, is carried out. The methods of anti-corruption policy used in the Khabarovsk Territory are also investigated and their ways with the invention are proposed. The practical value of the developed questions lies in improving the methodological approach to assessing the regional system for combating corruption crimes in the economy while improving the economic security of the Khabarovsk Territory, as well as improving the anti-corruption policy of the region.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

Методы противодействия экономическим преступлениям: обобщение опыта хабаровского края

Уразова Кристина Александровна,

старший преподаватель, кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский государственный университет

E-mail: 010555@pnu.edu.ru Дикарева Ольга Сергеевна,

студентка, кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский государственный университет E-mail: 2019101518@pnu.edu.ru

В статье рассмотрены теоретические аспекты экономической безопасности региона, взаимосвязь преступлений экономической направленности и коррупции, в частности. Изучены вопросы применения методов противодействия коррупционным преступлениям как угрозам экономической безопасности в экономике Хабаровского края, дана оценка их эффективности. Рассмотрены причины и условия возникновения коррупции в Хабаровском крае, проведен анализ статистических данных преступлений экономической направленности, в том числе связанных с коррупцией. Также изучены методы антикоррупционной политики, применяемые в Хабаровском крае и предложены пути их совершенствования. Практическая ценность разработанных вопросов заключается в совершенствовании методического подхода к оценке региональной системы противодействия коррупционным преступлениям в экономике при повышении экономической безопасности Хабаровского края, а также совершенствование антикоррупционной политики региона.

Ключевые слова: Коррупция, коррумпированность государственных органов, преступления экономической направленности, противодействие коррупции, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности.

Преступления экономической направленности связаны с нарушением законодательства в области экономики, финансов и налогообложения. Данный вид нарушений наносит серьезный ущерб экономике, а также частично повышает цены на товары и услуги для потребителей. Преступления экономической направленности подлежат наказанию в соответствии с законодательством.

Коррупция и преступления экономической направленности тесно связаны. Коррупция - явление общественной жизни, и прежде чем анализировать ее влияние на экономическую безопасность, рассмотрим сущность этого явления. Коррупция - это понятие, под которым обычно понимается использование должностным лицом возложенных на него полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим служебным положением авторитета, возможностей, связей в личных целях, вопреки законодательству и моральным устоям [5]. Как правило, коррупционные действия направлены на получение личной выгоды, которая может быть связана с приобретением владения недвижимостью, увеличением банковского счета, сохранением должности или иных привилегий.

В федеральном законе Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-Ф3 коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [1].

Преступления экономической направленности могут быть реализованы как на уровне государственных институтов, так и на уровне коммерческих структур. Коррупция в экономике может принимать различные формы, начиная от неправомерных сделок и контрактов до незаконного обогащения и мошенничества.

Также следует отметить, что коррупция и преступления экономической направленности имеют серьезные негативные последствия для экономики и общества в целом. Они могут привести к снижению инвестиций, потере доверия со стороны бизнеса и инвесторов, повышению цен на товары и услуги, а также к снижению качества жизни населения.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Борьба с коррупцией и преступлениями экономической направленности является приоритетной задачей для правительства и общества в целом. Необходимо принимать меры по усилению контроля за финансовыми операциями, введению жестких наказаний для правонарушителей, а также пропагандировать честность и честное поведение в экономической сфере.

Коррупция и проблемы, которые ее вызывают, взаимосвязаны. С одной стороны, решение проблем, усугубляющих коррупцию, помогает уменьшить коррупцию. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и усугубляет проблемы, тормозит их решение. Следовательно, можно сделать вывод, что уменьшение явлений коррупции зависит от решения порождающих их проблем. Также решение этих проблем способствует борьбе с коррупцией со всей решимостью и во всех направлениях.

Коррупция имеет негативные последствия как для общества, так и для региона. Выделим ряд причин появления коррупции в Хабаровском крае:

- громоздкая система отчетности;

- наличие неформального общения в государственных органах;

- недостаточный моральный уровень граждан, культ личного благополучия и обогащения;

- отсутствие технической и оперативной подготовки сотрудников правоохранительных органов к борьбе с организованной преступностью, в том числе с коррупционными структурами на всех уровнях власти;

- правовая безграмотность граждан;

- пробелы в законодательстве и их отсталость в развитии социально-экономических отношений;

- слабость кадровой политики в государственных органах.

Также отметим, что существуют следующие внешние факторы, влияющие на коррумпированность государственных органов:

- нелегальная деятельность физических и юридических лиц в сфере экономики, наносящая ущерб экономическим интересам Хабаровского края;

- стремление иностранных и российских преступных формирований, а также некоторых лиц с вредоносными замыслами к государственным и муниципальным структурам, для того чтобы создать среду, комфортную и благоприятную для незаконных действий и совершения преступлений;

- недостаточное материальное обеспечение и правовая защита работников государственных и муниципальных органов, а также лиц,

„ содействующих правоохранительным государ-= ственным органам;

® - нарушение структуры нормативных правовых Я актов.

о

~ К внутренним коррупционным факторам отно-^ сят следующие 6 групп:

1. Коррупция процветает благодаря медленному отступлению от закрытости и отсутствию контроля над властью.

2. Экономический спад и политическая нестабильность.

3. Законодательная база недостаточно развита, имеет несовершенства.

4. Низкая эффективность государственных институтов.

5. Отделение общества от власти, бессилие гражданского общества.

6. Неразвитость демократических начал в политике. [4].

Коррупция беспощадно разрушает правовые основы общества и государственную власть. Выделим черты, которые присущи явлению коррупции:

- не механическая простая совокупность однородных правонарушений, а комплексное социально-правовое явление;

- системное явление, поэтому о коррупции не идет речь в случае одноразового получения взятки государственным служащим;

- систематическое получение государственным служащим материальных и иных благ от третьих лиц (групп) в их интересах;

- действия, совершенные за вознаграждение, непременно связанные с выполнением госслужащим своих служебных обязанностей [3]. Макроэкономические и политико-

экономические исследования утверждают, что коррупция ставит под угрозу любые преобразования, поскольку противоречат экономическому росту и развитию.

Защита национальных интересов от коррупции обеспечивается определенными социальными, политическими и экономическими механизмами.

Проблема коррупции масштабна, чаще всего ее измерить бывает очень сложно, поскольку официальной статистики коррупции не может быть просто потому, что никто не спешит отчитаться в соответствующие органы о совершенной коррупционной сделке. Что же касается криминальной статистики и данных контрольных органов, то они оценивают лишь выявленную или «видимую» часть коррупции и поэтому не позволяют судить о ее реальном масштабе. Важным недостатком измерения коррупции является проблема сложности получения объективной информации.

Также подтверждается наличие большого недостатка в измерении коррупции - сложность получения полных объективных данных. Данную проблему нужно решать консолидировано, с привлечением ученых, от этого зависит борьба с такой большой проблемой, как коррупция.

Большая доля коррупции подрывает доверие населения к государственным экономическим программам, негативно влияет на репутацию представителей российского бизнеса и вызывает недоверие у мирового сообщества. Из-за масштабов коррупционных явлений в Хабаровском крае утвердился культ крупных бюджетных проектов, основанных на фиксированных коррупционных воз-

награждениях. Малозатратные проекты, честный ны уполномоченных на такую поддержку чиновни-и социально ориентированный бизнес во многих ков, если в них отсутствует коррупционная состав-случаях не получают должной поддержки со сторо- ляющая (табл. 1).

Таблица 1. Анализ преступлений по видам экономической направленности за период 2019-2022 годы

Вид преступления экономической направленности Количество преступлений по годам Абсол. изме-нен.,%

2019 г. 2020 т. 2021 г. 2022 г.

Общее количество преступлений экономической направленности 660 627 764 584 88,48

в том числе:

тяжкие и особо тяжкие экономические преступления 358 266 328 271 75,70

в крупном и особо крупном размерах 144 107 139 142 98,61

уклонение от уплаты налогов 16 30 42 66 412,50

мошенничество 80 97 173 137 171,25

На основе ежегодных отчетов начальника управления МВД России по Хабаровскому краю была проведена аналитическая оценка экономических преступлений по видам экономической направленности, совершаемым на территории Хабаровского края. Из данных представленных в Таблице 1 «Анализ преступлений по видам экономической направленности за период 2019-2022 годы» наблюдается снижение общего количества преступлений экономической направленности на 11,52%, несмотря на возросшее число мошенничеств (рост на 71,25%), также ярко выражен рост уклонений от уплаты налогов (на 312,50%), наблюдается цикличность в совершении тяжких и особо тяжких экономические преступлений.

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной, региональной и муниципальной политики и важнейшим направлением деятельности прокуратуры Российской Федерации, занимающей центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

В целях укрепления экономической безопасности Хабаровского края необходимо ввести направления совершенствования методов борьбы с коррупцией. Нейтрализация высокого уровня коррупции, являющегося фактором криминализации экономики, осуществляется в нашем государстве и крае посредством следующих мероприятий:

- создание единой электронной базы деклараций должностных лиц;

- Банк России совершенствует необходимую систему сбора информации о зарубежных счетах высокопоставленных должностных лиц;

- просвещение населения по вопросам противодействия коррупции.

Мониторинг путем наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования уровня и факторов, создающих основу для возникновения коррупции, необходим для реализации методов противодействия коррупции. В Хабаровском крае необходимо внедрить программу правового обеспечения противодействия коррупции, определяющую задачи, средства, методы, этапы, механизм реализации соответствующих методов, а также индикаторы для вы-

явления ожидаемых результатов. Субъектами, осуществляющими реализацию антикоррупционных направлений, должны быть органы региональной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на создание и внедрение отдельных методик. Борьба с коррупцией должна быть постоянной функцией региона, частью его политики.

Реализуя направление в части обеспечения безопасности хозяйственной деятельности, можно выделить основную задачу: создание условий, исключающих возможность возникновения взаимных интересов представителей бизнеса и органов власти. Необходимо ввести профилактические и предупредительные меры против формирования коррупционных схем при их взаимодействии, в том числе с участием в этих схемах иностранных предпринимателей.

При формировании оптимальных направлений противодействия коррупции в экономике необходимо учитывать, что данное явление формируется не только совокупностью преступлений коррупционного и имущественного характера, но и актами поведения, противоречащими нравственным нормам и ценностям. Кроме того, эффективная реализация региональной антикоррупционной политики невозможна без механизмов участия в ней гражданского общества, развития межрегионального сотрудничества по разработке и совершенствованию методов противодействия коррупции в экономической сфере.

Для совершенствования методов антикоррупционной политики в экономике Хабаровского края необходимо реализовать следующие направления:

- выбор наиболее целесообразной системы регионального регулирования экономики;

- содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределённости правовых институтов и обеспечение их прямого функционирования;

- устранение пробелов и нормативных несоответствий, вызывающих рост и распространение коррупции;

- формирование единой системы этических основ поведения государственных и муниципальных служащих и лиц, выполняющих управлен-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

ческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях;

- модернизация системы рекрутинга, в том числе устранение системы расстановки кадров муниципальной службы по принципу родства, приятельских и личных отношений для создания команды «единомышленников»;

- совершенствование системы мотивации, целью которой является замещение должностей муниципальной службы лицами, способными противостоять взяточничеству;

- разработка правовых, организационных механизмов, направленных на предотвращение использования ресурсов теневой экономики в целях коррупции;

- совершенствование правовых и организационных механизмов предотвращения подкупа лиц с публичным статусом;

- усиление ответственности за коррупционные правонарушения в сфере экономики во всех случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами;

- совершенствование механизмов возмещения ущерба, причиненного экономике коррупционными правонарушениями;

- создание системы постоянного мониторинга коррупции;

- обеспечение независимости средств массовой информации;

- формирование общественного сознания, в том числе через систему школьного образования, определяющего акты коррупции как негативное явление для экономики и страны в целом. Для повышения экономической безопасности

Хабаровского края необходимо повысить уровень ответственности за коррупционные преступления в сфере экономической деятельности, то есть требуется проведение целенаправленной и непрерывной антикоррупционной политики. При формировании данной политики необходимо учитывать факторы, угрожающие экономической безопасности данного региона и провоцирующие рост преступности и теневого сектора экономики (в том числе коррупции).

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года приводится определение экономической безопасности Российской Федерации: это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации /2/.

С начала тяжелой эпидемиологической обстановки в Хабаровском крае наблюдается увеличение сектора теневой экономики, в частности преступлений коррупционной направленности, что ] создает все больше угроз для экономической без-= опасности государства. 2020, 2021 годы являлись е достаточно тяжелыми, даже кризисными, для эко-Я номики Хабаровского края, поскольку на этот пе-° риод сошлись сразу несколько факторов - глобаль-ав ный социально-экономический кризис, вызванный

пандемией коронавируса, приведший к обрушению отечественных рынков, а также ухудшение социально-экономической ситуации на фоне политических, военных конфликтов.

Реализация угроз не только негативно сказывается на экономике Хабаровского края и ухудшает уровень жизни граждан, но и приводит к росту теневого сектора, распространению коррупции в экономике, так как кризис является благоприятной средой для них.

Региональные власти, эксперты и научные учреждения должны способствовать формированию такой политики Хабаровского края, которая в основном направлена на противодействие угрозам экономической безопасности (частью этих угроз является экономическая коррупция), а также на усиление ответственности за коррупционные преступления.

Таким образом, необходимы следующие основные меры:

- развитие системы регионального управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

- обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

- устойчивое развитие национальной финансовой системы;

- обеспечение материальной поддержки населению и нуждающимся предприятиям в кризисных ситуациях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие человеческого потенциала;

- внедрение обязательной системы проверки властных решений независимыми экспертами;

- проведение обязательной экспертизы нормативных правовых актов, включая криминологическую и антикоррупционную;

- уточнение оснований для признания лиц взаимозависимыми;

- закрепление в законодательстве понятий «доход в крупном размере» и «доход в особо крупном размере».

В заключение можно сделать вывод, что приоритетами противодействия коррупции в современной экономике Хабаровского края являются предотвращение угроз экономической безопасности данного субъекта Российской Федерации, повышение ответственности за коррупционное экономическое поведение, формирование у населения антикоррупционного менталитета.

Противодействие коррупционным преступлениям - это сложный процесс, требующий комплекса мер. В контексте Хабаровского края можно выделить следующие методы борьбы с коррупцией:

1. Совершенствование законодательства. Для борьбы с коррупцией необходимо, прежде всего, улучшить законодательство, чтобы оно было более жестким и эффективным. Также нужно разработать механизмы для онлайн-доступа к информации о госзакупках, бюджете и деятельности чиновников.

2. Усиление контроля и надзора со стороны государства. Важно реализовывать механизмы для регулярного контроля за деятельностью чиновников и органов власти. Для этого нужно использо-

вать механизмы прозрачности, такие как открытые закупки, контрольный доступ к документам, секции обратной связи и другие.

3. Создание условий для бизнеса. Необходимо внедрять политику, содействующую созданию условий для бизнеса, регулировать процесс получения законных разрешений и предоставления государственных услуг.

4. Образование. Образование является важным инструментом в борьбе с коррупцией. Необходимо ввести обучение этике в школах и университетах, повысить уровень правовой грамотности среди служебного персонала и населения.

5. Содействие общественных организаций. Контроль со стороны общественных организаций и неправительственных организаций может также способствовать борьбе с коррупцией и повышению безопасности в экономике.

6. Привлечение к ответственности. Наказание коррумпированных служащих и должностных лиц должно быть жестким и четким, чтобы никто не чувствовал себя неприкасаемым. Кроме того, необходимо создать условия для защиты тех, кто сообщает о коррупционных преступлениях и предлагает свою помощь в борьбе с ними.

7. Внедрение электронных технологий. Внедрение электронного государственного управления и электронного документооборота может существенно сократить возможности коррупционных действий и повысить эффективность деятельности государственных учреждений.

8. Содействие международным партнерам. В случае Хабаровского края, находящегося в приграничной зоне, важно укреплять партнерские отношения с соседними странами и обмениваться опытом борьбы с коррупцией.

9. Сознание населения. Население должно чувствовать ответственность в борьбе с коррупцией и быть готовым сотрудничать с государственными органами, сообщая о фактах коррупционных действий. Для этого необходимо улучшать информированность населения о масштабах коррупции и последствиях ее распространения для экономической безопасности региона.

10. Создание «этических комиссий». Внедрение органов общественного контроля над деятельностью служащих может способствовать предотвращению коррупции. Эти комиссии должны быть независимыми и состоять из представителей разных групп населения.

Использование вышеуказанных методов сочетает в себе государственные меры, меры поддержки бизнеса и общественного контроля для эффективной борьбы с коррупцией в экономике Хабаровского края.

Литература

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон № 273 от 25.12.2008 N 273-Ф3 (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu-

ment/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 22.03.2023).

2. О Стратегии экономической безопасности Российской федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/61a97f7ab-0f2f3757fe034 d11011 c763bc2e593f/ (дата обращения: 22.03.2023).

3. Безумная гонка. Курс: Антикоррупционная политика - Причины коррупции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://madrace.ru/ antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsion-nayapolitika/prichini-korruptsii (дата обращения: 22.03.2023).

4. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. М., 2004. (дата обращения: 22.03.2023).

5. ВикипедиЯ. Коррупция [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кор-рупция (дата обращения: 21.03.2023).

METHODS FOR COUNTERING ECONOMIC CRIME: GENERALIZING THE EXPERIENCE OF KHABAROVSK KRAI

Urazova K.A., Dikareva O.S.

Pacific National University

The article discusses the theoretical aspects of the economic security of the regions, the relationship between economic crimes and violations, in particular. The questions of application of methods of combating corruption cases as a study of economic security in the economy of the Khabarovsk Territory have been studied, and an assessment of their effectiveness has been given. The causes and conditions of occurrence in the Khabarovsk Territory are excluded, an analysis of the statistics of violations of the economic orientation, including corruption, is carried out. The methods of anti-corruption policy used in the Khabarovsk Territory are also investigated and their ways with the invention are proposed.

The practical value of the developed questions lies in improving the methodological approach to assessing the regional system for combating corruption crimes in the economy while improving the economic security of the Khabarovsk Territory, as well as improving the anti-corruption policy of the region.

Keywords: Corruption, corrupt state bodies, economic crimes, counteraction to corruption, economic security, threats to economic security.

References

1. On combating corruption: Federal Law No. 273 of December 25, 2008 N 273-FZ (last edition). [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/ (date of access: 03/22/2023).

2. On the Economic Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 N 400. [Electronic resource]. Access mode: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/61a-97f7ab0f2f3757fe034 d11011c763bc2e593f/ (date of access: 03/22/2023).

3. Crazy race. Course: Anti-corruption policy - Causes of corruption. [Electronic resource]. Access mode: https://madrace.ru/ antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsionnayapolitika/ prichini-korruptsii (date of access: 03/22/2023).

4. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Prevention and suppression of corruption in the public service system. M., 2004. (date of access: 03/22/2023).

5. Wikipedia. Corruption [Electronic resource] - Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/Corruption (date of access: 03/21/2023).

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.