УДК 338.001.36 Головцова Ирина Геннадьевна доктор экономических наук,
профессор кафедры информационных технологий предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
Довгенко Игорь Андреевич
аспирант кафедры информационных технологий предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Golovtsova Irina Gennadievna
D.Phil. in Economics, Professor, Business Information Technology Department, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Dovgenko Igor Andreyevich PhD student,
Business Information Technology Department, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
THE METHODS OF COMPETITIVENESS IMPROVEMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS CENTRES
Аннотация:
В статье дается оценка европейского рынка логистических услуг, проводятся анализ и прогнозирование темпов развития транспортно-логисти-ческой системы Российской Федерации, определяются основные проблемы и задачи, стоящие перед этой отраслью на современном этапе развития российской экономики. На основании проведенного анализа даются рекомендации для повышения конкурентоспособности транспортно-ло-гистических комплексов.
Ключевые слова:
конкурентоспособность, транспортно-логисти-ческие комплексы, логистические центры, система менеджмента качества (СМК), рынок логистических услуг.
Summary:
The article deals with the European market of logistics services, analyses and forecasts the development rate of transport and logistics system of the Russian Federation, identifies the main tasks and challenges faced by the industry at the present stage of the Russian economy development. Based on the undertaken analysis, the author provides guidelines focused on improvement of the competitiveness of this industry.
Keywords:
competitiveness, transport and logistics centres, logistics centres, Quality Management System, market of logistics services.
Системный мировой финансово-экономический и политический кризисы оказали достаточно серьезное воздействие на состояние российской экономики, ставшей неотъемлемой частью мировой экономики. В связи с этим в последнее время особо пристальное внимание уделяется вопросам поддержания конкурентоспособности всех хозяйствующих субъектов. В современных условиях для успешного функционирования и активного развития практически любого сектора национальной экономики, а также для выявления внутренних отраслевых резервов необходимо обеспечивать соответствующие условия, в которых будет формироваться и эффективно работать механизм конкуренции.
Одной из активно развивающихся отраслей, выполняющих важную инфраструктурную функцию в национальной экономике, являются транспортно-логистические комплексы, обеспечение конкурентоспособности которых представляет собой сложную и недостаточно описанную в современной научной литературе задачу.
В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. в целях обеспечения доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны в числе запланированных мероприятий заявлены задачи мотивирования использования инновационных логистических товаротранспортных технологий и развития технологий перевозок грузов, в том числе с использованием логистических парков [1].
Для современной экономической ситуации характерна обостряющаяся проблема неоправданно высоких транспортных логистических затрат, которые из-за серьезных географических масштабов нашего государства превращаются в сдерживающий фактор для развития национальной экономики [2].
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 4)
Экономическая ситуация сегодня характеризуется усилением и ужесточением конкурентной борьбы, в то время как развитие логистики стимулирует развитие сферы транспортных услуг. Основываясь на мнении и оценках зарубежных и отечественных экспертов в этой области, можно заключить, что логистический инструментарий в этом сегменте российской экономики может обеспечить снижение общих экономических издержек в среднем на 15-35 %, а транспортных расходов - примерно на 25 %.
Следует отметить, что в развитых странах выделяются достаточно серьезные материальные средства на развитие логистических комплексов, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие экономик этих государств и позволяет поддерживать их конкурентоспособность на достаточно высоком уровне.
На сегодняшний день совокупный оборот европейского рынка логистических услуг оценивается более чем в 600 млрд евро, при этом около 30 % логистических функций всех отраслей экономики ежегодно делегируется компаниям, работающим в логистической сфере. Востребованность услуг, предоставляемых логистическими операторами, формируется промышленностью и торговлей, расходующими в Европе на контрактную логистику ежегодно порядка 120140 млрд евро. При этом экспертами компании МоМпвву прогнозируется увеличение к 2020 г. объемов мировой торговли почти в четыре раза, что естественным образом повлечет за собой многократное увеличение спроса на логистические услуги [3].
Транспортно-логистическая система России характеризуется чрезвычайно высоким уровнем транспортных затрат, которые сказываются на выручке от реализации продукции. Если в среднем в мире транспортно-логистические расходы составляют чуть более 10 % ВВП (в Европе и США - около 8,5 %), то в России этот показатель превышает 20 %. Такие высокие расходы объясняются не столько большой географической протяженностью территории, сколько высокой долей дорогостоящих автомобильных перевозок в грузообороте страны и отсутствием необходимой инфраструктуры для развития альтернативных каналов перевозок. Например, объем контейнерных перевозок грузов в РФ составляет менее 1 % грузооборота, в то время как в развитых странах превышает 20 %.
Российский рынок переживает сегодня очень сложное время, это касается практически всех отраслей национальной экономики. Прогноз развития российского рынка транспортно-логи-стических услуг представлен на рисунке 1.
Объем рынка, млрд р. » Рост, %
Рисунок 1 - Прогноз динамики российского рынка транспортно-логистических услуг,
2008-2016 гг. [4]
Прогнозируя динамику российской экономики в 2017 г., целый ряд специалистов оценивают ее в отрицательных значениях (-2,9 % в базовом сценарии); при этом, по предварительным оценкам маркетингового агентства РБК.^еагс^ темпы роста рынка транспортно-логистических услуг в 2016 г. будут ниже уровня инфляции. Наиболее значимыми факторами, оказавшими негативное воздействие на российский рынок транспортно-логистических услуг, стали изменение международных грузопотоков в результате введения международных санкций и усиление процесса рецессии.
В связи с изменениями мировой конъюнктуры необходимо учитывать, что развитие логистических центров сегодня возможно при условии государственной поддержки, взаимодействия всех участников рынка и разработки механизмов повышения конкурентоспособности компаний, предоставляющих логистические услуги.
Стоит подчеркнуть, что процесс управления транспортно-логистическими комплексами в настоящее время значительно осложнен высокой степенью неопределенности факторов внешней среды. Ситуация такова, что эти предприятия работают в постоянно и быстро изменяющихся условиях, но в большинстве компаний стратегическое планирование находится на начальном этапе развития, особенно это касается разработки конкурентной стратегии. Руководство многих логистических компаний задумывается над разработкой стратегии действий на рынке логистических услуг, выявив при этом конкурентные преимущества, являющиеся ключевым фактором устойчивого долговременного развития организации. Под стратегией в данном случае необходимо понимать логику бизнеса, определяющую, за счет чего транспортно-логистические комплексы могут получить конкурентные преимущества и обеспечить свою жизнеспособность и устойчивое развитие.
Необходимо отметить, что основная причина, по которой одни компании достигают лидирующих позиций на рынке, а другие не имеют устойчивого положения, состоит в наличии или отсутствии конкурентных преимуществ.
В качестве основного подхода к формированию конкурентоспособности транспортно-логи-стических комплексов нами предлагается использование системы менеджмента качества (СМК) для транспортно-логистического комплекса, отвечающей требованиям ИСО 9001:2000, ГОСТа Р ИСО 9001-2001.
В основе СМК лежат восемь классических принципов оценки качества: направленность на потребителя; принцип лидерства руководителя; принцип вовлечения сотрудников в систему; принцип процессного подхода; принцип системного подхода к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанных на фактах; организация взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Процессы повышения конкурентоспособности транспортно-логистических систем предполагают выполнение условий свободной идентификации процессов, обеспечивающих эффективное функционирование СМК, а также условий, обеспечивающих полноценное выполнение договорных обязательств. Необходимо определить руководителя для каждого процесса и иметь четкое представление об их участниках, обладающих разной, установленной в нормативной и технической документации степенью ответственности за достижение высокого качества.
Помимо этого, анализ конкурентных позиций транспортно-логистического комплекса на рынке предполагает определение ряда факторов, воздействующих на отношение потребителей к оказываемым услугам. Нельзя также не учитывать, что оценка конкурентоспособности основывается и на результатах анализа технологического, производственного и экономического потенциала, что делает процесс обеспечения конкурентоспособности транспортно-логистических комплексов крайне сложным и многофакторным.
Тем не менее, недооценивая роль процедур по повышению конкурентоспособности компании, можно потерять значительную долю рынка, поэтому целями оценки конкурентоспособности можно считать определение потенциальных возможностей предприятия, а также разработку мероприятий, обеспечивающих его конкурентные преимущества на рынке.
Ссылки:
1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: http://rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030/ (дата обращения: 15.02.2016).
2. Моргунов В.И., Джабраилов А.Э. Маркетинг. Логистика. Транспортно-складские логистические комплексы. М., 2010.
3. Концепция проекта «маг-логистика» [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-gorod.ru/documents/programs/mag-logo/ (дата обращения: 14.02.2016).
4. Объем и структура российского рынка транспортно-логистических услуг [Электронный ресурс]. URL: http://market-ing.rbc.ru/reviews//transport2013/chapter_1.shtml (дата обращения: 14.02.2016).