Методы повышения качества жизни населения на муниципальном уровне
Аннотация: В работе представлена зависимость индекса развития человеческого потенциала от расходов муниципального бюджета в расчете на одного человека. Предложены мероприятия оптимизации структуры расходов местного бюджета с целью повышения качества жизни населения.
Ключевые слова: качество жизни, расходы местного бюджета, индекс развития человеческого потенциала, корреляционная связь, местное самоуправление.
Tikhomirova E. V. Methods for improving the quality of life of the population at the municipal level Abstract: This paper presents the results of a research on the relationship between the integral human development index and spending of the municipal budget per capita. The author shows the measures to optimize the cost structure of the local budget to improve the quality of life of the population.
Key words: quality of life, local government spending, human development index, correlation relationship, local government.
Одним из перспективных направлений развития региональной экономики в XXI веке является теория человеческого капитала. Эффективность развития экономики современных государств в большей степени зависит от количества средств, вкладываемых в своих граждан. Основным условием улучшения человеческого капитала, является повышение качества жизни населения.
Показатель «качества жизни» населения является одним из важнейших социально-экономических категорий [1, с 54]. Основными составляющими элементами качества жизни, по мнению автора, является высокое качество труда, образования, здравоохранения.
По показателю уровня «качества жизни» населения можно судить об эффективности деятельности органов местного самоуправления. В настоящее время нет единой и универсальной методики оценки как качества жизни населения, так и эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В настоящее время существует большое количество показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, что делает данный процесс очень трудоемким и затратным. Поэтому автор предлагает при разработке основных положений технологии оценки эффективности местного самоуправления за основу взять мировой опыт авторитетных международных институтов (ООН), а также учитывались основные цели социально-экономического развития, определенные документами, действующими в Российской Федерации (п. 1, ст. 7, Конституции РФ). Главной задачей развития большинства современных социумов является улучшение качества жизни каждого конкретного человека. Используя методику предложенную ООН, автор рассчитал интегральный показатель ИРЧП для муниципальных районов Волгоградской области. Результаты расчета представлены в таблице 1. Для построения данной таблицы использовались максимальные значения показателей по Волгоградской области. Из анализа таблицы видно, что уровень ИРЧП в муниципальных районах достаточно высок.
Нельзя говорить, что максимальные показатели Волгоградской области являются эталоном, так как они не являются максимальными даже по Южно-Федеральному округу. По данным Госкомстата на 1.01.2012 самая высокая средняя заработная плата в Южно-Федеральном округе в Краснодаре -16647,8 руб.; по России в Ненецком автономном округе - 50842,7 руб.; в мире в Норвегии - 160000 руб. Самая высокая продолжительность жизни в России зарегистрирована на Кавказе. В данном регионе нашего государства люди доживают до 90-100 лет. По миру самая высокая продолжительность жизни зарегистрирована в следующих государствах: Монако - 89,8 [2]; Макао - 84,33 [2]; Япония -83,4 [3, с 174].
В связи с этим региональные и местные органы власти должны стремиться к мировым максимальным значениям ИРЧП и его интегральных показателей.
Тихомирова Елена Викторовна
К.э.н., препод. НОУ ВПО ВИБ Г. Волгоград TichomirowaE@ van dex. ru
Таблица 1.
ИРЧП по районам Волгоградской области в 2008-2011 гг.
№ п/п Муниципальные районы 2009 2010 2011 2012
1 2 3 4 5 6
1 Алексеевский 0,728 0,750 0,789 0,785
2 Быковский 0,749 0,744 0,789 0,775
3 Городищенский 0,803 0,810 0,831 0,846
4 Даниловский 0,732 0,736 0,768 0,763
5 Дубовский 0,732 0,736 0,779 0,783
6 Еланский 0,769 0,772 0,800 0,785
7 Жирновский 0,831 0,821 0,825 0,832
8 Иловлинский 0,759 0,772 0,810 0,812
9 Калачевский 0,788 0,801 0,823 0,814
10 Камышинский 0,782 0,794 0,821 0,794
11 Киквидзенский 0,736 0,746 0,786 0,770
12 Клетский 0,718 0,728 0,745 0,742
13 Котельниковский 0,753 0,759 0,831 0,851
14 Котовский 0,853 0,832 0,843 0,847
15 Кумылженский 0,746 0,759 0,787 0,774
16 Ленинский 0,730 0,748 0,784 0,783
17 Михайловский 0,731 0,748 0,773 0,754
18 Нехаевский 0,743 0,754 0,778 0,760
19 Николаевский 0,741 0,754 0,783 0,785
20 Новоаннинский 0,756 0,770 0,780 0,782
21 Новониколаевский 0,740 0,754 0,771 0,763
22 Октябрьский 0,751 0,761 0,772 0,760
23 Ольховский 0,790 0,785 0,808 0,791
24 Палласовский 0,745 0,770 0,792 0,785
25 Руднянский 0,725 0,731 0,768 0,745
26 Светлоярский 0,801 0,808 0,814 0,807
27 Серафимовический 0,756 0,745 0,776 0,775
28 Среднеахтубинский 0,792 0,810 0,808 0,797
29 Старополтавский 0,716 0,738 0,770 0,754
30 Суровикинский 0,754 0,762 0,787 0,780
31 Урюпинский 0,739 0,732 0,772 0,769
32 Фроловский 0,762 0,785 0,804 0,768
33 Чернышковский 0,745 0,753 0,786 0,785
Имеет место тот факт, что в структуре ИРЧП муниципальных районов Волгоградской области составляющие его индикаторы (доходы населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования) распределены неравномерно (рисунок 1). На лепестковой диаграмме наглядно показано преобладание удельного веса продолжительности жизни. На основании этого можно сказать о том, что в области развита система здравоохранения, что обеспечивает своевременную и качественную медицинскую помощь. На втором месте уровень образования. Его величина обеспечивается преимущественно доступностью к образовательным ресурсам всех уровней. Наименьшую долю занимают доходы населения, что говорит о недостатках экономики региона. Следовательно, местным органам власти необходимо развивать экономику своей территории, создавая новые рабочие места и стимулируя повышение заработной платы.
□ Продолжительность жизни Н Уровень образования И Доходы Рисунок 1. Удельный вес частных индикаторов в структуре ИРЧП в 2012 году.
Одним из способов решения проблемы можно предложить изменение структуры расходов местного бюджета. Всю структуру расходов местного бюджета можно разбить на три основные составляющие: расходы на здравоохранение, образование, экономику. Такое укрупнение объясняется тем, что все расходы так или иначе направлены на развитие и поддержание этих трех направлений (рисунок 2).
1
Г1 Доходы □ Уровень образования О Продолжительность жизни
Рисунок 2. Удельный вес расходов в интегральном показателе ИРЧП в 2012 году.
Высокие расходы местного бюджета в расчете на одного жителя не обеспечивают высокого показателя ИРЧП. Удивительным является тот факт, что при низких расходах местного бюджета на одного жителя уровень ИРЧП достигает высоких значений. Так, например, в Алексеевском районе в 2012 году расходы местного бюджета на одного жителя составили 22,69 тыс. руб., при этом уровень ИРЧП за тот же год имел значение 0,78. А в Чернышковском районе за тот же период данные показатели составили - расходы местного бюджета в расчете на одного жителя 17,57 тыс. руб., ИРЧП 0,79.
Для оптимизации структуры расходов бюджета муниципальных районов исследовалась корреляционная связь между показателями расходов местного бюджета на одного жителя и ИРЧП. Высокая степень статистической достоверности, полученная при исследовании муниципальных районов Волгоградской области, характерна для других субъектов ЮФО (коэффициент корреляции не ниже 0,7, а средне-квадратичное отклонение не ниже 0,8).
ИРЧП
0,850 -0,845 -0,840 -0,83 5 -0,830 -0,825 -0,820 -0,815 -0,810 -0,805 -0,800 -9,
Необходимо подчеркнуть, что количественное значение ИРЧП весьма достоверно описывает социально-экономическое положение населения в муниципальном образовании. Изменение ИРЧП (увеличение или уменьшение) является показателем эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Оценка расходов местного бюджета каждого муниципального района это сложный процесс, требующий оценки множества внешних и внутренних факторов деятельности органов местного самоуправления. Для обеспечения должного уровня расходов местного бюджета на одного жителя, который обеспечит рост качества жизни, необходимо достижение высоких показателей доходной части бюджета и эффективности использования данных денежных средств. Так как в настоящее время все муниципальные районы Волгоградской области являются дотационными, то помимо налоговых статей доходов бюджета им необходимо обеспечивать неналоговые поступления в свои бюджеты.
Литература:
1.Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / Под ред. .А. Гневко, В.Е. Рохчина. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2004, - 288 с.
2.Средняя продолжительность жизни в странах мира. Географический справочник «О странах»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.perepis-2010.ru (дата обращения 10.02.2012).
3.Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. / Пер. с англ.; ПРООН. - М., Издательство «Весь Мир», 2011. - 188 с.
Зависимость уровня ИРЧП от расходов бюджета на одного жителя
У :
0,0103х + 0,6984
Городищенский
К2
0,9434
Э0
10,00
11,00
12,00
13,00
ю.руб.