Научная статья на тему 'Методы оценки влияния инфляции на производственные и финансовые результаты деятельности предприятий'

Методы оценки влияния инфляции на производственные и финансовые результаты деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2156
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНФЛЯЦИИ / EVALUATION METHODS IN-INFLATION / ИНДЕКСЫ ЦЕН / PRICE INDICES / ФАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS / ACTUAL RESULTS OF RE-OPERATIONS / ACTUAL FIGURES RESULT-TATS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Галина Николаевна, Бородкина Я.В.

В статье рассматриваются проблемы оценки влияния инфляции на производственную деятельность предприятий. Предлагается подход, при котором используются различные индексы цен при оценке реальных показателей производственных и финансовых результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR ASSESSING THE IMPACT OF INFLATION ON OPERATING AND FINANCIAL PERFORMANCE OF ENTERPRISES

The article deals with the problem of assessing the impact of inflation on the production activities of enterprises. An approach is proposed, which uses a variety of price indices in assessing the real indicators of production and financial results

Текст научной работы на тему «Методы оценки влияния инфляции на производственные и финансовые результаты деятельности предприятий»

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИНФЛЯЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Г.Н. Чернышева, канд. экон. наук, доцент, Я.В. Бородкина, студент

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматриваются проблемы оценки влияния инфляции на производственную деятельность предприятий. Предлагается подход, при котором используются различные индексы цен при оценке реальных показателей производственных и финансовых результатов

Инфляция - многомерный процесс, формирующийся в результате взаимодействия множества различных рыночных факторов и характеризуется обесцениванием национальной денежной единицы и общим повышением уровня цен. Предприятия, как основные субъекты рыночных отношений, неизбежно оказываются под влиянием инфляции, которая затрагивают все аспекты хозяйственной деятельности. Поскольку инфляционный фон существенно искажает оценку производственных и финансовых результатов предприятия, инфляция является дестабилизирующим фактором производственно-хозяйственной деятельности.

Под воздействием инфляции снижается покупательная способность денежных активов предприятия, замедляется динамика деловой активности, ухудшаются текущее финансовое состояние и инвестиционные возможности, а следовательно, уменьшается эффективность предпринимательской деятельности.

В связи с вышеизложенным, анализ инфляции остается одной из важных проблем, о чем свидетельствует значительное количество научных публикаций по различным проблемам инфляции в России и за рубежом.

Специфика изучения влияния инфляции связана с тем, что ее оценка осуществляется через систему показателей, отражающих "уровень" инфляции косвенным методом, на основе индексов цен.

С методической точки зрения, в настоящий момент времени, оценку инфляции проводят с применением агрегатных индексов цен: индекса Пааше и индекса Ласпейреса. Оба этих индекса не лишены недостатков:

1) Соизмерителем динамики цен в индексе Пааше выступает физический объем произведенной продукции, фиксируемый на текущем уровне.

где рьро - соответственно цена товаров и услуг в текущем и базисном периодах; - количество товаров и услуг в текущем периоде.

С одной стороны - это является правилом построения всех агрегатных индексов, но с другой стороны, существенная взаимосвязь между ценой и количеством продукции в условиях инфляции искажает величину ее темпа роста.

2) Индекс Ласперейса нарушает правила построения агрегатных индексов вследствие фиксации объема продукции на базисном уровне, но в тоже время по фиксированному набору продукции и услуг дает более точную динамику цен.

где - количество товаров и услуг в базисном периоде.

Проблема использования индекса Ласпейреса сводится к субъективному определению набора фиксированных товаров и услуг по которому оценивается изменение цен. Например, для оценки официального уровня инфляции фиксированный набор товаров и услуг в форме потребительской корзины является до сих пор в России более политическим фактором нежели экономическим.

В научном мире были предприняты попытки совмещения достоинств и недостатков указанных индексов. Это привело к появлению еще двух индексов: индекса Маршала и индекса Фишера.

В индексе Маршала соизмерителем цен предлагается средняя арифметическая из текущего и базисного количества товаров и услуг

В индексе Фишера рассчитывается средняя геометрическая из индекса Пааше и индекса Ласпейреса

На наш взгляд, использование индексов Маршала и Фишера в оценке влияния инфляции на производственную деятельность предприятий, только усложняет расчёты не устраняя при этом, недостатки индексов Пааше и Ласпейреса.

Тем не менее, при анализе проблем, связанных с обеспечением производственных результатов и финансовой устойчивости предприятий в условиях инфляции, необходимо исходить из принципа приоритетности макроэкономических условий, или из принципа приоритетности внешней среды. Это связано, по нашему мнению, с тем, что производственный результат предприятий, в конечном итоге, оценивается во внешней среде, покупателями. И критерием такой оценки выступает цена.

Инфляция, определяемая как всеобщий рост цен, оборачивается для предприятия как бы независящим от него самого, объективно заданным условием, к которому оно должно приспосабливаться в своей финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому, задача статистического анализа на уровне предприятия должна состоять в выявлении, оценке и определении тенденций инфляционных процессов, измерении влияния инфляции на финансовое состояние и производственные результаты предприятий.

Уровень инфляции для каждого предприятия носит индивидуальный характер, поскольку предприятия использует индивидуальный набор сырьевых ресурсов и предлагает рынку индивидуальный ассортиментный набор продукции.

Поэтому, при измерении влияния инфляции на финансовые и производственные результаты деятельности предприятий необходимо исходить, в первую очередь, из объема и структуры их доходов и расходов, потребляемых ресурсов.

Для проведения расчетов по измерению влияния инфляции на результаты деятельности предприятий целесообразно использовать показатели:

- валовой выпуск произведенной продукции, работ и услуг (для промышленности валовая продукция);

- себестоимость реализованной продукции по основным ее элементам (материальные затраты, оплата труда, амортизация);

- стоимость активов предприятий на конец года (оборотных и внеоборотных активов);

- стоимость основных производственных фондов на начало и конец периода;

- объем капитальных вложений.

Все перечисленные показатели в обычно определяются на всех предприятиях в фактических (текущих) ценах отчетного периода, на их основе них рассчитываются показатели прибыли, рентабельности и эффективности производства, а также факторы, влияющие на их изменение.

Для определения уровня изменения цен в производственной сфере и в сфере конечного потребления используются следующие категории индексов цен:

- индексы цен на капитальные вложения;

- индексы цен производителей (оптовых цен) на промышленную продукцию;

- индексы средних цен на сельскохозяйственную продукцию;

- индексы потребительских цен;

- индексы средней номинальной заработной платы;

- индексы цен внешней торговли (импорт-экспорт);

Техника статистического анализа влияния инфляции состоит в определении реальных значений показателей путем деления величины каждого показателя в фактических ценах отчетного периода на соответствующий индекс цен. В результате, определяется величина данного показателя в базисных ценах. Рассчитанные таким образом показатели отражают их реальное значение, без влияния инфляции.

Факторный анализ влияния инфляции на показатели предприятия можно проводить на основе сравнения номинальных (в фактических ценах) и реальных значений показателей .

При этом, для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятий нами предлагается выделять четыре группы индексов инфляции, которые применяются в расчетах:

1) индекс «цен реализации» для оценки объемов производства и реализации продукции (товаров и услуг), производимых предприятием;

2) индекс «цен по производственной корзине» для оценки материальных затрат. Мы предлагаем ввести понятие «производственной корзины» по аналогии с «потребительской корзиной» При этом, под «производственной корзиной» будем понимать набор сырьевых ресурсов, приобретаемых предприятием;

3) индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений (индекс переоценки основных фондов) для оценки амортизационных отчислений;

4) официальный индекс инфляции для оценки изменения оплаты труда.

Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре выпускаемой продукции и затрат потребляемых ресурсов.

Сам факторный анализ влияния инфляции следует проводить таким образом:

1) Влияние изменения цен на стоимость продукции товаров и услуг предприятий. Пересчитывается в постоянные цены объем выручки от реализации путем деления данного показателя в фактически действующих ценах в отчетном периоде на индекс цен продукции предприятий. Разница между стоимостью выручки в фактических и постоянных ценах будет определять размер влияния инфляции на данный показатель.

2) Изменение себестоимости продукции под влиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимости продукции, (работ и услуг): материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты.

Все эти элементы переоцениваются в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен.

Определяется разница между объемом данных затрат в фактических и постоянных ценах, которая

характеризует влияние инфляции на данные показатели.

В таблице показана практика применения методики расчета влияния инфляции на разные показатели деятельности ПАО «Электросигнал»:

1) индекс изменения " цен реализации" для продукции (товаров и услуг), производимых предприятием:

11=4049520/3153969=1,28;

2) индекс изменения " цен по производственной корзине " для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием:

12=2613877/1622885=1,61;

3) индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке:

13=927960/855394=1,08;

4) индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией:

14=857310/762613=1,12.

Показатели, отражающие финансовое состояние предприятия с учетом и без учета инфляции

Показатели Номинальная (фактическая) величина показателя Метод пересчета Реальная величина показателя (без учета инфляции)

Выручка от реализации про- 3305333 3305333/1,28 2582291

дукции, работ,услуг

Материальные затраты, вклю- 1998002 1998002/1,61 1240995

чаемые в себе-

стоимость продукции

Амортизационные отчисления 59331 59331/1,08 54936

Зарплата с начислениями, 857310 857310/1,12 765455

включаемая в себестоимость

Себестоимость реали-зованной 2914643 2061386

продукции

Прибыль от реализации про- 390690 520905

дукции, работ,услуг

Валовая прибыль 390690 520905

Нематериальные активы 1332116 1332116/1,08 1233441

Материальные активы 1335246 1335246/1,28 1043161

Денежные средства и дебитор- 931804 931804/1,28 727972

ская задолженность

Общая стоимость активов 3599166 3004574

предприятия

Рентабельность общей 12,93 17,33

стоимости активов,%

Рентабельность стои-мости 26,57 35,53

собственного

капитала, %

В результате воздействия инфляционных факторов рентабельность общей стоимости активов предприятия увеличилась на 20 %, коэффициент инфляционного роста составил 1,2. Особенно существенно

инфляционные факторы повлияли на себестоимость реализованной - коэффициент инфляционного роста достиг 1,4.

Изложенный выше метод анализа влияния инфляции на производственные и финансовые результаты деятельности предприятий имеет широкий круг применения.

Разработанная методика анализа и оценки влияния инфляции носит комплексный характер, поскольку может использоваться по всей совокупности показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.

Таким образом, применение статистических методов в сочетании с традиционными подходами экономического анализа может существенно расширить возможности аналитического исследования влияния инфляционных процессов на экономику отдельных предприятий.

Литература

1. Давыдова, Л.В. Финансовые последствия инфляции в анализе и оценке финансовых результатов деятельности промышленного предприятия [Текст] / Л.В. Давыдова, Д.А. Федин // Научные ведомости БелГУ. - Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2011. - № 13-1 (108). - С. 84-89.

2. Статистика уровня инфляции в России [Электронный ресурс] режим доступа http://bhom.ru/ тПа-йоп/гш/

3. Ершов, Э. Б. Ситуационная теория индексов цен и количеств [Текст] / Э. Б. Ершов. - М.: РИОР; Инфра-М, 2012. - 420 с.

4. Изюмова, Е Н Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Изюмова и др. -2 изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 313 с.

5. Жуков, Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Н. Д. Эриашвили; под ред. Е. Ф. Жукова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 783 с.

6. Савицкая, Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты [Текст]: монография / Г.В. Савицкая. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

® 8(473)243-76-67

Ключевые слова: инфляция, методы оценки инфляции, индексы цен, фактические показатели результатов деятельности, реальные показатели результатов деятельности, факторный анализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.