А.А. Ковалевская
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
В статье рассматриваются способы развития и поддержания мотивации учеников при изучении школьного курса химии и развитие интереса к естественным наукам.
Ключевые слова: мотивация, образование, обучение, урок, химия.
В современном российском обществе играет большую роль воспитание сильного социально-предприимчивого индивида, способного в выбранной профессиональной сфере стать настоящим специалистом с высоким уровнем знаний и ответственности. Существует большое количество социально-психологических мер для воспитания такой личности, но важнейшее значение имеет хорошее образование. Для того, чтобы как можно успешней реализоваться в жизни, школьнику нужно иметь широкий кругозор и успешно изучать все предметы школьной программы. Одним из сложнейших для учеников предметов является «Химия».
Химия — это наука обо всем, является важнейшим предметом в системе естественных наук. Данный предмет основывается на фундаментальных законах природы и помогает познать окружающий мир. Он вырабатывает систему знаний о веществах, их взаимодействии. При изучении химии происходит развитие таких качеств ребенка как наблюдательность, способности анализировать, прогнозировать, делать выводы. Получение знаний по химии начинается с эмпирического уровня: наблюдения, осмысление увиденного. Затем происходит преобразование первоначальных знаний с помощью символов, формул, уравнений реакций. Потом ученик начинает размышлять, что же происходит на молекулярном, атомарном уровне. Все это способствует развитию химического мышления.
Так развивается химическое мышление. Таким образом, мы имеем дело с удивительной наукой, которая комплексно развивает мыслительные способности, изучая во взаимосвязи абстрактное и реальное, наблюдаемое и прогнозируемое.
Но когда закладываются базовые знания предмета химия, стойкий интерес к нему развивается крайне редко, так как у учеников нет стимула достижения положительного результата по дисциплине. Школьники хотят получать высокие оценки на уроках, даже если они не имеют знаний соответствующим этим баллам, а их мотивация, вызвана подростковыми установками, такими как: подсказки, списывание, обман учителя и так далее. Таким образом, значимость отметки как мотиватора снижается, и выступает не стимулом, а критерием качества знаний. В данной ситуации главной целью работы учителя становится развитие познавательного интереса учеников к предмету, так как в каждом ребенке есть познавательная потребность. [1]
На уроках химии повысить мотивацию учеников к изучению предмета могут помочь различные методы, а именно:
1.Очень важно создать благоприятную эмоциональную атмосферу на своих занятиях, чтобы ребенку было комфортно и приятно находиться на уроке. Учителю надо проявлять чуткость и понимание к детям, а также поощрять и поддерживать их успехи, не акцентируя сильного внимания на недостатках.
2.Учителю нужно сделать акцент на актуальности изучения темы. Непосредственная учебная мотивация заключается в разъяснении цели изучения того или иного материала, то есть ученик должен понимать, чем в дальнейшем ему пригодятся эти знания в жизни. Например, при изучении свойств кислых солей рассказать о реакции, которая хорошо всем знакома в быту, с химической точки зрения. Гашение уксусной кислотой пищевой соды при изготовлении теста для выпечки:
NaHCO3 + CH3COOH = CO2 + CH3COONa + H2O
Выделяемый при этом углекислый газ придает пышность и мягкость тесту.
3.Положительно на качестве занятий и эффективной усвояемости материала сказывается использование современных методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): мультимедийные презентации, интерактивные доски, компьютеры и цифровая аудио и видеотехника и т.п. Особенно важно
© Ковалевская А.А., 2021.
Научный руководитель: Максимова Марина Геннадьевна - кандидат химических наук, доцент кафедры химии, РГУ им. С.А. Есенина, Россия.
применять методы ИКТ при рассмотрении сложных вопросов. Например, в курсе общей химии при изучении темы «Особенности размещения электронов в атомах» будет целесообразным применение наглядных методов с использованием современной техники, для лучшего ее усвоения.
4.Метод проблемного обучения. Важно чтобы школьник не только получал знания, но и умел сам их добывать. Учителем организуется относительно самостоятельная работа ученика, в ходе которой ребенок усваивает новые навыки и развивает общие способности. Проблемная ситуация, которую ставит перед учеником учитель становится хорошим стимулом для интенсивного мышления.
5.Игровые методы в обучении помогают повысить работоспособность ученика, потому что монотонная работа утомляет, и его интерес к уроку снижается. Ребенку легче воспринять информацию на сложных темах по химии в формате игр: дидактические, имитационные, деловые, ролевые игры и т. д.
Пример: Игра «Русское лото»
Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команд получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок остается у ведущего и право ответа получает другая команда, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно проводить на уроках обобщающего повторения или по всему курсу.
6.Химия - это экспериментальная наука. Школьники часто ждут начала изучения химии. Для них это удивительный мир превращений, опытов, взрывов. Но уже с момента изучения языка химии - химических знаков, формул, уравнений, свойств веществ - интерес угасает. Проведение красочных и интересных опытов по химии точно повысит мотивацию учеников.
Например, можно показать школьникам следующие необычные опыты:
1)Опыт «Извержение вулкана»: фарфоровый тигель заполнить дихроматом калия, добавить немного магния, в центре смесь смочить спиртом и поджечь. Опыт лучше проводить на темном фоне.
2)Опыт «Дым без огня»: в колбу наливаем водный раствор аммиака, насыпаем 2-3 ложки карбоната натрия, а потом наливаем в колбу смоченную концентрированную соляную кислоту.
Опыт «Самовоспламеняющаяся жидкость»: в фарфоровой чашке растереть перманганат калия, пересыпать его на фильтровальную бумагу. Затем бумагу с перманганатом положить в чашку и капнуть 3 -4 капли глицерина (или серной кислоты). Через некоторое время глицерин воспламеняется.
Такие оригинальный опыты точно не оставят равнодушным ни одного ученика.
7.Организация внеурочной деятельности развивает интерес учащихся к изучению химии. Посещение экскурсий, музеев естественных наук, химических лабораторий, проведение тематических вечеров и праздников, викторин и олимпиад в области химии, а также выпуск стенгазет благоприятно сказывается на поддержании интереса к предмету и может содействовать профессиональному самоопределению ученика. Основная цель внеклассной работы - выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.
Пример: Факультативный курс "Химия и охрана окружающей среды" является немаловажным вкладом в учебно-методическое обеспечение преподавания естественнонаучных предметов в общеобразовательной школе. Это хороший пример воспитательной технологии, цель которой - формирование экологической культуры ученика. Он дополняет базовый курс, включает знания, не содержащиеся в программе за курс основной школы.
Таким образом, чтобы увеличить мотивацию школьников к изучению такого непростого предмета как химия необходимо применять совокупность методов для повышения заинтересованности. Каждому учителю нужно научиться внедрять в свои уроки игровые методы, ИКТ, учить своих учеников находить ответы на проблемные вопросы, стимулировать их любознательность показывать интересные опыты, а также грамотно сочетать урочной и внеклассную работу. Тогда занятия будут проходить в радость и для ученика и для учителя.
Библиографический список
1.Ахметов М. А. Стратегии успешного изучения химии в школе. - М.: Дрофа, 2010; 95 с.
КОВАЛЕВСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, РГУ имени С.А. Есенина, Россия.