Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ПРИ АВАРИЯХ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ПРИ АВАРИЯХ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
643
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Зейнетдинова Ольга Геннадьевна, Данилов Павел Владимирович

Авторами рассмотрены существующие методики расчёта эколого-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом химически опасных веществ. Обоснована необходимость совершенствования экономических методов расчёта ущерба от загрязнения окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Зейнетдинова Ольга Геннадьевна, Данилов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR ASSESSING ENVIRONMENTAL DAMAGE IN ACCIDENTS AT POTENTIALLY HAZARDOUS FACILITIES

The authors consider the existing methods of calculating ecological and economic damage from emergencies associated with the release of chemically hazardous substances. The necessity of improving economic methods for calculating damage from environmental pollution is substantiated.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ПРИ АВАРИЯХ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ»

УДК 502:061

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ПРИ АВАРИЯХ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

О. Г. ЗЕЙНЕТДИНОВА, П. В. ДАНИЛОВ

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: zeinet@bk.ru

Авторами рассмотрены существующие методики расчёта эколого-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом химически опасных веществ. Обоснована необходимость совершенствования экономических методов расчёта ущерба от загрязнения окружающей среды.

Ключевые слова: негативное воздействие на окружающую среду; экологический ущерб; плата за негативное воздействие на окружающую среду; чрезвычайная ситуация; загрязнение окружающей среды.

METHODS FOR ASSESSING ENVIRONMENTAL DAMAGE IN ACCIDENTS AT POTENTIALLY HAZARDOUS FACILITIES

O. G. ZEYNETDINOVA, P. V. DANILOV

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo E-mail: zeinet@bk.ru

The authors consider the existing methods of calculating ecological and economic damage from emergencies associated with the release of chemically hazardous substances. The necessity of improving economic methods for calculating damage from environmental pollution is substantiated.

Key words: negative impact on the environment; environmental damage; payment for negative impact on the environment; emergency; environmental pollution.

На данный момент на территории Российской Федерации функционирует 5 634 предприятия химической промышленности, в том числе:

- I класса опасности (чрезвычайно высокой степени опасности) - 177 предприятий;

- II класса опасности (высокой степени опасности) - 443 предприятий;

- III класса опасности (средней степени опасности) - 3 630 предприятий;

- IV класса опасности (низкой степени опасности) - 1 384 предприятий.

Помимо этого, насчитывается 8 019 ОПО нефтегазодобычи (537 предприятий I класса опасности; 1 137 предприятий II класса опасности; 4 528 предприятий III класса опасности; 1 817 предприятий IV класса опасности) и 4 140 ОПО нефтехимических, нефтегазопе-

© Зейнетдинова О. Г., Данилов П. В., 2021

рерабатывающих производств и объектов нефтепродуктообеспечения1.

Любая авария, связанная с выбросом (сбросом) химических веществ в окружающую среду, несет значительные риски деградации, в том числе и полного разрушения) экосистем и причинения значительного экологического вреда [2, 3].

Если количество аварий на магистральных и внутрипромысловых нефтепроводах и магистральных газопроводах варьирует в определенных пределах на протяжении по крайней мере последних дести лет с тенденцией к увеличению материального ущерба (рис. 1), то в последние годы наблюдается устойчивая динамика к увеличению количества

1

Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году» // https://w сww.mchs.gov.ru/dokumenty/5304 (дата обращения 27.07.2021)

аварий с выбросом (сбросом) химически опасных веществ на аварийно-опасных промышленных объектах (рис. 2).

Хотя следует отметить, что в официальных отчетах ущерб от аварий с выбросом

(разливом) АХОВ за последние годы, кроме 2020 определяется, как нулевой. И только в 2020 году материальный ущерб от данной категории аварий определяется в 148181,149 млн. рублей.

. 6 I-

э

я? 5

О.

S 4 го

0

S 3

и

01

i 2

е;

о

ас -

600

500

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 локальные муниципальные -ущерб

Рис. 1. Количество аварий и нанесенного ущерба на магистральных и внутрипромысловых нефтепроводах на территории России

4,5 4

ь 3 5 Э 3,5

3

s 3 а.

ш 2,5 го

§ 2

и

си

=г 1,5

s ^

О 1

sc 1 0,5 0

160000

140000

120000

ю

100000 ^

80000

60000 57

40000

20000

2017 2018 2019 2020

локальные ^^И муниципальные ущерб

Рис. 2. Количество аварий и нанесенного ущерба на химически опасных объектах

на территории России

7

0

0

В 2020 г. на предприятиях химической отрасли в России зарегистрировано 8 аварий. Львиную долю в ущерб от ЧС на химически опасных объектах внесла авария с разливом дизельного топлива в Красноярском крае на ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (г. Норильск). 29 мая 2020 г. произошла ЧС федерального характера - разлив нефтепродуктов объемом более 20 000 тонн на ТЭЦ-3. Причиной аварии стала разгерметизация резервуара с дизельным топливом с последующим попаданием нефтепродуктов в акватории рек Далдыкан и Амбарная. Это одна из крупнейших утечек нефтепродуктов в Арктической зоне, создавшая угрозу для экосистемы Северного Ледовитого океана.

Причинами аварии явились:

- недостаточная несущая способность отдельных конструктивных элементов;

- недостатки проектирования при конструировании сооружения;

- дефекты строительного пространства и нарушение обязательных требований при проведении в 2018 г. экспертизы промышленной безопасности объекта.

К ликвидации последствий ЧС привлекались 743 чел. и 300 ед. техники, в том числе от МЧС России - 144 чел. и 17 ед. техники. Экономический ущерб от аварии составил 146 107 млн рублей. При этом сумма компенсации была беспрецедентной и соответствовала примерно восьми годовым бюджетам города Норильск. По требованию Росприроднадзора «Норильско-Таймырская энергетическая компания» должна была возместить нанесенный ущерб. Но компания не согласилась с методикой его оценки, делая акцент на неоправданно завышенных коэффициентах. По мнению руководства компании ущерб составил 21,4 млрд руб.

Именно прецедент оценки экологического ущерба в результате аварии на ОАО »Норильско-Таймырская энергетическая компания» очень остро поставил вопрос о совершенствовании действующих методик расчета экологического ущерба, произошедшего не только в результате чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах, но и в результате повседневной деятельности промышленного сектора, влекущей загрязнение окружающей среды. По большому счету необходима разработка единой методики, обеспечивающей абсолютно прозрачное правовое поле. Так же необходимо создание правовых и экономических механизмов, которые будут неукоснительно выполняться субъектами экономических отношений, в том числе и в случае загрязнения в результате аварии.

Для разработки обучающей программы по оценке экологического ущерба от загрязнения окружающей среды при авариях с выбросом (разливом) АХОВ перед нами встала острая необходимость составления алгоритма на основании существующих методик. При этом нам было необходимо не только рассмотреть достаточное большое количество нормативных документов, принятых как на правительственном уровне, так и ведомственном, так и проанализировать международный опыт оценки последствий загрязнения окружающей среды.

На данный момент в России оценка экологического ущерба заключается в определении в денежном выражении негативных последствий для окружающей среды. В правовом поле понятие экологического ущерба зачастую заменяется на понятие вреда окружающей среде или её отдельным компонентам. Так, в

федеральном законе «Об охране окружающей

2

среды» вред окружающей среде определен как «негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлёкшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов».

В соответствие с приказом МЧС России «Об утверждении Методики оценки ущерба от

- 3

чрезвычайных ситуаций» экологический ущерб в результате аварий складывается из следующих компонентов:

- размера вреда, нанесенного поверхностным и подземным водам;

- размера вреда, нанесенного животным и растениям, за исключением сельскохозяйственных;

- размера вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам (по оперативным данным);

- размера вреда, нанесенного атмосферному воздуху, поверхностному слою почвы, недрам, а также объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, водным биологическим ресурсам, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.

При этом расчет составляющих вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (при наличии такой возможности) осуществляется соответствующими ис-

2 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (дата обращения 15.09.2021)

3 Приказ МЧС России от 01.09.2020 № 631 «Об утверждении Методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций» (дата обращения 16.09.2021)

полнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации на основании методических и иных документов Правительства Российской Федерации, Минприроды России и Росрыболовства.

Мировая экономика прошла несколько этапов формирования механизмов взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду: от системы прямых административных запретов и установления базовых нормативов предельно-допустимых концентраций, через введение экологических налогов, установки общих допустимых норм выбросов до разработки теории управления рисками и компенсационного характера платежей за экологические правонарушения [1, 5, 6, 9].

Сейчас в мире существует 2 основных подхода к оценке экологического ущерба:

- методики, определяющие затраты на устранение вреда, включая компенсацию убытков третьих лиц - так называемый реципиенты подход;

- оценка экологического вреда, основанная на нерыночных оценках природных компонентов, получившая название экоси-стемных услуг [1, 6, 8, 9].

Мировая практика оценки экологического ущерба делает упор на затратный подход. Результаты стоимостной оценки считаются достаточно доказательными и поэтому как правило признаются в ходе судебных разбирательств [6, 8, 9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для наиболее экономически развитых странах, таких как США, Япония, страны ЕС характерна поэтапная процедура оценки ущерба окружающей среде в результате аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Обязательными компонентами такой процедуры являются:

- оценка исходных показателей состояния окружающей среды (основана на данных экологического мониторинга, данных кадастрового учета, картах чувствительности);

- оценка изменений исходных показателей состояния окружающей среды (проводится на основании выявления областей распространения загрязнения окружающей среды, уровня загрязнения, анализа данных по характеру влияния загрязнителя на компоненты окружающей среды);

- оценка реакции реципиентов, или так называемого натурального ущерба;

- экономическая оценка натурального ущерба [1, 8, 9].

При этом в количественную оценку последствий от загрязнения окружающей среды включаются следующие виды ущерба:

- экологический (ущерб природно-ресурсной системе);

- материальный (ущерб от воздействия на материальные объекты);

- экономический (ущерб от недополучения прибыли);

- социально-экономический (ущерб от увеличения заболеваемости, смертности, снижения продолжительности жизни).

В России прерогатива принадлежит «таксовым» способам расчёта экологического ущерба [3, 4, 5, 7]. Этот метод прост в применении и не требует детального анализа. Для проведения расчётов необходимо знать размер произведенных выбросов, сбросов, количество поврежденных компонентов приводной среды и их стоимостную оценку, которая в табличных вариантах содержится в соответствующих нормативных источниках.

Работая над обучающей программой по оценке экологического ущерба при авариях и пожарах, мы столкнулись с достаточно серьезной проблемой. В России, несмотря на большое количество официально признанных методических указаний по оценке ущерба, единые методические принципы оценки экологического ущерба отсутствуют. Данный факт, по нашему мнению, является одним из основных пробелов в области оценки экологического ущерба. Более того огромное количество ведомственных методик содержат противоречащие друг другу подходы. В большей степени это касается вновь созданных документов и документов, разработанных в более раннее время. В результате полученные оценки экологического ущерба ни в коей мере не отражают величину причинённого окружающей сред вреда. По мимо этого серьезной проблемой, является невозможность прийти к консенсусу при оспаривании в суде экономически необоснованных такс и приёмов расчета.

И здесь мы вынуждены обратиться к существующей на данный момент нормативной базе, содержащей рекомендации по оценке ущерба компонентам окружающей среды.

Порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду с 2003 по 2016 гг. был определен постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды

4

вредного воздействия» , а нормативы платы указаны в постановлении Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (дата обращения 25.09.2021);

«О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» . Данные нормативные документы определяли порядок возмещения вреда от загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и почвы в том числе при аварийных выбросах и сбросах.

В сентябре 2016 года вступило в силу постановление Правительства «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»6, которое установило новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. В марте 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 255 от 03.03.2017 г. «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»7. Были установлены ставки в пределах нормативов на 2016, 2017 и 2018 годы, но с 2019 года был введен опять введен поправочный коэффициент (1,04), учитывающий изменение цен с учетом инфляции. В 2020 и в 2021 гг. этот коэффициент составил 1,08. Не изменился коэффициент за сверхлимитные в том числе аварийные выбросы и сбросы. Он составил 25 по отношению к нормативу платы и по-прежнему никак не учитывает разницу между залповыми сверхлимитными выбросами и чрезвычайной ситуацией, растянутой во времени. Из методики расчета были убраны коэффициенты, отражающие экологическую значимость регионов. Остался только коэффициент для особо охраняемых территорий равный двум.

Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» (дата обращения 25.09.2021).

6 Постановление Правительства № 913 от

13.09.2016 г. «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (дата обращения 25.09.2021).

7 Постановление Правительства РФ № 255 от

03.03.2017 г. «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (дата обращения 25.09.2021).

В результате внесенных изменений по экспертным оценкам плата предприятия за одни и те же выбросы уменьшилась почти в 2,5 раза [4, 7, 6]. Кроме того, например, перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, за которые взимается плата сократился до 159 наименований, вместо прежних 225. Все вновь введенные изменения явно противоречит целям защиты окружающей среды от различных форм деградации.

Таким образом, как было уже сказано явно прослеживается необходимость в совершенствовании методов, а соответственно и методик расчёта экологического ущерба, в том числе и при авариях. Основным недостатком современной методологической базы по-прежнему является сохранение ранее принятых стереотипных шаблонов по методам расчёта ущерба окружающей среде. В имеющихся на настоящий момент методических указаниях нет корректно обозначенных условий применения вспомогательных коэффициентов для проведения количественной оценки поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ. Отдельные ведомства, субъекты, крупные компании явно завышают ставки платежей в частных методиках, и в то же время отмечаются низкие базовые ставки платежей за различный формы негативного воздействия на окружающую среду, устанавливаемые Правительством РФ. На данный момент фактически отсутствуют методики определения ущерба от загрязнения окружающей среды физическими компонентами (радиационное, электромагнитное, шумовое воздействие и т.п.). Актуальность устранения перечисленных недостатков очевидна, но в доступной литературе сведения о разработке методик расчета эколого-экономического ущерба от пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, отличающихся комплексным подходом, очень ограничены.

В конечном итоге в России должна появиться комплексная система взаимоотношений государства и бизнеса, которая бы позволили учесть все вопросы экономических составляющих, связанных с экологическими последствиями техногенных аварий. В ней должно быть предусмотрено все от механизмов предупреждения аварий до порядка расчета экологического вреда и ликвидации его последствий.

Список литературы

1. Витухин А. Д. Зарубежный опыт эко-лого-экономического регулирования и оценки ущерба от загрязнения окружающей среды (на примере Европы, США, Японии) // Проблемы рыночной экономики. 2018. № 4. С. 69-76.

2. Зейнетдинова О. Г., Данилов П. В., Тяпочкин С. П. Анализ риска возникновения техногенных аварий на химически опасных объектах в Центральном федеральном округе // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции, посвященная 30-й годовщине МЧС России. Иваново. 2020. С.454-456.

3. Исаева Л. К. Состояние нормативной базы по расчёту эколого-экономического ущерба от пожаров и аварий // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2014. № 1. С. 44-50.

4. Медведева О. Е., Артеменков А. И. Оценка ущерба (вреда) от загрязнения атмосферного воздуха для стимулирования внедрения наилучших доступных технологий в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 12 (231). С. 31-42.

5. Медведева О. В. Соловьева С. В. Методика стоимостной оценки ущерба, причиняемого загрязнением атмосферного воздуха // Вопросы оценки. 2016. Т. 86. № 4. С. 2-6.

6. Медведева О. Е. Задачи оценки экологического ущерба в Арктической зоне // Арктика и Север. 2015. № 18, С. 131-147.

7. Петрова Н. В. Дьяченко О. В. К вопросу о новых правилах взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. № 1. Т. 3, С.218-223.

8. Executive Summary - CERCLA Natural Resource Damage Assessment Regulations, Office of Environmental Policy and Compliance, 2002. URL: https://www.epa.gov/enforcement/ comprehensive-environmental-response-compensation-and-liability-act-cercla-and-federal#Summary (дата обращения 30.10.2021)

9. Porfiryev B. N., Tulupov A. S. Environmental Hazard Assessment and Forecast of Economic Damage from Industrial Accidents //Studies on Russian Economic Development. 2017. № 6. P. 600-607.

References

1. Vituhin A. D. Zarubezhnyj opyt ekologo-ekonomicheskogo regulirovaniya i ocenki ush-cherba ot zagryazneniya okruzhayushchej sredy (na primere Evropy, SSHA, YAponii) [Foreign experience of ecological and economic regulation and assessment of damage from environmental

pollution (on the example of Europe, USA, Japan)]. Problemy rynochnoj ekonomiki, 2018, issue 4, pp. 69-76.

2. Zejnetdinova O. G., Danilov P. V., Tya-pochkin S. P. Analiz riska vozniknoveniya tekhnogennyh avarij na himicheski opasnyh ob»ektah v Central'nom federal'nom okruge [Analysis of the risk of man-made accidents at chemically hazardous facilities in the Central Federal District]. Pozharnaya i avarijnaya bezopas-nost': sbornik materialov XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyash-chennaya 30-j godovshchine MCHS Rossii, 2020, pp.454-456.

3. Isaeva L. K. Sostoyanie normativnoj bazy po raschyotu ekologo-ekonomicheskogo ushcherba ot pozharov i avarij [The state of the regulatory framework for the calculation of ecological and economic damage from fires and accidents]. Pozhary i chrezvychajnye situacii: predot-vrashchenie, likvidaciya, 2014, issue 1, pp. 44-50.

4. Medvedeva O. E., Artemenkov A. I. Ocenka ushcherba (vreda) ot zagryazneniya at-mosfernogo vozduha dlya stimulirovaniya vnedreniya nailuchshih dostupnyh tekhnologij v Rossii [Assessment of damage (harm) from atmospheric air pollution to stimulate the introduction of the best available technologies in Russia]. Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Fed-eracii. 2020, vol. 12 (131), pp. 31-42.

5. Medvedeva O. V. Solov'eva S. V. Metodika stoimostnoj ocenki ushcherba, prichiny-aemogo zagryazneniem atmosfernogo vozduha [Methodology of cost estimation of damage caused by atmospheric air pollution]. Voprosy ocenki. 2016, vol. 86, issue 4, pp. 2-6.

6. Medvedeva O. E. Zadachi ocenki ekologicheskogo ushcherba v Arkticheskoj zone [Tasks of environmental damage assessment in the Arctic zone]. Arktika i Sever. 2015, issue 18, pp. 131-147.

7. Petrova N. V. D'yachenko O. V. K vo-prosu o novyh pravilah vzimaniya platy za nega-tivnoe vozdejstvie na okruzhayushchuyu sredu [On the issue of new rules for charging fees for negative environmental impact]. Interekspo Geo-Sibir'. 2017, issue 1, vol. 3, pp. 218-223.

8. Executive Summary - CERCLA Natural Resource Damage Assessment Regulations, Office of Environmental Policy and Compliance, 2002. URL: https://www.epa.gov/enforcement/ comprehensive-environmental-response-compensation-and-liability-act-cercla-and-federal#Summary.

9. Porfiryev B. N., Tulupov A. S. Environmental Hazard Assessment and Forecast of Economic Damage from Industrial Accidents //Studies on Russian Economic Development. 2017. issue 6. pp. 600-607.

Зейнетдинова Ольга Геннадьевна

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры

E-mail: zeinet@bk.ru

Zejnetdinova Ol'ga Gennad'evna,

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of biological Sciences, associate Professor, associate Professor of unit E-mail: zeinet@bk.ru

Данилов Павел Владимирович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

старший преподаватель кафедры

E-mail: KGZiUii@mail.ru

Danilov Pavel Vladimirovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of

State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination

of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

senior lecturer

E-mail: KGZiUii@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.