Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ИННОВАЦИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парфирова А.А., Крюкова А.А.

В основе принятия решений по инновационной деятельности лежит оценка эффективности предполагаемых проектов, которая ведется по определенному набору критериев. Определение значений параметров эффективности нововведений позволяет оценить анализируемый инновационный проект с позиций приемлемости для дальнейшего рассмотрения. Кроме того, возникает возможность произвести сравнительную оценку нескольких конкурирующих инновационных проектов и их ранжирование. Появляется возможность осуществить выбор совокупности инновационных проектов, обеспечивающих заданное соотношение эффективности и риска, что безусловно является актуальным в современных рыночных условиях.The basis for making decisions on innovation activities is the assessment of the effectiveness of proposed projects being done on a certain set of criteria. Determining the values of parameters of efficiency of innovations allows us to estimate the analyzed innovative project from the standpoint of admissibility for further consideration. In addition, there is a possibility to make a comparative evaluation of several competing innovative projects and their ranking. Enables the selection of a set of innovative projects that provide a specified balance of efficiency and risk, which certainly is relevant in today's market conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

Главным на сегодняшний день является оперативность предприятий, которая способствует быстрому реагированию во времена неопределенности.

Оценка системы управления на предприятии экспертным методом, позволяет не только выявить слабые стороны в управлении, но и позволяет оценить, насколько аппарату управлению важно развитие предприятия и как оно восприимчиво к кризису, который в наше время является неотъемлемой частью.

Использованные источники:

1.Шульпин А. Б. Системный подход к управлению инвестиционной деятельностью предприятия с использованием ключевых показателей эффективности // ТДР. 2010. №3.

2.Печаткина Е. Ю. Комплексная система управления предприятием // УДК 338.001.36

Парфирова А.А. студент

3 курс, факультет «Информационных систем и технологий» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Россия, г. Самара

Крюкова А.А., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Электронной коммерции» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Россия, г. Самара МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В основе принятия решений по инновационной деятельности лежит оценка эффективности предполагаемых проектов, которая ведется по определенному набору критериев. Определение значений параметров эффективности нововведений позволяет оценить анализируемый инновационный проект с позиций приемлемости для дальнейшего рассмотрения. Кроме того, возникает возможность произвести сравнительную оценку нескольких конкурирующих инновационных проектов и их ранжирование. Появляется возможность осуществить выбор совокупности инновационных проектов, обеспечивающих заданное соотношение эффективности и риска, что безусловно является актуальным в современных рыночных условиях.

Ключевые слова: оценка инноваций, экономическая эффективность, инновационный проект, методы оценки эффективности.

The basis for making decisions on innovation activities is the assessment of the effectiveness of proposed projects being done on a certain set of criteria.

Determining the values of parameters of efficiency of innovations allows us to estimate the analyzed innovative project from the standpoint of admissibility for further consideration. In addition, there is a possibility to make a comparative evaluation of several competing innovative projects and their ranking. Enables the selection of a set of innovative projects that provide a specified balance of efficiency and risk, which certainly is relevant in today's market conditions.

Keywords: evaluation of innovation, economic efficiency, innovative project, methods of performance evaluation.

Оценка эффективности нововведений является очень ответственным шагом принятия инвестиционного решения. От результатов данного решения в большой степени зависит уровень внедрения инновации. А объективность и достоверность полученных результатов во многом определены используемыми методами оценки. В связи с чем немаловажно разобрать существующие методические подходы к оценке эффективности инновационных проектов и определить вероятности их применения с целью оптимального выбора среди имеющихся вариантов инновационной деятельности.

Необходимость оценки эффективности инновационных проектов возникает в следующих ситуациях:

- существует масса инновационных проектов в различных областях деятельности компании, различных производственных подразделениях, и тогда встает задача о приоритетности их финансирования;

- на начальной стадии разработки инновационного проекта в проектно-целевой команде появляется несколько альтернативных проектов по осуществлению инновационной идеи и встает вопрос о выборе наиболее результативного проекта;

- на заключительной стадии принятого к воплощению инновационного проекта для рассмотрения его эффективности. Эта ситуация наиболее простая, так как анализ эффективности реализованного нововведения осуществляется сравнением плановых и фактических показателей. Нововведение будет считаться эффективным, если достигнуты поставленные задачи и количественные экономические показатели соответствуют запланированным.

В основе оценки эффективности инновационного проекта лежит сравнительный анализ объема имеющихся инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины принадлежат чаще всего к различным временным периодам. Вследствие этого наиболее важным вопросом в этом случае является сравнение доходов и затрат, а затем приведение их в сопоставимый вид.

Причинами приведения в сопоставимый вид (т.е. дисконтирования) могут быть инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д.

В связи с чем, методы оценки эффективности инновационного проекта классифицируют по двум направлениям, основанных на дисконтированных и учетных оценках. [4]

Так, методами оценки эффективности инновационного проекта, основанными на учетных оценках, являются: период окупаемости;

коэффициент эффективности инвестиций;

- коэффициент покрытия долга.

Методы оценки эффективности инновационного проекта, основой которых являются дисконтированные оценки, значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. К ним относят:

метод индекса рентабельности (PI);

чистую стоимость, или «чистый дисконтированный доход» (NPV);

- внутреннюю норму доходности (IRR).

Рис. 1 - Методы оценки эффективности инновационного проекта

Метод окупаемости инвестиций является очень распространенным, но его главный недостаток - он не учитывает будущую стоимость денег с учетом дохода следующего периода, а соответственно подразумевает неприменимость дисконтирования. В условиях инфляции, резких колебаний ставки процента и низкой нормы внутренних накоплений компании в реальной экономике этот способ недостаточно точен.

Важно обратить внимание на методику расчета коэффициента эффективности инвестиций, рассматриваемого как средний показатель прибыльности за весь период реализации проекта. Этот показатель рассчитывается как отношение среднегодовой прибыли к среднегодовой величине капиталовложений.

Коэффициент покрытия долга представляет собой отношение суммы чистого дохода за определенный период к сумме долговых обязательств за тот же период. Вычисление данного показателя является одним из способов

оценить, может ли фирма возместить свои долговые обязательства. Если значение этого параметра меньше единицы, то это может свидетельствовать о финансовых проблемах организации.

Следует отметить, что все эти показатели не учитывают временную составляющую денежных потоков. Они не сочетаются с факторным анализом и динамикой денежных потоков в экономической реальности. Вследствие этого наиболее точно можно оценить инновационный проект, применяя методы, сформированные на дисконтированных оценках.

Индекс рентабельности ориентирован на рассмотрение отношения суммы приведенных эффектов к величине приведенных капитальных вложений:

р1=К;Я=„(Яп-ад^ (1)

где Р1 - индекс доходности;

Кп - капитальные вложения в п-м году, руб.;

Яп - результаты (доход) в п-м году, руб.;

Бп - затраты, осуществляемые в п-м году, руб.;

п - горизонт расчета, годы;

г - коэффициент, или норма дисконта.

Если Р1 >1, то проект рентабелен; а если РУ <1, то проект неэффективен.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) рассчитывается как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, при этом величина дисконта может быть постоянной или переменной:

NPV = ЯÍ=„(Rn-Sn)^ , (2)

где NPV - чистая текущая стоимость проекта;

Яп - результаты на п-м шаге, руб.;

Бп - затраты на п-м шаге, руб.;

п - горизонт расчета, годы;

г - коэффициент, или норма дисконта.

Эффективность проекта рассматривается при заданной норме дисконта г на основании значений данного показателя: чем он больше, тем эффективнее проект. При КРУ <1 проект неэффективен. [5]

Внутренняя норма доходности выявляет ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капитальных вложений. Инновационный проект будет признан эффективным, если ШЯ равна или больше нормы дохода на капитал, необходимой инвестору.

В качестве примера, рассмотрим внедрение организационно -управленческой инновации по совершенствованию управления взаимоотношениями с клиентами в тренинговую фирму. Доход от реализации проекта, инвестиционные и текущие затраты представлены в таблице 1.

Доход от реализации проекта будет складываться из сокращения затрат на персонал, увеличения числа потенциальных клиентов, устранения потерь существующих клиентов. Текущие затраты проекта включают в себя: затраты на аренду использования системы и тех. обслуживание системы. Инвестиционные затраты складываются из первоначального обследования и разработки технического проекта на внедрение, реинжиниринга и проектирования новых бизнес-процессов и документооборота, настройки системы, обучения и поддержки.

Таблица 1.

В месяц В год

Доходы от реализации проекта 125750 1509000

Инвестиционные затраты - 350000

Текущие затраты 40490 485880

Для определения дисконтированного денежного потока необходимо использовать ставку дисконтирования, которая равна рентабельности активов тренинговой компании, составляющей примерно 18%. Основные технико-экономические показатели проекта представлены в таблице 2.

Таблица 2

Технико-экономические показатели системы

Показатели Месяц

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Итого

Доходы 0 125750 125750 125750 125750 125750 125750 125750 125750 125750 125750 125750 1383250

Текущие затраты 0 40490 40490 40490 40490 40490 40490 40490 40490 40490 40490 40490 445390

Инвестиционные затраты 350000 - - - - - - - - - - - 350000

Итого -350000 85260 85260 85260 85260 85260 85260 85260 85260 85260 85260 85260 587860

Коэффициент дисконтирования 1 0,847 0,718 0,609 0,516 0,437 0,37 0,314 0,266 0,225 0,191 0,162 5,656

ЧДД -350000 72215 61217 51923 43994 37259 31546 26772 22679 19184 16285 13812 46886

Денежный поток проекта -350000 -277785 -216568 -164645 -120651 -83392 -51846 -25074 -2395 16789 33074 46886

"Экономика и социум" №1(32) 2017 www.iupr.ru

Таким образом, внедрение организационно-управленческой инновации в тренинговую компанию является экономически оправданным, поскольку чистый дисконтированный доход положительный, а срок окупаемости проекта составляет всего 9 месяцев.

100000

-400000

Рис. 2 - Денежный поток инновационного проекта для тренинговой

фирмы

Можно сделать вывод, что верный выбор метода оценки эффективности инновационного проекта обеспечивает результативность и обоснованность принимаемых решений в управлении и содействует успешной реализации инновационного развития компании. Необходимо отметить, что выбор метода оценки эффективности новшества обусловливается конкретными целями и задачами инновационной политики предприятия. Применение комплексного оценочного инструментария может привести к ускорению внедрения инноваций в современных условиях.

Использованные источники:

1.Кохно А.П. Финансирование научных исследований и разработок [Текст] // Общество и экономика, 2012, №11.

2.Круглов М.Г. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью [Текст] // Издательство: Дело - М. - 2011.

3.Макарова А.С. Источники и модели финансирования инновационной деятельности [Текст] // Финансовая аналитика: проблемы и решения. Научно-практический и информационно-аналитический сборник - М. -2011, №18 (60).

4.Ситников С.Е. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов оборонно-промышленного комплекса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3343 (дата обращения: 25.12.2016).

5.Куликов Д.Л., Кучеров А.А. Становление и развитие методов оценки эффективности инновационных проектов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1 [Электронный ресурс] URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19451 (дата обращения: 26.12.2016).

УДК: 658.64

Патракова Д. И.

Ведерникова М.А.

Патраков Е. И. ФГАОУВО «УрФУ им. Б. Н. Ельцина» Научный руководитель: Яценко О. Ю., к.пед.н.

доцент кафедры «маркетинга» ФГАОУ ВО «УрФУ им. Б. Н. Ельцина» Россия, г. Екатеринбург ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОСЕТИТЕЛЕЙ РЕСТОРАН-БАРА T.G.I

FRIDAYS В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

Аннотация. Сегодня в условиях жесткой конкуренции и высокой турбулентности среды предприятиям для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно изучать потребности своих клиентов, т.е. проводить маркетинговые исследования. Данная статья посвящена исследованию потребностей посетителей конкретного ресторан-бара. В ходе исследования выстраивается иерархия потребностей, и предлагаются мероприятия для их удовлетворения.

Annotation. Today in the face of fierce competition and high turbulence environment companies must constantly study the needs of its customers for a successful business. This article is devoted to research the needs of visitors to a particular restaurant-bar. The study builds up a hierarchy of needs and proposes measures to address them.

Ключевые слова: потребности, удовлетворенность, контент-анализ, анкетирование, маркетинговые решения.

Keywords: needs, satisfaction, content analysis, questionnaire, marketing solutions.

В условиях рыночной экономики и находясь под постоянных влиянием внешних и внутренних факторов, преимущества получают компании, которые лучше знают потребности своих клиентов и производят товары и услуги, способные удовлетворить эти потребности. Но рынок динамичен, потребности людей также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить желаемую прибыль, должны постоянно отслеживать изменения конъюнктуры рынка, т.е. проводить маркетинговые исследования.

В данной статье в качестве объекта исследования рассматривается ресторан-бар T.G.I Fridays в г. Екатеринбург, который относится к барам, имеющим американскую направленность. TGI Fridays фокусируется на том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.