Научная статья на тему 'Методы оценки экономической эффективности корпоративного управления при помощи экономико-статистических подходов'

Методы оценки экономической эффективности корпоративного управления при помощи экономико-статистических подходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТАТИСТИКА / CORPORATION / CORPORATE GOVERNANCE / ECONOMIC EFFICIENCY / STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самцов А. В.

Статья раскрывает основные черты и отличия российской модели корпоративного управления, с учетом которых обоснованы методы оценки экономической эффективности корпоративного управления при помощи экономико-статистических подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самцов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF AN ESTIMATION OF ECONOMIC EFFICIENCY OF CORPORATE GOVERNANCE BY MEANS OF ECONOMIC-STATISTICAL APPROACHES

Article opens the basic lines and differences of the Russian model of corporate governance with which account methods of an estimation of economic efficiency of corporate governance by means of economic-statistical approaches are proved.

Текст научной работы на тему «Методы оценки экономической эффективности корпоративного управления при помощи экономико-статистических подходов»

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ЭКОНОМИКОСТАТИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Самцов А.В., аспирант, ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»

Статья раскрывает основные черты и отличия российской модели корпоративного управления, с учетом которых обоснованы методы оценки экономической эффективности корпоративного управления при помощи экономико-статистических подходов.

Ключевые слова: корпорация, корпоративное управление, экономическая эффективность, статистика

METHODS OF AN ESTIMATION OF ECONOMIC EFFICIENCY OF CORPORATE GOVERNANCE BY MEANS OF ECONOMIC-STATISTICAL APPROACHES

Samcov А., The post-graduate student, Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry, GOU VPO

Article opens the basic lines and differences of the Russian model of corporate governance with which account methods of an estimation of economic efficiency of corporate governance by means of economic-statistical approaches are proved.

Keywords: corporation, corporate governance, economic efficiency, statistics.

Исследование российской модели корпоративного управления позволяет нам выделить основные черты и отличия. Во - первых, выбранный способ приватизации российских предприятий привел к распылению акционерного капитала и к тому, что многие предприятия продали недооцененными. Контроль над большинством корпораций сосредоточился в руках менеджеров корпорации. Это способствует процессам перераспределения собственности путем концентрации акций корпораций, принадлежащих работникам, в руках менеджеров либо внешних собственников. Во - вторых, слабое участие государства в управлении государственными пакетами акций приватизированных предприятий. В - третьих, спекулятивная функция фондового рынка, препятствующая его эффективному воздействию на корпоративные отношения. Низкая ликвидность акций большинства российских корпораций в совокупности с большим числом корпораций создает предпосылки для развития рынка корпоративного контроля. В-четвертых, повсеместная эксплуатация института банкротств как средства передела собственности или оказания государством политического влияния на самостоятельных субъектов рыночной экономики.

В целом, достаточно слабое развитие внешних механизмов корпоративного управления. В - пятых, отсутствие эффективного механизма формирования денежного вознаграждения генеральных директоров российских корпораций, и, в общем, отсутствие профессионального института наемных управляющих.

Корпорация обладает рядом признаков: независимостью от срока жизни ее владельцев, неограниченным сроком жизни самой корпорации, акционерной формой собственности и возможностью передачи доли собственности в виде акций и облигаций, ограниченной ответственностью собственников, поддержанием внутри самой корпорации требований иерархичности, неукоснительного подчинения низших органов высшим, соблюдением законов чести и братства, особым корпоративным принципом устройства.

Современные корпорации отличаются крупными размерами, межотраслевой структурой, захватом рынков и монополизмом, транснациональной сферой деятельности, концентрацией производства и присущими ей преимуществами.

Корпоративная форма собственности решает экономические и социальные задачи, так как в рамках корпорации собственниками предприятия становятся не только основные владельцы, но и масса мелких держателей акций, простые работники корпорации. Как совладельцы предприятия они приобретают непосредственный экономический интерес в развитии своей корпорации, в сохранении экономической и политической стабильности всего общества.

Критерием успешной работы корпорации является степень влияния, которая оказывает влияние на освоение различных форм и механизмов корпоративного управления на достижение экономического роста, на получение доходов, достаточных для развития, а также на использование принципов эффективного менеджмента, финансовой дисциплины, прозрачности структуры собственности, информационной открытости, гарантии прав, эффективного контроля, справедливого вознаграждения, законности и этичности, активного содействия.

Управлять корпорацией означает обеспечивать ее рост за счет:

• оптимизации производственной структуры;

• создания непрерывных технологических товарных линий на основе интеграции структурных подразделений от производства исходного продукта до продаж;

• диверсификации деятельности и включения в ее состав НИИ, НТЦ, в результате чего обеспечивается ее стабильность развития и инновационность;

• роста нематериальных активов, способных приносить чистый доход или создавать условия для его получения. К нематериальным активам относится интеллектуальная собственность, имущественные права пользования природными ресурсами, капитализированные затраты на НИОКР;

• привлечения капитала путем эмиссии акций и других ценных бумаг, капитализации прибыли, привлечения заемных средств;

• эффективного использования активов, собственного и заемного капитала и управления денежными потоками;

• объединения в составе одной компании большого количества взаимосвязанных предприятий и создания условия для внутрикорпоративного обмена;

• эффективного подбора менеджмента и всего персонала и совершенствования социальных условий жизнедеятельности и т. д.

Корпоративное управление отличается от руководства компанией, которое представляет собой управление оперативной деятельностью, и осуществляется соответствующими исполнительными органами и должностными лицами. В рамках корпоративного управления определяется, каким образом акционеры контролируют деятельность высших руководителей, а также какую ответственность несут эти должностные лица перед акционерами за достигнутые результаты.

В модели корпоративного управления есть определенный набор элементов: ключевые участники модели; структура владения акциями; состав совета директоров; законодательные ограничения на деятельность корпораций; требования к раскрытию информации; корпоративные действия, требующие согласия акционеров; механизм взаимодействия между ключевыми участниками корпоративного управления.

Российская модель корпорации до конца еще не сформировалась, но имеется значительное число корпораций, которые соблюдают основные требования корпоративных правил. Деятельность корпораций зависит от внешних социально-экономических, общественных условий, от их внутренней организации и организационной культуры, от сочетания эффективной работы на рынке с интересами ее участников, всех членов общества и государства.

Понятие корпоративного управления охватывает, в первую очередь, комплекс правил и стимулов, с помощью которых акционеры осуществляют контроль над руководством компании и влияние на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости компании. Оно является важным фактором в принятии инвестиционных решений. Более 80% инвесторов говорят о том, что готовы покупать по более высокой цене акции компаний с эффективным корпоративным управлением.

Акционеры должны иметь доступ к соответствующей информации и возможность контролировать менеджмент и результаты деятельности. Контроль осуществляется с помощью внутренних и внешних процедур и механизмов управления. Соответствующую информацию дают рейтинги корпоративного управления и соответствующий анализ, что позволяет отличить данную компанию от остальных в конкурентной рыночной среде. Рейтинг корпоративного управления предусматривает проведение анализа по двум следующим направлениям: анализ эффективности взаимодействия между руководством, советом директоров и акционерами компании и иными лицами, имеющими в ней финансовый интерес, изучения внутренней структуры и методов корпоративного управления. Основное внимание уделяется тому, что делается той или иной компанией и как это согласуется с лучшей мировой практикой, а не тому, как выполняются минимальные требования законодательства страны.

Для России вопрос корпоративного управления становится особенно актуальным. В течение последнего периода в мире наблюдается устойчивый рост, как числа, так и размеров крупных корпораций. Крупные корпорации располагают определенными резервами эффективности, выходящими за пределы организации производственного процесса.

Практика менеджмента выработала разнообразные типы интеграции корпораций в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это концерны, ассоциации, стратегические альянсы, консорциумы, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы и т. п.

В российской практике корпоративного управления именно определение рыночной стоимости корпорации вызывает наибольшие трудности. Расчет рыночной стоимости корпорации на основе курсовой стоимости её акций или невозможен, так как акции многих корпорации второго эшелона не котируются на вторичном рынке ценных бумаг, либо необъективен в связи со спекулятивным характером сделок по акциям, их незначительным объемом и низкой частотой.

Это не позволяет реальным и потенциальным собственникам оценивать уровень корпоративного управления в корпорации на основе распространенного и доступного на западе метода анализа рыночной стоимости корпорации.

В условиях российской экономики, когда невозможно рассчитать реальную рыночную стоимость корпораций, мы считаем целесообразным ввести в систему оценки эффективности корпоративного управления показатель приблизительной, или расчетной рыночной стоимости корпорации. Расчетная рыночная стоимость корпорации основывается на оценке бизнеса, включает оценку активов корпорации, пассивов корпорации, результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому на этапе выбора показателей расчета рыночной стоимости корпорации целесообразно включать показатели чистой выручки корпорации (выручка за минусом НДС, пошлин и акцизов), балансовой прибыли, величины собственных средств корпорации, внеоборотных средств корпорации, величины долгосрочных обязательств и валюты баланса. Данные показатели отражают состояние всех разделов баланса и характеризуют результаты финансово - хозяйственной деятельности корпорации.

Согласно логике подхода оценки эффективности корпоративного управления на основе рыночной стоимости корпорации, высокий уровень корпоративного управления должен характеризоваться постоянным повышением рыночной стоимости корпорации.

Следовательно, для того, чтобы выявить корпорации с высоким уровнем корпоративного управления на настоящий момент, необходимо провести сортировку данных по убыванию начиная с относительного изменения за последний год и заканчивая вторым годом.

Таким образом, мы получим список корпораций с последовательно убывающим относительным изменением рыночной стоимости корпорации за последний год. Однако для вывода об эффективности корпоративного управления в корпорации недостаточно информации об изменении её рыночной стоимости за один год, так как это может явиться следствием следующих факторов: либо очень низкого уровня корпоративного управления в предыдущий перед последним оценки год, либо случайным успехом корпорации, приведшим к улучшению финансово-хозяйственного положения корпорации, не зависящим от эффективности корпоративного управ-

ления. Поэтому необходимо дополнительно проанализировать итоговое значение изменения рыночной стоимости корпорации за все промежутки времени, частоту улучшения эффективности корпоративного управления, стабильность улучшения корпоративного управления.

Таким образом, преимуществом исследуемого подхода является получение возможности оценивать эффективность корпоративного управления в корпорациях, формально не обладающих оцененной реальной рыночной стоимостью, т.е. в корпорациях, акции которых не котируются на фондовом рынке.. Достоинством является также его простота и доступность для применения, как реальными собственниками корпорации, так и потенциальными. Простота заключается в том, что, не затрачивая больших усилий, можно оценивать эффективность корпоративного управления во многих корпорациях и за значительный промежуток времени, что особенно важно для инвесторов, которые желают выбрать корпорацию для вложения своих средств.

Литература:

1. Карнаухов С. «Эффективность корпоративных структур» / РИСК №1-2, 2000, стр. 4

2. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. «Корпоративные формы хозяйствования в российской экономике и проблемы взаимодействия менеджмента и мелких акционеров»/ Вопросы экономики, 2000 г, №10, стр.44-48;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.