УДК 33
Юнусова Е.С.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
(г. Ростов-на-Дону, Россия)
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: маркетинговая стратегия является важным элементом успешной деятельности предприятия. От эффективности маркетинговой стратегии зависит степень достижения целей компании и ее узнаваемость среди аудитории, объем получаемой прибыли. Любая стратегия должна быть эффективной. В связи с чем, в компаниях применяется целая система показателей эффективности реализуемой маркетинговой стратегии. В статье рассмотрены показатели, которые позволяют оценить маркетинговую стратегию предприятия, представлены способы расчёта показателей и даны их характеристики.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, показатели эффективности, рекламная кампания.
Осуществление эффективной работы предприятия во многом происходит за счет маркетинга. В связи с этим, в компании формируется маркетинговая стратегия, которая представляет собой документ, в котором представлены мероприятия по продвижению и продажи продукта компании, с целью получения прибыли. Сущностью маркетинговой стратегии выступает систематизация ресурсов в компании, с целью их перераспределения для увеличения оборота компании и привлечения внимания аудитории [1, с. 2].
Маркетинговая стратегия компании может осуществляться по четырём направлениям:
- базовая маркетинговая стратегия - направлена на развитие деятельности предприятия, увеличение масштабов бизнеса и снижение издержек,
- конкурентная маркетинговая стратегия - направлена на организацию работы предприятия в реалиях рынка,
- глобальная маркетинговая стратегия - представляет собой доминирующую стратегию предприятия в долгосрочной перспективе, в основе которой продвижение бренда компании на внешнем рынке,
- стратегия роста - способствует выходу компании на новые рынки, с учётом потребностей аудитории [5, с. 312].
Маркетинговая стратегия должна оцениваться, что позволяет проанализировать эффективность внедряемых мероприятий. На практике выделяют большое количество показателей, которые позволяют оценить маркетинговую стратегию (Рис. 1).
СРЬ (стоимость лида)
ч БУ (объем продаж)
ч СК (конверсия целевых действий)
ч ЭОМ (объем рынка)
ч АКРи (средняя выручка на одного пользователя)
г ч СЯ (потерянные клиенты)
ч ЕЖ. (узнаваемость бренда)
Г СРС (цена за клик)
Г КРБ (индекс лояльности)
ч К01 (окупаемость инвестиций)
Рис. 1. Показатели эффективности оценки маркетинговой стратегии.
Компании обычно используют выборочные показатели эффективности, но в некоторых случаях применяется весь комплекс показателей эффективности маркетинговой стратегии. Первым показателем является стоимость лида. Лиды в маркетинговой стратегии представляют собой потенциальных покупателей [6, с. 561]. Таким образом, стоимость лида выступает в качестве средней цены, которая затрачена на привлечения одного клиента.
_ затраты на привлечение клиентов ^^
количество клиентов с контактами
Следующим показателем является объем продаж, который представляет собой поступления денежных средств на счета компании за счет реализации продукта компании в соответствии с запущенной маркетинговой стратегией [6, с. 561]. Данный показатель может быть рассчитан по следующей формуле:
_ Прибыль+Условно-постоянные затраты (2)
Ст-ть ед.товара- переменные расходы на ед.товара
Показатель объёма рынка позволяет оценить максимально возможное количество товаров и услуг, которые возможно компании продать за определённый период. Объем рынка можно рассчитать по следующей формуле:
50М _ Овр + Ои-Оэ (3)
где
Овр - объем внутреннего производства товаров и услуг, Ои - объем импорта товаров и услуг на рынке, Оэ - объем экспорта с территории.
Средняя выручка на одного пользователя позволяет оценить финансовую выгоду от одного клиента компании. Данный показатель рассчитывается по формуле:
_ -^-(4)
Число пользователей
Клиенты компании - важный фактор его деятельности. В свою очередь потерянные клиенты представляют собой граждан, которые перестали потреблять продукт компании [6, с. 562]. Расчёт численности потерянных клиентов осуществляется по формуле:
„г, /количество ушедших пользователей запериодЛ .л,.п/
Ск = I-I* 100% (5)
V общее число пользователей за период /
В случае высокого показателя, компания проводит активную работу по оценке факторов, которые способствовали уходу клиентов из компании.
Показатель узнаваемости бренда - это статистика того, насколько аудитория хорошо знакома с брендом. Показатель обычно анализируется по проводимому анкетированию среди населения [9, с. 175].
Цена за клик выступает в качестве метрики, отражающей эффективность привлечения трафика. Показатель рассчитывается по формуле:
Срс _ потраченная сумма (6)
количество кликов
Индекс лояльности позволяет оценить индекс определения приверженности потребителей к продукту или бренду компании. Показатель может быть рассчитан по следующей формуле:
_ % лояльных - % нелояльных (7)
Расчет данного показателя может быть следующим:
1) Лояльные - 90 или 30%.
2) Нейтральные - 150 или 50%.
3) Нелояльные - 60 или 20%.
Тогда показатель индекса лояльности клиентов будет равен:
№3 = 30 - 20 = 10%
Маркетинговая стратегия подразумевает вложение средств компании, в связи с чем часто производится расчет показателя эффективности инвестиционных вложений. Показатель рассчитывается по формуле:
ЯО/ _ * 100% (8)
Д - доход,
С - себестоимость,
Кп - количество продаж,
Си - сумма инвестиций [6, с. 563].
Если показатель имеет отрицательное значение, значит вложенные средства в маркетинговую стратегию были не эффективны, т.е. не эффективна маркетинговая стратегия.
Представленные показатели обычно оцениваются в динамике, и если прослеживается отрицательная динамика, значит стратегия не эффективная.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акгаев А.Д. Исследование влияния инновационных технологий на эффективность маркетинговых стратегий // Всемирный учёный. - 2024. - № 1. -С. 1-5;
2. Васильева Н.К. Моделирование маркетинговых решений, как фактор эффективного развития организации // Экономика и социум. - 2024. - № 1. - С. 1-10;
3. Гарина Е.П. Виды маркетинговых стратегий, их роль в стратегии управления // Московский экономический журнал. - 2022. - № 7. - С. 367-376;
4. Логинова Ю.В. Разработка решений для маркетинговой стратегии // Гуманитарные науки. - 2023. - № 1. - С. 1-10;
5. Песиков Э.Б. Модели и методы формирования маркетинговой стратегии // Системный анализ в проектировании и управлении. - 2024. - № 1. - С. 309-315;
6. Романовская Е.В. Управление системой формирования маркетинговой стратегии организации // московский экономический журнал. - 2021. - № 7. - С. 559-564;
7. Трунова Д.Н. Стратегическое планирование в маркетинге // Практический маркетинг. - 2023. - № 12. - С. 52-57;
8. Фурашов М.М. Теоретические основы маркетинговой стратегии организации // Экономика и социум. - 2020. - № 7 (74). - С. 454-459;
9. Чекарь В.Н. Оценка потребительских предпочтений, как основной элемент стратегии реализации маркетинговых проектов. - 2022. - № 2. - С. 174-176;
10. Шендрик В.В. Маркетинговые стратегии в эпоху цифровизации: вызовы и перспективы // Проблемы науки. - 2024. - № 1. - С. 15-18
Yunusova E.S.
Rostov State University of Economics (RINH) (Rostov-on-Don, Russia)
METHODS FOR ASSESSING EFFECTIVENESS OF ENTERPRISE MARKETING STRATEGY
Abstract: marketing strategy is an essential element of the success of an enterprise. The effectiveness of the marketing strategy determines the degrto which the company's goals are achieved, its popularity among others, and the amount of profit received. Any strategy must be effective. In this case, companies use a whole system of indicators of the effectiveness of the implemented marketing strategy. The article discusses indicators which allow you to evaluate the marketing strategy of an enterprise, presents methods for calculating indicators and gives their characteristics.
Keywords: marketing strategy, performance indicators, advertising campaign.