Научная статья на тему 'Методы прогнозирования и их применение в практике менеджмента'

Методы прогнозирования и их применение в практике менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10355
900
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Область наук
Ключевые слова
методы прогнозирования количественные и качественные методы управленческое решение модели развития типы прогнозов маркетинговое исследование / методи прогнозування кількісні та якісні методи управлінське рішення моделі розвитку типи прогнозів маркетингове дослідження / research methods of forecasting in management qualities and quantity methods ruling decisions / models of developing types of forecasts

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Изосимов Станислав Валерьевич, Шевченко Анна Леонидовна, Шевченко Вадим Леонидович

В статье освещаются методы прогнозирования и типы их прогнозов, вопросы маркетингового исследования для разработки моделей развития управляемого объекта, их место в методах исследования, технология проведения, области применения, что позволит получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения), также осуществить предвидение и принять решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Изосимов Станислав Валерьевич, Шевченко Анна Леонидовна, Шевченко Вадим Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methods of forecasting and it’s using in practice of management

This article is devoted to questions of management research through methods of forecasting and types of it’s forecasts, for making the models of developing of ruling object, their places in researching methods, , technology of it’s holdings, spheres of using, that can help getting science founded variants of tendencies of developing(changing) and also to make a forecast and decision.

Текст научной работы на тему «Методы прогнозирования и их применение в практике менеджмента»

УДК 658. 512. 6

С.В. Изосимов*, А.Л. Шевченко**, В.Л. Шевченко***

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИКЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Изосимов С.В., Шевченко А.Л., Шевченко В.Л. Методы прогнозирования и их применение в практике менеджмента. - Статья

В статье освещаются методы прогнозирования и типы их прогнозов, вопросы маркетингового исследования для разработки моделей развития управляемого объекта, их место в методах исследования, технология проведения, области применения, что позволит получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения), также осуществить предвидение и принять решение

Ключевые слова: методы прогнозирования; количественные и качественные методы; управленческое решение; модели развития; типы прогнозов; маркетинговое исследование

Izosimoiv S.V., Shevchenko A.L., Shevchenko V.L. The methods of forecasting and it's using in practice of management. - Article

This article is devoted to questions of management research through methods of forecasting and types of it's forecasts, for making the models of developing of ruling object, their places in researching methods, , technology of it's holdings, spheres of using, that can help getting science founded variants of tendencies of developing(changing) and also to make a forecast and decision .

Keywords: research methods of forecasting in management; qualities and quantity methods; ruling decisions, models of developing; types of forecasts .

Ізосімов С.В., Шевченко А.Л., Шевченко В.Л. Методи прогнозування та їх застосування в практиці менеджменту. - Стаття .

У статті висвітлюються методи прогнозування та типи їх прогнозів, питання маркетингового дослідження для розробки моделей розвитку керованого об'єкта, їх місце в методах дослідження, технологія проведення, області застосування, що дозволить отримати науково обґрунтовані варіанти тенденцій розвитку (зміни), також здійснити передбачення і прийняти рішення .

Ключові слова: методи прогнозування; кількісні та якісні методи; управлінське рішення; моделі розвитку; типи прогнозів; маркетингове дослідження

* Изосимов Станислав Валерьевич - магистр 1-го курса, кафедра «Экономики и технологии управления», Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия .

** Шевченко Анна Леонидовна - магистр 1-го курса, кафедра «Экономики и технологии управления», Северо-Кавказский федеральный университет, г Ставрополь, Россия

*** Шевченко Вадим Леонидович - магистр 1-го курса, кафедра «Экономики и технологии управления», Северо-Кавказский федеральный университет, г Ставрополь, Россия

В современных условиях рыночной экономики одним из успешных методов исследования в менеджменте является метод прогнозирования . Большинство предположений, из которых выходит руководитель, касаются будущего, над которым руководитель почти не имеет никакого контроля. Однако такого рода предположение необходимые для многих операций планирования . Чем лучше руководитель сможет предусматривать внешние и внутренние условия касательно будущего, тем выше шансы на составление осуществимых планов В классическом менеджменте считается, что прогнозирование - это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в отношении будущего с целью его определения В результате получают картину будущего, которую можно использовать как основу при планировании . Именно поэтому данный метод является актуальным и востребованным .

Целью данной статьи является рассмотрение и обобщение методов прогнозирования, типы их прогнозов, а также их применение в менеджменте

Для прогнозирования в практической деятельности применяются различные количественные и качественные методы

Количественные методы (приемы) базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную деятельность объекта управления . Примеры этих методов - анализ временных рядов, каузальное (причинно-следственное) моделирование .

В основу качественных методов положены экспертные оценки специалистов в области принимаемых решений, например методы экспертных оценок, мнение жюри (усреднение мнений экспертов в релевантных сферах), модели ожидания потребности .

Прогнозирование сегодня - специализированная отрасль с подразделами . Суще-

ствуют организации, которые занимаются только прогнозированием в конкретных сферах деятельности Примером может быть институт Геллапа, который специализируется на сборе и анализе информации, что позволяет прогнозировать преимущества и результаты разных политических и социальных процессов . Много фирм и отделения больших предприятий проводят анализ рынка, стремясь спрогнозировать отношение потребителей к запланированным новым видам продукции

Рассмотрим основные формы и методы прогнозирования в коммерческой организации Общепринятыми и основными методами прогнозирования являются:

1. экспертное прогнозирование;

2. изыскательское прогнозирование;

3. нормативное прогнозирование;

4. метод сценариев .

Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское (иногда его еще называют поисковым) и нормативное [3, с 205] .

В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании прогноза информации при разработке

Примером изыскательского прогнозирования может служить прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий, начиная от квантовой электродинамики и кончая мгновенно осуществляемой всемирной связью [6, с. 234].

Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей к средствам их реализации

Примером нормативного прогнозирования может служить прогнозирование в области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств её решения условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом энергии и т д В рамках технологического прогнозирования решаются такие задачи, как разработка прогнозов в области экономической, коммерческой деятельности, социальной и политической

Одной из главных проблем точности и эффективности прогнозов является максимально полезное сочетание методов изыскательского и нормативного прогнозирования . Это является следствием различия используемых методов Так, для изыскательского прогнозирования, характерно использование таких методов, как: экстраполяция; моделирование; метод исторической аналогии; написание сценариев; другие методы, базирующихся на анализе точных эмпирических данных. При использовании методов изыскательского прогнозирования предпочтение отдается количественной информации Использование качественной (неколичественной) информации в изыскательском прогнозировании также возможно

Примером тому является использование интуитивных методов, того же метода сценариев или метода экспертных кривых, позволяющих определять наметившиеся тенденции изменения ситуации, базируясь не только на эмпирических данных, но и на опыте высококвалифицированных специ-алистов-экспертов

Основными же методами, используемыми при нормативном прогнозировании, являются, в первую очередь, методы ПАТТЕРН, Делфи, Глушкова, Поспелова и др . В последние годы получило развитие экспертное прогнозирование, ориентирован-

ное в большей степени на работу не только с количественной, но и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов

С помощью этого метода прогнозирования может быть решена большая часть проблем, возникающих при разработке прогнозов

Схема 1.

Блок-схема основных этапов разработки прогноза

|1. Подготовка |2. Анализ |3. Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий |4. Проведение |5. Разработка |6 . Апробация |7 . Контроль хода|

На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие задачи: подготовлено организационное обеспечение разработки прогноза; сформулировано задание на прогноз; сформулированы рабочая и аналитическая группы сопровождения; сформулирована экспертная комиссия; подготовлено методическое обеспечение разработки прогноза; подготовлена информационная база для проведения прогноза; подготовлено компьютерное сопровождение разработки прогноза

После принятия решения о разработке прогноза необходимо назначить исполнителей для этой разработки Этой группе работников поручается организационное обеспечение разработки прогноза Они также должны обеспечить методическое и информационное его сопровождение

Качественный экспертный прогноз может быть разработан только тогда, когда он хорошо подготовлен, если в его разработке задействованы компетентные специалисты, когда использована достоверная информация, когда оценки получены корректно и корректно обработаны

Для разработки качественного прогноза необходимо использование современных технологий, сопровождающих и поддерживающих процесс разработки

В состав экспертной комиссии приглашаются специалисты, профессионально знакомые с объектом экспертизы Если требуется многоаспектная оценка объекта, либо оцениваться должны разнородные объекты и для этого нужны специалисты разных профессий, то экспертная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы в её состав входили специалисты, способные профессионально оценить все основные аспекты прогнозируемой проблемы

Задачей аналитической группы является методическая подготовка процесса прогнозирования В состав аналитической группы входят специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом проведения прогнозных разработок Разработка прогноза должна быть проведена методически грамотно, применяемые методы должны соответствовать характеру прогнозируемой ситуации и характеру информации, которую предстоит получить, проанализировать и обработать Также разработка прогноза должна быть четко регламентирована, то есть рабочая группа должна подготовить необходимую документацию, в состав которой входят: официально оформленное решение о проведении прогноза, состав экспертной комиссии, график разработки прогноза, контракты со специалистами, привлекаемыми для его разработки и т д Специалисты должны быть обеспечены всей необходимой информацией об объекте прогнозирования Полезным может оказаться специально подготовленный аналитической группой аналитический обзор по прогнозируемой проблеме При работе с многовариантными прогнозами приходится иметь дело с большими объемами информации, которая к тому же должна анализироваться и обрабатываться в соответствии с используемой технологией разработки прогноза Это невозможно сделать без компьютера и соответствующего программного обеспечения [5, с. 112; 5 с. 104].

Следует обратить внимание на то, что при разработке вариантного прогноза должна быть произведена экстраполяция прогнозируемых значений показателей и параметров для различных вариантов исходных условий и для различных вариантов возможных альтернативных вариантов динамики их изменений . Вместе с этим каждый альтернативный вариант разрабатываемого прогноза может сопровождаться описанием прогнозируемого развития событий

При разработке управленческих решений широкое распространение нашел метод сценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений

Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий

Профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачные управленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий

Высказывается мнение, что необходимость в предвидении наиболее вероятного развития ситуации впервые возникла с возникновением промышленного производства, поскольку при сезонно повторяющемся сельскохозяйственном производстве в этом не было никакой необходимости

Полностью согласиться с такой точкой зрения трудно, поскольку испокон веков

человечество воевало, время от времени вело грандиозное строительство И без представления возможного развития ситуации такие, целенаправленные действия вряд ли были бы возможны

В то же время прототипы метода сценариев нередко мы находим в разные времена в разных странах

Статистические методы прогнозирования охватывают разработку, изучение и применение современных математико-статистических методов прогнозирования на основе объективных данных (в том числе непараметрических методов наименьших квадратов с оцениванием точности прогноза, адаптивных методов, методов авторегрессии и других); развитие теории и практики вероятностно-статистического моделирования экспертных методов прогнозирования, в том числе методов анализа субъективных экспертных оценок на основе статистики нечисловых данных; разработку, изучение и применение методов прогнозирования в условиях риска и комбинированных методов прогнозирования с использованием совместно экономико-математических и эконометрических (как математико-статистических, так и экспертных) моделей Научная база статистических методов прогнозирования - прикладная статистика и теория принятия решений Простейшие методы восстановления используемых для прогнозирования зависимостей исходят из заданного временного ряда, то есть функции, определенной в конечном числе точек на оси времени При этом временной ряд часто рассматривается в рамках той или иной вероятностной модели, вводятся другие факторы (независимые переменные) помимо времени, напр , объем денежной массы Временной ряд может быть многомерным Основные решаемые задачи - интерполяция и экстраполяция [4, с. 36]. Центральной задачей является построение групповых и обобщенных показателей, например, показателей конкурентоспособности

и качества. Риски необходимо учитывать при прогнозировании экономических последствий принимаемых решений, поведения потребителей и конкурентного окружения, внешнеэкономических условий и макроэкономического развития России, экологического состояния окружающей среды, безопасности технологий, экологической опасности промышленных и иных объектов

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы прогнозирования очень актуальны в современный век технологий, однако имеют ряд специфических особенностей и требований Однако изученный объем материалов по данной теме дает возможность судить о том, что именно эти методы необходимо использовать в первую очередь для принятия управленческого решения и построения стратегий

Список литературы

1. Алексеева М .М . Планирование деятельности фирмы. / М . М . Алексеева. - М . : Финансы и статистика, 2000. - 287 с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер . с англ . под ред . Ю .Н. Кап-туревского. - СПб: Издательство «Питер», 1999.-416 с.

3 Ансофф И Стратегическое управление / И Ансофф - М : Экономика, 2001 -341 с

4 Муравьев А И Общая теория инновационных технологий / А И Муравьев -СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 84 с.

5. Ременников В. Б . Разработка управленческого решения: Учебник, пособие для вузов . / В. Б . Ременникова. - М .: ЮНИТИ-ДА-НА, 2000.- 140 с

6 Томпсон А А , Стрикленд А Дж Стратегический менеджмент Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер . с англ . под ред. Л . Г. Зайцева, М . И. Соколовой . - М: Банки и биржи. ЮНИ-ТИ, 1998.- 576 с.

7. Фомин Я. А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб посо-

бие для вузов - М : ЮНИТИ-ДАНА, 2003 -349 с

8. Чуйкин А. М. Разработка управленческих решений: Учебное пособие/ А М Чуйкин Калининград, 2000 - 150 с

9. Электронный источник: http://

www. cfin . ru/management/strategy /plan/

fm_swot. shtml

10 . Электронный источник http://www. counsultant ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.