Научная статья на тему 'Методы повышения быстродействия цифровых систем с линейной обратной связью'

Методы повышения быстродействия цифровых систем с линейной обратной связью Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
227
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОДЕЙСТВИЕ / МОРСКИЕ СУДА / РЕЖИМ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ / MARINE SHIPS / OPTIMIZATION / LINEAR FEEDBACK / REAL TIME / DIGITAL DEVICES

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Лепихин Тимур Андреевич

Необходимость бортовой реализации систем автоматического управления предполагает использование современных компьютерных технологий. Поскольку такие системы в основном базируются на цифровых устройствах, то требуют привлечения соответствующих формализованных методов и компьютерных инструментальных средств. В ряде случаев непосредственное применение известных методов оптимизации сталкивается с существенными трудностями, определяемыми особенностями решаемых задач. В работе в центре внимания находится вопрос о выборе коэффициентов линейных обратных связей по состоянию или по измерениям, обеспечивающем повышение быстродействия замкнутой системы с учетом комплекса предъявляемых к ней динамических требований. Предложены три новых метода повышению быстродействия, базирующиеся на прямом учете требований к модальным свойствам замкнутой системы. Разработанные методы определяют простые расчетные алгоритмы синтеза, которые могут применяться как в лабораторных условиях, так и в адаптивномрежим е реального времени с настройкой на изменяющиеся динамические свойства объектауправления и условий его функционирования. Работоспособность предлагаемого подхода проиллюстрирована на конкретном примере синтеза приближенно-оптимального закона управления курсом транспортного морского судна. Библиогр. 10 назв. Ил. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of increasing performance of digital systems with linear feedback

The necessity in on-board implementation of automatic control systems involves the use of modern computer technology. Since such systems are mainly based on digital devices they require involvement of relevant formal methods and computer tools. In some cases direct application of the known optimization methods face significant challenges determined by the peculiarities of the problems being solved. The focus in the paper is concentrated on the choice of linear state or measurement feedback coefficients providing the speed increase of closed-loop system with regard to dynamic requirements demanding of it. Three new methods of improving performance based on the direct incorporation of requirements to modal properties of a closed system are suggested. The methods developed define simple computational algorithms of synthesis which can be used both in laboratory conditions and adaptive real-time adjustment to changing dynamic properties of the control object and the conditions of its functioning. The efficiency of the proposed approach is illustrated on a specific example of synthesis of the approximate optimal control law of the transport marine ship course.

Текст научной работы на тему «Методы повышения быстродействия цифровых систем с линейной обратной связью»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 10. 2010. Вып. 4

УДК 681.5.013 Т. А. Лепихин

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ С ЛИНЕЙНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

1. Введение. В настоящее время при рассмотрении вопросов, относящихся к сфере исследования и проектирования систем автоматического управления, центральная роль принадлежит современным компьютерным технологиям. Это связано с тем, что такие системы в подавляющем большинстве базируются на цифровых устройствах, эффективное применение и реализация которых требуют широкого привлечения соответствующих формализованных методов и компьютерных инструментальных средств.

В частности, синтез цифровых законов управления предполагает привлечение теории оптимизации динамических объектов в метрических пространствах. При этом оптимизационный подход чаще всего используется как рабочее средство для достижения желаемых свойств синтезируемой системы. Вопросы практического применения методов оптимизации при анализе и синтезе систем управления представлены в работах [1, 2].

Следует отметить, что в ряде случаев непосредственное применение известных методов оптимизации сталкивается с существенными трудностями, определяемыми особенностями решаемых задач. Например, это связано с проблемами, порождаемыми возможной многофункциональностью и необходимостью адаптации и реализации законов управления в режиме реального времени. В работах [3—5] представлены различные варианты постановки и методов решения соответствующих оптимизационных задач с указанием трудностей, которые возникают на пути их практического использования.

В настоящей статье в центре внимания находится вопрос о выборе коэффициентов линейных обратных связей по состоянию или по измерениям, обеспечивающем повышение быстродействия замкнутой системы с учетом комплекса предъявляемых к ней динамических требований. Предлагаются различные варианты численных методов построения приближенно оптимальных по быстродействию управлений в заданной линейной структуре, которая проста и удобна в реализации. Разработанные методы определяют простые расчетные алгоритмы синтеза, которые могут применяться как в лабораторных условиях, так и в адаптивном режиме реального времени с настройкой на изменяющиеся динамические свойства объекта управления и условий его функционирования.

Для иллюстрации работоспособности и практической применимости принятого подхода в п. 5 приводится пример синтеза приближенно-оптимального закона управления для транспортного судна водоизмещением 5000 т.

Лепихин Тимур Андреевич — ассистент кафедры компьютерных технологий и систем факультета прикладной математики-процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета. Научный руководитель: доктор физико-математических наук, проф. Е. И. Веремей. Количество опубликованных работ: 6. Научное направление: оптимизация динамических систем по быстродействию. E-mail: [email protected].

© Т. А. Лепихин, 2010

2. Метод модального параметрического синтеза. Рассмотрим уравнения математической модели в пространстве состояний цифрового объекта управления

x[n +1] = Ax[n] + Bf(u[n]), (1)

y[n] = Cx[n] + Du[n], ( )

в которых x G Ev - вектор состояния, u G Em - вектор управления, u G Ek - вектор измерения, n G N1 - моменты дискретного времени. Будем считать, что матрицы A, B, C и D имеют постоянные элементы, а компонентами векторной функции f служат функции-срезки

f-(u-) = í Uil если ^ Ui0’ i = 12 m (2)

fi(Ui) = \ Uio ■ sign(ui), если \ui\ < Uio , i = 1 ’ 2’ - ’ m (2)

Кроме (2), предположим, что пара {A,B} вполне управляемая, а пара {A,C} -

вполне наблюдаемая по Калману. Пусть объект (1) замыкается линейной обратной связью (регулятором)

u = W(q, h)y, W(q, h) = Wi(q, h)/W2(q, h) , (3)

где q - оператор сдвига на такт вперед; W - матрица размерности m х к; W2 (q, h) -

характеристический полином регулятора; Wi(q, h) - полиномиальная матрица. Будем считать, что структура связи (3) фиксирована, а ее настройка осуществляется за счет выбора вектора h G Ep варьируемых параметров. На движениях замкнутой системы (1), (3), определяемых начальными условиями x[0] = xo при нулевых начальных условиях по вектору состояния обратной связи, зададим функционал быстродействия

Tp = inf{np : x[n] G M(0,е),Уп ^ np], (4)

Его значения определяют длительность процесса перевода вектора состояния из положения xo в заданную е-окрестность M(0,е) начала координат, где е - фиксированное вещественное число (обычно принимают е ^ 0,05 || xo ||). Очевидно, что при прочих фиксированных исходных данных введенный функционал (4) превращается в функцию варьируемых параметров h G Ep : Tp = Tp(h). Вопрос о повышении быстродействия замкнутой системы выбором указанных параметров формализуем в виде следующей задачи синтеза:

tp = TP(h) ^ , inf , (5)

he^H

Здесь множество Qh определяет нахождение корней характеристического полинома замкнутой системы (1), (3) в линейной зоне внутри заданной допустимой области Са в единичном круге комплексной плоскости:

Оя = {Ь е й7 : ¿¿(Ь) € С а, г = 1, па}, (6)

в котором § - корни характеристического полинома Дз(г, Ь), п& = degДз. В качестве допустимой области для корней полинома

А(г)Еп -В(г) \

Дз(г, Ь)=det | I (7)

¥1(2, Ь)С ЕтШ2(г, Ь) - ¥1 (г, Ьр )

1шг

Рис. 1. Допустимая область Са расположения корней

примем круг Сд = {г Е С1 : \г\ ^ г}, г Е (0,1) (рис. 1). Здесь А(г) = det(Enz — А), Еп и Еш - единичные п х п и т х т матрицы, B(z) = А^)(Еп z — А)“1 В.

Целесообразность введения указанной области для размещения корней определяется стремлением к ограничению степени устойчивости, дающей некоторые гарантии по быстродействию для произвольных начальных условий. Заметим, что (5) - это специфический вариант задачи нелинейного программирования со сложной целевой функцией, которая в практических задачах чаще всего задается алгоритмически. Кроме того, специфика задачи обусловливается наличием сложных ограничений, связанных с указанными требованиями по расположению корней.

Общая теория и конкретные универсальные методы решения подобных задач в различных вариантах постановки приведены в монографиях [1, 2]. Однако в рассматриваемой частной ситуации эффективность их применения может быть существенно повышена путем трансформации задачи (5) к эквивалентным задачам на безусловный экстремум. Соответствующий метод для оптимизации аналоговых систем предложен в работе [6]. Предлагаемый здесь подход служит его развитием для цифровых систем.

Определение 1. Будем говорить, что структура обратной связи (3) является полной, если степени полиномов в числителях и знаменателях компонентов передаточной матрицы Т^(д, Н), а также размерность и состав компонентов вектора Н таковы, что с помощью выбора этого вектора можно обеспечить произвольный спектр корней характеристического полинома Д3(г, Н) (7) замкнутой системы.

Для построения численного алгоритма решения задачи (5) осуществим параметризацию рассматриваемой области Сд с использованием па-мерных вещественных векторов. Справедливо следующее утверждение:

Теорема 1. Для любого вектора 7 Е Епл корни полинома Д* (г, 7), построенного по приведенным ниже формулам, находятся внутри области Сд или на ее границе. Обратно, если корни некоторого полинома Д(г) принадлежат области Сд и при этом вещественные корни положительны, то найдется такой вектор 7 Е Еп>i, что Д(г) = Д* (2,7). Здесь

а

Д* (г,т) = П(г2 + а1 (^Ф + а0 (7,г)), (8)

г=1

если па - четное, й = па/2;

А*(г,1) = (г - «^+1(7,г))П(г2 + а1(7,г)г + а0(7,г)), (9)

*=1

если и л - нечетное, ! = [н^/2];

1 (7, г) = _г ехр - Ж + V ^ - 722 + ехр - Ж _ ^ _ 722

(10)

аг0(7,г) =г2ехр(-7г2!), г = 1, с?, ^+1(7, г) = г ехр(-7^0),

7 = {711, 712,721,722, •••, !<и, 7^2, 7<го}• (11)

Доказательство. При четном и& непосредственно следует из элементарных свойств квадратных трехчленов в формуле (8). На самом деле, для любой пары действительных чисел 7л, 7*2 корни г-го трехчлена в (8) имеют вид

*Ь= Г ехр

т. е. ¡г\ 2! ^ г.

Обратно, пусть задан некоторый квадратный трехчлен А* (г) = г2 + в1г + во с корнями ¿1 2 € С д. Будем считать, что они вещественные, причем г1 , 2 > 0. Для того чтобы г1 , 2 € СД, необходимо и достаточно [2] выполнения неравенств

,_£ + Л>0,1-£>0,1 + £ + £>0.

Кроме того, поскольку произведение корней ¿1 • ¿2 положительно, то

а

во > 0-

Найдем такие 7*1 и 7*2, чтобы А* (г) = Аг(г). Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях г, получим 7л = у/ — 1п(/?о/ г2), 7й = Vх- 1п(«;г2//30) 1п(«;/30/г2), «; = /3?/2/30 - 1 + у/{01/2/Зо - I)2 - 1 , причем нетрудно проверить, что числа 7л и 7*2 вещественные. Аналогично доказывается обратное утверждение и для случая, когда корни ¿1 , 2 полинома комплексно сопряженные.

При нечетном ил, в соответствии с (9), в состав полинома А* вводится дополнительный множитель, для которого утверждения теоремы очевидны. ■

Теперь воспользуемся доказанной теоремой для формирования вычислительного метода решения задачи параметрического синтеза (5) на допустимом множестве 0.н (6). С этой целью зададим произвольный вектор 7 € Епа и построим вспомогательный полином А*(г, 7) по формулам (8)-(11). Потребуем, чтобы настраиваемые параметры Ь € Ер в (3) обеспечивали тождество

Аз(г, Ь) = А*(г,1), (12)

в котором Аз(г, Ь) - характеристический полином замкнутой системы степени н^. Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях г в (12), получим систему нелинейных уравнений

L(h) = x(y)

(13)

относительно неизвестных компонентов вектора h, которая при любых 7 Є End является совместной в силу полноты структуры регулятора (3). Будем считать, что в общем случае эта система имеет неединственное решение. Тогда вектор h можно разделить на два вектора: h = {h, hc}, в котором hc Є ЕП:1 - свободная составляющая (назначаемая произвольно), h - вектор, однозначно определяемый решением системы (13) при заданном векторе hc.

Введем обозначение для общего решения системы (13):

h=h* = {hc(hc, 7), hc} = h*(7, hc) = h*(e),

в котором через є = {7, hc} обозначен произвольный вектор независимых параметров размерности Л = dim є = dim 7 + dim hc = nd + nc.

Рассмотрим уравнения замкнутой системы с выбранным вектором h = h* (є) настраиваемых параметров регулятора:

x[n + 1] = Ax[n] + Bf(u[n]),

y[n] = Cx[n] + Du[n], (14)

u = W(q, h*^))y.

При этом функционал Tp (3), вычисляемый на движениях системы (14), становится функцией вектора є:

Tp = Tp({x[n]}, {u[n]}) = T*(W(q, h* (є))) = Tp (є) (15)

и справедливо следующее утверждение:

Теорема 2. Если в задаче параметрического синтеза (5), где QH - допустимое множество (6), экстремум достигается в некоторой точке hko Є QH, то в пространстве Ех найдется такая точка є^, что

hfco = h*(єко), причем єко = arg min T*(є). (16)

єЄЕх F

Обратно: если в пространстве Ех существует точка єк0, удовлетворяющая (16), то вектор hko = h*^ko) является решением задачи (5). Иными словами, в указанном смысле задача (5) эквивалентна задаче на безусловный экстремум

Tp = Tp*^) ^ £mfÄ . (17)

Доказательство. Предположим, что имеют место условия

hko = arg min Tp(h), Tpo = Tp(hko). (18)

При этом замкнутая линейная система (14) в линейной области будет иметь характеристический полином Аз(г, hko) с корнями, расположенными в круге Сд. Следовательно, по теореме 1 найдется такая точка 7 = 7ko Є End, что A3(z, hko) = Д* (z, 7ko), где Д* -полином, формируемый по формулам (8)—(11). Таким образом, в пространстве Ех есть

точка £fco = {Yko, hkoc}, где hk0c - соответствующая составляющая известного вектора hk0, для которой выполняются условия hk0 = h*(ek0), T*(ek0) = Jk0.

Осталось показать, что в Ех не существует точки е01 такой, что Tp(e0\) < Tp0. Действительно, предположим обратное. Но тогда для точки h* (£01) имеет место Tp(h*(е01)) = T*(e01) < Tp0, чего быть не может в силу (18). Аналогично доказывается и обратное утверждение теоремы. ■

Проведенные рассуждения позволяют сформировать последовательность вычислительных операций для решения задачи (5).

Алгоритм решения задачи параметрического синтеза состоит из 6 шагов.

1. Задать начальную точку 7 G End и построить полином A*(z,j) по формулам (8)-(11).

2. В соответствии с тождеством Дэ(г, h) = A*(z, 7) сформировать систему нелинейных уравнений

L(h) = x(y ), (19)

которая всегда совместна и, если ее решение неединственное, назначить произвольный вектор свободных переменных hc G ЕПс.

3. При заданном векторе £ = {y, hc} G Ех решить систему (19), получая при этом точку h*(e).

4. Сформировать уравнения (14) замкнутой системы с вектором параметров h = h* (е) и вычислить значение функционала Tp = T*(e) (3).

5. С помощью любого допустимого численного метода решения задачи (17) на безусловный экстремум задать новую точку е и, повторяя операции 3, 4, минимизировать функцию T*(e).

6. После нахождении точки ek0 = arg min T*(e) определить вектор hk0 = h* (ek0),

eEEx p

который и принять в качестве решения задачи (5).

3. Модальная оптимизация с заданной динамической областью. Один из эффективных подходов к повышению быстродействия цифровых систем состоит в поиске таких значений настраиваемых параметров фиксированной структуры обратной связи, чтобы выходная переменная замкнутой системы как функция дискретного времени не выходила за пределы заданной области. В отличие от предшествующего метода, здесь можно учесть дополнительные динамические требования к переходному процессу.

Существо подхода состоит в следующем. Пусть задан цифровой объект управления с моделью (1), который замыкается регулятором (3). Как и ранее, будем рассматривать допустимое множество (6) стабилизирующих обратных связей, для которых корни характеристического полинома (7) находятся внутри круга Сд = {z G C1 : \z\ ^ r},

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

r G (0,1) (см. рис. 1).

Введем в рассмотрение скалярную функцию x = {x[n, h]} дискретного времени, определяющую динамическое качество переходного процесса:

x[n,h] = ||y[n,h]|| = vVK h]Ry[n,h],

в котором R - заданная знакоположительная симметрическая весовая матрица.

Для введения требований к качеству зададим две числовые последовательности Х1 = {x1[n]} и Х2 = {x2[n]} такие, что X2[n] < X1[n] Уп G N1. Будем считать, что указанные требования выполнены, если справедливы неравенства

Иными словами, настройка параметров должна обеспечить нахождение последовательности X = {х[п, ь]} в пределах заданной области (рис. 2).

О 1 2 3 4 - N-2 N-1 N п

Рис. 2. Допустимая динамическая область для переменной х

Существует эффективный способ достижения поставленной цели путем постановки и решения следующей задачи конечномерной оптимизации. Введем в рассмотрение специальную функцию а(Ь), определяющую меру выхода последовательности х = {х[п, Ь]} за пределы указанной области:

N

a(h) = ^2 an(h),

(20)

n=0

в которой an (h) - аналогичная мера для n-го отсчета, определяемая формулой

{0, если x2[n] ^ x[n, h] ^ x1 [n], x[n, h] — x1 [n], если x[n, h] > x1 [n], x2 [n] — x[n, h], если x[n, h] < x2 [n].

Поставим оптимизационную задачу

a = a(h) ^ min , he^H

(21)

в которой допустимое множество Пн настраиваемых параметров по-прежнему определяется формулой (6). При этом предполагаем, что нулевая нижняя точная граница функции а(Ь) на указанном множестве достигается.

Смысл задачи (21) состоит в том, что при заданной мере быстродействия, определяемой величиной радиуса г, ее решение дает такой вектор Ь настраиваемых параметров, который обеспечивает нахождение отсчетов сигнала х = {х[п, Ь]} в пределах заданной области.

Естественно, что для повышения быстродействия системы имеет смысл повторять рассмотрение задачи (21) с уменьшающимися значениями радиуса г до тех пор, пока достигается нулевой глобальный минимум функции а(Ь).

Так же, как и в предшествующем подходе, задача (21) может быть сведена к вопросу о поиске безусловного экстремума на базе теоремы 1. Для формирования соответствующего вычислительного алгоритма обратимся к уравнениям (14) замкнутой системы, где вектор h = h*(e) настраиваемых параметров строится в соответствии с решением нелинейной системы (13), e = {y, hc} G E х.

При этом функция a(h) (23), вычисляемая на движениях системы (14), становится функцией вектора е:

а = a ({x[n]}, {u[nj}) = a* (W(q, h*(e))) = a*(e). (22)

Справедливо следующее утверждение, которое аналогично теореме 2:

Теорема 3. Если в оптимизационной задаче (21) достигается нулевой глобальный экстремум в некоторой точке ha0 G Пн, то в пространстве Ех найдется такая точка ea0, что

ha0 = h*(ea0), причем ek0 = arg min a(e). (23)

eEEx

Обратно: если в пространстве Ех существует точка ek0, удовлетворяющая (22), то вектор ha0 = h*(ea0) является решением задачи (21). В указанном смысле задача (21) эквивалентна задаче на безусловный экстремум

а* = a* (e) ^ inf . (24)

eEEx

Доказательство. Полностью аналогично доказательству теоремы 2. ■

Описанный подход к параметрическому синтезу цифровых алгоритмов обработки информации удобно реализовывать в математической среде MATLAB с использованием пакета прикладных программ NCD-blockset в предшествующих версиях или инструментальных средств Response Optimization в версиях от R2007 и более поздних вариантах [6, 7]. Указанные инструменты позволяют задавать границы допустимого «коридора» в визуальном режиме, обеспечивают вычисление меры выхода за его пределы при заданном векторе h, осуществляют запуск специализированного численного метода решения оптимизационной задачи (23) и находят ее решение, если оно существует.

Необходимо особо отметить, что представленная здесь идеология параметрической оптимизации может быть применена не только к линейным стационарным системам, но и к произвольным дискретным нелинейным цифровым системам.

4. Алгоритм синтеза квазиоптимальной обратной связи. В ряде частных практических ситуаций удается построить более простые, чем приведенные выше, вычислительные схемы повышения быстродействия с помощью линейной обратной связи.

Рассмотрим математическую модель управляемого объекта, движущегося в горизонтальной плоскости, которая представлена системой уравнений

x[n +1] = f(n, x[n],£[n]), ( )

S[n +1] = fu(u), y[n] = cx[n]. ( )

Здесь x = (Vz, ш, ф)' - вектор состояния, Vz - боковая скорость центра масс, ш - угловая скорость, ф - угол поворота объекта, S - угол поворота рулей, и - управление, с = (0 0 1).

Векторная функция f и функция-срезка fu учитывают ограничения

(26)

на угол и скорость поворота рулей.

Поставим задачу о формировании управляющего воздействия

и = к\х\ + &2х2 + кз(хз - ) + к46,

(27)

которое обеспечивает поворот объекта на желаемый угол и стабилизирует соответствующее положение равновесия замкнутой системы (24), (26). Время Т^ перехода в малую окрестность этого положения должно быть сделано минимальным за счет выбора коэффициентов кг, г = 1,4, регулятора (26). Для решения поставленной задачи прежде всего рассмотрим вопрос о приближенном построении программного управления, обеспечивающего наиболее быстрый разворот объекта. Наряду с системой (24) введем в рассмотрение ее линейное приближение

которое с достаточной мерой адекватности представляет динамику в режиме стабилизации или маневрирования с малыми углами .

Пусть целью управления служит перевод системы (24) или (27) из точки хо = х(0) = (0 0 0)' в точку х^ = х(Т^) = (0 0 )', т. е. поворот по углу на заданную величину

, где Т^ - заранее не фиксированный момент дискретного времени. Качество поворота будем оценивать его длительностью, т. е. значением функционала Т^ = Т^(и), заданного на множестве управлений, учитывающем ограничения (29).

Суть классической задачи теории оптимального быстродействия состоит в поиске такого программного управления и = {ис[п]}, удовлетворяющего ограничениям (25), которое обеспечивает минимум функционала Т^ = Т^(и).

Заметим, что поставленная задача для линейной модели в непрерывном времени хорошо изучена [8, 9]. Ее решение базируется на необходимых условиях экстремума в различных аналитических формах. Однако их практическое применение затруднено, поскольку связано с достаточно сложной краевой задачей для систем обыкновенных дифференциальных уравнений.

Если поиск оптимального управления проводится в исследовательских условиях, решение задачи, в принципе, может быть получено за разумное время. Однако если управление формируется в адаптивном режиме в темпе реального времени на борту, то известные методы практически не применимы, в силу существенной ограниченности возможностей бортовых вычислителей.

В отличие от линейного быстродействия задача для нелинейной модели (24) вообще не имеет аналитического решения. Здесь возможны лишь численные приближения с большим объемом вычислений, которые совершенно нереально осуществить на борту.

Предлагаемый приближенный подход заведомо ориентирован на бортовую реализацию. Он основан на известном представлении оптимального управления, как релейной функции времени, с количеством переключений, которое, в соответствии с теоремой Фельдбаума, в данном случае не более трех.

Квазиоптимальное управление в виде последовательностей и = {ис[п]} и 6 = {6с[п]} представлено соответствующими огибающими на рис. 3. Его конкретный вид однозначно зависит от командного сигнала, однако имеются общие закономерности, следующие из физического смысла процесса.

х[п +1] = Ах[п] + Ь6[п]), 6[п +1] = и[п], у[п] = сх[п],

(28)

Рис. 3. Управление и отклонение рулей в квазиоптимальном процессе

Вначале руль поворачивается с максимальной скоростью ио до момента времени п = и\. Далее до момента п = п2 идет торможение объекта путем обратного поворота руля с максимальной скоростью. В момент п = п3, когда скорость еще не погашена, опять переключается управление для вывода руля в нулевое значение и завершения сброса скорости. И, наконец, на последнем участке до момента п — п4 руль окончательно приводится в нейтральное положение.

Рассмотрим вопрос о приближенном поиске моментов переключения управления (см. рис. 3). Заметим, что нижней оценкой для минимального времени поворота служит величина по, определяемая равенством ро[по] = рг, где последовательность р = {ро[п]} соответствует движению при условии и[п] = ио.

Учитывая эту оценку, будем выбирать момент п = п\ первого переключения управления в диапазоне п\ Е [[по/2],по]. Очевидно, что если управление переключится на торможение слишком рано (в момент п = пц), то соответствующая последовательность р = {р\ [п]} не достигнет желаемого значения рг. Однако при слишком позднем переключении (в момент п = п12) соответствующее движение р = {р2[п]} превысит указанное значение. Такие последовательности представлены огибающими на рис. 4.

Учитывая приведенные соображения, легко построить итеративный процесс и найти такой момент переключения п = п\, чтобы выполнилось условие тах \р[п]\ = \рг\.

п£ [п0

На рис. 4 этому условию удовлетворяет последовательность р = {р*[п]}, для которой выполняется равенство р* [п*] = рг в момент п = п*.

Полученное вспомогательное значение п = п* можно использовать для поиска момента переключения п = п2, который с очевидностью должен принадлежать отрезку [п**,п*], где п = п** - момент перехода рулей 5С через нуль. Легко видеть, что £** < £*, поскольку причиной изменения знака скорости и может быть только изменение направления отклонения руля. Вычислительные эксперименты показывают, что

Рис. 4. Динамика квазиоптимального процесса

положение точки на указанном отрезке не критично для процесса, поэтому можно принять п2 = [(п* + п** )/2].

И, наконец, третий момент переключения определяется условием приведения руля в нейтральное положение: пз = п2 + [|5С[п2/ио]|].

После формирования программного управления можно перейти к построению искомого линейного регулятора (26) по состоянию. по аналогии с [9] можно утверждать, что его коэффициенты, реализующие движение по найденной программе, должны удовлетворять системе уравнений

и[пх] = кхХх [пх] + к2Х2 [пх] + кз (хз [пх] - Рг ) + ^4$с [пх] = 0,

и[п2] = кхХх [п2] + к2Х2 [п2] + кз (хз [п2] - Рг ) + к4$с [п2] = 0, (29)

и[пз ] = кх Хх [пз ] + к2 Х2 [пз ] + кз (хз [пз ] - Рг ) + к4 ¿с [пз ] = 0.

Система (28) определяется моментами переключения управления, а значения переменных Хъ в эти моменты соответствуют программному движению.

Будем трактовать уравнения (28) как связи, учитываемые при выборе коэффициентов регулятора (26) для линейного объекта (27). Тогда, как это сделано в работе [10], можно поставить вспомогательную задачу о достижении максимальной степени устойчивости замкнутой системы, которая может быть решена методом, приведенным в [10], что дополнительно приближает синтезируемое управление к оптимальному быстродействию.

5. Пример синтеза. Практическое применение алгоритма синтеза квазиоптималь-ной обратной связи проиллюстрируем на примере системы управления курсом транспортного судна с водоизмещением 5000 т. В качестве линейной математической модели судна, представляющей движение с постоянной скоростью V = 12.5 м/с, примем следующую систему линейных разностных уравнений:

в [п + 1] = ахх в [п] + ах2 и [п] + Ьх 6 [п], и [п + 1] = а2х в [п] + «22 и [п] + Ь2 6 [п], р[п + 1] = Ти[п] + р[п],

6 [п + 1] = Ти[п] + 6 [п],^[п] = р[п].

Здесь в - угол дрейфа, и - угловая скорость по курсу, р - угол курса, 6 - угол отклонения вертикальных рулей. Зададим значения коэффициентов для периода дискретности Т = 1 с: ахх = 0.816, ах2 = 0.421, «2х = 0.0106, «22 = 0.471, Ьх = -0.0438, Ь2 = -0.0234.

Определим желаемый угол поворота рг = 10° и нижнюю оценку п0 = 16 для мини-

мального времени поворота. В результате реализации итеративного процесса находим момент переключения пх = 10, обеспечивающий выполнение условия тах |р[п]| =

пЕ [п0 ,го)

1рг |, а затем моменты переключения п2 = 21 и пз = 22 по указанной выше методике.

р[п]9 град.

Рис. 5. Поворот по курсу на угол ^ = 10о

Решение системы (29) дает следующие значения коэффициентов обратной связи: кх = -0.3, к2 = -66.0, кз = -14.0, к4 = -1, которая обеспечивает устойчивость замкнутой системы при длительности переходного процесса Т^ « 19 с. Динамика замкнутой системы в процессе поворота представлена графиком функции р[п] на рис. 5.

6. Заключение. Представлены результаты исследований, направленных на повышение эффективности цифровых систем, обеспечивающих управление динамическими объектами в режиме реального времени. В центре внимания находится вопрос о синтезе линейных обратных связей по состоянию или по измерениям, обеспечивающем наилучшее быстродействие замкнутой дискретной системы с учетом комплекса предъявляемых к ней динамических требований. Предложены три метода повышения быстродействия, базирующиеся на прямом учете требований к модальным свойствам замкнутой системы. Первый из них носит универсальный характер и требует исходного задания желаемого расположения корней характеристического полинома. Во втором

методе обеспечивается учет дополнительных динамических ограничений на оптимизируемое по быстродействию движение. И, наконец, третий метод реализует синтез приближенно-оптимального управления на базе естественных практических соображений, соответствующих частной ситуации, которая характерна для подвижных объектов. Разработанные методы определяют простые расчетные алгоритмы синтеза, которые могут применяться как в лабораторных условиях, так и в адаптивном режиме реального времени с настройкой на изменяющиеся динамические свойства объекта управления и условий его функционирования. Работоспособность предлагаемого подхода проиллюстрирована на конкретном примере синтеза приближенно-оптимального закона управления курсом транспортного морского судна.

Литература

1. Зубов В. И. Математические методы исследования систем автоматического регулирования. Л.: Машиностроение, 1974. 336 с.

2. Чернецкий В. И. Математическое моделирование динамических систем. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск. гос. ун-та, 1996. 432 с..

3. Веремей Е. И., Корчанов В. М., Коровкин М. В., Погожее С. В. Компьютерное моделирование систем управления движением морских подвижных объектов. СПб.: Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. 370 с.

4. Веремей Е. И. Синтез законов многоцелевого управления движением морских объектов // Гироскопия и навигация. 2009. № 4. С. 3—14.

5. Fossen T. I. Guidance and Control of Ocean Vehicles. New York: John Wiley and Sons, 1999. 480 p.

6. Веремей Е. И., Коровкин М. В. Применение пакета NCD для решения задач модальной параметрической оптимизации // Труды II Всерос. науч. конференции «Проектирование научных и инженерных приложений в среде MATLAB». М.: ИПУ РАН, 2004. С. 884-896.

7. Simulink Response Optimizating 3: User’s guide. Natick (Mass.): The Mathworks, Inc., 2004. 138 p.

8. Понтрягин Л. С., Болтянский В. Г., Гамкрелидзе Р. В., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1969. 384 с.

9. Антомонов Ю. Г. Синтез оптимальных систем. Киев: Наукова думка, 1972. 320 с.

10. Веремей Е. И. Обеспечение заданной степени устойчивости регуляторами с неполной информацией // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. 1986. № 4. С. 123-130.

Статья рекомендована к печати проф. Е. И. Веремеем.

Статья принята к печати 10 июня 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.