Научная статья на тему 'Методы повышения качества логистического сервиса ОАО РЖД'

Методы повышения качества логистического сервиса ОАО РЖД Текст научной статьи по специальности «Транспорт»

CC BY
52
10
Поделиться
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ОАО "РЖД" / ТАРИФНАЯ СИСТЕМА / ТЕРМИНАЛЬНО-СКЛАДСКИКЕ ЦЕНТРЫ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Похожие темы научных работ по транспорту , автор научной работы — Титова Екатерина Сергеевна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Методы повышения качества логистического сервиса ОАО РЖД»

Модуль «START RECEIVE» выдает разрешение на прием данных после синхронизации скорости, а также «слушает» линию в ожидании посылки.

Модуль «FRONT MASHINE» определяет наличие фронта приходящего сигнала.

Список литературы

1. TMC220X, TMC222X DATASHEET (Rev. 1.05 / 2018-JUN-07) // TRINAMIC Motion Control GmbH & Co. KG [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.trinamic.com/fileadmin/assets/Products/ICs_Documents/TMC220x_TMC2 22x_datasheet_Rev1.05.pdf/ (дата обращения: 03.12.2018).

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО

СЕРВИСА ОАО РЖД Титова Е.С.

Титова Екатерина Сергеевна - магистрант, направление: управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходств,

кафедра транспортной логистики, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова,

г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: логистический сервис, ОАО «РЖД», тарифная система, терминально-складскике центры, мультимодальные перевозки.

УДК 656.2

Сегодня железнодорожный транспорт с одной из крупнейших железнодорожных сетей в мире, является одним из ключевых звеньев в транспортном комплексе России. Его особая важная роль определяется не только масштабами работы, выполняемой для перевозки грузов и пассажиров, но и весьма существенным влиянием на эффективность отечественной экономики.

В настоящее время на долю железнодорожного транспорта приходится 18% от всего объема перевезенных в стране грузов. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2017 году превысил 3,1 млрд. ткм, или 6% выше чем в 2016 году, что является сильным ростом. Доходы от грузовых перевозок холдинга выросли на 5,2% до 1 324 млрд рублей (1259 млрд рублей). Как было отмечено специалистами, положительная динамика объемных показателей была достигнута в том числе за счет повышения эффективности работы железнодорожного транспорта [1].

Важность логистического сервиса в процессе предоставления услуг на железнодорожном транспорте непрерывно возрастает. Этому способствует множество причин, главной из которых является на конечного потребителя. При этом главной идеей логистического сервиса служит обеспечение конкурентоспособного уровня обслуживания, который позволяет существенно снизить уровень общих затрат.

В настоящее время существует ряд определений понятия «логистический сервис». Так, Е.Р. Абрамова под логистическим сервисом понимает «комплекс услуг, которые оказываются во время проведения и оформления заказа, покупки, поставки и дальнейшего обслуживания товара» [2, с.3]. По мнению А.М. Гаджинского «логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров» [3]. Следовательно, логистический сервис в компании неразрывно связан с процессом обслуживания заказчиков и представляет собой комплекс услуг, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей.

Анализ литературы позволил вывить составляющие качества логистического сервиса (рис. 1).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рис. 1. Составляющие качества логистического сервиса

Как справедливо отмечает С.В. Горельцев «рыночная экономика формирует жесткие условия развития железнодорожного транспорта с точки зрения соответствия интересам клиентуры. Грузоотправители заинтересованы в своевременной отправке товаров по назначению независимо от возможностей железной дороги, а экспедиторы -в увеличении объема перевозок независимо от пропускной способности транспортной инфраструктуры. Известно, что для большинства отправок важна не скорость их доставки, а своевременность» [4, с.25].

Согласно заявлениям ОАО «РЖД», в условиях вялого экономического роста в России, первоочередное значение имеет привлечение клиентов за счет максимально возможного повышения качества предоставляемых услуг и широкого выбора логистических продуктов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями каждого грузоотправителя (клиента). Развитый логистический сервис, на железнодорожном транспорте в состоянии обеспечить в совокупности намного более высокий уровень финансовой и операционной эффективности оператора российской сети железных дорог, снизить издержки и существенно повысить конкурентоспособность по отношению к автомобильному транспорту, за счет сочетания различных факторов или их комбинаций, среди которых следует особо отметить надежность и долгосрочную привлекательность данного сегмента рынка, способность перевозить крупногабаритные грузы и т.д.

Логистический сервис в ОАО «РЖД» находится на стадии развития, поэтому ещё имеет ряд существенных недостатков. Основными из них являются:

- недостаточность сохранность грузов. Средний уровень потерь грузов на российских железных дорогах существенно превышает нормы естественной убыли, и по оценкам экспертов отрасли составляет порядка 15% от объема грузоперевозок;

- небольшая доля мультимодальных перевозок. Существуют проблемы недостаточной загрузки подвижного состава, проблемы с согласованностью действий

41

участников системы, а колоссальный транзитный потенциал практически не используется. Развитость сервиса по мультимодальным перевозкам в настоящее время оценивается в всего в 1,5-2,0%.

- сегодня нормативные сроки доставки, различающиеся в зависимости от величины отправки, заложены в базовую основу тарифа и в основном устанавливаются в среднем по отрасли, а не дифференцированно по направлениям и маршрутам.

- проблема качественности и комплексности транспортных и логистических услуг.

Наиболее проблемными факторами, препятствующими развитию

железнодорожного транзита, являются: нестабильная скорость транзитных маршрутов (срок прохождение маршрута может увеличится в два раза), трудности, связанные с наличием или отсутствием инвентарного подвижного состава, отсутствие в арсенале ОАО «РЖД» технологий, которые позволяют сгладить или устранить сезонность железнодорожного транспорта и т. д. [5].

Следует отметить, что на железнодорожном транспорте в настоящее время отсутствует общепринятый критерий способный оценить качество логистического сервиса. При этом система логистических операций, в основе которой лежит выбор оптимальной технологии транспортировки грузов, должна быть сфокусирована на качестве обслуживания в сочетании с другими показателями (стоимость транспортировки, сохранность товаров, время доставки и т. д.). Мероприятия по улучшению качества логистического сервиса должны опираться на улучшение либо условий, способных обеспечить качество грузоперевозок, либо факторов формирования качества. Под условиями обеспечения качества следует понимать среду, в основе которой действуют определенные факторы. К подобным фактором можно отнести хозяйственный механизм состоящий из планирования, стимулирование, форм организации труда, психологического климата и прочее. Следовательно, качество логистического сервиса и обслуживания клиентов в контексте монопольного регулирования формирования тарифов на железнодорожном транспорте остается наиболее эффективным методом развития новых услуг.

Поскольку основными клиентами ОАО «РЖД» являются крупные грузоотправители, первоочередными критериями логистического обслуживания являются скорость доставки, осуществление перевозки без предварительной заявки и наличие льгот, скидок, приоритетов в обслуживании, что убедительно демонстрирует возможности использования качества логистических услуг как инструмента повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

В настоящее время в отечественной экономике реализуются крупные капитальные отраслевые проекты в нефтяной, газовой отраслях, угольной промышленности, но в субъектах Российской Федерации не всегда присутствуют терминально -логистические центры способные производить терминальную обработку, управлять материальными потоком на условиях мультимодального сервиса. Несомненно, для ускорения существующих грузоперевозок важно организовать эффективные транспортно-логистические системы для реализации полноценного логистического сервиса на основе единой информационной среды через технологию предоставления услуг «единое окно». Следовательно, для повышения качества логистического сервиса ОАО «РЖД» важно организовать систему современных терминально -логистических комплексов по всей существующей сети российских железных дорог, провести оптимизацию уже имеющихся терминальных и складских активов компании ОАО «РЖД». Таким образом, терминальное оперирование является важным направлением в совершенствование сервиса ОАО «РЖД».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Функционирование сети в пределах сети отечественных железных дорог терминально-логистических комплексов для организации грузовых перевозок позволит организовать единое транспортное и информационное пространство на всей территории России. Работа центров повысит качество логистического

42

сервиса во многом за счет увеличения числа предоставляемых услуг, обеспечения выполнения грузоперевозок и сопутствующих услуг в течение обговорённого времени, существенно повысить координацию взаимодействия участников цепочки поставок, увеличить объем перевозок по стране и сократить общие и оперативные издержки на логистику.

Кроме того, важнейшей задачей государственной компании ОАО «РЖД» в области качества должно стать формирование сквозных транспортно-логистических услуг. Работа грузовых терминалов и станций, владельцев грузовых вагонов, таможенных брокеров и представителей движенческого блока «РЖД» должна быть интегрирована для обеспечения возможности оказания комплексной транспортно -логистической услуги с предоставлением ее на основе прозрачного сквозного тарифа.

Таким образом, основой для повышения качества логистического сервиса является комплексность, прозрачность, своевременность услуг, а также развитая инфраструктура. Компания ОАО «РЖД» должна являться своеобразной базой на основе которой будут формироваться комплексные предложения в области логистики. В то же время холдинг должен сам участвовать в его реализации, находясь в общей цепочке поставок и получая заказы на грузоперевозки.

Для ОАО «РЖД» важное значение приобретают интермодальные контейнерные перевозки по транзитному коридору Китай-Европа-Китай. Основой для успешного развития этого международного направления является организация для клиентов грузоперевозок «от двери до двери», гарантируя минимальные сроки поставок и безопасность груза. При этом, важное значение для грузоотправителей электроники, одежды, комплектующих имеет скорость и точное время доставки.

Проведенный анализ позволил выявить основные направления повышения качества логистического сервиса ОАО «РЖД», которые позволят холдингу не только улучшить качество транспортных услуг, но и рационализировать коммерческие интересы всех участников рынка грузоперевозок в сочетании с взаимной ответственностью за бесперебойную работу транспортных и логистических сетей. Также, возникнет реальная возможность координировать складские, экспедиторские, информационные и другие операции по обслуживанию клиентов.

Список литературы

1. РЖД в цифрах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5232&layer_id=3290&refererLay егЫ=162&М=4083 (дата обращения: 09.09.2018).

2. Абрамова Е.Р. Логистический сервис: учебное пособие / Е.Р. Абрамова. Москва: Спутник+, 2010. 204 с.

3. Гаджинский А.М.Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.М. Гаджинский. М.: Дашков и Ко, 2010. 484 с.

4. Горельцев Сергей Владимирович. Повышение качества обслуживания клиентуры на сети железных дорог ОАО «РЖД» // Вестник ГУУ. 2013. №1. С. 24-28.

5. Борисова Л.А., Федоренко А.И., Клименко В.В. Тарифная политика и проблемы развития логистического сервиса на железнодорожном транспорте // Логистика и управление цепями поставок. 2013. № 1. С. 64-76.