Научная статья на тему 'Методы оценки эффективности налоговой политики региона'

Методы оценки эффективности налоговой политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3970
1352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ НАЛОГОВОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / TAX POLICY / TECHNIQUE OF AN ASSESSMENT OF EFFICIENCY / COEFFICIENT OF TAX LOYALTY / TAX LOADING / TAX CAPACITY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстафьева А. Х.

Рассмотрены основные методы оценки эффективности налоговой политики региона. Выявлено, что в настоящее время не существует единой универсальной методики, подходящей для любого исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THE TAX POLICY OF THE REGION

In presented article the main methods of an assessment of efficiency of a tax policy of the region are considered. Now there is no uniform universal technique suitable for any research. In many respects the choice of a method depends on a research goal.

Текст научной работы на тему «Методы оценки эффективности налоговой политики региона»

__________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА________________

2013 ЭКОНОМИКА Вып. 3(18)

УДК 336:332.1

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

А.Х. Евстафьева, к. экон. наук, доц. кафедры экономики и предпринимательства в строительстве

Электронный адрес: evalsu@yandex.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1

Рассмотрены основные методы оценки эффективности налоговой политики региона. Выявлено, что в настоящее время не существует единой универсальной методики, подходящей для любого исследования.

Ключевые слова: налоговая политика; методика оценки эффективности; коэффициент налоговой лояльности; налоговая нагрузка; налоговый потенциал региона.

Для Российской Федерации с ее обширной территорией, экономической неоднородностью и исключительной по сложности территориальной организацией государства обеспечение положительной динамики экономического и социального развития является первоочередной задачей. В этой связи повышаются требования к качеству государственного регулирования экономики. В частности, существенное значение приобретают применяемые инструменты государственного регулирования. Важно отметить, что в силу масштабов государства и существующей социально-экономической дифференциации регионов, решение стратегических и тактических задач развития страны будет осуществляться именно на региональном уровне. Поэтому внимание руководства страны должно сконцентрироваться на повышении качества государственного регулирования именно на региональном уровне.

Одним из действенных инструментов регулирования темпов экономического роста является налоговая политика, реализуемая в данном регионе. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий в области налогов и сборов. Именно налогообложение содержит действенные инструменты стимулирования инновационного и инвестиционного развития, способствует повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, и является основой макроэкономического регулирования. Следовательно, обязательным условием реализуемой налоговой политики должна стать ее эффективность, так как только эффективная налоговая политика способствует росту всех социально-экономических показателей. В связи с этим необходимым условием разработки эффективной региональной налоговой политики

становится проведение оценки влияния налоговой политики на развитие региона.

В литературе разными авторами предложено огромное количество различных методов оценок эффективности налоговой политики. Условно их можно объединить в четыре группы: 1) на основе экспертных оценок; 2) на основе коэффициента налоговой лояльности; 3) на основе соблюдения принципов построения налоговой системы; 4) на основе базовых показателей, характеризующих уровень налогового бремени и социально-экономическое состояние региона.

Налоговая политика региона проводится в совокупности с другими составляющими политики региона и страны, поэтому достаточно сложно определить долю влияния каждой из них на развитие региона. В связи с этим очень удобным является метод экспертных оценок, где группа экспертов изучает данную проблему и делает соответствующие выводы. Этот метод является очень простым, но точность результатов зависит от субъективного мнения экспертов.

Группа методов на основе коэффициента налоговой лояльности. Использование коэффициента налоговой лояльности, как качественного критерия оценки влияния государственных решений в области налогообложения на экономическое развитие регионов, было предложено Юрзиной Л.И.

Согласно Толковому словарю русского языка, лояльный - «держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального отношения к кому-, чему-нибудь». Саму налоговую лояльность можно определить как степень экономической оправданности ожидаемых последствий изменения, вносимого в налоговую систему [5].

© Евстафьева А.Х., 2013

Согласно Юрзиной Л.И., выбор коэффициента налоговой лояльности зависит от поставленной задачи оценки. В табл. 1 приведены

виды коэффициентов налоговой лояльности, методика определения которых индивидуальна для каждого экономического субъекта.

Таблица 1

Вид коэффициента налоговой лояльности Экономический субъект Круг решаемых задач Метод определения коэффициента

Частный (налоговая лояльность хозяйствующего субъекта) Организация Прикладные задачи налогового планирования в организации; оценка последствий решений, принимаемых организацией в части оптимизации своего налогового бремени Интегральный коэффициент на основе традиционных аналитических коэффициентов финансового анализа, характеризующих финансовое состояние организации с привлечением данных об экономической обоснованности налогового бремени

Отраслевой Отрасль народного хозяйства Определение тенденций в развитии отрасли и ее налогового потенциала Рассчитывается либо как частный коэффициент применительно к среднестатистической организации в отрасли, либо с использованием среднестатистической производственной функции отрасли

Региональный (территориальный) Регион Определение тенденций в развитии и налогового потенциала региона Рассчитывается либо как средневзвешенный отраслевой коэффициент по отраслям данного региона, либо на основе макроэкономических показателей

Общий (федеральный) Федерация Оценка изменений в системе национальных счетов, прогноз тенденций в объемах налоговых поступлений в рамках консолидированного бюджета Рассчитывается на основании показателей системы национальных счетов либо с использованием других способов макроэкономического прогнозирования

*См. [5, с.72-73]

Определение влияния налоговой политики на исследуемый объект (организацию, отрасль, регион и т.п.) осложняется существующими функциональными связями между различными налогами, причем природа воздействия может быть различной. Это может быть, например, значительное совпадение объектов налогообложения (как фонд социального страхования и налог на доходы физических лиц) либо через влияние на один и тот

же экономический показатель (например, достичь увеличения объемов производства можно либо привлекая дополнительную рабочую силу, либо закупая дополнительное оборудование - в первом случае будет увеличиваться фонд социального страхования, во втором -налог на имущество организаций). Для этого Юрзиной Л.И. была предложена еще одна классификация коэффициентов налоговой лояльности, которая приведена в табл. 2.

Таблица 2

Классификация коэффициентов налоговой лояльности

Вид коэффициента Вид воздействия налога Описание

Прямой Прямое воздействие Учитывает только прямое воздействие налога на исследуемый показатель -финансовое состояние организации, экономический рост, показатели системы национальных счетов и т.п.

Окончание табл. 2

Вид коэффициента Вид воздействия налога Описание

Перекрестный Косвенное воздействие посредством другого (связанного) налога Учитывает только прямое воздействие на исследуемый показатель изменений в налоге, сопряженный с исследуемым, возникающий вследствие изменений в исследуемом налоге

Интегральный Комплексное воздействие всей совокупности налогов, входящих в налоговую систему Данный коэффициент будет учитывать совокупное влияние всех действующих налогов на исследуемый показатель

*См. [5, с.73]

Также Юрзиной Л.И. предложена классификация налоговой лояльности по уровням власти, которая позволяет выявить компонент налоговой системы, наиболее приемлемый для налогоплательщика, а также определить пер-

спективы реализации установленных Правительством РФ направлений налоговой политики. Классификация коэффициентов налоговой лояльности по уровням власти представлена в табл. 3.

Таблица 3

Классификация налоговой лояльности по уровням власти, устанавливающим

Вид коэффициента налоговой лояльности Уровень власти Возможности использования

Федеральный Федеральный Определение общей лояльности экономики, отдельной отрасли либо организации к федеральному компоненту налоговой системы

Региональный Региональный Определение общей лояльности экономики региона, отдельной организации отрасли, действующих на территории данного региона либо отдельной организации к региональному компоненту налоговой системы

Местный Местный Определение общей лояльности совокупности организаций либо отдельной организации к местному компоненту налоговой системы

*См. [5, с.74]

В данной работе наибольший интерес представляет региональный коэффициент налоговой лояльности, который определяется на основе совокупности отраслевых коэффициентов, рассчитанных для конкретного региона. Для обеспечения наилучшего соответствия регионального коэффициента налоговой лояльности, как существующему уровню социально-экономического развития региона, так и стратегическим целям и задачам его развития, важно при расчете одновременно учитывать как вес отдельных отраслей, определяемый на основании доли продукции, произведенной каждой отраслью в валовом региональном продукте субъекта РФ, так и ранги отраслей, определяемые в соответствии с приоритетами развития отраслей в общем социальноэкономическом развитии региона. Также при расчете коэффициента налоговой лояльности необходимо учитывать действующие специальные налоговые режимы в регионе, так как изменения в них приводят к изменению фи-

нансового состояния субъектов отраслей, что в целом ведет к изменению в экономике региона.

Метод на основе определения коэффициента налоговой лояльности является точным, но в то же время очень сложным. Тем не менее его можно считать универсальным для оценки влияния налоговой политики на развитие региона.

Суть метода на основе соблюдения принципов построения налоговой системы заключается в анализе действующей налоговой системы, сопоставлении существующих принципов с основными. Сложность и неоднозначность данного метода заключается в том, что разными учеными выделяются разные принципы построения налоговой системы.

Вопросы об определении принципов налоговой системы появились еще с момента образования государства. Адамом Смитом еще в 1776 г. в книге «Исследование о приро-

де и причинах богатства народа» были сформулированы основные принципы налоговой системы. К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.

В настоящее время можно выделить следующие принципы построения налоговой системы: обязательность, справедливость,

определенность, удобство для налогоплательщика, экономичность, пропорциональность, эластичность, однократность налогообложения, стабильность, оптимальность, единство на всей территории страны, уплата налога в стоимостном выражении.

Следует отметить, что методы оценки, основанные на соблюдении принципов налоговой системы, достаточно субъективны и не имеют количественной характеристики. То есть результатом данной оценки может быть ответ «да» или «нет». Для оценки влияния

налоговой политики на развитие региона этот метод не совсем удобен и интересен.

Группа методов на основе базовых показателей налоговой нагрузки и социально -экономического состояния региона самая оптимальная. Рассмотрим понятие «налоговая нагрузка». В настоящее время ученые по -разному подходят к определению налоговой нагрузки. Единство мнений авторов в терминологии отсутствует в связи с тем, что до сих пор не существует общепринятого термина, характеризующего влияние налогообложения на предприятие. Наряду с налоговой нагрузкой используется множество синонимов, таких, как «налоговое бремя», «налоговый гнет», «налоговый пресс», «налоговое давление» и т.п. Однако практика показывает, что для характеристики влияния налогов чаще используют понятия «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя». В табл. 4 представлены различные определения налоговой нагрузки.

Таблица 4

Сопоставление определений налоговой нагрузки

Подход

Авторы

Определение

Термин «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «налоговый гнет», «налоговый пресс» - синонимы

А. Лаффер

Уровень предельно допустимой величины налоговых изъятий у организаций в бюджет________________

Ф. Юсти,

М.Бифельд

Величина той доли свободного дохода, которая может быть обращена на удовлетворение государственных потребностей без ущерба для народного хозяйства

К. Гок

Оценка отношения бюджета к национальному доходу, зависящая от характера государственного расходного бюджета________________________________

С.П. Колчин, С.Г. Пепеляев

Объем налоговых изъятий

Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский

Мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования_______________________

Термин «налоговое бремя» шире термина «налоговая нагрузка»

А.В. Левкин

Налоговое бремя рассматривается как часть произведенного обществом продукта, который перераспределяется посредством звеньев бюджетного механизма (мобилизация денежных средств в бюджеты; расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов), а налоговая нагрузка - как экономический показатель налогового бремени организации_______________________

А.Б. Паскачев, Ф.К. Садыгов, Р.С. Саакян

Налоговое бремя - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов организации с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних налоговых издержек, а налоговая нагрузка - максимально возможная сумма мобилизации финансовых ресурсов организации, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступать в соответствующие бюджеты__________________________________

Окончание табл. 4

Подход Авторы Определение

Налоговая нагрузка - самостоятельная экономическая категория Л.М. Архипцева Отношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых организацией фискальным органам, к показателям ее деятельности при этой налоговой нагрузке

О.В. Богачева Возможность налогов с использованием налогооблагаемых ресурсов приносить доходы в бюджет

Д.П. Черник Обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества отношением сумм налогов и сборов к совокупному национальному продукту

А.В. Брызгалин Та часть ВВП, которая распределяется посредством налогов; ее уровень - измеритель налоговой системы и оптимальности ее построения

В.Г. Пансков Не включает налоги и сборы, уплачиваемые населением

Б.В. Топорнин Отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто и прочих доходов организации либо отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости

*См. [1, с.34]

Показатель налоговой нагрузки играет существенную роль в налоговом планировании и регулировании экономики как региона, так и страны в целом. Налоговую нагрузку можно

рассчитывать на трех уровнях: на уровне хозяйствующего субъекта, региона и государства. Анализ методов определения налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта приведен в табл. 5.

Таблица 5

Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки

Автор Основная формула расчета Характеристика расчета

Департамент налоговой политики РФ ///> = 1 х оО‘Х» /> <>(>!// Отношение всех уплачиваемых организацией налогов к выручке от реализации (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации

М.Н. Крейнина НБ=В~Ср-П ■ ЮО% В-Ср Сопоставление налога и источника его уплаты, где интегральным показателем выступает прибыль экономического субъекта

А. Кадушин, Н. Михайлова 1,1, = ' /1 1 /І Доля отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной экономическим субъектом

Е А. Кирова Дя=Ж + С°.ЮОо/„ всс Налоги и сборы, подлежащие перечислению в бюджет (абсолютная величина); отношение налогов и сборов, подлежащих перечислению в бюджет, к вновь созданной стоимости (относительная величина)

М.И. Литвин / - 1 оо% /> Доля налогов и других обязательных платежей (в зависимости от структуры налоговых обязательств экономического субъекта принимается во внимание выручка от реализации, прибыль в процессе формирования или распределения), отношение дохода работника к размеру источника средств их уплаты

Т.К. Островенко нн = 1111 Источник •покрытия Отношение налоговых издержек к соответствующей группе по источнику покрытия (обобщающие и частные показатели)

*См. [1, с.34-35

Каждая из приведенных методик способна объективно дать оценку налоговой нагрузки налогоплательщика. Для точности расчетов при проведении мероприятий по оптимизации налогообложения на предприятии специалистам целесообразно использовать не одну, а две-три методики для описания текущей и ретроспективной налоговой ситуации на анализируемом предприятии. Для предприятий Федеральной налоговой службой РФ установлена нагрузка по видам экономической деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3].

Практика показывает, что наибольшее практическое применение получила методика, разработанная Департаментом Налоговой политики Министерства финансов РФ. При принятии решений о назначении и организации выездной налоговой проверки налоговые органы рассчитывают и учитывают показатель налоговой нагрузки, сравнивая его с показателем по отрасли.

Многие авторы приходят к единой оценке налоговой нагрузки региона, которая выражается следующей формулой:

Нрег

ННрег —

100%.

(1)

ВРП

где ННрег - налоговая нагрузка региона, Нрег - сумма налогов, уплаченных регионом в текущем периоде,

ВРП - валовой региональный продукт текущего года.

На уровне страны:

ННф = —— • 100%, (2)

ВВП

где ННф - налоговая нагрузка страны,

Н - сумма уплаченных всеми плательщиками налогов в текущем году,

Сравнение групп методов оценки

ВВП - валовой внутренний продукт текущего года.

Однако оценка налоговой нагрузки не дает абсолютно точного результата по следующим причинам:

- невозможно учесть ВВП соответствующий «теневой экономике», что приводит к занижению величины налоговой нагрузки;

- при расчете налоговой нагрузки учитываются налоги, поступившие в бюджет в текущем году, но не учитываются корректировки за счет вычетов, производимые в следующем календарном году, но экономически относящиеся к предыдущему году;

- в показатель ВРП не входит добавленная стоимость по нерыночным коллективным услугам (таким, как оборона), вследствие чего суммарный ВРП по всем регионам меньше ВВП;

- при расчете региональной налоговой нагрузки не учитываются таможенные платежи и отчисления в социальные фонды (для них отсутствует разбивка поступлений в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды по регионам), следствием чего является заниженная сумма реальных налоговых платежей.

Показатели социально-экономического развития исследователи определяют в зависимости от целевой направленности проводимой оценки. К ним можно отнести: показатели, разработанные Минэкономразвития РФ, разработанные ООН в качестве международных, показатель качества жизни населения и другие.

Рассмотрим положительные и отрицательные черты перечисленных нами групп методов оценки эффективности налоговой политики. Сравнительный анализ представлен в табл. 6.

Таблица 6

Группа методов Характеризующий показатель

сложность расчетов уровень исследования точность результатов использование формул вероятность ошибок

Методы на основе экспертных оценок нет макро минимальная нет максималь- ная

Методы на основе коэффициента налоговой лояльности да микро максимальная да минимальная

Методы на основе базовых показателей налоговой нагрузки нет макро средняя да средняя

Методы на основе соблюдения принципов построения налоговой системы да макро минимальная нет максималь- ная

*См. [2]

Как мы видим из табл. 6, метод экспертных оценок и метод на основе соблюде-

ния принципов построения налоговой системы являются наиболее простыми, но также

они и менее точны, так как не учитывают количественных характеристик, основаны на субъективном мнении эксперта и не исключают вероятность ошибки при формировании понятий «налоговая политика» и «налоговая система».

Метод оценки на основе коэффициента налоговой лояльности является наиболее точным и сложным. Он наиболее эффективен, так как позволяет провести оценку влияния налоговой политики региона на хозяйствующие субъекты.

Группа методов на основе базовых показателей налоговой нагрузки и социальноэкономического состояния региона, на наш взгляд, является самой достоверной. Именно ее хотелось бы предложить в качестве основополагающей. К преимуществам данной группы методов можно отнести простоту расчетов и точность результатов. Методы на основе базовых показателей налоговой нагрузки и социально-экономического состояния региона анализируют показатели, которые всесторонне характеризуют налоговую политику региона.

Говоря об оценке влияния налоговой политики на развитие региона необходимо рассмотреть показатель «налоговый потенциал региона», так как он определяет возможную величину доходов регионального бюджета и необходимость финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета. Налоговый потенциал может служить одним из кри-

Показатели определения

териев при оценке хозяйственного развития, а также применяться при оценке его роли в национальной экономике.

В бюджетном кодексе РФ (статьи 131,138,142.1) понятие налогового потенциала приравнивается к налоговой базе, а согласно статье 53 НК РФ «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». На наш взгляд, не совсем компетентно приравнивать эти два понятия.

Воспользуемся определением налогового потенциала, которое дает Шалюхина М.Н.: «В широком смысле «налоговый потенциал» — это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства» [4].

На величину налогового потенциала существенное влияние оказывают действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, отраслевая структура региона, изменение цен, объем импорта и экспорта, состояние налоговой политики, величина льгот, действующих на территории региона. Также большое влияние на значение налогового потенциала оказывает уровень «теневого» оборота.

Существует множество методов определения налогового потенциала (табл. 7).

Таблица 7

Наименование метода Краткая характеристика

Метод пересчета показателей базового года В качестве меры налогового потенциала регионов используется показатель платежей, фактически собранных в базовом 1991 г., с корректировкой на последующие изменения в законодательстве. «+» - минимизация временных факторов; «-» - точность относительная, так как произошли радикальные перемены в экономике России с 1991 г.

Среднедушевой доход населения региона Самый очевидный показатель доходов бюджета. В основе этого показателя лежат доходы налогоплательщиков региона. «+» - простота определения и доступность данных о среднедушевых доходах населения по субъектам РФ, ежегодно публикуемых Росстатом; «-» - наличие «теневой» экономики

Валовый региональный продукт (ВРП) Данный показатель определяется как общая стоимость товаров, работ, услуг, произведенных с использованием ресурсов региона за конкретный период времени и включая доходы, генерируемые внутри региона, независимо от места проживания и регистрации работников и предприятий. «+» - включаются доходы жителей, которые работают и проживают в данном регионе, нерезидентов; суммы, потраченные туристами на гостиничные услуги и на покупки на территории региона; «-» - особенности структуры российских налогов (например, в настоящее время налог на прибыль предприятий уплачивается по месту регистрации предприятия, а не по месту осуществления хозяйственной деятельности)

Окончание табл. 7

Наименование метода Краткая характеристика

Показатель совокупных налогооблагаемых ресурсов (СНР) Этот метод является альтернативой ВРП, он более достоверный, так как учитывает влияние федеральных налогов и трансфертов из федерального бюджета на налоговый потенциал, в отличие от предыдущего. Для определения СНР необходимо: - из ВРП вычесть некоторые федеральные налоги, так как для регионального и местных бюджетов они доходом не являются; - показатель ВРП нужно увеличить на сумму прямых трансфертов из федерального бюджета предприятиям и физическим лицам, также суммируют выплаты пособий по безработице и выплаты из пенсионного фонда. «+» - величина фактического объема налоговых ресурсов, полученная данным методом, наиболее точная; «-» - необходимость достаточно большой базы данных

«Репрезентативная налоговая система» (РНС) Налоговый потенциал в данном случае определяется суммой возможных бюджетных поступлений при среднем уровне налоговых усилий, одинаковом составе налогов и ставок налогов во всех регионах. Необходимо иметь данные по всем регионам. При наличии сведений о фактически собранных налогах и сборах, их налоговых базах, можно рассчитать объем фактических поступлений по региону. Эта величина и принимается за показатель налогового потенциала региона. Для оценки методом РНС для каждого региона необходимо создать единую классификацию статей доходов для разных регионов; определить статьи дохода местного бюджета; определить стандартную (нормативную) налоговую базу; рассчитать репрезентативную (среднюю) ставку налогообложения; рассчитать налоговый потенциал региона. Данный метод используется в Канаде, Германии и Швейцарии. «+» - достоверность и объективность оценки; «-» - достаточно трудоемок, так как для анализа используется большое количество сведений

Использование в рамках подхода РНС регрессионного анализа. Для оценки налогового потенциала регионов с помощью регрессионного анализа, посредством оптимальных оценок случайных факторов Ь1, Ь2,... Ьш используется уравнение следующего вида: У = Хц * В! + Хи * В2 + Хщ, * Вт + Е] у=\2....ху, где у - фактически собранные в регионе платежи в бюджет; X] - показатели налоговой базы, косвенно или непосредственно отражающие величину совокупной налоговой базы данного региона или отдельных ее компонентов; т - число рассматриваемых регионов; Е] - случайная ошибка измерений. «+» - необходимость меньшего числа данных для определения налогового потенциала (совокупный доход по региону и переменные, используемые в качестве критерия косвенных измерителей налоговых баз регионов); нет необходимости группировать доходные статьи по налоговым компонентам; не нужно создавать собственную налоговую базу для каждого компонента системы; большая точность, за счет более эффективного анализа данных; «-» - сложность; необходим дополнительный анализ для выбора региональных показателей; количество точек наблюдения, используемых в уравнении регрессии, равно количеству регионов, а результаты регрессионной оценки тем точнее, чем больше точек наблюдения

Среди представленных методов оценки налогового потенциала региона, можно сказать, что наиболее предпочтительной является методика на основе репрезентативной налоговой системы.

Рассмотрев основные методы оценки эффективности налоговой политики региона необходимо отметить, что наиболее предпочтительным, с нашей точки зрения, является метод на основе базовых показателей налоговой нагрузки и социально-экономического состояния региона, так как в данном случае можно наглядно увидеть взаимозависимость параметров развития региона при изменении налоговой политики. Для комплексной оценки влияния налоговой политики считаем необходимым также определение показателя налогового потенциала региона.

Список литературы

1. Дрожжина И.А. Методика определения налоговой нагрузки с учетом налогово-

го потенциала экономического субъекта // Финансы. №6. 2009, ноябрь-декабрь. С.33-38.

2. Кузько П.С. Методические основы оценки эффективности региональной налоговой политики, «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», Саранск, 2008. С. 1-4.

3. Приказ ФНС России от 30.05.07 № ММ-

3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в редакции приказа ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297/ URL:http://www.referent.ru/

1/177172 (дата обращения: 15.05.2013).

4. Шалюхина М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования // Налоговый вестник. 2001. №1. С. 31-34.

5. Юрзинова Л.И. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов: дис. ... канд. экон. наук по специальности 08.00.10, 08.00.05 М., 2004. 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.