Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МАРКЕТИНГЕ И ИХ ОСОБЕННОСТИ'

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МАРКЕТИНГЕ И ИХ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
прогноз / маркетинг / исследование / форсайт / методы / инновации / forecast / marketing / research / foresight / methods / innovations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реджепов Ы.Г., Оразмаммедов Д.А.

Рассматриваются методы прогнозирования в маркетинге, направленные на решение проблем, связанных с развитием и ростом предприятия на рынке. Проанализированы и охарактеризованы современные методы прогнозирования, выделены наиболее адаптированные к современным социально-экономическим условиям методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING METHODS IN MODERN MARKETING AND THEIR FEATURES

Article considers forecasting methods in marketing, aimed at solving problems connected with the development and growth of enterprise in the market. It analyzes and describes modern methods of forecasting, outlines the most adapted to the modern socio-economic conditions methods.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МАРКЕТИНГЕ И ИХ ОСОБЕННОСТИ»

УДК 33 Реджепов Ы.Г., Оразмаммедов Д.А.

Реджепов Ы.Г.

преподаватель Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)

Оразмаммедов Д.А.

преподаватель Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МАРКЕТИНГЕ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация: рассматриваются методы прогнозирования в маркетинге, направленные на решение проблем, связанных с развитием и ростом предприятия на рынке. Проанализированы и охарактеризованы современные методы прогнозирования, выделены наиболее адаптированные к современным социально-экономическим условиям методы.

Ключевые слова: прогноз, маркетинг, исследование, форсайт, методы, инновации.

Прогнозирование в настоящее время является актуальным методом повышения эффективности деятельности предприятия, а внедрение инноваций обеспечивает удовлетворение потребителей и рост организации на современном рынке. В данном исследовании прогнозирование рассматривается в качестве инновации. Инновации необходимы в каждой отрасли экономики, так как они обеспечивают развитие новых технологий, определяющих снижение затрат, а также повышение качества товаров и услуг. С помощью прогнозирования принимаются решения, способствующие удержанию фирмы на рынке, анализируются настоящие и будущие действия конкурентов, осуществляется

сбор данных о рынке, координируются дальнейшие действия фирмы, оптимизируются расходы предприятия.

Прогнозы в маркетинге можно классифицировать следующим образом:

• по охвату прогнозирования объекта исследования прогнозы могут быть общими (прогноз общего развития народного хозяйства) и частными (прогноз для отдельных отраслей, инфраструктур, показателей),

• по сроку исследования можно выделить краткосрочные (менее 1 года), среднесрочные (от 2-х до 5-ти лет) и долгосрочные (5 лет и более) прогнозы,

• по виду формирования итога прогнозы можно разделить на качественные и количественные. Качественные основываются на знаниях и умениях исследователя, поэтому они являются относительными. В количественных прогнозах используются математические операции и формулы, что делает их более точными.

Рассмотрим методы, которые включает в себя последний критерий, их классификация очень разнообразна, она изображена на рис. 1.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Качественные методы

Количественные методы

Опрос потребителей I Метод скользящей средней

Опрос экспертов

Метод "Дельфи"

Метод функции роста

Цепи Маркова

Метод сценариев

Метод "мозговой атаки"

Системный анализ

Экстраполяция трендов

Регрессионный анализ

Экспонен циа л ьное сглаживание

Моделирование

Модел ь "затраты-в ы пуск"

Компонентный анализ

Рисунок 1. Классификация качественных и количественных методов прогнозирования.

Из всех вышеприведенных методов прогнозирования мы выбрали метод «Дельфи», метод «мозговой атаки» и метод морфологического анализа, так как именно эти методы являются наиболее адаптированными и эффективными в современных условиях функционирования компании.

При формировании маркетингового прогноза часто используется метод «Дельфи». Данный метод строится на аргументированных выводах экспертов конкретной отрасли, на основании которых впоследствии принимаются управленческие решения. Метод «Дельфи» относится к числу методов экспертных оценок. Главными достоинствами этих методов является их применимость к широкому спектру ситуаций, а также быстрое решение поставленных задач. Метод «Дельфи» очень часто используется в форсайтах. Форсайт позволяет выявлять слабые сигналы, которые будут доминировать в будущем. Самым главным в форсайте представляется процесс обнародования в среде участников с разнонаправленными интересами возможных вариантов развития, будущего на рынке. Концентрация усилий участников процесса преобразований в некотором прогнозном состоянии превращает прогноз в активное предвидение.

Не менее известен метод «мозгового штурма». Эксперты обсуждают поставленную задачу, затем каждый участник дискуссии предлагает наибольшее количество различных вариантов решения проблемы. В завершении обсуждения эксперты приходят к выбору и утверждению общего решения.

Метод основывается на творческом мышлении участников обсуждения и предполагает разносторонние и нестандартные идеи, иногда противоположные друг другу. Гордон взглянул с новой стороны на творческое мышление человека, отличное от традиционных форм.

Метод морфологического анализа основан на творческом мышлении, однако особенность его заключается в том, что за основу берутся «оси» (характеристики поставленного вопроса), на которые в процессе обсуждения накладываются различные элементы. Оси можно перемещать, а элементы менять

местами для стимулирования творческой деятельности специалистов. Затем эксперты приходят к выбору оптимальных идей и прогнозов.

Заключение. В настоящей работе проанализированы разнообразные методы прогнозирования в маркетинге, отмечены их особенности и актуальность, которая подтверждается востребованностью на рынке. Прогнозирование — неотъемлемая часть успешного функционирования предприятия в 21 веке, так как оно позволяет эффективно распределять бюджет, предвидеть действия конкурентов, сократить время реакции на изменения, происходящие внутри рынка. Применение методов прогнозирования необходимо, а выбор метода зависит от конкретной цели прогнозирования, поставленной задачи, индивидуальных условий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Медведева Ю.Ю. Место инноваций в управлении торговым предприятием, 2016;

2. Шустов, А. А. Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики, 2013

Rejepov Y.G., Orazmammedov D.A.

Rejepov Y.G.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

Orazmammedov D.A.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

FORECASTING METHODS IN MODERN MARKETING AND THEIR FEATURES

Abstract: article considers forecasting methods in marketing, aimed at solving problems connected with the development and growth of enterprise in the market. It analyzes and describes modern methods of forecasting, outlines the most adapted to the modern socio-economic conditions methods.

Keywords: forecast, marketing, research, foresight, methods, innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.