которые уже успели оценить различные мероприятия. В этом есть свой минус - в системе должно быть достаточно пользователей и данных об их оценках мероприятий, а также должна быть какая-то мотивация для проставления данных оценок, ведь пользователи часто не видят смысла в проставлении оценки мероприятию. Последняя фильтрация, освещенная в данной статье - контекстная фильтрация, является самой сложной в реализации, однако также её можно назвать и самой эффективной. Данная фильтрация способна работать в системах, где пользовательская база совсем небольшая, а также позволяет не отвлекать пользователя, задавая различные вопросы о его предпочтениях. Контекстная фильтрация анализирует то, как пользователь ведет себя на портале с афишей, и на основании полученных данных система может давать различные рекомендации.
Литература
1. Парамонов С. Пишем простую систему рекомендаций на примере Хабра. [Электронный ресурс]. 18.07.2014. Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/230155/ (дата обращения: 23.01.2017).
2. Тим Джонс М. Рекомендательные системы: Часть 1. Введение в подходы и алгоритмы. [Электронный ресурс]. 29.04.2014. Режим доступа: https://www.ibm.com/developerworks/ruЛibrary/os-recommender1/ (дата обращения: 23.01.2017).
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ
АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 1 2 Васенин А. С. , Шумков А. Г.
1Васенин Александр Сергеевич - магистрант;
2Шумков Арсений Геннадьевич - магистрант, кафедра автомобилей и технологических машин, автодорожный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь
Аннотация: оперативная проверка степени заряженности аккумуляторных батарей является перспективным направлением развития системы бортовой диагностики автомобиля. Она позволит контролировать состояние батареи во время каждого запуска и своевременно определить критическое значение заряда, при котором двигатель может не запуститься при низкой температуре окружающего воздуха. Вместе с тем контроль степени заряженности аккумуляторной батареи можно осуществить разными методами, которые рассмотрены в нижеприведенной статье.
Ключевые слова: разряд аккумулятора, напряжение разомкнутой цепи, ареометр.
Первый метод проверки степени заряженности аккумуляторной батареи автомобиля - измерение времени разряда аккумуляторной батареи при постоянной, максимально допустимой для данного источника тока, нагрузке. Метод основан на измерении разрядного тока и времени, за которое осуществляется разряд до предельно допустимого значения тока, характеризующего полный разряд данной аккумуляторной батареи.
Основным достоинством является отражение самой сути параметра «номинальная емкость аккумуляторной батареи» - величина отдаваемого заряда при 20-часовом режиме разряда до минимально допустимого напряжения, при котором не происходит сульфатации пластин.
Недостатки этого метода: продолжительность измерения, полная разрядка аккумуляторной батареи, после чего требуется ее зарядка - как следствие, измеряется емкость аккумулятора, которую он имел до начала проверки заряженности. Наибольшее применение такой метод получил при производстве аккумуляторных батарей для контроля соответствия партии установленным требованиям ГОСТ Р 53165-2008.
Вторым методом проверки степени заряженности стартерной аккумуляторной батареи автомобиля может служить оценка значения напряжения разомкнутой цепи (НРЦ). Напряжение разомкнутой цепи - это напряжение, которое может быть зафиксировано и определено вольтметром либо тестером между полюсными выводами аккумулятора [1].
Достоинством этого метода является оперативность получения значений. Недостатком же является малая зависимость НРЦ от степени заряженности аккумулятора - так, при НРЦ равным 12.7 В степень заряженности с равной вероятностью может быть 75% или 10%.
Такой диапазон значений обусловлен влиянием на степень заряженности значения концентрации электролита и его электропроводности.
Третьим методом проверки степени заряженности аккумуляторной батареи является измерение плотности электролита специальным прибором - ареометром. Для корректного измерения электролит должен иметь температуру от +20 до +30 градусов по Цельсию и необходим доступ к каждому аккумулятору аккумуляторной батареи.
Таким образом, если батарея считается необслуживаемой, т.е. не имеет пробок для восполнения электролита, воспользоваться этим методом не представляется возможным. Тем не менее, существуют патенты на конструкции, которые могут измерять плотность электролита в необслуживаемых стартерных батареях - в частности они представляют собой поплавок и датчик потенциометрического типа, внедренные в корпус аккумуляторной батареи. Однако при таком методе измерения необходимо знать температуру электролита, чтобы корректировать значения плотности с поправкой на температуру - таким образом, необходим датчик температуры. Соответственно использование такой схемы приведет к существенному удорожанию самой аккумуляторной батареи [1].
Четвертый метод измерения емкости аккумуляторной батареи - по отклику на тестовый сигнал прибора-анализатора. Сам прибор представляет собой модернизированную нагрузочную вилку, включающую в себя блок анализа сигнала, а так же передатчик собственно сигнала для анализа емкости аккумуляторной батареи. После подключения прибор подает на аккумуляторную батарею сигнал специальной формы, при этом по отклику аккумуляторной батареи прибор определяет площадь активной поверхности пластин, что характеризует его емкость. Кроме того, как и нагрузочная вилка, устройство может показать напряжение на полюсных выводах аккумулятора. К достоинствам относится оперативность контроля емкости аккумуляторной батареи, однако наиболее существенный недостаток - для точных показаний аккумуляторная батарея должна быть заряжена на сто процентов [2].
Пятый метод измерения емкости стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей - измерение внутреннего сопротивления аккумуляторной батареи посредством подачи тестового напряжения на разных частотах в период всей эксплуатации аккумуляторной батареи. Таким образом можно оценить остаточную емкость аккумуляторной батареи в любой момент времени. К их недостаткам относятся необходимость калибровки под конкретную аккумуляторную батарею, чувствительность к напряжению измеряемой аккумуляторной батареи и сложная математическая модель, что обуславливает возможность получения погрешности при определении емкости.
В данной статье рассмотрены методы определения заряженности стартерных аккумуляторных батарей. На автомобильном транспорте используются наиболее
15
простые методы определения степени заряженности аккумуляторных батарей, не требующие сложного программного обеспечения.
Литература
1. Аккумулятор на автомобиле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.avtomosopt.ru/accumulators/folder12/ (дата обращения: 21.07.2016).
2. Зарядка аккумулятора при высоких и низких температурах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hobbyarea.ru/artide_info.php?artides_id=120/ (дата обращения: 22.07.2016).
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН НА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТАХ
1 2 3
Кайбышев В. Р. , Магданова К. Р. , Салахов А. Х.
1Кайбышев Вадим Равилевич - студент;
2Магданова Карина Римовна - студент;
3Салахов Айдар Хадисович - студент, направление: специальные электромеханические системы, кафедра электромеханики, факультет авионики, энергетики и инфокоммуникаций, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
Аннотация: в статье приведены требования, предъявляемые к авиационным электрическим машинам, применяемые на летательных аппаратах. Выявлены мировые компании-лидеры в производстве авиационных электрических машин. Выявлены наиболее инновационные электрические машины, применяемые в авиации. Разобраны особенности конструктивного исполнения и характеристики высокотемпературных и высокоиндуктивных электрических машин. Проведен сравнительный анализ высокотемпературных и высокоиндуктивных электрических машин как наиболее перспективных для использования на летательных аппаратах. Ключевые слова: анализ, авиационные электрические машины, летательный аппарат, требования авиационных электрических машин, компании-лидеры, постоянный магнит, высокотемпературные и высокоиндуктивные электрические машины.
Требования к авиационным электрическим машинам (ЭМ) в первую очередь определяется типом летательного аппарата (ЛА), его функциональными возможностями и режимом выполнения им полетного задания.
Бывают ЛА:
- гражданские,
- боевые,
- пилотируемые,
- непилотируемые.
Для гражданских ЛА характерны следующие типы полетного задания: взлет, посадка, руление, полет ночью. Для боевых добавляются типы полетного задания, определенные спецификой самого ЛА.
Основные требования к авиационным ЭМ прописаны в ГОСТах и ОСТах, причем согласно этим требованиям каждая авиационная машина должна выдерживать 1,5 кратную перегрузку по току в течение 5 минут и двукратную в течение 5 секунд. Авиационная ЭМ согласно ОСТ 180800 должна быть полностью автономна, то есть не должна иметь отдельных возбудителей и прочих элементов, не входящих в ее конструкцию, но необходимую для ее работы. Авиационные ЭМ должны обладать