Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАНО)'

МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАНО) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
258
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО / МЕТОДЫ Э. Ж. ДАЛЬКРОЗА / К. ОРФА / З. КОДАЯ / Д. ВУЙТАКА / С. СУЗУКИ / ЯПОНСКИЙ МЕТОД SHOUGA / ИНДИЙСКИЙ МЕТОД KONNAKOL / BODY PERCUSSION / МУЗЫКОГРАММА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гвоздевская Галина Анатольевна

В статье показана возможность и целесообразность использования элементов европейских и восточных методик общего и профессионального музыкального образования в дистанционном преподавании фортепиано для поддержания оптимального уровня психической активности учащихся на занятии, создания условий не только для прогресса в формировании навыков игры на инструменте, но и для раскрытия творческого потенциала обучающихся. Концептуальные идеи статьи могут быть использованы также в практике дистанционного обучения игре и на других музыкальных инструментах. В русле поставленной проблемы в статье рассматриваются подходы Э. Ж. Далькроза, К. Орфа, З. Кодая, Д. Вуйтака, С. Сузуки, японский метод shouga, индийский konnakol и др. Автором обобщён методический опыт преподавания фортепиано в режиме онлайн, приводятся стратегии и содержательные характеристики сценариев занятий, обосновывается целесообразность включения методов «Body Percussion», музыкограмм, ритмослогов, ручных знаков сольмизации. Особое внимание уделяется методу импровизации как средству повышения самооценки учащихся при дистанционном обучении, приводятся алгоритмы организации импровизационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF MAINTAINING THE MENTAL ACTIVITY OF STUDENTS WHEN LEARNING TO PLAY MUSICAL INSTRUMENTS ONLINE (ON THE EXAMPLE OF LEARNING TO PLAY THE PIANO)

The article shows the possibility and feasibility of using elements of European and Eastern methods of general and professional music education in distance piano teaching. The methods maintain the optimal level of mental activity of students in class, create conditions not only for progress in the formation of skills in playing the instrument, but also for the disclosure of a creative potential of students. The conceptual ideas of the article can also be used in the practice of distance learning to play and other musical instruments. In line with the problem posed, the article discusses the approaches of E. J. Dalcroze, K. Orff, Z. Kodaly, J. Wuytak, S. Suzuki, the Japanese method shouga, Indian konnakol, etc. The author summarizes the methodical experience of teaching piano online, gives strategies and meaningful characteristics of lesson scenarios, substantiates the feasibility of including the methods of “body percussion”, musicograms, rhythmic syllables, hand signs of solmization. Particular attention is paid to the method of improvisation as a means of increasing students’ self-esteem during distance learning, algorithms for organizing improvisational activity are given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАНО)»

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-66-80

МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАНО)

Г. А. Гвоздевская,

66

Государственная школа искусств имени Йозифа Лабицкого, Бечов-над-Теплоу, Чехия, 36464

Аннотация. В статье показана возможность и целесообразность использования элементов европейских и восточных методик общего и профессионального музыкального образования в дистанционном преподавании фортепиано для поддержания оптимального уровня психической активности учащихся на занятии, создания условий не только для прогресса в формировании навыков игры на инструменте, но и для раскрытия творческого потенциала обучающихся. Концептуальные идеи статьи могут быть использованы также в практике дистанционного обучения игре и на других музыкальных инструментах. В русле поставленной проблемы в статье рассматриваются подходы Э. Ж. Далькроза, К. Орфа, З. Кодая, Д. Вуйтака, С. Сузуки, японский метод shouga, индийский konnakol и др. Автором обобщён методический опыт преподавания фортепиано в режиме онлайн, приводятся стратегии и содержательные характеристики сценариев занятий, обосновывается целесообразность включения методов «Body Percussion», музыкограмм, ритмослогов, ручных знаков сольмизации. Особое внимание уделяется методу импровизации как средству повышения самооценки учащихся при дистанционном обучении, приводятся алгоритмы организации импровизационной активности.

Ключевые слова: психическая активность, дистанционное обучение, обучение игре на фортепиано, методы Э. Ж. Далькроза, К. Орфа, З. Кодая, Д. Вуйтака, С. Сузуки, японский метод shouga, индийский метод konnakol, body percussion, музыкограмма.

Благодарности: Автор выражает глубокую благодарность членам редакционной коллегии за тщательную работу над моей статьей, а также директору Государственной школы искусств имени Йозифа Лабицкого города Бечов-над-Теплоу за предоставленную возможность реализации идей, представленных в настоящей статье.

© Гвоздевская Г А., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Гвоздевская Г. А. Методы поддержания психической активности обучающихся при освоении музыкальных инструментов в режиме онлайн (на примере фортепиано) // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 3. С. 66-80. DOI: 10.31862/2309-14282021-9-3-66-80.

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-66-80

METHODS OF MAINTAINING THE MENTAL ACTIVITY OF STUDENTS WHEN LEARNING TO PLAY MUSICAL INSTRUMENTS ONLINE (ON THE EXAMPLE OF LEARNING TO PLAY THE PIANO)

Galina A. Gvozdevskaia,

State School of Arts named after J. Labitsky, Becov nad Teplou, Czech Republic, 36464

Abstract. The article shows the possibility and feasibility of using elements of European and Eastern methods of general and professional music education in distance piano teaching. The methods maintain the optimal level of mental activity of students in class, create conditions not only for progress in the formation of skills in playing the instrument, but also for the disclosure of a creative potential of students. The conceptual ideas of the article can also be used in the practice of distance learning to play and other musical instruments. In line with the problem posed, the article discusses the approaches of E. J. Dalcroze, K. Orff, Z. Kodaly, J. Wuytak, S. Suzuki, the Japanese method shouga, Indian konnakol, etc. The author summarizes the methodical experience of teaching piano online, gives strategies and meaningful characteristics of lesson scenarios, substantiates the feasibility of including the methods of "body percussion", musicograms, rhythmic syllables, hand signs of solmization. Particular attention is paid to the method of improvisation as a means of increasing students' self-esteem during distance learning, algorithms for organizing improvisational activity are given.

Keywords: mental activity, distance learning, learning to play the piano, methods by E. J. Dalcroze, K. Orff, Z. Kodaya, D. Wuytaka, S. Suzuki, Japanese shouga method, Indian konnakol method, body percussion, musicogram.

Acknowledgements: The author expresses deep gratitude to members of the editorial board for corrective work on my article, as well as to the director of the Joseph Labitzky's State School of Arts in Becov nad Teplou for the opportunity to implement the ideas presented in this article.

For citation: Gvozdevskaia G. A. Methods of Maintaining the Mental Activity of Students When Learning to Play Musical Instruments Online (On the Example of Learning to Play

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2021. Т. 9. № 3 2021, vol. 9, no. 3

67

the Piano). Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, vol. 9, no. 3, pp. 66-80 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-66-80.

Вступление

Психическая активность определяется в психологии как «скрытое или наблюдаемое только косвенно, по внешним вторичным признакам (мимика, физическое состояние и т.п.) функционирование психики» [1, с. 102]. Учёными установлена «жёсткая зависимость активных и инак-тивных компонентов психической деятельности от внутренних биохимических процессов, происходящих в организме», которая обусловливает требование «чёткого соответствия между внутренними биоритмами и внешней организацией жизнедеятельности» [2, с. 13-14]. «Основным положением исследований, базирующихся на работах С. Л. Рубинштейна, А. В. Бруш-линского, К. А. Абульхановой-Славской, В. В. Знакова и др., является выделение роли активности субъекта как фактора детерминации психики» [3, с. 27].

Уровень психической активности, свойственный тому или иному психическому состоянию, рассматривается как его количественная характеристика. В основу шкалы уровней психической активности сознания положен континуум активации Д. Линдсли [Там же, с. 37]. В данной шкале определяются следующие характеристики внимания и памяти, соответствующие определённому уровню состояния психической активности человека:

«Состояние средней (оптимальной) психической активности - полное сознание, концентрированное, избирательное, легко переключающееся внимание. Мне-мические процессы ничем не затруднены.

Состояние пониженной психической активности - ослабленное сознание, внимание малоподвижное, легко отвлекаемое,

хаотично подвижное, неустойчивое. Мне-мическая функция снижена» [Там же].

Таким образом, следует вывод о необходимости поддержания состояния оптимальной психической активности для реализации потенциальных возможностей человека в процессе деятельности.

Музыкальная деятельность не является исключением. Однако в реальной практике профессионального освоения музыкальных инструментов на занятиях доминирующим, а часто и единственным, становится метод исправления ошибок ученика, неизбежно приводящий к процессу обучения в состоянии психологической и физической усталости, потери концентрации внимания, нарушения координации движений, что негативно влияет на конечный результат, снижает мотивацию. Обучение в режиме онлайн в этом смысле создаёт ещё более напряжённую ситуацию и диктует необходимость пристального целенаправленного наблюдения за колебаниями состояний обучающегося в ходе занятия, продумывании разнообразных алгоритмов выхода из предельного порога снижения психической активности.

Методы поддержания психической активности в европейских и восточных системах обучения

В мировом опыте веками формировались и оттачивались методы обучения игре на музыкальных инструментах одарённых детей и взрослых, доказавшие свою бесспорную результативность. Вместе с тем параллельно на разных исторических этапах возникали методики,

основополагающим принципом которых является аксиома о возможности обучения музыке всех желающих независимо от уровня их природных способностей (методики общего музыкального образования Э. Ж. Далькроза [4], К. Орфа [5; 6; 7], З. Кодая [8], Д. Вуйтака [9], метод обучения игре на скрипке С. Сузуки [10]). В данных концепциях, а также в практическом опыте зарубежных и отечественных педагогов-последователей (Р. Фриза [11], Т. Э. Токсоя [12], В. Лотеро Мерины [13], М. Й. Санчез Парры [14], Т. Э. Тютюнниковой [15] и др., динамично развивающих идеи общего музыкального образования на современном этапе в различных видах музыкальной деятельности, заложены стратегии поддержания оптимального уровня психической активности учеников в процессе музыкальной деятельности. В качестве общих основополагающих принципов данных стратегий выделим следующие:

изначальная вера в ученика, принятие его природного индивидуального темпа музыкального развития, положительный тонус совместной творческой деятельности на всех этапах обучения;

• обучение без отрицательных оценочных суждений со стороны педагога, радующегося каждому минимальному промежуточному успеху обучающегося;

• обучение в активном творческом действии с включением различных форм деятельности, в том числе немузыкальной - речитация, пластическое интонирование, «телесная музыка» (метод "Body Percussion") [11; 16; 17], художественно-графические представления музыкальной формы при прослушивании произведений (метод музыкограмм) [9] и др.;

• алгоритм совместного с педагогом музыкального творчества с последовательным чередованием блоков имитаций - вариаций -импровизаций.

Следует отметить, что такие принципы были изначально заложены в ряде традиционных восточных систем музыкального обучения (в японской \emoto-вггёо [18], индийской gurukula [19] и др.), исторически предшествующих созданию европейских методик, упомянутых выше. Известны факты прямого обращения европейских музыкантов-педагогов к Востоку. Так, к примеру, автор метода музыкограмм Д. Вуйтек был вдохновлён китайской мудростью: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму» (Конфуций) [9, с. 115].

В истории Востока имел место феномен движения от элитарности музыкального искусства, передаваемого как священное знание, к открытию традиционных школ для всех желающих без диагностики музыкальных способностей. При этом методы обучения сохранились практически в первозданном виде, их влияние просматривается и в современных методиках профессионального обучения, в частности методе С. Сузуки, и в методах обучения музыке в системе общего образования.

В современной Японии освоение /л блокфлейты включено в программу всех общеобразовательных школ, в результате на сегодняшний день японские дети владеют нотной грамотой, уже в младших классах играют мелодии национальных, зарубежных песен на флейтах, в старших - технически сложные произведения эпох барокко, классицизма и других. Сочетание европейских и традиционных японских методов обучения, яркий наглядный иллюстративный материал японских учебников, разнообразие заданий, включающих творческие (досочинение мелодий, импровизация в ансамбле и другие) способствуют повышению мотивации детей, поддержанию высокого интереса к музыкальной деятельности и

70

достижению профессионального уровня владения инструментом.

Очевидно, что в восточных системах музыкального обучения накоплен богатый методический опыт, который может быть использован сегодня и в онлайн обучении в русле проблемы, поставленной в настоящей статье. Особого внимания заслуживают следующие традиционные восточные методы, подробная характеристика которых представлена в ранее опубликованных научных трудах автора настоящей статьи [20; 21].

1. Метод «недеяния» - невмешательства в естественный индивидуальный путь развития ученика, «подражания» -овладение техникой игры на инструменте при минимальных вербальных указаниях со стороны педагога. В процессе постоянного совместного музицирования ученик не фиксирует внимания на своих ошибках, постепенно повышает уровень мастерства за счёт пребывания в мире музыки, слышания эталона звучания, наблюдения за педагогом.

2. Метод пропевания партитур осваиваемых произведений, имеющий место в японской системе ИЦ ^ shyouga с одновременным выделением метрической пульсации ударом поочерёдно ладонями левой и правой руки по коленям, пропева-ние партитуры учеником при одновременном исполнении произведения педагогом, на первых этапах в замедленном темпе. Идеи данного метода могут быть использованы в дистанционном обучении, к примеру в варианте сольфеджиро-вания, слогового пропевания фрагмента разучиваемого произведения, вызывающего трудность запоминания, исполнения, с включением двигательной активности выделения метрической пульсации.

3. Метод ритмического языка коппа-ко\ - речитаций на определённые педагогом слоги в ритме при освоении

традиционных инструментов в индийской системе обучения. Konnakol -слоговая речитация ритмоблоков при одновременном выделении метрической пульсации хлопками, ударами по коленям, щелчками, особый вид исполнительского искусства Южной Индии, метод обучения игре на традиционных индийских инструментах [22; 23]. Введение речитаций и двигательной активности konnakol может стать игровой паузой на занятии в режиме онлайн для снятия психологического напряжения, и также использоваться в организации импровизационной активности (к примеру, учитель речитацией в стиле konnakol задаёт ритм, ученик импровизирует в нём на инструменте, в другом варианте речитация включается с одновременной инструментальной импровизацией).

Остановимся подробнее на содержательной характеристике методов европейских музыкальных систем обучения, включение которых в дистанционные занятия обучения игре на фортепиано помогает внести в учебный процесс разнообразие видов деятельности, управлять психологическим состоянием учеников, чередуя фазы напряжения - расслабления.

1. "Body Percussion" («перкуссия тела»)

Данный метод основан на идее возможности звучания человеческого тела как музыкального инструмента. В истории музыка такого рода представлена, к примеру, в индонезийском самане, испанском фламенко [17]. Перкуссии тела уделяется первостепенное внимание в методиках К. Орфа [5; 6; 7], З. Кодая [8] и их последователей. Данный метод позволяет ученикам получить живой опыт интуитивного прочувствования метрической пульсации в определённом размере,

освоения разнообразных ритмических рисунков. В подходе К. Орфа этап «телесной музыки» предшествует инструментальному исполнению, тщательно подготавливая его. Практический опыт позволяет сделать вывод, что данный алгоритм возможно и целесообразно использовать в дистанционном обучении игре на фортепиано, особенно с учениками начального уровня. Традиционно в перкуссии тела выделяют несколько основных видов движений. Приведём пример наглядного изображения из книги композитора, исполнителя, педагога Р. Фриза [11] (пример 1).

Р. Фриз является автором методических пособий, в которых представлены облегчённые нотные версии классических произведений для фортепиано (к примеру, «Турецкого рондо» В. А. Моцарта, «Венгерского танца № 5» И. Брамса и др.) с партитурами телесной

Kicnara niz

Body Percussion

Sounds and Rhythms

A Comprehensive Training System

Рис.1. Body percussion по методике Р. Фриза.

Fig. 1. Body percussion according to the method of R. Fries.

перкуссии и учебными видеоматериалами. Данная информация размещена на авторском сайте [24]. На каналах YouTube представлены видеозаписи фрагментов веб-уроков Р. Фриза и других педагогов, где предлагаются несложные варианты телесной перкуссии с включением хлопков, ударов по коленям, щелчков, взмахов руками, притопов и т.п. [25; 26; 27; 28].

2. Метод музыкограмм

Музыкограмма - способ графической записи музыкальных событий - включает серию рисунков и графических изображений, позволяющих «увидеть музыку» [9], образно представить музыкальную форму произведения, включить ассоциативное мышление и моторику в музыкальное восприятие. Она была создана в 1970 году бельгийским музыкантом-педагогом Джо-сом Вуйтаком, который поставил цель научить детей активно слушать классическую музыку и интерпретировать её в увлекательной форме. Он был вдохновлён древнегреческой концепцией единства слова, звука и движения, а также авторской концепцией элементарной музыки К. Орфа, сочетающей ритм слова, импровизацию и танец в процессе музицирования. В течение нескольких лет автор развивал свои идеи на собственном опыте обучения учителей, детей, молодёжи и взрослых с разным уровнем музыкальных способностей. Впоследствии термин «музыкограмма» стал популярным в образовании. Во многих странах, где Д. Вуйтак регулярно вёл курсы (во Франции, в США, Канаде, Испании, Португалии), он используется в настоящее время многочисленными авторами и учителями, которые развивают его концепцию и привносят в неё новые смыслы [9]. В частности, данный метод активно применяется не только к классической, но и к национальной музыке разных стран.

72

Метод музыкограмм способствует развитию внимания, концентрации и координации движений, что важно также при обучении игре на музыкальных инструментах, в частности фортепиано. В силу яркого визуального ряда «карт слуха», предлагаемых в методиках музыкограмм, они могут быть эффективно использованы в дистанционном обучении (рисунки 2 и 3).

При составлении музыкограмм используются последовательности графических символов, в которых чередуются знаки метрической пульсации (к примеру, точки при повторяющихся звуках, «остановках» в мотивах, зигзаги при чётком ритмическом рисунке с равноценными долями), условной траектории мелодического движения (волнистые, овальные и другие линии). Долгота звучания отдельного звука, мотива может быть представлена прямыми линиями. Точки на овалах показывают каждый отчётливо слышимый звук при движении, к примеру, восьмыми длительностями, овал без точек - мелодическую линию, воспринимаемую как единый пассаж. Выбор символов, их комбинаций является

Рис. 2. Музыкограмма «Турецкого марша» В. А. Моцарта (фотография с веб-урока проф. Джавиера Наварро).

Fig. 2. Musicogram of the "Turkish March" by W. A. Mozart (photo from the web lesson of Prof. Javier Navarro).

Рис. 3. Музыкограмма Польки «Трик-трак» И. Штрауса (фотография с веб-урока Аледжандро Монсада).

Fig. 3. Musicogram of the Polka "Trictrack" by I. Strauss (photo from Alejandro Monsada's web lesson).

индивидуальным процессом творчества составляющего музыкограмму. При этом в качестве незыблемого закона соблюдается правило одинаковых символов при повторяющихся мотивах. Благодаря этому музыкограмма даёт яркий визуальный образ формы произведения. Видеозаписи веб-уроков по методике музыкограмм проф. Джавиера Наварро и других педагогов, находящиеся в открытом доступе в интернете [29; З0; З1; З2; ЗЗ; З4], дают представление о том, как «читается» му-зыкограмма: ученик как будто палочкой дирижёра водит пальцем по графическим записям, интуитивно ощущая закономерности метроритма, мелодического движения, формообразования.

З. Метод З. Кодая

Методика обучения музыке З. Кодая, разработанная в середине ХХ века в Венгрии, базируется на органичном взаимодополнении пения и движения. Предложенные автором ритмические слоги аналогичны созданным французским теоретиком XIX века Эмилем-Жозефом Шеве [8] (примеры 4 и 5).

Метод слогового проговаривания ритма может использоваться в дистанционном обучении при освоении ритмического рисунка фрагмента произведения, вызывающего трудность у ученика, а также в импровизациях как способ озвучивания предлагаемого учеником или учителем ритма перед игрой на инструменте и одновременно с игрой. Данная система очень удобна особенно на начальном этапе до-нотного обучения: ритмический рисунок, записанный слогами крупным шрифтом, выводится на экран, проговаривается, про-певается, прохлопывается (таким образом, включается визуальная, слуховая и моторная память одновременно), а затем проигрывается на инструменте, используется, к примеру, как бурдон в импровизации.

Рис. 4. Слоговые обозначения длительностей по методу З. Кодая.

Fig. 4. Syllabic designations of durations according to the method of Z. Kodaly.

Рис. 5. Вариант наглядного представления ритма для донотного периода обучения по методу З. Кодая.

Fig. 5. Variant of visual representation of the rhythm for the donot period of training according to the method of Z. Kodaly.

С такой же целью на занятиях могут иметь место и предлагаемые З. Кодаем ручные знаки. С их помощью, включив визуальное восприятие и двигательную активность ученика, можно организовать подготовительный к игре на инструменте этап освоения мотива, фразы разучиваемого произведения, импровизацию на показанный ручными знаками мотив, сочинение мелодии (к примеру, поочерёдно учителем и учеником) с последующим исполнением на фортепиано.

Авторский методический опыт проведения занятий обучения игре на фортепиано в режиме онлайн

Далее представим обобщение своего практического опыта преподавания фортепиано в режиме онлайн в течение года в период локдауна в Чехии в Государственной школе искусств имени Йозифа

73

Лабицкого. Обучение проходили дети в возрасте от 4 до 13 лет.

В качестве одной из главных на каждом занятии ставилась задача недопущения снижения порога психической активности учеников, удержание положительного тонуса, мотивации, радости встречи с большим миром музыки и уверенности в своих возможностях овладения инструментом. Тщательно планировался сценарий занятия с включением идей путешествий в разные исторические эпохи, композиторские стили, музыкальные жанры, подготавливались соответствующие видеоматериалы с учётом индивидуальных особенностей восприятия каждого ученика. На «точку золотого сечения» в занятии (момента наибольшей вероятности снижения психической активности) подготавливались необычные сюрпризы: видеофильмы, в которых классическую музыку слушают или «исполняют» животные; фрагменты художественных фильмов о композиторах (где, к примеру, маленький Моцарт импровизирует на заданный мотив и др. [35; 36; 37; 38; 39; 40]); продумы-вались алгоритмы включения элементов щ! европейских и восточных методов, рассмотренных выше.

План занятия являлся динамической единицей, подлежащей мгновенной коррекции, исходя из пристального наблюдения за психофизиологическим состоянием ученика. Помимо наблюдения за мимикой, осанкой, качеством ответных реакций для тестирования данного состояния, а также при необходимости снятия усталости использовались элементы западноевропейских и восточных методик с разнообразными методами включения двигательной, речевой и других видов активности. К примеру, предлагался вариант речитации ритмоблока, активное слушание разучиваемого произведения с включением манипуляций

с предметами, «телесной музыки», рисования музыкограмм.

В качестве одного из основных методов повышения уровня психической активности учеников использовалась импровизация, которая являлась константной единицей на разных этапах занятия -в начале, в конце, после разучивания нового материала, после исполнения с допущенными случайными ошибками, забывания текста. Импровизация в формах, доступных каждому ученику (основная идея системы Schulwerk К. Орфа) [7], при обучении игре на инструменте является незаменимым методом преодоления напряжения, снятия эмоции страха, повышения самооценки, укрепления веры в свои потенциальные возможности. В условиях дистанционного обучения её роль ещё более возрастает. Приведём примеры видов импровизации, активно использованных автором настоящей статьи в практике обучения игре на фортепиано в режиме онлайн.

1. Ладовая импровизация на чёрных клавишах (свободная, по заданному педагогом алгоритму). Пентатонический лад очень удобен для самовыражения обучающихся разных уровней владения инструментом, включая начальный. Данная идея лежит в основе подхода к элементарному музицированию К. Орфа, учебных курсов джазовой импровизации, активно применяется некоторыми педагогами в практике преподавания фортепиано в очном режиме. К примеру, на веб-уроках В. Р. Каменского последовательно представлены виды ладовой импровизации на фортепиано от простого к сложному с музыковедческими комментариями педагога [41].

2. Ладовая импровизация на чёрных клавишах в восточном стиле. Предлагалось озвучить просмотренный видеосюжет «живого пейзажа», к примеру, китайского

традиционного сада, японского сада камней, парка с цветущей сакурой и т.д.

3. Ладовая импровизация на чёрных клавишах - сопровождение звучания восточного инструмента. Автор настоящей статьи успешно проводил такого рода занятия, играя на японской традиционной флейте сякухачи, другие варианты инструментов (включая ударные разных традиций) предлагались в видеозаписи.

4. Ладовая импровизация на чёрных клавишах в стиле композиторской музыки ХХ-ХХ1 века, поиск совместно с педагогом неожиданных музыкальных решений с разными вариантами фактуры, динамических планов после просмотра соответствующих видеофильмов.

5. Ритмическая импровизация, ритмические игры с использованием индийского метода коппако\, содержательная характеристика которого приведена выше в настоящей статье. Пример речитаций в стиле коппако1 представлен, к примеру, в видеозаписи веб-урока Б. Схимпелсбергера, демонстрирующего основы данного метода [42].

6. Импровизация на заданный мотив в тональности разучиваемого произведения. Перед импровизацией детям предлагались фрагменты художественных видеофильмов, в которых аналогичное задание получали композиторы-классики.

7. Импровизация в стиле разных жанров танцевальной музыки (вальса, польки, старинных танцев), соответствующих актуальному для разучивания репертуару.

8. «Досочинение» разучиваемого музыкального произведения - творческий диалог ученика с композитором. Практика такого вида импровизации особенно важна для преодоления у обучающихся страха ошибки, провала в памяти, влекущего остановку звучания произведения, что актуально не только для занятий в классе, но и для экзаменационных, концертных выступлений. Данный вид импровизации постепенно формирует на уровне подсознания защитный механизм психики, устойчивый стереотип выхода из критической ситуации.

Заключение

В практике обучения детей в режиме онлайн мы пришли к выводу, что чем меньше выражены параметры музыкальных способностей обучающихся, тем более разнообразными должны быть методы активной деятельности на занятии, продуманы алгоритмы их чередования с учётом индивидуальных особенностей психики обучающихся. Это позволит сделать процесс формирования тех или иных навыков увлекательным, как будто бы незаметным для ученика, сохраняя оптимальный уровень его психической активности. В настоящей статье рассмотрены варианты использования мировых методик музыкального обучения, которые могут быть отправной точкой педагогического творчества в данном направлении.

73

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Глоссарий по политической психологии / под ред. Ольшанского Д. В. М.: РУДН, 2003. URL: https://www.psyoffice.ru/6-8-aktivnost-psihicheskaja.htm (дата обращения: 17.09.2021).

2. Шапарь В. Б., Россоха В. Е., Шапарь О. В. Новейший психологический словарь / под ред. Шапаря В. Б. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 806 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Менделевич В. Д. Психология состояний: Учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности ВПО 030301 «Психология» / под ред. А. О. Прохорова. М.: Когито-Центр, 2011. 624 с.

76

4. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика - XXI, 2001. 248 с.

5. Frazee Jane. Orff Schulwerk Today: Nurturing Musical Expression and Understanding (Education). New York: Publisher Schott, 2007, 255 p. (на английском языке).

6. Goodkin Doug. Play, Sing and Dance. New York: Publisher Schott, 2004. 208 p. (на английском языке).

7. Kotzian Rainer. Orff-Schulwerk. Rediscovered: Music and Teaching Models. Book/DVD. New York: Publisher Schott, 2018. 132 p. (на английском языке).

8. Szonyi Erzsébet. Kodalys Principles in Practice. An Approach to Music Education through the Kodaly Method. Budapest: Musica Editio, 2013. 86 p. (на английском языке).

9. Cándida Oliveira. Graça, Boal-Palheiros. Musicar Wuytack: Avaliaca o de um projeto de // Atas I Jornadas em Estudosda Criança. Braga: Universidade do Minho, Instituto de Educaçao, Centro de Investigaçaoem E studos da Criança, 2017, pp. 98-118 (на испанском языке).

10. Suzuki Shinichi. Ability Development from Age Zero (Suzuki Method International S). Miami, Florida: Alfred Music,1981. 112 p. (на английском языке).

11. Filz Richard. Body Percussion Sounds and Rhythms: A Comprehensive Training System, Book / DVD. Miami, Florida: Alfred Music, 2015. 999 p. (на английском языке).

12. Tuncer Ediz Toksoy. URL: https://www.youtube.com/channel/UCO_BmNo8MApdJZGTYfK9kSg. (дата обращения: 17.09.2021) (на турецком языке).

13. Valentina Lotero Merino. URL: https://www.youtube.com/c/ValentinaLoteroMerino_Chiquilladas (дата обращения: 17.09.2021) (на испанском языке).

14. María José Sánchez Parra. URL: https://www.youtube.com/channel/UC5Q0XxBPi41WtXheh 6Pqybg (дата обращения: 17.09.2021) (на испанском языке).

15. Тютюнникова Т. Э. Развитие креативности дошкольников через элементарное музицирование. Издательство БИНОМ, Лаборатория знаний. URL: https://www.youtube.com/watch?v= olRTl0bc6bc (дата обращения: 17.09.2021).

16. Naranjo Romero Javier Francisco. Science &Art of Body Percussion: A Review // Journal of Human Sport & Exercise. Vol. 8, №. 2, 2013. Pp. 442-457 (на английском языке).

17. Naranjo Romero Javier Francisco. Percusión Corporal Endiferentes Culturas (Body Percussion in Different Cultures) // Journal Música y Educación (Music and Education). V. 76. 2008. Pp. 4696 (на английском языке).

18. Iemoto. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Iemoto (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

19. Gurukula. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Gurukula (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

20. Гвоздевская Г. А. Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-ми-ровоззренческих традиций периодов Древности и Средневековья (на материале Индии, Китая, Японии) / Монография. М.: МосГУ 2013. 129 c.

21. Гвоздевская Г. А. Традиционное обучение игре на музыкальных инструментах в Японии // Вестник кафедры Юнеско «Музыкальное искусство и образование». 2013. № 3. C. 117-123.

22. Isler Todd. You Can Ta Ka Di Mi This!: Improve & Expand Your Rhythmic Sense and Precision. London: Publisher Gerard Sarzin, 2005. 80 p. (на английском языке).

23. Nelson David P. Solkattu Manual: An Introduction to the Rhythmic Language of South Indian Music, Middletown: Wesleyan University Press, 2008. 150 p. (на английском языке).

24. Rhythm one. URL: https://www.rhythm-one.com/de/ (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

25. Marcha Turca de Mozart. Body Percussion. Richard Filz. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=0PMOOYSW1tw (дата обращения: 17.09.2021) (на испанском языке).

26. PERCUSION CORPORAL CAN CAN. BODY PERCUSSION. Richard Filz. URL: https://www. youtube.com/watch?v=y7V-pyb79fY (дата обращения: 17.09.2021) (на испанском языке).

27. DIS Doha Body Percussion Projekt - Beethoven "Deutscher Tanz". URL: https://www.youtube. com/watch?v=Bzlg1ZLoDGo (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

28. Bach - Badinerie (Body Percussion Playalong). URL: https://www.youtube.com/watch?v= 1X90l4fiTTU (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

29. Juego "Marcha turca" W. A. Mozart. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2iGdXXYIH-c (дата обращения: 17.09.2021) (на испанском языке).

30. Tritsch-Tratsch-Polka Johann Strauss II. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MWbzRP5gJw4 (дата обращения: 17.09.2021) (на испанском языке).

31. Visual Musical Patterns for Kids (Tritsch-Tratsch-Polka, Strauss). URL: https://www.youtube. com/watch?v=PXsHgX1w4Rs (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

32. Partituras Gráficas (Polka TritschTratsch) Cover. URL: https://www.youtube.com/watch?v= atVxveizPd4 (дата обращения: 17.09.2021) (на испанском языке).

33. MUSICOGRAMA 5aSinfonia, Allegro con brio (L. V. Beethoven). URL: https://www.youtube. com/watch?v=TQgH_Z9n1ss (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

34. Müzikogram/Musicograma-Dance of Hours. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9uxMVo f48KY (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

35. Distraction: Elephant Plays Blues Piano. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IMIWE2hryZc (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

36. Beethoven "Moonlight Sonata" for Old Elephant. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_ 4AcjvsVn5k (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

37. M. Piecaitis: Catcerto. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zmLuEkpij5E (дата обращения: 17.09.2021) (на сербском языке).

38. I Taught My Dog to Play the Piano. URL: https://www.youtube.com/watch?v=sLZuBrZ1DsY (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

39. Chicken Plays Operatic Aria on Piano Keyboard. URL: https://www.youtube.com/watch?v=cFYx Rp9K9L4 (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

40. Маленький Моцарт при императорском дворе. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=DkQGWGLiVJg (дата обращения: 17.09.2021).

41. Вадим Каневский. Ладовая импровизация. URL: https://www.youtube.com/watch?v=l1W24NV bWnc&t=1808s (дата обращения: 17.09.2021).

42. Why Learn Konnakol? (Indian Rhythm Language). URL: https://www.youtube.com/watch?v= BlJWl6PGFMA (дата обращения: 17.09.2021) (на английском языке).

77

Поступила 17.09.2021, принята к публикации 27.09.2021.

Об авторе:

Гвоздевская Галина Анатольевна, преподаватель фортепиано, концертмейстер Государственной школы искусств имени Й. Лабицкого (ул. Школни, 338, Бечов-над-Теплоу, Чехия, 36464), внештатный преподаватель кафедры музыкального образования и музыкальной культуры Западночешского университета (ул. Клатовска, 51, Пльзень, Чехия, 30100), кандидат педагогических наук, ongaku3@mail.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

78

REFERENCES

1. Glossary of Political Psychology. Ed. By Olshansky D. V. Moscow: RUDN Publ., 2003. Available at: https://www.psyoffice.ru/6-8-aktivnost-psihicheskaja.htm (accessed: 17.09.2021) (in Russian).

2. Shapar V. B., Rossokha V. E., Shapar O. V. Novejshij psikhologicheskij slovar' [The Newest Psychological Dictionary]: Ed. by Shapar V. B. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2009. 806 p. (in Russian).

3. Mendelevich V. D. Psikhologiya sostoyanij [Psychology of States]. A Textbook for University Students Studying in the Specialty 030301 "Psychology". Edited by A. O. Prokhorov. Moscow: Kogito-Centre Publ., 2011. 624 p. (in Russian).

4. Jacques-Dalcroze E. Ritm [Rhythm]. Moscow: Klassika-XXI Publ., 2001. 248 p. (in Russian).

5. Frazee Jane. Orff Schulwerk Today: Nurturing Musical Expression and Understanding (Education). New York: Publisher Schott, 2007, 255 p.

6. Goodkin Doug. Play, Sing and Dance. New York: Publisher Schott, 2004. 208 p.

7. Kotzian Rainer. Orff-Schulwerk. Rediscovered: Music and Teaching Models. Book & DVD. New York: Publisher Schott, 2018. 132 p.

8. Szonyi Erzsébet. Kodalys Principles in Practice. An Approach to Music Education through the Kodaly Method. Budapest: Musica Editio, 2013. 86 p.

9. Cándida Oliveira. Graça, Boal-Palheiros. Musicar Wuytack: Avaliaca o de um projeto de. Atas I Jornadas em Estudosda Criança. Braga: Universidade do Minho, Instituto de Educaçao, Centro de Investigaçaoem E studos da Criança, 2017, pp. 98-118 (in Spanish).

10. Suzuki Shinichi. Ability Development from Age Zero (Suzuki Method International S). Miami, Florida: Alfred Music,1981. 112 p.

11. Filz Richard. Body Percussion Sounds and Rhythms: A Comprehensive Training System, Book & DVD. Miami, Florida: Alfred Music, 2015. 999 p.

12. Tuncer Ediz Toksoy. Available at: https://www.youtube.com/channel/UCO_BmNo8MApdJZGTY fK9kSg. (accessed: 17.09.2021) (in Turkish).

13. Valentina Lotero Merino. Available at: https://www.youtube.com/c/ValentinaLoteroMerino_ Chiquilladas (accessed: 17.09.2021) (in Spanish).

14. María José Sánchez Parra. Available at: https://www.youtube.com/channel/UC5Q0XxBPi41WtX heh6Pqybg (accessed: 17.09.2021) (in Spanish).

15. Tyutyunnikova T. E. Razvitie kreativnosti doshkol'nikov cherez elementarnoe muzitsirovanie. Izdatelstvo BINOM, Laboratoriya znanij [The Development of Creativity of Preschoolers through Elementary Music Making. Publishing House "BINOM", Knowledge Lab]. Available at: https:// www.youtube.com/watch?v=olRTl0bc6bc (accessed: 17.09.2021) (in Russian).

16. Naranjo Romero Javier Francisco. Science &Art of Body Percussion: A Review. Journal of Human Sport & Exercise. 2013, vol. 8, no. 2, pp. 442-457.

17. Naranjo Romero Javier Francisco. Percusión Corporal Endiferentes culturas (Body Percussion in Different Cultures). Journal Música y Educación (Music and Education). V. 76. 2008. Pp. 46-96.

18. Iemoto. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Iemoto (accessed: 17.09.2021).

19. Gurukula. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Gurukula (accessed: 17.09.2021).

20. Gvozdevskaya G. A. Muzykal'noe vospitanie v stranakh Vostoka v kontekste filosofsko-mirovozzrencheskikh traditsij periodov Drevnosti i Srednevekov'ya (na materiale Indii, Kitaya, Yaponii) [Musical Education in the Countries of the East in the Context of Philosophical and Ideological Traditions of the Periods of Antiquity and the Middle Ages (Based on the Material of India, China, Japan)]. Monograph. Moscow: Moscow State University Publ., 2013. 129 p. (in Russian).

21. Gvozdevskaya G. A. Traditional Learning to Play Musical Instruments in Japan. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Art and education". 2013, no. 3, pp. 117-123 (in Russian).

22. Isler Todd. You Can Ta Ka Di Mi This!: Improve & Expand Your Rhythmic Sense and Precision. London: Publisher Gerard Sarzin, 2005. 80 p.

23. Nelson David P. Solkattu Manual: An Introduction to the Rhythmic Language of South Indian Music, Middletown: Wesleyan University Press, 2008. 150 p.

24. Rhythm one. Available at: https://www.rhythm-one.com/de/ (accessed: 17.09.2021).

25. Marcha Turca de Mozart. Body Percussion. Richard Filz. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=0PM00YSW1tw (accessed: 17.09.2021) (in Spanish).

26. PERCUSIÓN CORPORAL CAN CAN. BODY PERCUSSIÓN. Richard Filz Available at: https:// www.youtube.com/watch?v=y7V-pyb79fY (accessed: 17.09.2021) (in Spanish).

27. DIS Doha Body Percussion Projekt - Beethoven "Deutscher Tanz". Available at: https://www. youtube.com/watch?v=Bzlg1ZLoDGo (accessed: 17.09.2021).

28. Bach - Badinerie (Body Percussion Playalong). Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=1X90l4fiTTU (accessed: 17.09.2021).

29. Juego "Marcha turca" W. A. Mozart. Available at: https://www.youtube.com/watch?v= 2iGdXXYIH-c (accessed: 17.09.2021) (in Spanish).

30. Tritsch-Tratsch-Polka Johann Strauss II. Available at: https://www.youtube.com/watch?v= MWbzRP5gJw4 (accessed: 17.09.2021) (in Spanish).

31. Visual Musical Patterns for Kids (Tritsch-Tratsch-Polka, Strauss). Available at: https://www. youtube.com/watch?v=PXsHgX1w4Rs (accessed: 17.09.2021).

32. Partituras Gráficas (Polka TritschTratsch) Cover. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=atVxveizPd4 (accessed: 17.09.2021) (in Spanish).

33. MUSICOGRAMA 5th Symphonie, Allegro con brio (L. V. Beethoven). Available at: https://www. youtube.com/watch?v=TQgH_Z9n1ss (accessed: 17.09.2021).

34. Müzikogram/Musicograma-Dance of Hours. Available watch?v=9uxMVof48KY (accessed: 17.09.2021).

35. Distraction: Elephant Plays Blues Piano. Available watch?v=IMIWE2hryZc (accessed: 17.09.2021) .

36. Beethoven "Moonlight Sonata" for Old Elephant. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=_4AcjvsVn5k (accessed: 17.09.2021).

37. M. Piecaitis: Catcerto. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=zmLuEkpij5E (accessed: 17.09.2021) (in Serbian).

38. I Taught My Dog to Play the Piano. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=sLZuBrZ1DsY (accessed: 17.09.2021).

39. Chicken Plays Operatic Aria on Piano Keyboard. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=cFYxRp9K9L4 (data obrashcheniya 17.09.2021).

40. Malen'kij Moczart pri imperatorskom dvore [Little Mozart at the Imperial Court]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=DkQGWGLiVJg (accessed: 17.09.2021) (in Russian).

41. Vadim Kanevsky. Ladovaya improvizatsiya [Vadim Kanevsky. Fret Improvisation]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=l1W24NVbWnc&t=1808s (accessed: 17.09.2021) (in Russian).

42. Why Learn Konnakol? (Indian Rhythm Language). Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=BlJWl6PGFMA (accessed: 17.09.2021).

at: https://www.youtube.com/

79

at: https://www.youtube.com/

Submitted 17.09.2021; revised 27.09.2021.

About the author:

Galina A. Gvozdevskaia, Piano Teacher, Accompanist at the State School of Arts named after J. Labitsky (Shkolni St., 338, Becov nad Teplou, Czech Republic, 36464), Visiting Professor of the Department of Music Education and Musical Culture at the University of West Bohemia (Klatovska St.,51, Plezn, Czech Republic, 30100), PhD in Pedagogical Sciences, ongaku3@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.