Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ШАРОВЫХ КРАНОВ'

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ШАРОВЫХ КРАНОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА / ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА / ШАРОВЫЙ КРАН / НАДЕЖНОСТЬ / КАРБИД ВОЛЬФРАМА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Абдеев Т. Р.

В данной статье рассматриваются методы повышения надежности шаровых кранов путем повышения твердости рабочих поверхностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Абдеев Т. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR IMPROVING THE RELIABILITY OF BALL VALVES

This article discusses methods for improving the reliability of ball valves by increasing the hardness of working surfaces.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ШАРОВЫХ КРАНОВ»

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

УДК 621.646.616

Абдеев Т.Р. главный инженер Уфимский универсальный механический завод

Россия, Уфа

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ШАРОВЫХ КРАНОВ

Аннотация: в данной статье рассматриваются методы повышения надежности шаровых кранов путем повышения твердости рабочих поверхностей.

Ключевые слова: трубопроводная арматура, запорная арматура, шаровый кран, надежность, карбид вольфрама.

Abdeev T.R. chief engineer Ufa Universal Mechanical Plant

Russia, Ufa

METHODS FOR IMPROVING THE RELIABILITY OF BALL VALVES

Abstract: this article discusses methods for improving the reliability of ball valves by increasing the hardness of working surfaces.

Keywords: pipe fittings, shut-off valves, ball valve, reliability, tungsten carbide.

Добыча и переработка углеводородов неизменно сопряжена с транспортировкой по трубопроводным системам сырья, содержащего большое количество абразивных частиц, а также механических примесей. В этой связи немаловажным является подбор и использование видов запорной арматуры способных сохранять высокую степень надежности при интенсивном износе рабочих частей.

Наилучшим решением для перекрытия трубопроводов, транспортирующих высокоабразивные среды, а также при экстремальных температурах, является применение шаровых кранов с металлическими уплотнительными конструкциями с повышенной износоустойчивостью. Для увеличения износоустойчивости основных узлов актуальной является разработка технологий, основанных на применении износоустойчивых материалов и сплавов, повышении износоустойчивости основных деталей путем изменения поверхностной структуры металла, нанесения износоустойчивых покрытий, использование сегментообразных конструкций запорных органов.

Согласно данным Минпромторга РФ, доля импорта в потреблении запорной арматуры для особых сред составляла более 75%. Введение беспрецедентных экономических санкций в отношении экономии РФ и прекращение поставок нефтепромыслового оборудования определяют актуальность разработки и ускоренного освоения производства отечественных решений.

Технической проблемой является создание надежного крана с увеличенным сроком службы.

Технический результат заключается в повышении герметичности

крана.

Технический результат достигается тем, что в кране, содержащем корпус, шаровую пробку, уплотняющие седла и кулачок, согласно полезной модели, рабочие поверхности кулачков и контактные поверхности седел выполнены с твердостью 60-65 ИЯС [1].

Твердость 60-65 ИЯС достигается напылением покрытия из карбида вольфрама.

Нанесение покрытия карбида вольфрама возможно с использованием следующих технологий:

- плазменное напыление;

- газопламенное напыление;

- детонационное напыление;

- высокоскоростное напыление;

- электроискровое легирование;

- плазменная наплавка.

Одним из лучших методов нанесения покрытия карбида вольфрама считается высокоскоростное газопламенное напыление. В ходе этого процесса горючий газ и кислород перемешиваются и под высоким давлением подаются в камеру сгорания, где происходит горение и образуется газовый поток высокого давления. Частицы порошка карбида вольфрама автоматически подаются непосредственно в область горения. Высокоскоростной газовый поток, содержащий расплавленные частицы порошка, направляется в сторону подложки, удар и осаждение частиц на поверхности образуют плотное покрытие с пористостью меньше чем 1%, содержанием оксидов меньше чем 1% и прочностью сцепления больше чем 80 МПа. Покрытия из карбида вольфрама наносятся в специальных роботизированных шумозащитных камерах [2].

Процесс напыления карбида вольфрама на шток занимает 1 -2 часа. Покрытия из карбида вольфрама не подвержены водородному охрупчиванию.

Результаты ресурсных испытаний нескольких опытных образцов шаровых кранов компанией ООО «УУМЗ» с напылением из карбида вольфрама на рабочие поверхности кулачков, контактные поверхности седел, поверхность шаровой пробки показали высокую стойкость к

абразивному и эрозионному износу и возможность использования уплотнения металл по металлу [3].

Выполнение поверхностей кулачков и седел с заявленной твердостью поверхностей позволяет использовать шаровые краны в агрессивных средах и в средах с большим количеством механических примесей, увеличить надежность шарового крана, путем исключения возможности появление зазоров между уплотнителем седел и шаровой пробкой, и, соответственно, нарушение герметичности крана из -за износа рабочих поверхностей и расширить диапазон рабочих температур и давлений для применения шарового крана.

Заявленный диапазон твердости поверхностей является оптимальным для обеспечения плавности работы крана при одновременно длительном сроке службы.

Разработанная конструкция шарового крана поясняется чертежами, где на рисунке 1 представлен кран в положении «закрыто», на рисунке 2 -кран в промежуточном положении. Шаровой кран содержит корпус 1, в полости которого размещены седла 2 с уплотнителями 3 и закрепленная на штоке 4 шаровая пробка 5.

На шаровой пробке 5 или на штоке 4 установлен по меньшей мере один кулачок 6 (на фигурах представлен вариант исполнения крана с двумя кулачками). Кулачок 6 выполнен в форме круга и имеет четыре торцевых среза D, которые плавно переходят в дугообразные участки. Плавный контур профиля кулачка 6 позволяет осуществлять плавное начало открытия и закрытия крана (плавный отвод седел от шаровой пробки), что уменьшает момент и предотвращает гидроудар.

4 6 3

Рисунок 1 - Разработанный шаровый кран в положении «закрыто».

4 6 3

Рисунок 2 - Разработанный шаровый кран в промежуточном положении.

Торцевая (рабочая) поверхность кулачка 6 и контактная поверхность S седел 2 выполнены с твердостью 60-65 НКС, что значительно увеличивает ресурс кулачка и седел, а также позволяет снизить прилагаемое для перемещения кулачка по поверхности седла усилие. В шаровой пробке 5 может быть выполнено отверстие 7. При прохождении среды по трубопроводу седла 2 поддавливаются средой, т.е. находятся в нагруженном состоянии. Через отверстие 7 среда заполняет пространство между шаровой пробкой 5 и корпусом 1, тем самым уравновешивая усилия и снижая нагрузку на мягкое уплотнение 3 седла 2.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении «открыто» шаровая пробка развернута таким образом, что ее отверстие обеспечивает проход среды (жидкой или газообразной) по трубопроводу. Седла 2 с уплотнителями 3 плотно прилегают к поверхности шаровой пробки 5 за счет прижатия пружинами 8. При повороте штока 4 кулачок 6 начинает поворачиваться, воздействуя своей рабочей поверхностью на контактную поверхность S седел 2 -дугообразные участки торцевой поверхности кулачка 6 отжимают седла 2 от шаровой пробки 5, которая поворачивается в положение «закрыто», не соприкасаясь в момент движения с седлами 2. При открывании крана описанная очередность имеет обратный порядок.

Наличие четырех срезов на кулачке 6 позволяет при необходимости, например, в аварийных случаях, использовать поверхности, находящиеся напротив используемых поверхностей. Это дополнительно способствует снижению износа такой поверхности.

Таким образом, заявленная разработанная конструкция обеспечивает создание надежного шарового крана за счет повышения его ресурса и позволяет использование в агрессивных средах с большим количеством механических примесей.

Использованные источники:

1. Курлов А. С., Гусев А. И.. Карбиды вольфрама: структура, свойства и применение в твердых сплавах / А. С. Курлов, А. И. Гусев // Springer. -2013. - С. 20-24.

3 Напыление карбида вольфрама. [Электронный ресурс]. URL: http://czpu.ru/napylenie-karbida-volframa/ (дата обращения 20.09.2022).

2. Греханова Е. В., Напольский А.В. Протокол ресурсных испытаний шарового крана №015 от 20.04.2022 ООО «УУМЗ» / Е.В. Греханова, Напольский А.В. - 2022. - 5 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.