Научная статья на тему 'Методы оценки износа пары цилиндр-поршневое кольцо в двигателях внутреннего сгорания транспортных и технологических машин'

Методы оценки износа пары цилиндр-поршневое кольцо в двигателях внутреннего сгорания транспортных и технологических машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
256
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРА ЦИЛИНДР-ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО / ИЗНОС / ФУНКЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / PAIR A CYLINDER PISTON RING / WEAROUT / DISTRIBUTION FUNCTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дзюбин Денис Вячеславович, Иванов Виктор Иванович

В статье показано влияние внешни! климатических условий эксплуатации на эффективность предпускового разогрева двигателей с учетом прогнозирования износов сопряжений пар цилиндр-поршневое кольцо; предложена методика hi определения вероятностными методами оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Дзюбин Денис Вячеславович, Иванов Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of wear-out assessmentfor cylinderpiston ring pair in internal combustion engines of transport and technological machines

In the article the influence of external climatic conditions of operation on the efficiency of engine prestarl heating is shown in the view of wear-out forecasting in cylinder piston ring pairs, the technique of its calculation by probability methods is offered

Текст научной работы на тему «Методы оценки износа пары цилиндр-поршневое кольцо в двигателях внутреннего сгорания транспортных и технологических машин»

УДК 621.43.016.4-57

Д. В. ДЗЮБИН В. И. ИВАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИЗНОСА ПАРЫ ЦИЛИНДР-ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН_________________________

В статье показано влияние внешних климатических условий эксплуатации на эффективность предпускового разогрева двигателей с учетом прогнозирования износов сопряжений пар цилиндр—поршневое кольцо; предложена методика их определения вероятностными методами оценки.

Кпючевые слова: пара цилиндр—поршневое кольцо, износ, функция распределения.

Выполнено и выполняется большое число исследований. которые проводятся и ходе стендовых испытаниях и в эксплуатационных условиях по изучению износа различных машин, их агрегатов, механизмов и узлов. При этом исследования выполняются для тех агрегатов и механизмов, которые оказывают наибольшее влияние на работоспособность машины. Изучается влияние факторов, определяющих интенсивность изнашивания, разрабатываются мероприятия по поиышению износостойкости, соответст-веннообеспечение ресурса механизмов и узлов, втом числе машины н целом.

Износ цилипдро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания транспортных и технологических машин может характеризоваться различной интенсивностью и различными формами шпор износе! в зависимости от теплового режима работы двигателя, условий смазки и ее фильтрации, втом числе качества очисти воздуха. Значительное влияние на износ деталей цилиндропоршневой группы оказываю! режимы работы двигателей 111, том числе п условиях зимней эксплуатации.

При благоприятных тепловых режимах работы двигателя, чис той смазки, хорошей фильтрации воздуха происходит умеренный коррозионный износ в верхней части цилиндра в сочетании с незначительным абразивным износом почти равномерно по всей высоте цилиндра.

При благоприятном тепловом режиме, нос загрязненной смазкой происходит износ, который характеризуется износом в верхней части цилиндра в сочетании с преобладающим абразивным износом средней его части.

При неблагоприятном тепловом режиме, недостаточной смазки верхней части цилиндра, а также при попадании пыли через всасывающий тракт происходит резко выраженный, обычно коррозионный износ верхней части цилиндра при незначительном износе остальной его поверхности.

При больших наработках двигателя, и соответственно, пробегах машин наблюдается тенденция к

постепенному переходу интенсивности износа по всей высоте цилиндра от верхней к нижней части.

Условия эксплуатации транспортных и технологических машин в зимнее время характеризуется затрудненным пуском двигателей, усложняется их техническое обслуживание и ремонт, существенно снижается эффективная мощность двигателя, соответственно и производительность машин, значительно увеличивается расход топлива, моторных масел, ухудшаются режимы работы рабочего оборудования. При нарушении правил эксплуатации машин в зимнее время возникает значительное число неисправностей и отказов механизмов двигателя, систем охлаждения и системы смазки. В инструкциях по эксплуатации дорожно-строительных машин рекомендуется осуществлять пуски их двигателей с использованием электрофакельных устройств при отрица тельных температурах окружающего воздуха до - 15...-22 *С. При таких «холодных» пусках происходи г значительное увеличение износа цилиндро-поршневой группы как в процессе пуска, гак и последующем прогреве.

В значительной мере влияют на интенсивность изнашивания деталей цилиндропоршневой группы особенности протекания рабочего процесса в цилиндрах двигателя в начальных фазах пуска, определяющие высокую жесткость рабочего процесса. При пускедвигателя(1г =-15*С) в течение 2ч количество продуктов износа в масле увеличиваются примерно втрое. Наибольшая интенсивность изнашивания характерна для первого часа работы.

На рис. I показано влияние исходной температуры стенок цилиндров перед пуском двигателя (температуры готовности I, | на интенсивность изнашивания в верхней части цилиндра двигателя ЯМЗ-236 на 75 пусков, то есть за весь процесс пуска до полного прогрева |2). При испытании через каждые 40 пусков проводилась смена масла. Как видно, увеличение температуры готовности двигателя к пуску I, с 35“ до 80* привело к снижению интенсивности изнашивания в пять - шесть раз.

Температура готовности двигателя к пуску, фая Цельсии

Рис. 1. Влияние температури готоппостн лиш а теля к пуску м«] ингененнноггь нзнлшиплиня п верхней части цилиндра двигатели

Температура окружающего воздуха, градусов Цельсия ■■ перцый цилиндр — -четвертый цилиндр

Рис. 2. Зависимость величины средних нзносоп от температуры окружающего воздуха за 75 пусков для различных зон У-оОрязного посьмнцилиндрового двигателя

В ходе экснсременальных пусков жидкостных нодофевателей МТС 10, установленных па двигатели КамАЗ-740.1! и КамАЭ-740.31, при различной температуре окружающей среды контролировалась температура цилиндром в начало разогрева двигателя * ,►. к 1111 конце его разогрева I,. С учетом зависимости, представленной но рис. 1, зависимости износов характерных зон двигателя, — цилиндр с максимальной и минимальной температурой в конце разогрева двигателя представлены на рис. 2.

Также результаты выполненных исследований показывают, чт о отрицательные температуры исходного состояния силовой установки Iна 2...5 "С отличается от температуры окружающего воздуха I „ (пуски в угренние часы сменного премени).

Выполненные статистические исследования климатических условий эксплуатации транспортных и технологических машин в различных климатических

зонах (представительские города Ростов, Тюмень, Якутск) за период наблюдений 4...5 лет позволили получить плотности распределения среднесуточных температур окружающего воздуха и построит!, функции распределения для дневных, среднесуточных и ночных температур. Полученные статистические данные показывают, что функции распределения не описываются известными законами распределения нормальный, логнормальный, Вейбулла, равномерный и другими. Отсутствие аналитическогоописапня полученных функций распределения не позволяет использовать статистический материал в аналитических расчетных методиках. По этой причине целесообразно использовать графоаналитические методы расчета, основанные на методике сопоставления характеристик процессов, которые зависят ог температуры окружающего воздуха с соответствующими фу> 1КЦИЯМИ распределения температур с учетом

Л HAVNMWM 1£С'НИ* W J (»}> 2009

Я\ Г('~'

р,(С)

Я»утС« —----------------Тюмяик----------------------- Ростов

Риг. Я. Метод определении вероятностей эксплуатации млшин в летних и зимних условиях:

- вероятность проявления летних температур; РЛС1ии. " вероятность проявления зимних температур

Рис. 4. Нормироианные функции распределения ночных температур для зимних условий эксплуатации да период наблюдений 2004-2000 годы

«—•с

■ 4 цкпмнзд 1 цвпк^пр •-*- » ципипйр • цапичир в иилииор

Рис. 5. Изменение теплового состояния цилиндров правого и левого блоков двигателя КамЛЗ-740.11 в процессе его разогрева подогревателем 14ТС-10: исходное тепловое состояние двигателя минус 25 'С; продолжительность разогрева на полном режиме до состояния готовности к пуску 38 минут; разогрев на среднем режиме 38-58 минут, разогрев на малом режиме с 58 минуты; зависимости температуры цилиндров (1, 4, 5.0, 81 от времени их разогрепа

Рис. 6. Графоаналитический метод определения функции распределения износом для различных зон Р,(И,) и их математического ожидания <11,(11,1 в зимнем периоде эксплуатации дли города Тюмени

(аблнца I

Показатели статистического анализа среднесуточных температур окружающего воздуха для зимнего и летнего периода эксплуатации нредгтипительскнх городов

Климатический район эксплуатации машины Вероятность проявлении периода эксплуатации по среднесуточной температуре окружающего воздуха Р,(С) Количество дней эксплуатации в данном периоде

ЗИМНИЙ леший зимний летний

Ростов 12000 г.» О.ЛОЗ 0.407 184 181

Тюмень 12004...2006 г.| 0,56 0.44 205 160

Якутск 12004. 2006 г ) 0.627 0.372 220 130

Таблица 2

Величина шноса цнлиндроп по зонам двигателя КамАЗ-740.11 с подогревателем 141010 нп режиме «полный» по программе «нормальним» п зимнем периоде эксплуатации

Износ менее разогреваемого цилиндра И„ мкм Износ наиболее разогреваемого цилиндра И„ мкм

т.|И,1 P,(HJ т.(И,| Р,|И.|

Ростов

Я.4 | 0,826 3.9 0.72

Тюмень

10 0.Я7.1 4.0 | 0.822

Якутск

13,6 0,571 4.2 0.494

всего диапазона условий, - функциями распределе-ния ночных температур.

И методике оценки продолжительности периодов зимней плотной эксплуатации используютсяфунк-цин распределения среднесутчныхтемператур (рис. 3) Известно, что зимняя эксплуатация машин начинается при температуре окружающего воздуха от •4 5‘С и ниже. Поэтому методико, представленная на рис. 3. позволяет достаточно1точно определить величину продолжительности зимней и летней эксплуатации, а также представить их в соответствующих показателях Р,(1'*) на достаточно длительный период наблюдения (табл. 1)

Полученные нормированные функции распределения окружающего воздуха для условий зимней эксплуатации представлены на рис. 4 Используя графо-аналитические методы нетрудно получить функции распределения износовдля і-цилиндров двигателя для различных температурных условий эксплуатации. Причем если пуски двига теля будут осуществляться в ночное время (во всем диапазоне возможных климатических условий), то отрицательные температуры исходного состояния силовой установки 1М(.„ не будут отличается от ночных температур окружающего воздуха Тогда условно принимаем:

С=^,. (1)

Разработанная методика (3] позволяет выполнить сравнительный анализ неравномерности плюсов цилиндров У-образноіх> двигателя (КЛМАЗ-740.11 и КАМАЗ-7<10.31) с учетом существенно различающихся температур по зонам блока цилиндров (рис. 5).

Например, на рис. 6 представлен графоаналитический метод определения функции распределения износов для первого цилиндра двигателя с учетом зимних условий эксплуатации в городе Тюмени в ночные часы рабочего времени для двигателя КамЛЗ-7-10.11 с использованием предпускового подогрева*

теля ЫТС-10. Рассчитанное значение математического ожидания износовдля первого цилиндра ш,(И,) равно 10 мкм при надежности РТ(И,), равной 0,873. Аналогично можноопределить математические ожидания износов других цилиндров и соответствующие им надежности для различных зон эксплуатации (табл 2).

Таким образом, статистические методы прогнозирования износов пары цилиндр — поршневое кольцо позволяют учесть различные климатические условия эксплуатации и их влияние на ресурс.

Предложенная методика прогнозировании износов может быть полезна для учета неравномерности работы цилиндров двигателя с учетом неравномерного их износа для предприятий, эксплуатирующих транспортные и технологические машины

Библиографический список

1. Проликов Л.С. Надожносп, млшни. - М. Машиностроение. 1978 - 592с,

2. Герш Г М , Белоусов И .С. Эксплуатация тракторов п зимних уелопиях - М.: Россельхознздат. 1968 - 64 с.

3. Дзюбин Д.В.. Иванов В.И, Метлика расчета топлойоП производительности подогревателей многоцелевых гусеничных и колесных машин // ВестникАкадемии военных наук, — Москва. 2000. - N83. - С. 25-1 258

ДЗЮБИН Денис Вячеславович, аспирант кафедры «Эксплуатация дорожных машин».

Адрес для переписки: E-mail: dzu-bin@mail.ru ИВАНОВ Виктор Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация дорожных машин».

Адрес для переписки: e-mail: kal_edm(§>sibadi.orq

Статья поступила и редакцию 30.09.2009 г.

Ф А В, Дзюбин, В. И. Пианом

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТИМ *3(41)100» МАШИНОСТКХМИС И МАШИНОМАІНИІ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.