Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НПЗ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / АВАРИЙНЫЕ РАЗЛИВЫ / ВЗРЫВЫ / ОПО

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Игнатьева Л.И., Шарафутдинова Г.М., Барахнина В.Б.

В статье рассматриваются задачи обеспечения производственной безопасности на НПЗ, которые должны быть решены в процессе их проектирования, что должно обеспечить заданный уровень безопасности на этих опасных производственных объектах (ОПО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

подходах к мостовым сооружениям// Danish scientific journal №38/2020, Vol.1, ISSN 3375-2389, Kobenhavn V Denmark, 2020,- p. 3-7.

2. ПУМГК (BJBAUM) Прочно-упругая гранитно-мастичная композиция. ООО «Деформационные швы и опорные части» -http://www.dshoch.ru/DSOC/Perehodnaa_zona_PUGMK-BAUM.html.

3. Иванов Г.П., Еремеев А.В. Напряженно-деформированное состояние асфальтобетонных покрытий на мостовых сооружениях при сжатии от температурных деформаций // Прорывные научные исследования как двигатель науки нового времени. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции 25-26 ноября 2016 года, г. Санкт-Петербург. - СПб: Изд-во «КультИнформПресс», - с. 173-175.

4. Рекомендации по применению и монтажу конструкции деформационного шва системы «Торма Джойнт» в проезжей части автодорожных мостовых сооружений». СоюздорНИИ, 1998.

5. Иванов Г.П., Мухаметханов Р.И. Дорожная фреза для расшивки трещин в асфальтобетонных покрытиях. Патент на изобретение RU № 2439241 С2, МПК Е01С 23/09. 10.01.2012 Бюл. № 1.

6. Иванов Г.П., Иванова И.Н. Способ ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Патент на изобретение RU № 2270897, МПК Е01С 21/00. 27.02.2006 Бюл. № 6.

7. dshoch.ru/DSOC/Torma-dzoint.html (дата обращения: 27.02.2021 г.).

8. ettrilat.ru/content -/c1079pade1.html (дата обращения: 27.02.2021 г.).

9. stroycomplex-5/joints.php (дата обращения: 01.03.2021 г.).

© Иванов Г.П., Мухаметзянов И.Р., 2021

УДК 614.83

Игнатьева Л.И.

Магистр 2 курса УГНТУ, г.Уфа, РФ Шарафутдинова Г.М. к.т.н., доцент УГНТУ, г.Уфа, РФ Барахнина В.Б. к.т.н., доцент УГНТУ, г.Уфа, РФ

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ

НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

Аннотация

В статье рассматриваются задачи обеспечения производственной безопасности на НПЗ, которые должны быть решены в процессе их проектирования, что должно обеспечить заданный уровень безопасности на этих опасных производственных объектах (ОПО).

Ключевые слова

Безопасность, НПЗ, нефтепродукты, аварийные разливы, взрывы, ОПО.

Топливо-энергетический комплекс является базовой отраслью российской промышленности, обеспечивающей стабильность внешних и внутренних экономических процессов в стране. От уровня безопасности предприятий нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса зависит не только уровень экономической рентабельности, но и состояние окружающей среды и здоровье население близлежащих к предприятиям территорий.

Помимо регламентированных процедур оценки риска на предприятиях, связанных с опасными производственными факторами, может быть реализован другой подход к оценке риска возникновения аварийных ситуаций. Наиболее целесообразными в данном случае могут быть такие методы как: метод

расчета пожарного риска на основании преобразования Фурье, динамический подход к оценке риска на ОПО, метод Делфи (метод экспертных оценок), метод Байесовских сетей, внедрение трехступенчатой системы контроля пожарного риска. Каждый метод характеризуется определенной спецификой использования.

Алгоритм внедрения метода оценки пожарного риска на основании преобразования Фурье выполняется в соответствии с алгоритмом (рис. 1) [1].

Рисунок 1 - Алгоритм расчета пожарного риска на основании преобразования Фурье

Суть метода заключается в использовании сложных аналитических зависимостей, с помощью которых описываются различные тепловые, электрические процессы обмена энергией и которые служат для расчета возможных критических состояний при которых возможно возникновение аварийных взрывов.

Динамический подход оценки рисков возникновения аварийных ситуаций предполагает решение следующих задач: описание возможных сценариев развития аварийной ситуации, способы ее локализации или ликвидации, необходимые решения и вероятные исходы; расчет вероятности возникновения того или иного сценария как отдельного случайного события.

Метод Делфи представляет собой разновидность экспертного метода оценки рисков, ключевой особенностью которого выступает его управляемость и анонимность. Анонимность метода заключается в отсутствии физического контакта между экспертами, что позволяет избежать принятия группового решения, вследствие доминирования мнения лидера.

Ключевой особенностью метода Байесовских сетей является построение математической модели развития событий, связанных между собой общими связями.

Реализация трехступенчатой системы оценки риска предусматривает использование метода идентификации опасностей воздействующих на работающих и проектируемых предприятиях типа ИЛ20Я [2].

В российской Федерации наибольшее распространение получил специальный метод построения логического древа событий, который иллюстрирует все возможные сценарии развития опасной ситуации в зависимости от исходного опасного фактора.

Принимая решение о использовании того или иного метода оценки рисков развития аварийной ситуации на ОПО нефтеперерабатывающего комплекса необходимо исходить из того факта, что каждый метод требует модификации и доработки в рамках каждого отдельно взятого предприятия с учетом специфики его работы, расположения и других особенностей.

Список использованной литературы: 1. Колесников Е.Ю. Количественное оценивание неопределенности техногенного риска. Ч. 2 / Е.Ю.

Колесников // Проблемы анализа риска. -2013. - Т. 10. - № 3. - С. 8-31.

2. Лисанов М.В. Методическое обеспечение и проблемы анализа риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса / М.В. Лисанов, А.С. Печеркин, С.И. Сумской и др. // Вести газовой науки: Повышение надежности и безопасности объектов газовой промышленности. - М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2017. - № 1 (29). -С. 179-186

© Игнатьева Л.И., Шарафутдинова Г.М., Барахнина В.Б., 2021

УДК 536.212

Канарейкин А.И.

кан. техн. наук, доцент МГРИ, г. Москва, РФ

ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ПОЛЯ В ТВЭЛАХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ СЕЧЕНИЯХ

Аннотация

В статье производится анализ расчета температурного поля в твэле сферического, цилиндрического и эллиптического сечений с внутренним тепловыделением. При этом граничные условия являются граничными условиями первого рода. Решение приведены в соответствующих системах координат. При сопоставлении результатов, автором установлено, что перепад температур между центром твэла и поверхностью не зависит от граничных условий, а полностью определяется внутренним тепловыделением и коэффициентом теплопроводности материала. Что связано с тем, что граничные условия характеризуют лишь абсолютное значение температуры.

Ключевые слова

Температурное поле, твэл, теплопроводность, граничные условия, оператор Лапласа.

The unified approach to the thermal calculation of fuel elements of various nuclear systems is explained by the presence of internal heat release in them. The problem of determining the temperature fields in fuel rods is of independent interest and is also a preliminary stage of calculating the heat transfer process. The most typical geometry of fuel rods is a ball, cylinder, and ellipse with internal heat dissipation. A special place is occupied by long fuel rods with an elliptical cross-section. Their peculiarity is that by manipulating the change in the length of the semi-axes of the ellipse, it is possible to obtain accurate analytical solutions to stationary problems of thermal conductivity for a very wide range of shape changes: from a cylinder (the semi-axes of the ellipse are equal) to a thin plate (one of the semi-axes is significantly larger than the other).

The problems of calculating temperature fields in fuel rods of spherical and cylindrical cross-sections are well understood by the author [1, p. 56] in the presence of internal heat sources, and for the case of an elliptical cross-section, several works are devoted [2, p.74, 3, p. 230].

The determination of the fuel element temperature field is reduced to the solution of the stationary equation of thermal conductivity

AT + q = 0 (1)

Л

where: qv is the specific power of the internal source, X is the coefficient of thermal conductivity.

In the case of a ball-shaped fuel rod, the Laplace operator in a spherical coordinate system has the form

^T+2—(2)

dr r dr Л

for r=R T=Tr, the solution has the form

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.