МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПИЯТИЙ
Колущинская О.Ю.
Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»
Аннотация. В статье проанализированы методы оценки финансовой (инвестиционной) привлекательности предприятий. Представлены достоинства и недостатки анализируемых методов, проведено сравнение их и сделаны обобщающие выводы.
Ключевые слова, инвестиционная привлекательность, промышленное предприятие, методы оценки, семифакторная модель, интегральная оценка, комплексный метод.
В связи с недостаточной исследованностью понятия финансовая (инвестиционная) привлекательность предприятия, в настоящее время не существует единой методики ее оценки, которая содержала бы общепринятый перечень показателей, и позволяла однозначно охарактеризовать полученные результаты. Существующие на данный момент методики базируются на использовании различных показателей, способов анализа и интерпретации результатов.
Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий:
- «нормативно-правовой подход»;
- метод дисконтированных денежных потоков;
- оценка инвестиционной привлекательности на основе анализа факторов внешнего и внутреннего воздействия;
- семифакторная модель оценки инвестиционной привлекательности;
- интегральная оценка инвестиционной привлекательности на основе внутренних показателей;
- комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятия.
Более подробно рассмотрим существующие на данный момент методики оценки финансовая (инвестиционная) привлекательность предприятия.
Во многих хозяйственных ситуациях методическим обеспечением аналитических расчетов служат нормативные документы. В частности, в сфере финансовой деятельности широко используются «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов». К сожалению, методика нормативно-правового подхода применимая для оценки финансовой привлекательности предприятия, в российском законодательстве отсутствует и в ближайшее время вряд ли появится. Можно указать лишь отдельные документы, в которых она представлена в первом приближении: Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций» и Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». В указанных источниках перечислены основные расчетные показатели финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, деловой активности, эффективности использования оборотного капитала и т.д. Однако данные показатели, как уже было отмечено, характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия в рамках традиционного подхода её оценки, являющегося достаточно узким. Кроме того, состав показателей и их рекомендуемые значения определены в нормативных документах, применяемых при проведении процедур банкротства, поэтому их довольно сложно напрямую использовать для оценки финансовой привлекательности.
Метод дисконтированных денежных потоков основан на предположении, что стоимость, которую готов уплатить потенциальный владелец за компанию, определяется на основе прогноза денежных потоков, которые он может рассчитывать получить её деятельности в будущем. Прогнозируемые денежные потоки до определенного момента времени (обычно 3-5 лет) и денежные потоки в постпрогнозный период приводятся к текущей стоимости на дату проведения оценки путем дисконтирования по ставке, отражающей риск, связанный с их поступлением [5]. В итоге формируется текущая стоимость компании, позволяющая сделать вывод об ее финансовой привлекательности.
Исследование финансовой привлекательности предприятия начинается с анализа динамики роста определенных абсолютных показателей финансовой отчетности (выручки, прочих доходов и расходов, чистой прибыли), после чего строится среднесрочный прогноз с учетом предполагаемых допущений об их темпах роста. Затем фактические и прогнозируемые денежные потоки дисконтируются по ставке, отражающей существующую ситуацию, то есть приводятся к текущей стоимости. В конечном итоге данная методика позволяет определить реальную стоимость компании и показать инвестору потенциал хозяйствующего субъекта.
Достоинство метода заключается в реалистичности оценки стоимость компании, ее финансовой привлекательности, возможности увидеть скрытый потенциал. Однако, с нашей точки зрения, метод является недостаточно корректным, поскольку сложившиеся тенденции в динамике показателей механически переносятся на прогнозный период, а принимаемые допущения носят субъективный характер, что не дает гарантии от избегания ошибок в расчетах.
Оценка финансовой привлекательности на основе анализа факторов внешнего и внутреннего воздействия включает несколько взаимосвязанных этапов [6]: выделение основных внешних и внутренних факторов финансовой привлекательности предприятия на основе экспертного метода Дель-фи; построение многофакторной регрессионной модели влияния выбранных факторов и прогнозирования финансовой привлекательности предприятия; анализ финансовой привлекательности с учетом выявленных факторов; разработка рекомендаций.
Преимущество предложенного метода состоит в комплексном подходе к исследованию финансовой привлекательности предприятия, учете как внутренних, так и внешних факторов, но и он не лишен недостатков. На первом и третьем этапах исследования основную роль играют экспертиза, опросы и анкетирование, что ставит конечный результат в зависимость от субъективных оценок и тем самым снижает его точность.
В семифакторной модели оценки финансовой привлекательности критерием финансовой привлекательности предприятия выступает рентабельность активов. Выбор данного индикатора обусловлен тем, что инвестиционная привлекательность фирмы во многом определяется состоянием активов, которыми она располагает, их составом, структурой, количеством и качеством, взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью материальных ресурсов, а также условиями, обеспечивающими наиболее эффективное их использование [2].
В модели рентабельность активов ставится в зависимость от чистой рентабельности продаж оборачиваемости оборотных активов, коэффициента текущей ликвидности, отношения краткосрочных обязательств к дебиторской задолженности, соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, доли кредиторской задолженности в заемном капитале и соотношения заемного капитала и активов организации. Анализ позволяет воздействие перечисленных факторов выявить показывает на динамику результирующего показателя. Основой принятия решения служит следующий постулат: чем выше рентабельность активов, тем более эффективно работает предприятие и является более привлекательным с точки зрения инвестора. Уровень финансовой привлекательности определяется по интегральному индексу, рассчитанному как произведение индексов изменения факторов.
Рассмотренная методика позволяет математически точно определить показатель, который служит критерием оценки уровня финансовой привлекательности, однако она учитывает лишь внутренние показатели деятельности предприятия, исследует только финансовую сторону, тогда как термин «инвестиционная привлекательность» намного шире.
Интегральная оценка финансовой привлекательности на основе внутренних показателей основана на использовании относительных внутренних показателей деятельности предприятия, влияющих на его инвестиционную привлекательность и сгруппированных в пять блоков [ 3]: показатели эффективности использования основных и материальных оборотных средств, финансового состояния, использования трудовых ресурсов, финансовой деятельности, эффективности хозяйственной деятельности.
По каждому из блоков производятся расчеты, сводящиеся к интегральному показателю финансовой привлекательности предприятия. Расчет интегральной оценки включает два этапа. На первом рассчитываются стандартизированные значения всех показателей, эталонных значений, определяются их веса в комплексной оценке. Затем за все годы вычисляются потенциальные функции, ко-
торые в конце первого этапа сводятся в комплексные оценки финансовой привлекательности по каждому блоку показателей.
Итогом второго этапа является вычисление интегральной оценки финансовой привлекательности предприятия [3].
Достоинством методики является ее объективность, а также сведение всех расчетов к окончательному интегральному показателю, что значительно упрощает интерпретацию результатов. К негативным моментам можно отнести, в первую очередь, ориентированность методики только на внутренние показатели деятельности предприятия, изолированность её от внешних индикаторов.
Метод комплексной оценки финансовой привлекательности предприятия заключается в анализе внутренних и внешних факторов его деятельности и их сведению к единому интегральному показателю и объединяет три раздела - общий, специальный и контрольный.
Общий раздел включает [4]: оценку положения на рынке, деловой репутации, зависимости от крупных поставщиков и покупателей, оценку акционеров, уровня руководства, анализ стратегической эффективности предприятия. На первых пяти этапах выставляются балльные оценки, и определяется общая сумма баллов, на последнем изучается динамика финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующего субъекта.
Специальный раздел включает этапы оценки: общей эффективности; пропорциональности экономического роста; операционной, финансовой, инновационно-финансовой активности; качества прибыли. Первый этап включает в себя построение динамической матричной модели, элементами которой являются индексы основных показателей деятельности организации, объединенных в три группы: конечные, характеризующие результат деятельности; промежуточные, характеризующие производственный процесс и его результат; начальные, характеризующие объем используемых ресурсов. На втором этапе проводится ситуационный анализ пропорциональности темпов роста основных показателей деятельности предприятия. Третий этап предполагает расчет коэффициентов операционной, финансовой, инновационно-финансовой активности хозяйствующего субъекта. На четвертом этапе качество прибыли оценивается по показателям рентабельности и платежеспособности [4].
По всем составляющим общего и специального разделов методики выставляются итоговые оценки, которые суммируются.
Контрольный раздел методики предполагает расчет итогового коэффициента финансовой привлекательности, определяемого как сумма произведений ранее проставленных баллов и весовых коэффициентов, по которому и делается окончательный вывод.
К преимуществам данного метода можно отнести комплексный подход, охват большой совокупности показателей и коэффициентов, сведение расчетов к единому интегральному показателю. Недостатком является присутствующий эффект субъективизма, который проявляется во время выставления экспертами оценок, однако этот недостаток компенсирован включением в область анализа большого числа абсолютных и относительных экономических показателей.
В своей работе «Оценка инвестиционной привлекательности предприятий» К.В. Щиборщ обратил внимание на то что, следует помнить, что некоей абстрактной категории «инвестиционная привлекательность предприятий» в экономике не существует. Причинами является то что:
- во-первых, для потенциального кредитного инвестора (банка) и потенциального институционального инвестора (акционер, партнер в совместном предприятии) понятие «инвестиционная привлекательность» имеет совершенно различный смысл. Если для банка основным приоритетом в рассмотрении привлекательности предприятия является его платежеспособность (так как банк заинтересован в своевременном возврате основной суммы денег и выплаты процентов и не участвует в прибыли от реализации проекта), то для институционального инвестора акценты смещаются в сторону эффективности хозяйственной деятельности реципиента (прибыль на совокупные активы);
- во-вторых, имеет особое значение предполагаемая сумма инвестирования. Для капитальных вложений существуют как чистая текущая стоимость (Net present value, NPV), так и внутренняя норма рентабельности (internal rate of return, IRR);
- в-третьих, необходимо четко различать понятия абсолютной и относительной инвестиционной привлекательности предприятий.
Понятие абсолютной привлекательности относится к рассмотрению конкретного, четко специфицированного инвестиционного проекта. В этом случае инвестиционная привлекательность
предприятия в абсолютном значении положительна в том случае, когда NPV за весь амортизационный цикл выше 0. Понятие относительная инвестиционная привлекательность всегда предполагает базу сравнения. Это может быть:
- среднеотраслевая инвестиционная привлекательность;
- сравнение с другими предприятиями отрасли;
- сравнение с некими нормативными (заданными заказчиком) значениями.
Поэтому при оценке инвестиционной привлекательности предприятий предварительно необходимо четко специфицировать следующие моменты:
a) что является базой оценки:
1. другие предприятия (ограниченный перечень);
2. заданные потенциальным инвестором целевые показатели окупаемости инвестиций (срок
окупаемости, простая норма прибыли, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности);
3. среднеотраслевая отдача на инвестированный капитал;
4. «0» (в этом случае производится оценка абсолютной инвестиционной привлекательности
предприятий);
b) производится ли оценка инвестиционной привлекательности предприятий для конкретного инвестиционного проекта или этот момент не определен;
c) производится ли оценка инвестиционной привлекательности предприятий для фиксированных сумм инвестиций или этот момент не определен;
d) производится ли оценка привлекательности для кредитного финансирования или институционального финансирования;
e) накладываются ли инвестором ограничения по:
1) срокам окупаемости инвестиций;
2) минимальной отдаче на инвестируемый капитал;
3) ликвидности капитальных вложений;
4) предельным суммам финансирования;
f) каков качественный характер финансирования (НИОКР, инновации, модернизация, поддерживающие инвестиции);
g) каково дополнительное обеспечение (залог, минимальный остаток на счете, аккредитив и
пр.).
Без четкого прояснения данных моментов оценка инвестиционной привлекательности предприятий теряет смысл.
С учетом сказанного выше существует огромное количество версий оценки инвестиционной привлекательности предприятий в зависимости от спецификации требований заказчика. Мы приведем следующий типичный вариант, встречающийся при реализации различных региональных программ:
a) Оцениваются предприятия различных отраслей.
b) Инвестор предоставляет кредитное финансирование (банк).
c) Финансирование не осуществляется под конкретный инвестиционный проект.
d) Базой сравнения служат другие предприятия из ограниченного перечня.
e) Существуют ограничения по:
1. характеру инвестиций. Это должны быть инвестиции в расширение производства (инновации) с целью создания новых рабочих мест;
2. предельному сроку окупаемости (восемь лет). Кредитный период не должен превышать 8 лет;
3. минимальной отдаче на инвестиции. Рентабельность инвестиций (с учетом включения процента по привлечению в расходы) должна составлять не менее 20% годовых;
4. процент по кредиту составляет 30% годовых. Метод погашения кредита - straight-line (проценты выплачиваются ежеквартально, начиная с I квартала, сумма основного долга погашается единовременно в конце срока финансирования).
Информационной базой выполнения проекта служат данные финансовой и оперативной отчетности предприятия.
Таким образом, исследование методов оценки финансовой привлекательности предприятия приводит к следующему выводу. Все разработанные в отечественной науке и практике методы не лишены недостатков и могут привести к неодинаковым результатам. Однако именно противоположность характера выявленных недостатков при использовании методик в комплексе и взаимосвязи обеспечивает разносторонность оценки финансовой привлекательности предприятия. Так, анализ на основе семифакторной модели и интегральной оценки по внутренним показателям позволит объективно оценить предприятие с позиции его внутренней деятельности. А комплексный метод и метод, основывающийся на анализе факторов внутреннего и внешнего воздействия, хотя и не лишенные субъективизма, дадут возможность учесть не рассмотренные в первых двух методиках факторы.
Однако при этом ни в одной из методик не делается акцент на рыночные факторы и факторы корпоративного управления, а также не учитывается зависимость финансовой привлекательности предприятия от привлекательности страны, региона и отрасли, в которой оно работает. Поскольку эти недостатки могут приводить к искажению результатов оценки, была поставлена задача апробации известных методик, для решения которой проведено исследование финансовой привлекательности конкретного предприятия.
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации / Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года // [Электронный ресурс]. - Доступ из спра-вочно-правовой системы «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru
2. Бадокина Е.А., Швецова И.Н. Оценка инвестиционной привлекательности организаций про-
мышленности // Управленческий учет: электронный журнал. 08.09.11. URL: http://www.upruchet.ru/articles/2011/9/4610.html (дата обращения 21.12.14).
3. Джурабаева Г.К. Методология оценки инвестиционной привлекательности промышленного
предприятия // Известия ИГЭА: электронное издание. 17.04.08. URL: http://izvestia.isea.ru/reader/artide.asp?id=4362 (дата обращения 21.12.14).
4. Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. Анализ инвестиционной привлекательности компании-цели //
Аудит и финансовый анализ: электронный журнал. 12.02.07. URL: http://www.auditfm.com/fiN°/2007/2/Endovitskiy/Endovitskiy0/o20.pdf (дата обращения 27.02.13):
5. Хуснуллин Р.А. Применение метода дисконтированных денежных потоков при анализе инве-
стиционной привлекательности предприятия как составляющей части инвестиционной привлекательности региона // Вестник Казанского ГАУ: электронное издание. 16.03.09. URL: http://www.vestnik-kazgau.com/images/archive/2009/1/10 husnullin.pdf (дата обращения 20.01.15)
6. Якименко Е.А. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия // Экономика АПК:
электронный журнал. 10.11.09. URL:
http://www1.asau.ru/doc/nauka/vestnik/2009/11/Economix Yakimenko.pdf (дата обращения 21.12.14 :