Научная статья на тему 'Методы профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел в деятельности руководителя'

Методы профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел в деятельности руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9427
635
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATIVE MEANS AND TECHNIQUES / УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ / CONDITIONS OF EFFECTIVENESS / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PERSONNEL OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / EDUCATIVE METHODS / EMPLOYMENT OF EDUCATIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов А.А.

В статье раскрывается сущность методов воспитания сотрудников органов внутренних дел, дается характеристика основным методам профессионального воспитания сотрудников и анализируются условия эффективности их применения в деятельности руководителя органа внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Professional Education of Personnel Used by Head of Internal Affairs Agency

The paper reveals the essence of the education methods of personnel of internal affairs agencies, the feauters of the basic methods of the professional education of personnel as well as analyses the conditions of the effectiveness related to their employment in the activity of the head of internal affairs agencies.

Текст научной работы на тему «Методы профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел в деятельности руководителя»

I_

психолого-педагогическое и кадровое

обеспечение деятельности правоохранительных органов

А.А. ФЕДОТОВ,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук, профессор (Академия управления МВД России)

a.a. fedotov,

Сandidate of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Psychology, Pedagogy and human Resources Development, Professor (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 351.74

Методы профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел в деятельности руководителя

Methods of professional Education of personnel used by head of internal affairs agency

В статье раскрывается сущность методов воспитания сотрудников органов внутренних дел, дается характеристика основным методам профессионального воспитания сотрудников и анализируются условия эффективности их применения в деятельности руководителя органа внутренних дел.

Воспитание, методы воспитания, средства и приемы воспитания, условия эффективности применения методов воспитания, сотрудники органов внутренних дел.

The paper reveals the essence of the education methods of personnel of internal affairs agencies, the feauters of the basic methods of the professional education of personnel as well as analyses the conditions of the effectiveness related to their employment in the activity of the head of internal affairs agencies.

Education, educative methods, educative means and techniques, conditions of effectiveness, employment of educative methods, personnel of internal affairs agencies.

В настоящее время принципиальным вопро- тия личности. Сегодня, как никогда, становит-

сом совершенствования профессионально- ся ясным, что без обеспечения ведущей роли

го воспитания является проблема его приори- воспитания людей надеяться на духовное оздо-

тетности, роли и месте в числе других факторов ровление общества не приходится. Произошел

общественной жизни, формирования и разви- серьезный разрыв между уровнем образован-

ности, обученности и уровнем воспитанности. Как показывает опыт, именно невоспитанность, отсутствие должной политической, нравственной, педагогической и иной культуры не позволяют продуктивно обсуждать и решать насущные вопросы жизни общества. Ослабление духовности нередко лишает человека глубокого смысла жизни и удовлетворенности его, стремления к ее активному преобразованию [7].

Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

Для повышения эффективности воспитательной работы, успешного формирования и развития у личного состава высоких профессиональных, физических, психологических и других качеств каждому руководителю необходимо не только глубоко знать, но и постоянно совершенствовать систему методов воспитания, обогащать содержание каждого из них.

Методы воспитания являются важным инструментом в решении воспитательных задач. Сложность и разносторонность воспитательной работы требуют применения самых разнообразных методов педагогического воздействия на личный состав [4].

В самом общем значении понятие «метод» в переводе с греческого языка означает способ достижения определенной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций какого-либо действия [9]. В педагогике под методами воспитания обычно понимают совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на сотрудников органов внутренних дел в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач.

Средства воспитания — это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на вос-питуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой — совокупность того, что используется руководителем для воспитательного воздействия на подчиненных (слово, факты, примеры, документы, фотографии и т. д.).

Приемы воспитания — это частные (соответствующие конкретной педагогической ситуации) способы использования воспитателем средств (показ положительных примеров, иллюстрация фактов, демонстрация перспектив, сравнение и сопоставление результатов, создание поучительной обстановки и др.). По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Совокупность средств и приемов приобретает воспитательный смысл

лишь тогда, когда они применяются в определенной педагогической инструментовке, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность.

Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может решить всех задач воспитания. Всякая универсализация методов воспитания неизбежно ведет к шаблону в воспитательной работе. А.С. Макаренко писал: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас является и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от всей системы средств. И, наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная» [8]. Известный русский прогрессивный педагог Н.Ф. Бунаков так оценивал важность умелого использования средств педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей человека: «Это все равно, что уход садовника за растениями. Для всех цветов и деревьев необходима поливка одной и той же водою, для всех необходим свет одного и того же солнца, но одно растение требует обильной, другое умеренной, третье совсем незначительной поливки; одному полезно стоять на солнечной стороне, другому нужна тень и т. п.» [3].

В педагогической литературе можно встретить различные подходы к классификации методов воспитания. Отдельные авторы за основу классификации методов принимают цели воспитания, другие — его содержание, логику воспитательного процесса, характер деятельности воспитателей, способы их воздействия на вос-питуемых и т. д. Очевидно, все эти элементы комплексно влияют на определение метода.

По характеру воздействия на воспитанника ряд авторов методы воспитания делит на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и другие). В данном случае общий признак включает направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. От этой классификации отличается система методов, предложенная Н.С. Кравчуном. В своей основе она состоит из вышеназванных и дополнена такими методами, как соревнование, критика и самокритика [6].

Иная классификация методов воспитания представлена в исследовании Н.И. Киряшова. Она включает в себя несколько групп: 1) группа методов, непосредственно побуждающая к проявлению активной жизненной позиции; 2) методы овладения обобщенным социальным опытом;

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

S н и о X

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р х

< 5 8 с

S и и из с о

95

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о

м

<

а С

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р I

< £ Sc:

S и и ш с О

и О 03

о

а

?

96

3) группа методов накопления личного опыта социально ценной деятельности; 4) оценочно-стимулирующие и корректирующие методы [5]. Основанием для такого деления избраны этапы комплексного решения воспитательных задач.

В руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации отмечается, что в работе с сотрудниками должны использоваться следующие основные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков [2].

Методы воспитания взаимно дополняют друг друга, и ни один метод не действует изолированно, формируя определенную черту личности.

Одним из основных методов воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности: мировоззрения, сознательности и убежденности. Этот метод наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане.

Метод убеждения располагает богатым арсеналом средств и приемов. Однако следует отметить, что успех его применения зависит от определенных условий, которые облегчают процесс превращения знаний в личные убеждения сотрудников.

К основным условиям, влияющим на эффективность применения метода убеждения, следует отнести такие, как:

— глубокая личная уверенность самого руководителя в справедливости, истинности того, в чем он убеждает подчиненных;

— безупречная логика обоснования высказываемых положений и принципов, научность аргументов;

— правдивость, честность и искренность руководителя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Искренний, откровенный разговор позволяет завоевать доверие подчиненных и обеспечить этим благожелательное отношение к словам, идеям. Если сотрудники видят, что их руководитель хитрит, иногда искажает факты, уклоняется от ответов на острые, волнующие вопросы, они перестают верить ему даже в тех случаях, когда слышат правду;

— широкий кругозор, образованность и эрудиция руководителя, его жизненный и служебный опыт;

— тактичность;

— умение выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков;

— единство слова и дела, четкая организация повседневной жизни и деятельности личного состава, авторитет руководителя и др.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, средством самовоспитания.

По типу воздействия на сознание сотрудников примеры можно разделить на две большие группы: примеры непосредственного и опосредованного влияния. К примерам непосредственного влияния относятся: личный пример руководителей (начальников); пример товарищей, сослуживцев; положительный пример людей, с которыми сотрудники находятся в постоянном контакте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое место принадлежит личному примеру руководителя, который имеет многоплановое значение. Это и решающее условие воспитания, и основа его служебного и нравственного авторитета, и образец для подражания, и средство вдохновения. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов воспитания.

Большое место в воспитании сотрудников занимают примеры опосредованного влияния (через устное слово, литературу, кинофильмы, театр и др.). К ним относятся: примеры жизни и деятельности исторических личностей, выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма.

Вся система воспитания на положительном примере должна содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального специалиста МВД России, появилось стремление постоянно совершенствовать себя. В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности:

— обеспечение высокой личной примерности руководителя в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм;

— знание особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример?);

— общественная ценность примера;

— реальность достижения образца;

— создание обстановки, способствующей достижению образца;

— широкая пропаганда опыта деятельности сотрудников органов внутренних дел;

— яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.

Поведение сотрудника определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Ему необходимо не только разъяснить, показать на примере, как надо действовать, его надо еще и научить поступать правильно. Это достигается с помощью метода упражнения.

Под методом упражнения в воспитании понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, профессиональной деятельности, которая позволяет сотрудникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их нравственные чувства, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением, словом и делом.

Использование метода упражнения в воспитании обеспечивает:

а) воспитание целеустремленности;

б) выработку привычек инициативного выполнения своих обязанностей и высоконравственного поведения;

в) совершенствование и развитие волевых качеств;

г) развитие творческих способностей, внимания, мышления, речи и др.;

д) развитие интеллектуальных и физических качеств.

Качества личности сотрудника формируются и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание его профессиональных обязанностей. Чтобы выработать у сотрудника самообладание, сильную волю, решительность, смелость, инициативу, необходимо ставить его в такие условия, создавать такие ситуации, действуя в которых он был бы вынужден проявлять эти качества.

Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий:

— понимание сотрудником социальной сути, практической значимости своего поведения в целом и его конкретных форм, которые затем превратятся в привычки;

— наличие системы в упражнениях (необходимо планировать первоочередность, последовательность и регулярность упражнений, объем нагрузок и т. д.);

— всесторонний учет возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных и требования от них выполнения напряженных, но посильных действий и др.

В методике формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел важное место отводится методу поощрения. Оно всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Оценочная сторона поощрения определяется общественным признанием поведения сотрудника, его деятельности в выполнении служебных обязанностей. Поощрение окрыляет человека, помогает ему правильно оценивать свои силы и способности, вырабатывает чувство личного достоинства, повышает авторитет отличившегося в глазах сослуживцев. Поощрение — очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение

требует от руководителя серьезного и вдумчивого отношения. Неумелое использование поощрений руководителями может нанести вред воспитанию. Поэтому выдающиеся педагоги требовали осторожности в применении поощрений, видя в них и «лекарство» и «яд». Воспитательная ценность поощрения значительно снижается, если оно недостаточно заслужено, выносится за исполнение элементарных и второстепенных обязанностей. Важно поощрять подчиненных за разумную инициативу, усердие, подвиги и отличия по службе. Для того чтобы поощрение оказывало необходимое воздействие на сотрудника, при его применении следует соблюдать ряд педагогических условий.

Прежде всего любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов сотрудников в решении главных, стержневых задач. Практика свидетельствует, что поощрение оказывает положительную воспитательную роль в том случае, когда сотрудник сознает, что он его действительно заслужил своими успехами, когда он затратил на это достаточно большие усилия, проявил старание, настойчивость и инициативу. Незаслуженное или легко доставшееся поощрение порождает самоуспокоенность, снижает активность, отрицательно сказывается на воспитательном процессе.

Эффективность метода поощрения зависит от правильного сочетания его видов. Важно разнообразить форму поощрений. Одним из условий эффективного применения метода поощрения является его своевременность и гласность.

В воспитании личного состава используется и метод принуждения. Под ним понимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг. Принудить человека — значит заставить его выполнить волю руководителя, коллектива в интересах решения задач, стоящих перед подразделением.

Принуждение — очень сильное средство воздействия, требующее от воспитателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Пользоваться им следует разумно, не увлекаясь и не злоупотребляя.

Принуждение осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждение о привлечении к ответственности, взыскание и др. Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий: — применение принуждения лишь после того,

как все другие методы и средства воздействия

не дали положительного результата;

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

S н и о X

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р х

< 5 8 с

S и и ш с о

97

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

И О bS

и и

У S

I—

о

U-

ы о оэ о а

5

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р S о ££ < и

Sc:

s ы и ш с о

применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания; индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера поступка и условий; справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин проступка; своевременность применения мер принуждения;

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

2. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 // СПС КонсультантПлюс.

3. БунаковН.Ф. Школьное дело. Спб., 1886.

4. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общ. ред. докт. пед. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. М., 2009.

— исключение со стороны воспитателей элементов предвзятости,грубости. Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами способствует успеху воспитательной деятельности руководителя.

Таким образом, методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются руководителем в зависимости от целей, содержания и реализуемых функций.

5. Киряшов Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 1981.

6. Кравчун Н.С. Методы воспитания. Основы военной психологии и педагогики. М., 1981.

7. Лазукин А.Д., Федотов А.А. Развитие теории и практики воспитания сотрудников органов внутренних дел: монография. М., 2014.

8. МакаренкоА.С. Сочинения: в 7 т. М., 1958. Т. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Советский энциклопедический словарь. М., 1983.

Тел.: 8 (499) 745-81-94

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.