Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR-МЕРОПРИЯТИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ НА МЕДИА-ПЛАТФОРМАХ'

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR-МЕРОПРИЯТИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ НА МЕДИА-ПЛАТФОРМАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
15
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Администрация Президента / официальный сайт / политическая коммуникация / информационная повестка / коммуникационная работа / PR-деятельность / PR-активность / Presidential Administration / official website / political communication / information agenda / communication work / PR-activity

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Слободская Ева Андреевна

В статье рассматривается научная проблема определения эффективности PR деятельности Администрации Президента РФ в интернете. Автор анализирует особенности PR в госструктурах и ставит цель оценить результативность пиар-активности Администрации Президента на её официальном сайте. В качестве методов исследования используется контент-анализ новостных материалов и пресс-релизов на сайте Администрации Президента за октябрь-ноябрь 2022 года. Анализируются тематика публикаций, интенсивность PR, цели и задачи коммуникационной деятельности. В результате делается вывод о планомерном, регулярном и достаточно интенсивном характере PR Администрации Президента в интернете. Отмечается разнообразие тематики и форматов. Выявляются ключевые политические задачи PR данного госоргана. Даются рекомендации по повышению эффективности – создание аккаунтов в социальных сетях и Telegram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Слободская Ева Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF PR EVENTS OF THE ADMINISTRATION OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON MEDIA PLATFORMS

The article deals with the scientific problem of determining the effectiveness of the PR activities of the Presidential Administration of the Russian Federation on the Internet. The author analyzes the features of PR in government agencies and aims to evaluate the effectiveness of the PR activity of the Presidential Administration on its official website. Content analysis of news materials and press releases on the website of the Presidential Administration for October-November 2022 is used as research methods. The topic of publications, the intensity of PR, the goals and objectives of communication activities are analyzed. As a result, a conclusion is drawn about the systematic, regular and rather intensive nature of the PR of the Presidential Administration on the Internet. The variety of topics and formats is noted. The key political objectives of the PR of this state body are identified. Recommendations are given for improving efficiency – creating accounts on social networks and Telegram.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR-МЕРОПРИЯТИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ НА МЕДИА-ПЛАТФОРМАХ»

■ ■ ■ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR-МЕРОПРИЯТИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ НА МЕДИА-ПЛАТФОРМАХ

Слободская Е.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассматривается научная проблема определения эффективности PR деятельности Администрации Президента РФ в интернете. Автор анализирует особенности PR в госструктурах и ставит цель оценить результативность пиар-активности Администрации Президента на её официальном сайте. В качестве методов исследования используется контент-анализ новостных материалов и пресс-релизов на сайте Администрации Президента за октябрь-ноябрь 2022 года. Анализируются тематика публикаций, интенсивность PR, цели и задачи коммуникационной деятельности. В результате делается вывод о планомерном, регулярном и достаточно интенсивном характере PR Администрации Президента в интернете. Отмечается разнообразие тематики и форматов. Выявляются ключевые политические задачи PR данного госоргана. Даются рекомендации по повышению эффективности - создание аккаунтов в социальных сетях и Telegram.

Ключевые слова: Администрация Президента, официальный сайт, политическая коммуникация, информационная повестка, коммуникационная работа, PR-деятельность, PR-активность.

Для цитирования: Слободская Е.А., Методы повышения эффективности PR-мероприятий Администрации Президента РФ на медиа-платформах//Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 8. № 3. С.74-81.

Сведения об авторе : Слободская Ева Андреевна - магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Адрес: 119571, Россия, Москва, пр-т Вернадского, 82. Email: eslobodskaya@mail.ru.

Введение. Связи с общественностью (public relations) играют важную роль в коммуникации государственных органов власти с гражданами. Посредством PR госструктуры, как отмечается в научной литературе, стремятся сформировать определенный имидж, продвигать свои ценности и информационную повестку, а также создавать образ эффективного и компетентного руководства, способного решать управленческие проблемы посредством авторитета и собственных компетенций [Розенберг, Андросова: 486].

Одним из ключевых госорганов в данном контексте выступает Администрация Президента РФ - орган, осуществляющий информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности главы государства. Существует научная проблема в определении эффективности PR деятельности Администрации Президента в интернете. С одной стороны,

Администрация Президента официально не ведет социальных сетей и аккаунтов, а с другой - у нее есть официальный сайт и другие инструменты коммуникации. В связи с этим цель данной статьи - оценить эффективность пиар-деятельности Администрации Президента РФ на ее официальном сайте. Методы исследования: контент-анализ новостных материалов и пресс-релизов на официальном портале Администрации Президента за 2022 год.

Особенности PR-деятельности государственных структур

Для начала необходимо разобраться в особенностях PR-деятельности, присущих государственным структурам в целом, поскольку Администрация Президента - одна из частей данной системы.

В академической литературе традиционно выделяется пять ключевых отличий PR в госсекторе [Розенберг, Андросова; Тарашвили]:

1. Цели PR в госструктурах, как правило, носят обобщенный и неэкономический характер. Это связано с тем, что госорганы преследуют задачи государственного значения - повышение уровня жизни населения, обеспечение безопасности, реализация социальных программ и т.д. В отличие от коммерческого сектора, где целью PR является увеличение прибыли.

2. Госструктуры обладают большим объемом информационных и административных ресурсов. Это определяется их властными полномочиями и доступом к государственным СМИ. Кроме того, они могут использовать механизмы принуждения.

3. PR в госсекторе регламентируется более жестким законодательством об информационной открытости и требованиях к публичным лицам. Это накладывает повышенную ответственность и ограничения.

4. Мотивом PR в госструктурах часто выступает необходимость получения бюджетного финансирования и/или соответствующего контроля расходов. Так как их деятельность финансируется государством.

5. Госорганы находятся в повышенном внимании общества и СМИ, их деятельность носит открытый публичный характер. Это требует постоянной коммуникационной работы.

Все эти особенности полностью присущи PR-деятельности Администрации Президента РФ. Ее работа подчинена решению общегосударственных стратегических задач, жестко регламентирована в правовом поле, имеет статус федерального органа исполнительной власти с соответствующим финансированием, и, безусловно, находится в центре общественно-политического внимания.

Материалы и методы исследования

Мной была проанализирована PR-деятельность Администрации Президента РФ путем изучения публикуемых материалов на ее официальном сайте за последние два месяца - октябрь и ноябрь 2023 года1.

Администрация Президента России // Официальный сайт [эл. ресурс]: http://www.kremlin.ru/events/president/news/page/2 (дата обращения: 19.12.2023)

Методом контент-анализа были проанализированы новостные заметки, пресс-релизы, видеоматериалы и другая информация, размещенная на сайте Администрации Президента за указанный период. Это позволило оценить интенсивность, тематическую направленность и тональность PR-деятельности данного госоргана в интернет-пространстве.

Полученные в ходе контент-анализа данные, а также выявленные количественные и качественные характеристики PR Администрации Президента в сети Интернет, позволили сделать обоснованные выводы об особенностях и эффективности ее коммуникационной работы с общественностью.

Результаты исследования

В ходе исследования я пришла к следующим результатам: политический и социальный PR Администрации Президента очень разнообразен и разноформатен. Его тематическую направленность можно разделить на несколько блоков (табл. 1.).

Таблица 1. Тематическая направленность PR-деятельности администрации президента на официальном сайте

Тематический блок Описание и PR-цель Количество публикаций

Внешняя политика Информация о встречах и переговорах с иностранными лидерами (Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Турция, Абхазия и др.), участии в международных форумах, саммитах ОДКБ, БРИКС, АТЭС. Цель - демонстрация активности, результативности и международного авторитета внешней политики РФ. 18 (19,14%)

Внутренняя политика Сообщения о рабочих встречах и совещаниях с членами Правительства, руководством ФОИВ по вопросам социально-экономического развития, безопасности, бюджетной, денежно-кредитной, промышленной, инновационной политики. Цель -демонстрация компетентности и эффективности системы госуправления. 15 (15,95%)

Региональная политика Освещение визитов в субъекты РФ, встреч с губернаторами, запуск инфраструктурных объектов в регионах, поздравления с праздниками и юбилеями. Цель - демонстрация пристального внимания федеральной власти к проблемам и потребностям регионов. 10 (10,63%)

Социальная политика Информация о мероприятиях в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта; встречи с общественными деятелями и представителями социальных групп. Цель -демонстрация приоритетного внимания к социальной сфере и различным категориям граждан. 15 (15,95%)

Прочее Информация о кадровых назначениях, 36 (38,29%)

государственных наградах, телефонных

переговорах.

В ходе исследования также была проанализирована интенсивность PR-активности Администрации Президента на основании данных с сайта Администрации Президента за период с 30 октября по 30 ноября 2023 года. Интенсивность PR-активности оценивалась как количество публикаций в неделю. Результаты анализа представлены в таблице (табл. 2) и также отражены на графике (рис. 1).

Таблица 2. Интенсивность рг-деятельности Администрации Президента на официальном сайте

Неделя Количество публикаций

1 - 7 октября 8

8 - 14 октября 13

15 - 21 октября 10

22 - 28 октября 4

29 октября - 4 ноября 6

5 - 11 ноября 12

12 - 18 ноября 18

19 - 25 ноября 10

26 ноября - 30 ноября 13

Количество публикаций по неделям

Неделя

Рисунок 1. Графическое отображение интенсивности рг-деятельности Администрации Президента на официальном сайте

Таким образом, наибольшая интенсивность PR-активности наблюдалась в период с 12 по 18 ноября (18 публикаций), наименьшая - в третью неделю

периода исследования (4 публикации). В целом интенсивность PR на протяжении периода была достаточно высокой и стабильной.

Обсуждение. Итак, оценивая в общем эффективность PR-деятельности Администрации Президента на медиа-платформах, можно сделать следующие выводы:

1. Политический и социальный PR Администрации Президента очень разнообразен по тематике и форматам. Выделяется 5 основных тематических блоков: внешняя политика, внутренняя политика, региональная политика, социальная политика и прочее. Это говорит об охвате всех основных сфер деятельности и компетенции Администрации Президента.

2. Интенсивность PR в течение исследуемого периода была довольно высокой и стабильной - в среднем 10 публикаций в неделю на официальном сайте. Такие показатели свидетельствуют о регулярной и постоянной информационно-аналитической деятельности Администрации Президента в интернет-пространстве.

3. Исходя из целей и контента публикаций, можно судить о ключевых политических задачах PR Администрации Президента. К ним относятся:

- демонстрация активности и результативности внешнеполитической деятельности России;

- демонстрация компетентности и эффективности системы государственного управления страной;

- демонстрация пристального внимания федеральной власти к проблемам и потребностям российских регионов;

- демонстрация приоритетного внимания к социальной сфере и различным категориям граждан.

Выводы. Таким образом, в целом PR-деятельность Администрации Президента на её медиа-платформах носит планомерный, регулярный и достаточно интенсивный характер, нацелена на решение ключевых политических и социальных задач, присущих данному ключевому федеральному органу исполнительной власти. В этом состоит высокая эффективность PR Администрации Президента РФ.

Вместе с тем, PR-деятельность Администрации Президента имеет и некоторые недостатки:

1. Отсутствие официальных аккаунтов и страниц в социальных сетях. Это не позволяет в полной мере охватить аудиторию интернета и вести коммуникацию на популярных в настоящее время площадках.

2. Недостаточное внимание к обратной связи и интерактивному взаимодействию с аудиторией. Анализ показал преобладание односторонней коммуникации со стороны Администрации Президента.

Повышению эффективности PR в интернете способствуют официальные аккаунты в наиболее популярных социальных сетях (ВКонтакте) и мессенджерах. Особое внимание следует уделить созданию аккаунта в сетях, поскольку увеличивает охват аудитории и исключительную эффективность в продвижении определенной информационной повестки, ценностей и имиджа.

Как показывают данные по аудиториям и охватам постов ряда известных российских политиков и чиновников (Р. Кадыров - 2,1 млн подписчиков, Д. Медведев - 1,1 млн, В. Володин - 1,1 млн. Это колоссальный охват, позволяющий в кратчайшие сроки транслировать нужную информацию, позицию, ценности или имиджевые характеристики. Как показывают современные исследования, такое SMM продвижение государственных структур сегодня позволяет в высшей степени эффективно продвигать и создавать бренд государственного органа в пространстве политических коммуникаций [Козинченко; Шошина].

Создание аккаунта Администрации Президента с активным наполнением качественным контентом позволит существенно расширить охват аудитории данного госоргана, повысить уровень доверия граждан, оперативность донесения ключевых идей и решений до населения, что в комплексе даст мощный положительный эффект для PR Администрации Президента в интернет-пространстве. Это же подтверждает и научная литература: использование социальных сетей играет фундаментальную роль в коммуникативной политике, поскольку позволяет охватить большую аудиторию, стереть границы между властью и гражданами, сформировать определенный политико-социальный образ [Рычихина: 4].

Источники

Козинченко, М. А. (2022). Модель взаимодействия органов власти с населением посредством социальных сетей в структуре локальной медиасреды / М. А. Козинченко // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: Сборник трудов международной научно-практической конференции, Белгород, 05-07 октября 2022 года / Науч. редакторы Е.А. Кожемякин, С.В. Крюкова, А.В. Белоедова. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Космос». С. 144-148.

Розенберг Н. В., Андросова Л. А. (2017). Особенности и цели PR в государственных структурах (социологический анализ) // Социально-экономические явления и процессы. №6.

Рычихина, Э. Н. (2022). Взаимодействие с населением в социальных сетях для устранения конфликтов «местная власть-население» / Э. Н. Рычихина, Е. П. Нескородева, А. М. Боровикова // Мир науки. Социология, филология, культурология. Т. 13. № 3.

Тарашвили Е. (2013). Связи с общественностью в государственных структурах.

Шошина, М. В. (2021). SMM продвижение государственных структур: проблемы и особенности / М. В. Шошина, Н. Б. Верхова // Наука молодых: вызовы и перспективы : Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции в рамках мероприятий "Дни науки - 2021 год", Великий Новгород, 12-16 апреля 2021 года. - Великий Новгород: Новгородский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. С. 366-370.

■ ■ ■ METHODS FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF PR EVENTS OF THE ADMINISTRATION OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON MEDIA PLATFORMS

Slobodskaya E.A.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.

Abstract. The article deals with the scientific problem of determining the effectiveness of the PR activities of the Presidential Administration of the Russian Federation on the Internet. The author analyzes the features of PR in government agencies and aims to evaluate the effectiveness of the PR activity of the Presidential Administration on its official website. Content analysis of news materials and press releases on the website of the Presidential Administration for October-November 2022 is used as research methods. The topic of publications, the intensity of PR, the goals and objectives of communication activities are analyzed. As a result, a conclusion is drawn about the systematic, regular and rather intensive nature of the PR of the Presidential Administration on the Internet. The variety of topics and formats is noted. The key political objectives of the PR of this state body are identified. Recommendations are given for improving efficiency - creating accounts on social networks and Telegram.

Keywords: Presidential Administration, official website, political communication, information agenda, communication work, PR-activity.

For citation: Slobodskaya E.A., Methods for increasing the effectiveness of PR events of the Administration of the President of the Russian Federation on media platforms// Communicology: electrnic scientific journal. 2023. Vol. 8. No. 3, pp.74-81.

Inf. about the author: Eva Andreevna Slobodskaya is a master's student at the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA), Faculty of Journalism. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky ave., 82. E-mail: eslobodskaya@mail.ru.

References

Kozinchenko, M. A. (2022). Model of interaction of authorities with the population through social networks in the structure of the local media environment / M. A. Kozinchenko / The discourse of modern mass media in the perspective of theory, social practice and education : Proceedings of the International scientific and practical conference, Belgorod, 05-07 October 2022 / Scientific editors E.A. Kozhemyakin, S.V. Kryukova, A.V. Beloyedova. - Belgorod: Limited Liability Company "Cosmos". P. 144-148. (In Rus.).

Rosenberg N. V., Androsova L. A. (2017). Features and objectives of PR in government structures (sociological analysis) / Socio-economic phenomena and processes. No.6. (In Rus.).

Rychikhina, E. N. (2022). Interaction with the population in social networks to eliminate conflicts "local government-population" / E. N. Rychikhina, E. P. Neskorodeva, A.M. Borovikova /The world of science. Sociology, philology, cultural studies. Vol. 13. No. 3. (In Rus.).

Tarashvili E. (2012). Public relations in government structures. Moscow. (In Rus.). Shoshina, M. V. (2021). SMM promotion of state structures: problems and features / M. V. Shoshina, N. B. Verkhova / Science of the young: challenges and prospects : A collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation within the framework of the events "Days of Science - 2021", Veliky Novgorod, April 12-16, 2021. - Veliky Novgorod: Novgorod branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. P. 366-370. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.