Научная статья на тему 'Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния участников боевых действий в условиях многопрофильного госпиталя'

Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния участников боевых действий в условиях многопрофильного госпиталя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смекалкина Л. В., Лямин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния участников боевых действий в условиях многопрофильного госпиталя»

МИС-2000

Модели и методы оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора

УДК 615.851:616-001.45

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ГОСПИТАЛЯ

Л.В. Смекалкина, М.В. Лямин

Московская Медицинская Академия им. И.М. Сеченова, г. Москва, ул. Пироговская 6/2, тел. 246 - 96 - 76

В последнее время наблюдается возрастание интереса к проблеме оказания помощи участникам различных событий экстремального характера. Особое внимание отводится разработке и проведению комплексных программ медикопсихологической реабилитации участников боевых действий. Однако, до настоящего времени, не достаточно изучены дифференцированные подходы, ориентированные на специфику проявлений психических расстройств. С этой целью нами проводилось клинико-психопатологическое исследование особенностей психических проявлений у пациентов госпиталя, участников боевых действий в Чеченской республике. Было обследовано 102 человека мужчин, в возрасте от 19 до 39 лет разных воинских званий, срочной и контрактной службы. Все пациенты получили боевые травмы различной степени тяжести и поступили в госпиталь в среднем через 2 месяца после ранения. В результате проведённых клинико-психопатологических и психодиагностических исследований было выделено три группы пострадавших в зависимости от характера и степени выраженности психических нарушений. В первую группу вошли военнослужащие (12%) не обнаружившие признаков психической дезадаптации и не предъявляющие никаких жалоб. Вторую группу составили пациенты с невротическими расстройствами различной степени выраженности (65%). Раненые этой группы предъявляли широкую палитру жалоб: от отдельных проявлений психического неблагополучия в виде рассеянности внимания, беспокойства за состояние собственного здоровья, неуверенности в будущем, до эмоциональных и поведенческих нарушений в виде раздражительности, вспыльчивости, повышенной тревожности, быстрой утомляемости, нарушение сна и не устойчивого настроения. На синдромальном уровне преобладал астено-депрессивный синдром (30%) с выраженным компонентом тревоги. Проводимый тест СМИЛ (стандартизованный метод исследования личности) выявил повышение показателей по шкалам невротизации у всех обследованных этой группы. В третью группу были отнесены 23% раненых с признаками органического поражения ЦНС различной выраженности, получившие черепно-мозговые травмы. У всех пациентов этой группы наблюдались различной степени астено-вегетативные проявления, как последствия полученных травм; у половины диагностировался психоорганический синдром. Для уточнения психического состояния пациента, характера и способа психологической защиты личности применялся цветовой тест Люшера, позволяющий установить стрессовые состояния, ещё до того как их патофизиологические последствия становятся очевидными. Для определения уровня тревожности использовалась методика Спилбергера.

По данным исследований, в комплексном проведении мероприятий медикопсихологической реабилитации нуждались все пациенты включая первую группу. Однако содержание реабилитационных мероприятий определялось выраженностью патологии и отличалось в каждой группе своими особенностями. В первой группе применялась витаминотерапия, индивидуальная (рациональная психотерапия), ЛФК, магнитотерапия для устранения болей связанных с полученными ранениями. Во второй группе использовались психофармакологические препараты (транквилизаторы ноотропы, седативные средства и антидепрессанты), а также

методы групповой психотерапии, аутогенная тренировка, Эриксоновский гипноз, музыкотерапия иглорефлексотерапия. В третьей группе была использована вся совокупность методов реабилитации.

Такой дифференцированный подход позволил быстрее восстановить психическое и физическое здоровье раненых, обеспечить профилактику посттравматических стрессовых расстройств, а также уменьшить увольняемость из армии и поддержать готовность личного состава к скорейшему возвращению в строй.

УДК 615.851.015:612.013.1

ИГРОВОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕСС-ЗАВИСИМЫХ СОСТОЯНИЙ О.А. Джафарова, О.Г. Донская, И.О. Изарова, О.Ю. Лазарева, О.С. Шубина

Институт медицинской и биологической кибернетики СО РАМН,

630117, г. Новосибирск, ул. акад. Тимакова, 2, тел. (3832)321256, факс (3832)325558,

jafarova@cyber.ma. nsc.ru

Основной особенностью компьютерного игрового лечебно-оздоровительного тренинга, основанного на технологии игрового биоуправления, разработанного в Институте медицинской и биологической кибернетики СО РАМН, является соревновательный сюжет. На экране компьютера моделируется стрессовая ситуация, погружаясь в которую человек проявляет свой стереотипный способ поведения в условиях стрессовой нагрузки. Это поведение определяется специфическими личностными качествами, особенностями мотивационной сферы и индивидуальными психологическими механизмами. Однако зачастую наличие жесткой связи между эмоциональной оценкой ситуации и поведением снижает успешность взаимодействия с окружающей средой, затрудняет осуществление адаптивной поведенческой реакции. Задача игрового тренинга - обучить человека новым способам реагирования на конфликтные ситуации, расширить его поведенческий арсенал через овладение навыками произвольной регуляции физиологических функций в условиях психоэмоциональной нагрузки.

Выиграть игру (соревнование) или добиться положительного (созидательного) развития сюжета человек может только научившись управлять отдельными вегетативными функциями, используя методики релаксации в сочетании с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора. Преодолевая трудности, связанные с необходимостью поддерживать состояние спокойствия в условиях психоэмоциональной нагрузки, играющий учится сохранять резистентность в стрессирующей ситуации игры, не впадая в панику, в состояние аффекта, и таким образом у него создается модель эффективного поведения -система навыков конструктивного разрешения подобных ситуаций, препятствующая развитию стрессиндуцированных состояний и их последствий.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 22 здоровых испытуемых от 24 до 48 лет. Все они не имели опыта саморегуляции.

Испытуемые прошли курс тренинга методами игрового биоуправления с использованием лечебно-оздоровительных игр «Вира!», «Гребной канал».

Управление сюжетом осуществлялось по длительности кардиоинтервала, регистрируемого электронным устройством «Пульс» и передаваемого в компьютер по последовательному порту. Курс включал в себя 10-12 сеансов и занимал 2-2,5 недели. Продолжительность каждого - 20-30 минут. Сеанс состоял из 6-10 попыток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.