Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ '

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ »

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2

Приложение

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ К ФРУСТРАЦИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Хакимов И.Р., Трусов H.A., Исмагилова Д.Р.

Казанский государственный медицинский университет. Казань, Республика Татарстан, россия Научный руководитель: Рябова Т. В. (канд. психол. наук, доцент)

Фрустрацией называется состояние человека, возникающее при невозможности реализации собственных потребностей по тем или иным причинам. Для будущего работника медицинской сферы необходимо иметь высокую толерантность к фрустрации, которая определяется адаптивными способностями индивидуума и наличием следующих механизмов: способность к замене средств достижения цели; способность к замене цели;

Также имеются и дезадаптивные механизмы: импунтивное реагирование и агрессия. Агрессия является естественным путем разрешения фрустрации и подразделяется на два типа: экстра-пунитивный (направленный на окружающую среду), интрапунитивный (направленный на себя). Импунтивное реагирование - отнощение к неудаче либо как к фатальному проишествию, либо исправимому со временем.

Цель работы: исследовать частоту встречаемых механизмов адаптации к фрустрации

Материалы и методы. Для исследования используется проективная методика исследования личности - PF-Study (Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга). Испытуемым предлагаются ситуационные рисунки с персонажами и предлагают поучаствовать в диалоге. В зависимости от ответов испытуемых определяется его адаптивность к фрустрации.

Полученные результаты: В исследовании участвовали 80 студентов 4 курса из разных медицинских университетов России. Среди 80 испытуемых лиц у 73 (91 %) определяются среднестатистические значения для групп здоровых лиц. У 4 испытуемых (5 %) определяется доминирование экстрапунитивных реакций. У 3 испытуемых (4 %) определяется доминирование интрапунитивных реакций.

Выводы. В результате проведенных исследований было выявлено, что студенты медицинских вузов в большей степени характеризуются адаптивным поведением, что, предположительно, является результатом правильного развития личности в период обучения в вузе, где, для нормального функционирования, необходима способность правильно организовывать и оценивать собственную деятельность. Оставшиеся 9 % процентов требуют отдельного тщательного анализа для предоставления объективных результатов.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Исмагилова Д.Р., Хакимов И.Р., Трусов H.A.

Казанский государственный медицинский университет. Казань, Республика Татарстан, россия Научный руководитель: Рябова ТВ. (канд. психол. наук, доцент)

Мотивационные конфликты характеризуются наличием нескольких векторов желаний и/или нежеланий, противопоставляемых друг другу. Согласно классификации К. Левина наблюдаются три основные схемы конфликтных ситуаций: сближение-сближение, сближение-избегание, избегание-избегание. Правильное понимание конфликта пациента позволяет провести наиболее точную диагностику и последующее лечение. Под термином «сближение» понимается желание достичь какой-либо цели, приносящей удовлетворение. Под термином «избегание» понимается желание избежать тех факторов, которые могут принести дискомфорт.

Данная тема актуальна в любой период времени. В каждом новом поколении сталкиваются консервативные устои прошлых поколений, чьими неотъемлемыми аспектами являются порицание

Неврология, нейрохирургия и вопросы психического здоровья

общества и самоотрицание (которые играют роль барьера, и в этом случае будут являться моментом «избегания») и собственные желания индивидуума, подкрепляемые веяниями реформаторств новых лет (момент «сближения»).

Цель работы: определить наиболее эффективные методы диагностики мотивационных конфликтов

Материалы и методы. Был проведен анализ медицинской литературы и методических рекомендаций. Проведено анкетирование 20 пациентов с наличием диагноза «невроз» и 20 человек без наличия признаков невроза. Исследуемы относились к одной возрастной (25-35 лет) и социальной группе.

Результаты. Наиболее объемлемыми методами диагностирования внутриличностных конфликтов являются интервьюирование и беседа. Но данные методы включают в себя субъективный фактор исследующего, что в практике врача должно максимально минимизироваться. В Российской практике профилактика минимизации таких факторов практически отсутствует: не разработаны методики предотвращения выгорания работников мед. сферы, отсутствует практика психологической переквалификации врачей психической сферы. Поэтому необходимы опорные методы диагностики - тестирования. Был проведен анализ тестирования по методике Клиник неврозов психоневрологических институтов Варшавы и Санкт-Петербурга (1992), в результате которого была получена 98 % специфичность тестов.

Выводы. Метод тестирования, особенно в скрининг-системе, является наиболее эффективным методом диагностики, но если говорить о полноценной диагностике, то тестирование невозможно без проведения беседы и интервьюирования, так как в данном вопросе необходимо учитывать многие, в том числе и социокультурные факторы.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ» В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Назарова М.Г., Хакимов И.Р., Исмагилова Д.Р.

Казанский государственный медицинский университет. Казань, Республика Татарстан, россия Научный руководитель: Рябова Т. В. (канд. психол. наук, доцент)

На основе жизненного опыта, опыта общения с медицинским персоналом ранее, культурных особенностей образуются паттерны отношения к врачам. Из-за многофакторности формирования данного отношения и, особенно, из-за многообразия его проявления со стороны пациента возникает частая проблема - невозможность установить эмоциональный контакт. Особенно часто с этой проблемой сталкиваются терапевты-выпускники.

В.А.Талышковым были выделены основные образы «идеального врача»: сопереживающий и недирективный (склонен к сочувствию и мягок в терапии); сопереживающий и директивный (склонен к сочувствию, но при этом способен заставить следовать указаниям); эмоционально-нейтральный и директивный (сдержан, не проявляет излишнюю эмпатию, уверен в себе). Данные образы также должны сочетаться с другими характеристиками врача: пол, возраст, личностные качества. Такое разнообразие характеристик требует формирования алгоритмов взаимодействия врача с пациентом.

Целью данной работы является сбор статистических данных для построения дальнейшего построения алгоритмов взаимодействия.

Материалы и методы. Проведено анкетирование 30 врачей-терапветов со стажем работы более 5 лет и 30 врачей со стажем работы менее 2 лет. Также проведено анкетирование суммарно 100 пациентов: по 20 пациентов на каждую возрастную группу: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, 50-60 лет, более 60 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.