Научная статья на тему 'Методы подготовки к профессиональному общению будущих специалистов с использованием современных аудиовизуальных средств'

Методы подготовки к профессиональному общению будущих специалистов с использованием современных аудиовизуальных средств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1040
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / СОВРЕМЕННЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / МЕТОД АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ / МЕТОД АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ / МЕТОД АУДИОВИЗУАЛЬНОУДАЛЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савин А. В.

Проблема профессионального общения занимает одно из ведущих мест в жизни человека. Исследуя процесс подготовки к профессиональному общению будущих специалистов в контексте профессиональной деятельности нами были обоснованы три метода такой подготовки, основанные на использовании современных аудиовизуальных средств. Данные методы направлены на развитие социально-перцептивных, коммуникативных и интерактивных умений субъекта профессиональной деятельности, реализуемой в процессе общения. В нашем исследовании мы определили их как аудиовизуальные методы подготовки к профессиональному общению. К таковым мы относим: методы аудиовизуальной перцепции, аудиовизуальной рефлексии и аудиовизуальноудаленной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы подготовки к профессиональному общению будущих специалистов с использованием современных аудиовизуальных средств»

УДК 378

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ

СРЕДСТВ

A.B. Савин

Проблема профессионального общения занимает одно из ведущих мест в жизни человека. Исследуя процесс подготовки к профессиональному общению будущих специалистов в контексте профессиональной деятельности нами были обоснованы три метода такой подготовки, основанные на использовании современных аудиовизуальных средств. Данные методы направлены на развитие социально-перцептивных, коммуникативных и интерактивных умений субъекта профессиональной деятельности, реализуемой в процессе общения. В нашем исследовании мы определили их как аудиовизуальные методы подготовки к профессиональному общению. К таковым мы относим: методы аудиовизуальной перцепции, аудиовизуальной рефлексии и аудиовизуальноудаленной коммуникации. Ключевые слова: профессиональное общение, профессиональная деятельность, процесс профессиональной подготовки, современные аудиовизуальные средства, аудиовизуальные методы, метод аудиовизуальной перцепции, метод аудиовизуальнойрефлексии, метод аудиовизуальноудаленной коммуникаций.

Современное постоянно меняющееся общество ставит перед высшим профессиональным образованием важные задачи по его совершенствованию. Одной из таких задач является повышение качества обучения, в решении которой важное значение приобретают как содержание образования, так и методы и средства обучения. Профессиональные высшие учебные заведения, ограниченные определенными сроками обучения, не могут в полном объеме охватить круг тех изучаемых дисциплин, которые необходимы для профессионального становления будущего специалиста. Поэтому для оптимального развития их интеллектуального потенциала, а также познавательных интересов, творческих способностей, умения самостоятельно пополнять знания, необходимы новые методы и средства, позволяющие интенсифицировать учебный процесс. Среди них одно из ведущих мест занимают аудиовизуальные средства, способствующие усилению эмоциональности восприятия изучаемого материала, проникновению в глубину изучаемых явлений и процессов.

Исследуя процесс профессионального общения, мы пришли к выводу о том, что подготовка будущего специалиста в этом направлении приводит к малой ее результативности. Это говорит о том, что используемые методы в процессе такой подготовки недостаточно эффективны. Поэтому возникает вопрос о поиске таких способов, с помощью которых процесс подготовки к профессиональному общению проходил бы на достаточно высоком уровне. Это возможно благодаря широкому использованию в этом процессе аудиовизуальных средств. Согласно этому, методы, использующие различные аудиовизуальные средства, мы условились называть в нашем исследовании аудиовизуальными методами подготовки к профессиональному общению, суть которых приведем ниже.

Рассматривая профессиональное общение как специально организованное межличностное взаимодействие (руководителей и подчиненных, работников, равных по должностному положению, педагогов и их воспитанников, коллег по работе, психологов), протекающее в процессе профессиональной деятельности будущего специалиста и имеющее социально-перцептивную, коммуникативную и интерактивную направленность на решение профессионально значимых задач, можно выделить некоторые методы, направленные на совершенствование социально-перцептивной, коммуникативной и интерактивной компоненты профессионального общения. Так, например, ориентацию на перцептивную компоненту имеет метод аудиовизуальной перцепции, психологический механизм воздействия которого основан на использовании аудиовизуальной обратной связи. Суть этого метода состоит в аудио или видеозаписи учебных действий обучающихся с последующим анализом, разбором, оцениванием для исправления допущенных ошибок, устранения просчетов, нахождения оптимальных для каждого средств и способов решения коммуникативной задачи [1, 2, 3, 4]. В таком понимании метод аудиовизуальной перцепции можно рассматривать как разновидность социально-психологического тренинга компетентности в общении. В основе этого тренинга и метода

аудиовизуальной перцепции лежат одни и те же теоретические положения, во многом совпадающие принципы, на которых основано применяемое в них психологическое воздействие, сходны по форме и технологии процедуры их проведения. Вместе с тем метод аудиовизуальной перцепции имеет существенные отличия от других методов социально-психологического воздействия, состоящие в опосредовании межличностных коммуникаций в группе различными аудиовизуальными средствами.

Общение, опосредованное аудиовизуальными устройствами, имеет различные социально-психологические, инженерно-психологические и общепсихологические аспекты, изучаемые соответствующими отраслями психологической науки.

Так, с переходом на искусственный носитель информации возникает необходимость ее кодирования и адаптации в такой форме, которая будет адекватна особенностям медиатора -технического устройства передачи информации [5]. Практически это выражается в максимальном приспособлении возможностей техники к психологическим особенностям человека, иначе говоря, в адекватности информационного канала эргономическим требованиям.

Вместе с тем, наличие медиатора создает дополнительные возможности управления каналом передачи информации для реципиента. Он вполне реально способен отключить техническое средство и тем самым прервать информационную диаду (например, положить трубку при телефонной беседе, сославшись на плохую слышимость), а тем более монолог (выключить приемник, телевизор и т.д.). В общении «лицом к лицу» это сделать гораздо труднее: здесь можно попытаться изменить неподходящую тему беседы, можно вступить в конфликт, наконец, попытаться уйти от собеседника, но в обычных условиях невозможно прервать беседу, тем более «выключить» собеседника. Это позволяет предположить, что именно на пути исследования возможности управления медиатором со стороны участников общения, другими словами, на пути изучения возможности управления обратной связью через изменение состояния медиатора может лежать выяснение качественной специфики опосредованного общения [5].

По степени выраженности обратной связи Ю.М. Забродин и А.Н. Харитонов выделяют четыре вида медиаторов [5]:

- системы прямого общения (телефон, видеотелефон, и т.д.), которые обеспечивают обратную связь без задержки во времени.

- системы отсроченного сообщения, которые дают обратную связь с временной задержкой (почта, телеграф, симплексные каналы связи).

- системы массовой коммуникации (радио, телевидение, газеты, журналы) имеют обратную связь первых двух типов (телефон, почта) и информацию оценочного типа (общественное мнение), которая не выступает в качестве основной характеристики.

- системы непрямого общения (литература, кинематограф, изобразительное искусство), где обратная связь поступает в виде оценочной информации и может быть отсрочена на многие годы.

Системы первых двух групп обслуживают коммуникацию диалогового типа, а третьей и четвертой - обеспечивают общение межгруппового типа или индивида с большой группой людей, отличаясь от первой и второй групп некоторой «однонаправленностью». В зависимости от конкретной психолого-педагогической технологии обратная связь может выступать в какой-либо из названных форм или в их сочетании. Например, при заочной форме обучения, обратная связь выступает в том виде, который представлен в группе второй в течение учебного года и в виде прямого общения на учебных занятиях во время сессии. Однако и здесь обратная связь не всегда может быть подана без задержки во времени, поскольку действуют определенные акты нормативного поведения студента и преподавателя на занятии. При использовании различных аудиовизуальных средств обратная связь в некоторых случаях может быть подана вообще без задержки, например, при работе на компьютере. Следовательно, именно технические возможности медиатора во многом характеризуют обратную связь при использовании аудиовизуальных средств, а значит и возможность эффективного осуществления контроля за учебным процессом.

Аудиовизуальные средства в значительной степени влияют на психолого-педагогическую технологию в двух аспектах: во-первых, применение аудиовизуальных средств требует значительно усилить психологическую готовность обучаемых участвовать в интенсифицированном учебном процессе, а, во-вторых, повышается возможность коррекции хода учебного процесса, осуществляемого через канал обратной связи, который опосредован аудиовизуальными средствами, имеющий свою специфику по сравнению с «живой» обратной связью. Эта специфика во многом определяется типом используемых аудиовизуальных средств, их

техническими и эргономическими параметрами, которые должны соответствовать психологической возможности коммуникатора и реципиента.

Таким образом, используя метод аудиовизуальной перцепции для развития профессионального общения будущих специалистов, необходимо помнить, что он проявляется более эффективно при решении индивидуальных задач, чем групповых [6]. Это обусловлено влиянием «эффекта камеры» и специфическими особенностями аудиовизуальной обратной связи, которые отличают ее от обратной связи, подаваемой участниками учебной группы.

Кроме того, как отмечалось выше, механизмами воздействия рассматриваемого метода, являют социальная перцепция и аудиовизуальная обратная связь. «От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависит характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности» [7]. Перцепция осуществляет перцептивно-диагностическую функцию и является регулятором поведения личности в процессе общения.

Обращаясь к вопросу становления перцептивных образований с помощью метода аудиовизуальной перцепции можно выделить следующие источники восприятия себя и другого в общении:

- идентификация и различие (восприятие себя через соотнесение с другими);

- восприятие себя через то, как тебя воспринимают другие;

- восприятие себя через результаты собственной деятельности;

- восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний;

- непосредственное восприятие собственного облика.

Все эти источники присутствуют как в реальной жизни, так и в рассматриваемом методе аудиовизуальной перцепции. Разница состоит в том, что в последнем они задействуются в большей или меньшей степени, иначе говоря, их воздействие управляемо.

Аналогично можно обозначить и группу источников восприятия другого [8]:

- идентификация и различие (восприятие другого через соотнесение его с собой);

- восприятие другого глазами окружающих (то есть через их восприятие);

- восприятие другого через анализ и оценку результатов его деятельности;

- непосредственное восприятие внешнего облика другого;

- восприятие другого через экспликацию им своих внутренних состояний.

Как и в первом случае, можно говорить о присутствии всех названных компонентов как в реальности, так и в рассматриваемом методе. Соответствие специфике метода аудиовизуальной перцепции намеренно могут ослабляться или активизироваться некоторые из вышеназванных компонентов. В плане самовосприятия на учебных занятиях выделяются «восприятие себя через восприятие себя другими» и «восприятие себя через соотнесение с другими», опосредованные каким-либо современным аудиовизуальным средством. В аспекте восприятия другого активизируются «восприятие другого через экспликацию им своих внутренних состояний и через то, как его воспринимают другие», а также «восприятие другого через соотнесение его с собой».

И в реальной жизни, и на учебных занятиях все источники перцептивных образований воздействуют на личность как непосредственно, так и с использованием аудиовизуальной обратной связи, под которой мы понимаем «...информацию, исходящую от объекта воздействия и несущую в себе характеристику результатов этого воздействия» [9].

Рассматривая обратную связь в широком смысле, A.A. Бодалев отмечает, что «...одним из необходимых условий взаимодействия людей, отвечающих сформированным у человека представлениям о нормальном течении этого процесса и о достижении в ходе его желательных целей, является непрерывное получение человеком информации о результатах его собственных действий в этом процессе» [10]. Управление своим поведением человек осуществляет с помощью механизма обратной связи (анализируя информацию о процессе и результатах своей деятельности).

Характеризуя аудиовизуальную обратную связь, необходимо отметить, что коммуникаторами (источниками) в ней являются как люди, так и аудиовизуальные средства, а реципиентами (получателями) всегда выступают люди. Это принципиально отличает данный вид обратной связи от других, существующих в различных прикладных науках. Поэтому эффективность аудиовизуальной обратной связи будет непосредственно влиять на решение главной задачи - повышения уровня подготовки к профессиональному общению. Следовательно, для выполнения своих функций аудиовизуальная обратная связь должна:

- быть подана;

- быть воспринята;

- нести адекватные сведения;

- соответствовать возможностям реципиента (в некотором смысле, его ожиданиям);

- быть достаточно информативной.

Причем важным условием достижения целей аудиовизуальной обратной связи будет являться обязательное условие восприятия ее реципиентом. Этот процесс представляет единство следующих компонентов:

- фиксирование обратной связи органами чувств реципиента;

- уяснение содержания аудиовизуальной обратной связи;

- введение данных аудиовизуальной обратной связи во внутренний мир реципиента, анализ, оценивание, последующее принятие или отвержение.

На восприятие аудиовизуальной обратной связи в значительной степени влияют и такие моменты:

- негативную или позитивную информацию несет аудиовизуальная обратная связь, если она содержит оценочные суждения;

- дискрептивными (непосредственно фиксирующими наблюдаемые факты) или интерпретативными (содержащими общение и абстрагирование) наполнено содержание аудиовизуальной обратной связи, если оно несет неоценочные суждения.

Практика показывает, что последние воспринимаются легче, поскольку в большей степени соответствуют социальным ожиданиям и не оказывают фрустрирующего воздействия на «Я -концепцию» реципиента [11, 12, 13].

Подводя итоги анализа аудиовизуальной обратной связи в процессе подготовки будущих специалистов, можно выделить две основные группы факторов, влияющих на ее эффективность:

- факторы, увеличивающие убедительную силу и способность проникать к реципиенту;

- факторы, повышающие готовность и способность реципиента воспринимать данную обратную

связь.

К первой группе можно отнести: специфичность, аргументированность и информативность аудиовизуальной обратной связи, а также эффективное сочетание ее вербальной и невербальной составляющих. Последнее связано с тем, что в качестве коммуникатора данной обратной связи выступают как люди, так и аудиовизуальные средства. Ко второй группе относятся следующие факторы:

- уровень мотивированности реципиента к получению и использованию аудиовизуальной обратной связи для расширения профессиональных знаний;

- усиление в аудиовизуальной обратной связи акцента на дискриптивных и автодискриптивных суждениях при минимуме оценочных;

- психологическая готовность реципиента к самокритичному отношению с целью самосовершенствования;

- общий уровень сенситивности реципиента в общении, активная позиция в восприятии и усвоении обратной связи.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что рассматриваемый нами метод подготовки к профессиональному общению позволяет:

- осознать субъекту профессиональной деятельности собственный образ в процессе общения, установить причинно-следственную связь между конкретными перцептивными, интерактивными и коммуникативными действиями и их результатом;

- установить образцы оптимального поведения в типичных ситуациях профессионального общения, что позволяет успешно реализовывать свои индивидуально-личностные возможности для решения конкретных профессиональных задач;

- развивать свои социально-перцептивные, коммуникативные и интерактивные способности и тем самым повышать компетентность в профессиональном общении.

Следовательно, метод аудиовизуальной перцепции на основании перечисленных фактов отвечает всем психолого-педагогическим требованиям, характеризующим его как метод подготовки к профессиональному общению будущих специалистов, что дает право использовать его в дальнейшей профессиональной практике.

Известно, что в условиях профессиональной деятельности один человек направляет свои усилия на достижение обоюдных целей, которые эмоционально не всегда принимает. Он вынужден «выполнять волю другого». Однако сам факт участия человека в совместной профессиональной деятельности уже свидетельствует о принятии цели. При этом человек, принимая к исполнению цели других людей, как правило, формулирует их по-своему, достраивает, доопределяет, руководствуясь своими ценностями, пропуская сквозь призму своих установок и т.п. Именно в этом и проявляется «индивидуальный стиль» деятельности как обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека.

Задумываясь о целях профессиональной деятельности, человек строит в своем сознании образ наличной ситуации общения, желаемого результата, а также вновь создаваемой ситуации. Построение образа задуманного результата, условий его достижения и возможностей реализации цели в группе является проявлением рефлексии, которая выступает предпосылкой внутренней свободы [14].

В психологии принято считать, что свобода присуща не каждому человеку, а лишь тем, кто понимает действующие на них внешние и внутренние силы, имеет ориентацию в жизни, решительно способен переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться активно в то, что происходит. Необходимость и возможность овладения своим поведением вообще и продуктивным стилем профессионального общения в частности отсылают нас к исследованию рефлексии. Значимость рефлексивности как уникальной способности начинающего специалиста для становления его профессионального общения многомерна.

Поиск новых способов осознания будущим специалистом отношения к себе, к «другим», к деятельности подводит нас к осмыслению еще одного аудиовизуального метода подготовки к профессиональному общению, который носит название метода аудиовизуальной рефлексии.

Понятие «метода аудиовизуальной рефлексии» базируется на самом понятии рефлексии, которую мы определяем как осознание того, как субъект воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями в процессе профессиональной деятельности. Следовательно, метод аудиовизуальной рефлексии представляет собой способ применения аудиовизуальной техники в учебном процессе для исследования собственных профессионально значимых качеств обучающихся. Таким образом, суть метода аудиовизуальной рефлексии состоит в аудио- или видеозаписи собственного практического решения профессионально значимых учебных задач с последующим просмотром и анализом ее самим субъектом обучения, позволяющую ему вскрыть причины, служащие источником переживаемых проблем, связи настоящих проблем с прошлым опытом своего развития, взаимосвязь собственных особенностей личности и поведения окружающих, возможности изменения себя, инициирующие изменения взаимодействия в совместном пространстве с другими.

С помощью метода аудиовизуальной рефлексии человек может осмыслить свои действия, соотнести собственные усилия с поведением других людей. Через аудиовизуальную рефлексию мы получаем возможность «обособиться» от пространства своего неконструктивного взаимодействия в прошлом и настоящем и построить позитивные перспективы будущего.

Как известно, основной путь совершенствования стиля межличностного профессионального взаимодействия - личностный рост, изменение самого себя. И первый «посох» на этом пути - расширение рефлексивных потенциалов личности. Опираясь на данные каждому способности осознания жизни и себя в ней, мы можем понять, как мы общаемся, и что мешает нам строить продуктивные профессиональные взаимоотношения.

Метод аудиовизуальной рефлексии поможет будущему специалисту создать достаточно полное представление о том, как человек теряет нити доверия, и почему это происходит. Расширяя свои рефлексивные потенциалы, каждый из нас может осознать:

- какие модели контакта он обычно использует в общении;

- как он относится к себе и другим;

- как обычно воспринимает ситуацию взаимодействия и какие эмоции при этом переживает;

- как эти эмоции «втягивают» его в пространство непродуктивного взаимодействия, и как они связаны с прошлым;

- как неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки блокируют личностные и групповые потенциалы.

Исходя из этого, можно выделить ряд задач, решение которых методом аудиовизуальной рефлексии сможет изменить к лучшему профессиональное взаимодействие будущего

специалиста с другими, что будет оказывать большое влияние на процесс подготовки к профессиональному общению специалиста. К таким задачам можно отнести [14]:

- распознавание эмоциональных состояний по типичным невербальным реакциям, которые неизменно сопровождают любую форму межличностного контакта в общении;

- определение в себе разнообразных проявлений внутреннего закрепощения личности, которые приводят к отчуждению и конфликтам, лишают взаимоотношения доверия, открытости, теплоты;

- осознание тупиков и проблем, связанных с непродуктивным стилем общения;

- осознание внутреннего конфликта между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам;

- осознание связи проблем, возникающих в профессиональном общении, с неконструктивными социальными установками. Как известно, главным источником непродуктивного стиля взимодействия выступают неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки, с которыми человек идентифицируется по большей части неосознанно. К таким социальным установкам, блокирующим способность человека к продуктивному общению, можно отнести:

1 - обесценивание самого себя, проявляющееся в неуверенности, недовольстве собой, самоуничижении;

2 - недоверие людям и миру в целом, проявляющееся во враждебности, склонности «бороться за справедливость», желании скрыть от окружающих свои истинные чувства;

3 - «обреченность на одиночество», выражающееся в эмоциональной разъединенности с близкими, отстранении, ощущении собственной ненужности, заброшенности;

4 - позиция «жертвы», переживаемая как бесправие, зависимость от обстоятельств, безысходность, обреченность на бедность;

5 - обесценивание других людей, проявляющееся в склонности к соперничеству, к борьбе «Я хуже - они лучше» или «Я лучше - они хуже».

- осознание необходимости отношения к личности как к ценности и определение деструктивной, отчуждающей сущности обесцененного отношения к себе и другим.

Таким образом, теоретический анализ рассматриваемого метода аудиовизуальной рефлексии показывает, что главным шагом на пути подготовки к профессиональному общению является осознание признаков его непродуктивности. Устранение таких «дефектов» в профессиональном общении возможно благодаря аудиовизуальной рефлексии, которая позволяет:

- восстановить внутреннее равновесие;

- проникнуть в сущность своего собственного эмоционального закрепощения;

- осознать возможность изменить себя и взаимоотношения с другими.

Следовательно, метод аудиовизуальной рефлексии также может быть в полном объеме

использован как метод профессиональной подготовки будущих специалистов.

Исходя из вышерассмотренных методов формирования профессионального общения, следует, что каждый из них воздействует на определенную сторону профессионального общения: перцептивную, интерактивную и в некоторой степени на коммуникативную. Следовательно, возникает потребность в рассмотрении методов совершенствования последнего компонента общения. Развитие коммуникативных умений возможно различными методами, среди которых можно выделить: беседу, дискуссию, публичное выступление и т.д. Но для нашего исследования вызывают большой интерес методы, использующие аудиовизуальные средства. Одним из таких методов, на наш взгляд, будет являться метод аудиовизуальноудаленной коммуникации. Суть его сводится к общению посредством современных аудиовизуальных средств. Метод аудиовизуальноудаленной коммуникации мы рассматриваем как способ формирования коммуникативных умений и навыков профессионального общения. Использование современных аудиовизуальных средств (компьютеров, аудио- и видеотехники и т.д.) позволяет имитировать ситуации профессиональной коммуникации (телефонный разговор, телеконференции и т.д.). При этом преподаватель может, комбинируя задания, использовать данный метод для иллюстрации при объяснении нового материала, а также формировать коммуникативные автоматизмы на практических и лабораторных занятиях и др. Использование этого метода в учебном процессе позволяет формировать психологическую готовность к профессиональному общению в коммуникативной деятельности, развивать экстравертные способности, преодолевать психологические барьеры общения, развивать навыки активного ведения общения. Возможности

современной техники позволяют имитировать профессиональное общение с людьми различного психотипического поведения как реально присутствующих на занятиях студентов, так и виртуальных. Данный метод, может быть, применим как для работы с группой и микрогруппой, так и для работы в парах и индивидуально. В этом плане он носит элемент универсальности. Внешними особенностями такого метода являются территориальная удаленность партнеров по общению, несимультанность контакта, возможности групповой дискуссии, множество формальных правил и др.

Аудиовизуальноудаленную коммуникацию может рассматривать как полезное дополнение к обычному общению, поскольку в ходе ее возможен вариант комплексного анализа поведения собеседника наблюдаемого в режиме реального времени на экране с дальнейшим обсуждением тех проблемных сторон, оказывающих большое влияние на процесс подготовки к профессиональному общению, речь о которых шла выше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод аудиовизуальноудаленной коммуникации способствует возрастанию коммуникативной открытости и толерантности. Характерными для этой формы общения следует признать: постоянство и высокую интенсивность контактов; сближение коммуникативных интересов партнеров, взаимную информационную продуктивность коммуникации, большую активность пользователей и как следствие -их высокую информированность в обсуждаемых вопросах, взаимное пересечение коммуникативных интенций [15].

Вывод о повышении значимости личностного общения с помощью метода аудиовизуальноудаленной коммуникации объясняется явлениями социального и психологического характера. Нередко отмечаемый специалистами коммуникативный дефицит в современном обществе обусловлен ростом психологической разобщённости людей в урбанистической и технически ориентированной среде. В России эта проблема усугубляется резким имущественным расслоением и политической поляризацией общества, разрывом связей между регионами и республиками. Психологическим последствием этих процессов является чувство разобщенности, одиночества, психологической изоляции. Использование метода аудиовизуальноудаленной коммуникации заполняет образовавшуюся пустоту.

Привлекательность использования метода аудиовизуальноудаленной коммуникации как средства преодоления коммуникативного дефицита объясняется рядом причин чисто психологического характера [16]. В аудиовизульноудаленной коммуникации снимается проблема, связанная с трудностью быстрого формулирования своих мыслей в ходе прямого диалога между людьми; имеется возможность пробных коммуникативных действий и их коррекции (отрабатываются навыки общения); выработанные коммуникативные нормы не требуют ритуала представления партнеров друг другу, всегда имеется возможность прямого обращения; нивелируются внешние, социальные, половые, возрастные, имущественные, географические характеристики партнера. Психологическая гибкость, многоликость общения увеличивается. При выборе партнера по коммуникации очевидно, что коммуникативная компетентность и ориентировка расширяются по сравнению с ситуацией применения традиционных форм опосредованного общения [17]. Возможны прямые и непрямые способы ориентировки. Прямой способ предполагает получение информации путем доступа к удаленным источникам. Непрямой включает предположения, касающиеся компетенции возможного партнера, выведенные на основе анализа его обращений к различным подсистемам и информационным источникам, его активности в ходе беседы и др. В поле аудиовизуальноудаленной коммуникации постоянно возникают новые опосредствованные способы ориентировки в среде возможных и актуальных партнеров.

Аудиовизуальноудаленную коммуникацию можно охарактеризовать как глубоко личностный, психологически насыщенный процесс [17]. В ходе использования метода аудиовизуальноудаленной коммуникации снижается действие защитных механизмов личности, угасает внешняя по отношению к мыслительной и коммуникативной деятельности социально престижная мотивация, которая выражается в ориентации на внешнюю оценку, стремлении соответствовать социальным нормам, наилучшим образом выглядеть в глазах других. Анализ свойств аудиовизуальноудаленной коммуникации как новой коммуникативной среды приводит к заключению о том, что общение посредством современной аудио и видео техники существенным образом преобразует и сферу личностной, мотивационной регуляции деятельности субъекта. Это преобразование затрагивает не только коммуникативную, но и мыслительную, мотивационную и эмоциональную сферы человека.

Применение быстродействующих дистантных средств коммуникации перестраивает сферу восприятия субъектом временных и пространственных соотношений коммуникативной среды [18]. Возрастает психологическая компактность коммуникативного времени и пространства. Несущественные для содержания общения обстоятельства (например, время передачи сообщений и удалённость партнёров), играющие важную роль при обычном общении, в ходе использования метода аудиовизуальноудаленной коммуникации отступают на второй план по сравнению с существенными обстоятельствами - общностью интересов и целей партнеров, их коммуникативной и личностной совместимостью.

При использовании метода аудиовизуальноудаленной коммуникации временная отсрочка столь несущественна, что имеется возможность реального обмена актуальной информацией между партнерами. Следствием этого является невозможная в обычном дистантном общении психологическая близость партнеров, непосредственность их контактов, передача ситуативных эмоциональных состояний и настроений. В результате у субъекта изменяется привычная информационная, временная и пространственная картина коммуникационного пространства. Теоретически существенные детерминанты общения (потребности, интересы, мотивы, цели партнеров), будучи независимыми от временных и пространственных обстоятельств, реально приобретают ведущее значение, побуждая и направляя коммуникативный процесс.

Итак, на основе рассмотренной характеристики метода аудиовизуальноудаленной коммуникации можно сделать вывод о том, что общение посредством современной аудио и видеотехники имеет огромные потенциальные возможности, прежде всего в обмене и получении информации, взаимодействии (в том числе и профессиональном) между пользователями. В плане подготовки к профессиональному общению будущих специалистов возможности метода аудиовизуальноудаленной коммуникации велики, но их необходимо использовать в комплексе с другими формами организации работы, лишь как её составляющую.

Таким образом, исследовав сущность и методы эффективного формирования умений и навыков профессионального общения аудиовизуальными средствами, мы считаем необходимым представить систему аудиовизуальных средств в виде следующей схемы (рис. 1)

Рис. 1. Структура воздействия аудиовизуальных методов в процессе подготовки

к профессиональному общению Из рисунка видно, что использование различных аудиовизуальных методов подготовки к профессиональному общению будущих специалистов в ходе учебно-воспитательного процесса способствует формированию перцептивных, интерактивных и коммуникативных умений обучающихся. Поэтому сочетание таких методов в комплексе позволяет усовершенствовать процесс профессиональной подготовки и сделать ее более эффективной.

The problem of professional intercourse occupies one of leading places in life of man. Probing process preparations to professional intercourse of future specialists in the context of professional deyatel'-nosti we grounded three methods of

such preparation, based on the use of modern audiovizual'nykh facilities. These methods are directed on development of social'no-perceptivnykh, communicative and interaktivnykh abilities of subject of professional activity, realized in the process of intercourse. In our research we defined them as audiovisual methods of preparation to professional obsche-niyu. To such we attribute: methods of audiovisual perception, audiovisual reflection and audiovizual'noudalennoy communication.

The key words: professional dialogue, professional activity, process ofvocational training, modern audiovisual means, audiovisual methods, method of audiovisual perception, method of an audiovisual reflection, method of the audiovisual removed communications

Список литературы

1. Лопухина E.B., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей. М., 1986.С. 64 .148 с.

2. Миккин Г.А. О применении видеотренинга в целях совершенствования коммуникативной деятельности будущих учителей. // Активные методы обучения педагогическому мастерству и его оптимизации / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1983.С. 143 157 с.

3. Миккин X. Психологический эффект обратной видеосвязи // Средовые условия групповой деятельности / Под ред. X. Миккина. Таллин, 1988. 202 с. 158

4. Миккин X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и жилая среда. Таллин, 1986. С.159 257 с.

5. Забродин Ю.М., Харитонов А.Н. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследования общения. М., 1965. С. 98 187 с.

6. НиколовН. Структура человеческойдеятельности. М., 1984. С.167 109 с.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С. 40 200 с.

8. Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дисс. ...докт. психолог. наук. М., 1994. С. 232 398 с.

9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. сл. Л.А. Петровской. М., 1990. .С. 206 368 с.

10. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983. С. 41 271 с.

11. БезрукихМ.М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. М., 1991. С. 29 317 с.

12. КонИ.С. Социология личности. М., 1967. С.121 383 с.

13.ОбозовН.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. С.173 184 с.

14. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. 416 с.13

15. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //Вестник МГУ, Психология, Серия 14, 1996, №4, С. 14-20. 16

16. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования. //Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 1996, №14. С.21-26. 153

17. Прохоров А.О., Сережкина А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения //Вопросы психологии, 1995, №3. С.53-61. 196

18. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты. //Вопросы психологии, 1993, №3. С.5-16. 76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.