Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВХОДНОЙ ГРУППЫ В ЗДАНИЕ ТЕАТРА'

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВХОДНОЙ ГРУППЫ В ЗДАНИЕ ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ТЕАТР / ВХОД / КОМПОЗИЦИЯ / ФАСАД / ARCHITECTURE / THEATER / ENTRANCE / COMPOSITION / FACADE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлева А.Д., Ким Е.Д., Акчурина А.О.

Проектирование входных групп театров должно соответствовать не только эстетическим, но и техническим требованиям. То есть проектировщик преследует цели создания эстетически привлекательного и удобного объекта. На этапе предпроектного анализа были изучены примеры организации входных групп театра как в России, так и за рубежом. В результате проведённой работы, были выявлены общие принципы, средства и методы проектирования. Кроме того, были определены характерные черты входных групп разных театров разных жанровых направленностей: кукольные; многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные, экспериментальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DESIGNING THE ENTRANCE GROUP TO THE THEATER BUILDING

The design of the entrance groups of theaters must meet not only aesthetic, but also technical requirements. That is, the designer pursues the goal of creating an aesthetically attractive and convenient object. At the stage of pre-project analysis as a result, general principles, means and design methods were carried out. In addition, the characteristic features of the entrance groups of different theaters of different genre orientations were identified: puppet, multi-genre, touring, ballet, chamber, studio, experimental.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВХОДНОЙ ГРУППЫ В ЗДАНИЕ ТЕАТРА»

УДК 72.012.6

Яковлева А.Д. студент Ким Е.Д. студент Акчурина А.О. студент

2 курс, факультет архитектуры и градостроительного развития научные руководители: Матовникова Н.Г.

профессор Самойленко П. В. старший преподаватель ИАиС ВОЛГГТУ

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВХОДНОЙ ГРУППЫ В ЗДАНИЕ

ТЕАТРА

Аннотация: Проектирование входных групп театров должно соответствовать не только эстетическим, но и техническим требованиям. То есть проектировщик преследует цели создания эстетически привлекательного и удобного объекта. На этапе предпроектного анализа были изучены примеры организации входных групп театра как в России, так и за рубежом. В результате проведённой работы, были выявлены общие принципы, средства и методы проектирования. Кроме того, были определены характерные черты входных групп разных театров разных жанровых направленностей: кукольные; многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные, экспериментальные.

Ключевые слова: архитектура, театр, вход, композиция, фасад.

Yakovleva A.D. student Kim E.D. student Akchurina A. O. student

2nd year, faculty of architecture and urban development

scientific adviser: Matovnikova N.G.

professor Samoilenko P.V. senior lecturer IAIS of VSTU

METHODS OF DESIGNING THE ENTRANCE GROUP TO THE

THEATER BUILDING

Annotation: The design of the entrance groups of theaters must meet not only aesthetic, but also technical requirements. That is, the designer pursues the goal of creating an aesthetically attractive and convenient object. At the stage of pre-project analysis as a result, general principles, means and design methods were carried out. In addition, the characteristic features of the entrance groups of different theaters of different genre orientations were identified: puppet, multigenre, touring, ballet, chamber, studio, experimental.

Key words: architecture, theater, entrance, composition, facade.

Введение

Выбор типа театрального здания определяется особенностями региона, величиной и административной значимостью города, его культурными и историческими традициями, социально-демографическим составом населения, сетью театральных и других зрелищных зданий города, деятельностно-организационными условиями функционирования театров и иными факторами, которые рассматриваются при проведении предпроектных исследований. К особым типам зданий отнесены театры: для детской аудитории; кукольные; многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные, экспериментальные и другие театры малой вместимости (500 мест и менее); молодежные; пантомимы; эстрады; летние и др.

Современный театр должен поражать людей с порога. Чтобы подчеркнуть свою оригинальность и индивидуальность необходимо грамотно подойти к оформлению входной группы, с которой собственно и начинается знакомство будущих зрителей.

Любое здание для посетителя начинается со входа. Во многом входная группа формирует восприятие всего здания. Этот фактор в равной степени относится и к зданию театра, банка, жилого дома, торговой организации и к любому зданию. Проектирование входной группы является главным этапом всего комплекса работ, так как позволяет учесть все особенности и нюансы до начала строительства.

Методы и средства проектирования

Что такое входная группа? Она представляет собой входную дверь и набор специальных конструкций, которые вместе формируют законченный вид. Входная группа должна гармонировать с общей стилистикой здания. Ее проектирование включает целый комплекс дизайнерских, технических и маркетинговых решений. От этого этапа зависит общее впечатление посетителей и надежность будущей конструкции.

По месту расположения выделяют входные группы, используемые в жилых домах и в местах общего пользования. К входной зоне жилого дома предъявляется меньше требований. Стиль и форма во многом зависит от пожеланий застройщика и архитектора дома. Если переделывается входная группа старого дома, важно не создать дисбаланса с фасадом здания.

Более жесткие требования предъявляются к входу общественных зданий, таких как здания театров. Помимо художественных требований они должны обладать следующими характеристиками:

высокая прочность, долговечность, стойкость к большим нагрузкам.

Входная зона включает двери, тамбур, ступени и дополнительный декор. Особое внимание необходимо уделить двери. Наиболее популярными являются следующие механизмы открывания дверей: распашные, маятниковые, раздвижные, радиусные.

Если уровень входа выше уровня земли, необходимо запланировать лестницу. Ее конструкции должна соответствовать установленным правилам. Если она состоит более, чем из четырех ступеней, понадобятся перила. Не меньшее значение имеет материал покрытия. В зимний период на поверхности не должен образовываться лед. Лестницу нужно оборудовать пандусом. Входная группа является таким же элементом здания, как и другие. Она требует расчетов и документального регулирования, так как необходимо учесть ее технические характеристики, внешний вид и используемые материалы. Можно выделить следующие этапы проектирования:

- подбор подходящей конструкции и решения;

- выбор необходимых материалов;

- составление сметы на все необходимые материалы и работы;

- определение стоимости проекта;

- заключение договора и выполнение работ по нему.

Составление проекта для входной группы является самым ответственным этапом работ. На этом этапе учитываются особенности монтажа, декоративное оформление и особенности дальнейшей эксплуатации.

Анализ композиции входной зоны кукольного театра

Посещение кукольного спектакля для ребёнка -настоящее приключение. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств, одним из которых является вход, через который юные зрители попадают в сказку. В детском театре создаётся атмосфера - она погружает зрителей в настоящий мир волшебства. А значит, и сама входная композиция театра должна отвечать такой "сказочности"

Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, легко восприимчивы, окружающий мир познают через игру. Поэтому их так привлекают яркие, порой даже кричащие цвета и громкие звуки. Здание кукольного театра отличается от городского окружения, располагая к себе юных зрителей. И первое что они увидят это соответствующие элементы, напоминающие сказочный город. Веселое настроение может задавать и детали входа - яркие афиши, двери, фонари. Также привлечь внимание юного посетителя можно и другими средствами: применение цвета и активной пластики фасадов привносит в архитектуру эффект сказочности и теплоты, необходимый образу кукольного театра. Образ сказки дает возможность создать совершенно другой мир, в котором хочется остаться на

долгое время. Вход кукольного театра должен помочь окунуться в атмосферу места, где царит игра, в котором персонажи сказок и книжек обретают голос и плоть, выходят со страниц книжек на подмостки. Это позволяет подготовить юных зрителей к спектаклю заранее, заинтересовать, увлечь каждого.

Таким образом можно сделать вывод о том, что входная композиция кукольного театра достаточно необычная. Предназначенная в первую очередь для детей, она должна основываться на особенностях восприятия окружающего мира глазами ребенка, помогать ему познать мир через игровую деятельность.

Один из старейших театров кукол в России «Экият» (рис. 1) открыл свои двери в 1934 году в Казани. В переводе с татарского - "сказка". Образ здания решен в виде «сказочного замка» с применением контраста между декоративным архитектурным белокаменным оформлением из башенок и выступающей сценической частью. Оформление фасадов насыщено яркими цветными скульптурными композициями из народных сказок. В итоге театр выглядит, как волшебный замок, собранный из эпизодов различных сказок.

Рис. 1 Татарский театр кукол "Экият"

Официальной датой основания театра считается 6 ноября 1932 года. Современный образ екатеринбургского театра кукол (рис. 2) больше напоминает домик из детского конструктора. Ярко-красная крыша и необычные формы создают динамичную композицию, вся конструкция держится на столбах. Большой акцент на логотип привлекает внимание, сразу давая понять, что это место, где живет сказка. У юного зрителя такая композиция будет ассоциироваться с кукольным домиком и привлечет его

внимание.

Рис. 2 Екатеринбургский театр кукол

Знакомство со сказкой в Новосибирском областном театре кукол (рис. 3) начинается с необычной входной группы, которая даже взрослых не оставляет равнодушными. Зрителей встречает трехчастная композиция, выполненная в виде трех девушек, как будто сошедших со страниц сказки А. С. Пушкина. Большие и круглые формы, внимание к деталям на композиции привлекают детей, создавая у них образ чего-то сказочного. Композиция решена с помощью белого камня, металлических деталей и изящного витража- главная архитектурная изюминка. Ощущение симметрии дает зрителю чувство спокойствия, в центре находиться большой круглый портал. Все использованные в архитектуре театра приемы создают у маленьких посетителей ощущение входа в другой

мир.

Рис. 3 Областной театр кукол в Новосибирске

Рис. 4 Волгоградский областной театр кукол

В историческом центре Волгограда расположился кукольный театр (рис. 4), основанный еще в 1937 году. Маленького зрителя встречают большие деревянные двери, вписанные в круглый портал, симметрично по сторонам свисают два фонаря, выполненные в классическом европейском стиле. В центре композиции находится кованый сказочный замок, в котором живет Петрушка- главный символ кукольного театра. Такие элементы просты и понятны, но в то же время очень детализованы. Сдержанное цветовое решение, симметрия успокаивают ребенка и готовят его к встрече со сказкой. В 2021 году театр переедет в бывшее здание кинотеатра Победа, что соответственно увеличит количество мест для зрителей. В настоящее время ведется реконструкция кинотеатра.

Проанализировав некоторые примеры действующих кукольных театров, можно убедиться в том, что композиционные решения входных зон играют не последнюю роль в создании сказочного образа. Такие приемы позволяют полноценно погрузить в атмосферу волшебства и иллюзии и привлечь внимание зрителя до начала спектакля.

Анализ композиции входной зоны современного театра

Входная группа театра очень изменилась за последние десятилетия. Барочные ярусные театра уступают место новым формам архитектурного лица театра. К концу XX - го века на смену привычному нам дизайну входной группы, что поражал своей торжественной классикой с трёх вековой историей, приходит новая система из метала и стекла, фактурных фасадов, что освободились от несущей функции. Входная группа современного театра становится более свободной по форме, в огромных количествах используются сплошные и сетчатые металлические фактуры для наружных стен, что гармонично сочетаются со стеклянными ширмами.

Сиднейский оперный театр, Сидней. Рис.4

Сиднейская опера является одним из самых известных театров нового поколения. Архитектором оперного театра является датчанин Йорн Утзон. Здание оперы стало не просто функциональным зданием, а арт-объектом, достопримечательностью, что стала эмблемой города и страны. Её входная группа гармонично вписывается в фасад, не отвлекая от невероятной формы здания оперы (рис. 4).Вход состоит из бетонной конструкции, облицованной в тон фасада и металлических дверей с остеклением. Минимализм и простота входа не перегружают и так сложный многоуровневый дизайн фасада, а лишь становится частью целого.

Большой театр в Шанхае, рис.5

Архитектором здания стал француз Жан-Мари Шарпантье. Театр находится в самом центре города к северу от одной достопримечательностей города, Народной площади. Входная группа здания встречает нас широкой лестницей, длинной почти в весь фасад. Непосредственно перед вход находится арка из металлических ферм, которая выделяет и зрительно

увеличивает его, добавляя ему масштабности. Сами двери театра находятся между двумя колоннами, что дополнительно их выделяет на фасаде, они полностью стеклянные, как и всё здание.

Театр-мастерская Петра Фоменко, Москва рис. 6

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» был основан в июле 1993 года. Здание театра размещается на высоком склоне Москвы-реки. Театр облицовано натуральным камнем с использованием алюминиевых и стальных панелей. Входная группа состоит из каменных колонн, имеющие вытянутую прямоугольную форму, они располагаются вдоль входа, который полностью состоит из стекла и тёмного металлического каркаса. Так же, стоит отметить, что в отличие от примеров, приведённых выше, входная группа театра-мастерской не сливается с общим фасадом, а наоборот выделяет по средствам округлой формы и контрастной полосы с названием театра.

Анализ входной группы Театра Юного Зрителя (ТЮЗ)

Театр юного зрителя—театр, предназначенный для детской аудитории. Направленность на юную аудиторию видно не только в репертуаре, красочность и синтетичность прослеживается во всех компонентах составляющих театр: взаимодействие со зрителем, гиперболизация эмоций в игре, и конечно во внутреннем и внешнем облике театра и поэтому входная группа так же должна соответствовать этому.

С самого начала театр юного зрителя ставил перед собой задачу формированию характера и внутреннего мира, становлению самосознания юного поколения. Театр должен заинтересовать детей еще до начала основного действия. Поэтому ставится задача еще со входа захватить внимание зрителя, вызвать положительные эмоции и настроить на нужный лад. Входная композиция должна быть максимально необычной и привлекать к себе внимание, это можно осуществить с помощью ярких вывесок и афиш, освещения, оформления фасада - его формы и цвета, все это

должно погружать ребенка в сказочный мир где возможно все и ограничено лишь воображением.

Театр Юного Зрителя в Рязани, рис. 7

В декабре 1937 в Рязани был открыт театр юного зрителя, но здание, в котором сейчас расположен театр приобрело в 1962. С самого основания театра главным его принципом было "В наших спектаклях силы любви и дружбы всегда должны одерживать победу над коварством и жестокостью" и внешний облик театра так же соответствует этой идее. Главный фасад здания выполнен в нежной бело-желтой гамме с применением множества крупных и мелких закругленных и прямых ритмичных элементов, всем этим фасад напоминает пряничный домик создавая тем самым атмосферу, тепла и доброты.

Театр Юного Зрителя в Казане, рис. 8

30 ноября 1932 года именно этот день считается днем рождения казанского ТЮЗ'а. Он является хранителем творческих традиций и

воспитания духовности у подрастающего поколения на протяжении более 84 лет. Вход театра своими арочными окнами, цветом, полукруглой формой, возвышающемся шпилем, тяжелой деревянной дверью и множественными элементами фасадного декора напоминает замок с башней из историй про рыцарей и принцесс.

Театр Юного Зрителя в Перми, рис. 9

Здание, в котором сейчас располагается пермский театр юного зрителя, построено на рубеже веков между 1899 и 1902 гг. Главный фасад здания в стиле модерн сочетает в себе одновременно и перманентную ритмичность и обилие деталей: контраст синих стен и белой лепнины, высоких окон, колонны, пластичность формы; но все это не кажется чрезмерным а наоборот органично сочетается между собой что делает театр походим на маленький, словно игрушечный дворец. Все это отправляет нас на страницы сказки еще до того как мы входим в здание

Театр Юного Зрителя в Волгограде, рис. 10

Волгоградский ТЮЗ был восстановлен уже в том облике в котором мы его знаем лишь 22 марта 1970г. Еще на подходе театр поражает своей

масштабностью, входная группа напоминает собой лестницу постепенно снижаясь ко входу, создавая собой ступенчатый портал, что за счет игры света еще сильнее увеличивает пространство. Главным акцентом на фасаде является симметрично расположенная по бокам мозаика, сложенная из ярких плиток, где главными героями сюжетов являются дети. Мозаики и композиция форм здания напоминают собой раскрытую книгу с красочными иллюстрациями, что сразу погружает нас в атмосферу предстоящего выступления.

Рассмотрев несколько примеров театров юного зрителя из разных городов, мы еще раз подтверждаем то, что входная группа играет немаловажную роль при погружении в атмосферу чего-то нереального и при направлении ребенка для дальнейшего более глубокого восприятия происходящего внутри театра на сцене.

Входная группа театров включает в себя: ступени, пандус, козырек, входные двери. Очень важными являются конструкционная и практическая стороны входной группы, и для них существуют определенные нормативы и ГОСТы, которым должна отвечать входная группа.

Основные требования к входным группам СНиП 1.При проектировании и строительстве зданий учреждений должна быть обеспечена их доступность для маломобильных групп населения, работающих или посещающих эти здания в соответствии с требованиями СНиП 35-01:

6.1.2 В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте. СП 59.13330:

6.1.5 Дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа МГН должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки (дверного полотна) должна быть 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и вращающихся дверей на путях движения МГН не допускается.

Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм. В полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом. Верхняя граница смотровой панели должна располагаться на высоте не ниже 1,6 м от

уровня пола, нижняя граница - не выше 1,0 м. При этом смотровая панель должна иметь ширину не менее 0,15 м и располагаться в зоне от середины полотна в сторону дверной ручки.

В проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м. В качестве дверных запоров на путях эвакуации следует предусматривать ручки нажимного действия.

6.1.6 Прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства.

6.1.7 Входные двери, доступные для входа инвалидов и МГН, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемыми и иметь знак, указывающий на доступность здания. Целесообразно применение автоматических распашных или раздвижных дверей, если они применяются дополнительно к эвакуационным. На путях эвакуации раздвижные двери применяются при условии соблюдения противопожарных требований.

2. При планировке входной группы важное место занимает такой строительный элемент как козырек, который действующий ГОСТ определяет как конструкцию, изготовленную из материалов, задачей которых является защита людей или имущества от воздействия сверху. Например, от осадков и снеговой нагрузки.

3. Пожарная безопасность. Требования по обеспечению пожарной безопасности. К ним относится: несгораемость конструкции покрытия, расчет ширины дверей, позволяющей беспрепятственно эвакуировать людей, использование невоспламеняющихся и др. материалов, эвакуационные выходы и др. СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений

6.16 Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 0,8 м. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. 6.17 Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

6.10* Выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, ворота для железнодорожного подвижного состава, вращающиеся двери и турникеты. Распашные калитки в указанных воротах могут считаться эвакуационными выходами.

Анализ входной группы:

Кукольный театр, Волгоград

1. Соблюдены требования для маломобильных групп населения: имеется пандус, с допустимым уклоном, и поручни, которые соответствуют техническим требованиям к опорным стационарным устройствам; ширина одной дверной створки 0,6 м; двери деревянные, ручные.

2. Недостаток: нет козырька.

3. Высота выходов соответствуют требованиям; двери открываются по

направлению выхода из здания

Кукольный театр в Волгограде, рис. 11

Театр Юного Зрителя, Волгоград

1. Соблюдены требования для маломобильных групп населения: имеется пандус, с допустимым уклоном, и поручни, которые соответствуют техническим требованиям к опорным стационарным устройствам; ширина одной дверной створки 0,8 м; двери стеклянные, ручные.

2. Достоинство-имеется козырек.

3. Высота и ширина выходов соответствуют требованиям; двери открываются по направлению выхода из здания

Театр Юного Зрителя в Волгограде, рис. 12

Казачий театр, Волгоград

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Соблюдены требования для маломобильных групп населения: имеется пандус, с допустимым уклоном, и поручни, которые соответствуют техническим требованиям к опорным стационарным устройствам; ширина одной дверной створки 0,8 м; двери деревянный, ручные.

2. Достоинство-имеется козырек.

3. Высота и ширина выходов соответствуют требованиям; двери открываются по направлению выхода из здания

Казачий театр в Волгограде, рис. 13 Использованные источники:

1. https://lookmytrips.com/countries/russia/respublika-

tatarstan/kazan/photos/category/sight Казань, Россия: фото

достопримечательностей.

2. Театр кукол, Культурно-досуговый центр им К С Станиславского, https://smorodina.com/objects/teatr-kukol-kulturno-dosugovyy-tsentr-im-k-s-stanislavskogo/images

3. Новости культуры Екатеринбурга, https: //www.oblgazeta.ru/culture/theatre/100933/

4. Волгоградский театр кукол взял приз за лучшую режиссуру на международном фестивале, https://riac34.ru/news/95506/

5. Благотворительный проект «Театр без границ» представит новые спектакли, https://ukp.kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/v-kazani-v-ramkakh-blagotvoritelnogo-proekta-teatr-bez-granits-pokazhut-chetyre-novykh-spektaklya/

6. Пермский театр юного зрителя, https: //regnum.ru/pictures/2719133/1. html

7. Волгоградский театр юного зрителя, https: //topzvuk.com/muz_map/3670. html

8. Общие положения, https://studopedia.ru/8_59769_obshchie-polozheniya.html

9. Проектирование входной группы, https://revecon.ru/articles/proektirovanie-vhodnoj -gruppy/

10. Анализ интерьеров кукольного театра, http://cscb.su/n/030201/030201042.htm

11. Новые формы театральной архитектуры, https://cyberleninka.ru/article/n/n-ovye-formy-teatralnoy-arhitektury

12. Театр юного зрителя, https: //m.wikipediaorg/wiki/Театр_юного_зрителя

13. Свод правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, https://dokipedia.ru/document/5337639?pid=203

14. Обеспечение безопасности людей, http://www.fireevacuation.ru/snip_21-01.php

15. Нормативные документы, применяемые при проектировании площадки перед входом в жилой многоквартирный дом, https: //www.normacs .info/answers/3574

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.