Научная статья на тему 'Методы отбора резидентов для территории опережающего социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования госкорпорации "Росатом"'

Методы отбора резидентов для территории опережающего социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования госкорпорации "Росатом" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТОСЭР) / ГОСКОРПОРАЦИЯ "РОСАТОМ" / РЕЗИДЕНТЫ ТОСЭР / ОТБОР РЕЗИДЕНТОВ ТОСЭР / RESTRICTED ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL ENTITY (RATE) / TERRITORIES OF PRIORITY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT (TPSED) / STATE ATOMIC ENERGY CORPORATION ROSATOM / RESIDENTS OF THE TPSED / THE SELECTION OF RESIDENTS OF TPSED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аврамчикова Н.Т., Пучкин М.Б.

Приведена краткая характеристика территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с точки зрения интересов их потенциальных резидентов. Обозначены перспективные технические направления для привлечения инновационных малых и средних компаний в качестве резидентов ТОСЭР госкорпорации «Росатом», рассмотрены существующие и предложены новые критерии отбора резидентов в ТОСЭР госкорпорации «Росатом». Отмечены задачи, решение которых предусмотрено в ходе создания ТОСЭР в регионах России, включая закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Отмечена роль ТОСЭР, как инструмента согласования взаимных интересов основных стейкхолдеров социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) госкорпорации «Росатом». Дана характеристика налоговым преференциям, предусмотренным федеральным законом 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Авторами сделан вывод, что привлечение новых резидентов в ТОСЭР госкорпорации «Росатом» позволит существенно расширить инновационный сектор экономике в регионах Российской Федерации, модернизировать социальную инфраструктуру и повысить благосостояние населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR SELECTING RESIDENTS FOR TERRITORIES OF PRIORITY SICIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT RESTRICTED ADMINISTRATIVE AND TERRITORRIAL ENTITY ROSATOM STATE CORPORATION

The article presents a brief description of the territories of priority social and economic development (TPSED) in terms of the interests of their potential residents. The perspective technical directions for attraction of innovative small and medium-sized companies as residents of TPSED the State Atomic Energy Corporation “Rosatom” are defined. The existing and proposed new criteria for the selection of residents in the TPSED the State Atomic Energy Corporation “Rosatom”. The tasks which solution is necessary at creation of TPSED in regions of Russia, including in the restricted administrative and territorial entity (RATE) are defined. The role of TPSED as a tool for coordination of mutual interests of the main stakeholders of socio-economic development of the restricted administrative and territorial entity of the State Atomic Energy Corporation “Rosatom” is noted. The characteristic of tax preferences provided by the Federal law 473-FZ of December 29, 2014 “On territories of advanced social and economic development in the Russian Federation” is given. Attracting new residents to Rosatom's TPSED will significantly expand the innovative sector of the economy in the regions of the Russian Federation. As well as to modernize the social infrastructure and improve the welfare of the population.

Текст научной работы на тему «Методы отбора резидентов для территории опережающего социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования госкорпорации "Росатом"»

Раздел 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

УДК 332.1

Для цитирования: Аврамчикова Н. Т., Пучкин М. Б. Методы отбора резидентов для территории опережающего социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования Госкорпорацией «Росатом» // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 4. С. 23-32.

For citations: Avrachenkova N. T., Puchkin M. B. Methods for selecting residents for territories of priority social and economic development restricted administrative and territorial entity Rosatom State Corporation // Social and economic systems management. 2018, No. 4, Pp. 23-32. (In Russ., abstr. in Engl.)

МЕТОДЫ ОТБОРА РЕЗИДЕНТОВ ДЛЯ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

Н. Т. Аврамчикова1*, М. Б. Пучкин2

1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 консалтинговое агентство «МВР Consulting» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 9 E-mail: avr-777@yandex.ru

Приведена краткая характеристика территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с точки зрения интересов их потенциальных резидентов. Обозначены перспективные технические направления для привлечения инновационных малых и средних компаний в качестве резидентов ТОСЭР госкорпорации «Росатом», рассмотрены существующие и предложены новые критерии отбора резидентов в ТОСЭР госкорпорации «Росатом». Отмечены задачи, решение которых предусмотрено в ходе создания ТОСЭР в регионах России, включая закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

Отмечена роль ТОСЭР, как инструмента согласования взаимных интересов основных стейкхолдеров социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) госкорпорации «Росатом». Дана характеристика налоговым преференциям, предусмотренным федеральным законом 473-Ф3 от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Авторами сделан вывод, что привлечение новых резидентов в ТОСЭР госкорпорации «Росатом» позволит существенно расширить инновационный сектор экономике в регионах Российской Федерации, модернизировать социальную инфраструктуру и повысить благосостояние населения.

Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование, территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), госкорпорация «Росатом», резиденты ТОСЭР, отбор резидентов ТОСЭР.

METHODS FOR SELECTING RESIDENTS FOR TERRITORIES OF PRIORITY SICIAL

AND ECONOMIC DEVELOPMENT RESTRICTED ADMINISTRATIVE AND TERRITORRIAL

ENTITY ROSATOM STATE CORPORATION

N. T. Avrachenkova1*, M. B. Puchkin2

1 Rcshctncv Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Consulting agency "MBP Consulting" 1, build. 9, Televizornaya Str., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: poochkin@yandex.ru

The article presents a brief description of the territories ofpriority social and economic development (TPSED) in terms of the interests of their potential residents. The perspective technical directions for attraction of innovative small and medium-sized companies as residents of TPSED the State Atomic Energy Corporation "Rosatom " are defined. The existing and proposed new criteria for the selection of residents in the TPSED the State Atomic Energy Corporation "Rosatom". The tasks which solution is necessary at creation of TPSED in regions of Russia, including in the restricted administrative and territorial entity (RATE) are defined.

The role of TPSED as a tool for coordination of mutual interests of the main stakeholders of socio-economic development of the restricted administrative and territorial entity of the State Atomic Energy Corporation "Rosatom " is noted. The characteristic of tax preferences provided by the Federal law 473-FZ of December 29, 2014 "On territories of advanced social and economic development in the Russian Federation" is given. Attracting new residents to Rosatom's TPSED will significantly expand the innovative sector of the economy in the regions of the Russian Federation. As well as to modernize the social infrastructure and improve the welfare of the population.

Keyword: restricted administrative and territorial entity (RATE), territories of priority social and economic development (TPSED), the State Atomic Energy Corporation ROSATOM, residents of the TPSED, the selection of residents of TPSED.

Введение. По мнению нескольких ведущих мировых учёных в самое ближайшее время предстоят глобальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Причиной данных кардинальных изменений является IV промышленная революция. В рамках неё по всему миру будет происходить кардинальная трансформация экономики и социальной сферы. Это, в свою очередь, остро поставит вопросы обеспечения конкурентоспособности и экономического роста не только региона, но и отдельных его территорий.

В настоящее время основным фактором экономического роста является научно-технический прогресс и инновации. Основой стратегии экономического роста многих развитых стран является создание «прорывных» технологий, а также нахождение и опережающее развитие внутри страны «точек роста» инновационной экономики.

В рамках указанных трендов руководством Российской Федерации поставлены амбициозные задачи по переводу страны на инновационный путь развития, цифровизацию экономики и опережающее социально-экономическое развитие отдельных регионов и территорий. Существенная роль в решении данной задачи отводится механизму реализации в регионах существующего потенциала экономического роста через формирование в них территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Особого внимания в Россий-

ской Федерации заслуживают ТОСЭР, создаваемые в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) госкорпорации «Росатом». Данные ЗАТО располагают высококвалифицированными кадрами, производственными площадями, свободными земельными участками, инженерной и коммунальной инфраструктурой, развитой социальной сферой и способны привлечь к себе резидентов из высокотехнологичных сфер и отраслей производства.

1. Градообразующие предприятия (ТРОП) государственной корпорации «Росатом» как основа инновационного развития закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Рассматривая регион с точки зрения пространственного подхода к стратегическому управлению его социально-экономическим развитием необходимо обратить внимание на «точки роста», имеющие наибольший потенциал развития. По мнению ведущих российских учёных в регионах присутствия госкорпорации «Росатом» такими «точками роста» являются закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) [1].

На современном этапе существования ЗАТО госкорпорации «Росатом» в Российской Федерации являются локомотивами инновационного развития в регионах своего присутствия по ряду ведущих отраслей промышленности и направлений научно-прикладных разработок.

Таблица 1

Основные характеристики ЗАТО госкорпорации «Росатом»

№ п/п ЗАТО Субъект РФ Население, тыс. чел. Площадь, га Градообразующие предприятия

1 Саров Нижегородская область 94,5 33,4 ФГУП «Всероссийский НИИ экспериментальной физики»

2 Заречный Пензенская область 64,0 213 АО «Федеральный научно-производственный центр «ПО «Старт»

3 Трёхгорный Челябинская область 32,5 4,6 ФГУП «Приборостроительный завод»

4 Новоуральск Свердловская область 95,0 188 АО «Уральский электрохимический комбинат»

5 Снежинск Челябинская область 50,3 65,4 ФГУП «Всероссийский НИИ технической физики»

6 Лесной Свердловская область 49,2 14,5 ФГУП «Комбинат «Электроприбор»

7 Озёрск Челябинская область 79,5 84,5 ФГУП «ПО «Маяк»

8 Железногорск Красноярский край 84,5 24 АО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева», ФГУП «Горно-химический комбинат»

9 Зеленогорск Красноярский край 65,0 21,3 АО «ПО «Электрохимический завод»

10 Северск Томская область 107,9 4 850 АО «Сибирский химический комбинат»

Государственная корпорация «Росатом» занимает на сегодня лидирующие позиции на мировых рынках «мирного атома», обладая при этом в регионах своего присутствия огромным технологическим, производственным, научным, инновационным и кадровым потенциалом для дальнейшего развития. В десяти ЗАТО госкорпорации «Росатом» проживает более 650 тысяч человек, а объём выручки предприятий атомной отрасли за 2018 год превысил 420 млрд руб. [2]. Основные характеристики ЗАТО госкорпорации «Росатом» приведены в табл. 1 [3].

Градообразующие предприятия (ГРОП) ЗАТО госкорпорации «Росатом» являются одним из основных структурных элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием. В рамках функционирования данной системы ГРОП ЗАТО госкорпорации «Росатом» взаимодействуют с другими её элементами и осуществляют свою хозяйственную деятельность, а также формируют специфическую корпоративную и социальную политику.

Деятельность ГРОП ЗАТО госкорпорации «Росатом» характеризуется высокими показателями инновационного развития, а именно:

- высоким удельным весом инновационных товаров, а также высокотехнологических услуг;

- значительными расходами на научно-исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские разработки;

- значительной долей выпускаемой продукции и оказываемых услуг на экспорт.

Кроме этого, ГРОП ЗАТО госкорпорации «Росатом» обладают огромным производственным и

кадровым потенциалом, оснащены современным оборудованием и используют новейшие передовые технологии, выпускают востребованную конкурентоспособную продукцию и оказывают высокотехнологичные услуги, в том числе на экспорт.

Уникальность ЗАТО госкорпорации «Росатом», в том числе, состоит в том, что решения в области космических разработок (ГРОП космической отрасли, например АО «ИСС имени академика М. Ф. Решетнёва», г. Железногорск Красноярского края) может находить в области атомной энергии и технологий (ГРОП атомной отрасли, например ФГУП «ГХК», г. Железногорск Красноярского края). Создание новых технологий и устройств для изучения космоса - одно из перспективных направлений предприятий атомной отрасли в Российской Федерации [4].

В настоящее время актуальной становится решение задачи использования инновационного потенциала и технологических преимуществ ГРОП для повышения конкурентоспособности ЗАТО и региона в целом.

2. Краткая характеристика территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с точки зрения интересов их потенциальных резидентов.

Территории опережающего социально-экономического развития, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 года № 473 являются частью территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО), где установлен особый правовой и налоговый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. ТОСЭР

создается для ускоренного развития экономики и повышения качества жизни населения путем привлечения в регионы Российской Федерации дополнительных инвестиций и создания условий для их опережающего роста. С помощью ТОСЭР в регионах России решаются следующие задачи [5]:

- формирование в территориях необходимой для их опережающего развития инфраструктуры;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- реализация государственно-частного партнёрства;

- создание импортозамещающих производств с экспортным потенциалом;

- создание новых высокотехнологичных рабочих мест;

- развитие человеческого потенциала на территории;

- улучшение качества жизни граждан.

В силу использования хозяйствующими субъектами налоговых льгот и упрощённых административных и таможенных режимов ТОСЭР становятся региональными «точками» не только промышленного, технологического, инновационного, но и социально-экономического развития. Во многом это происходит не только по причине предоставления государством резидентам создаваемых ТОСЭР льготных налоговых, таможенных и административных режимов, но и за счёт создания необходимой инфраструктуры: энергетической; коммунальной; инженерной; социальной; инновационной; инвестиционной; транспортной; логистической; управленческой; информационной [6].

В тоже время, анализируя интересы резидентов ТОСЭР с точки зрения налоговых преференций, наибольший интерес представляют льготы по налогу на прибыли и налогу на имущество организаций. Тем не менее, предоставляемые резидентам ТОСЭР налоговые льготы не могут в полной мере компенсировать регионам удаленность от рынков сбыта, слабую доступность кредитных ресурсов и недостаточно развитую инфраструктуру [7]. Учёные также отмечают проблему в виде существующего кадрового «голода», а также несоответствия имеющихся кадров требованиям резидентов ТОСЭР. Вопрос подготовки кадров для перспективных инновационных направлений деятельности резидентов ТОСЭР до настоящего времени ни законодательно, ни методологически, ни организационно не решен [8]. Например, анализ рынка труда моногородов (включая ЗАТО госкорпорации «Росатом») Российской Федерации со статусом ТОСЭР показал ряд специфических проблем, таких как: женская безработица, скрытая безработица, неформальная занятость. Однако трудоустройство по заявленным вакансиям резидентов ТОСЭР не совпадает со свободными и заявленными на локальных рынках труда соискателями по образованию, квалификации, навыкам и опыту работы. То есть, временно безра-

ботные граждане не соответствуют предъявляемым требованиям к вновь создаваемым рабочим местам, что серьезно затрудняет поиск нужных специалистов и реализацию проектов резидентов ТОСЭР [9]. В итоге, при выборе площадки для открытия нового производства резиденты ТОСЭР учитывают как системоформирующие и системообразующие факторы, влияющие на удовлетворение их интересов и потребностей [10].

Таким образом, интересы потенциальных резидентов ТОСЭР лежат в области налоговых льгот, преференциальных административных и таможенных режимов, инфраструктурного и кадрового обеспечения их деятельности.

3. Перспективные технические направления компаний среднего и малого бизнеса для привлечения их в качестве резидентов ТОСЭР в ЗАТО госкорпорации «Росатом».

Экспертами Всемирного экономического форума выделено 21 технологическое изменение, способное оказать существенное влияние на новый формирующийся уклад и дизруптивно изменить существующие бизнес-модели. Основными переломными технологическими изменениями по мнению учёных являются: имплантируемые устройства; распределённые вычисления; суперкомпьютеры; Интернет вещей; «умные» города; «большие» данные; беспилотный транспорт; искусственный интеллект; робототехника; ЗЭ-псчать: ЫосксЬат и другие. Большинство революционных технологических изменений лежит в сфере новых взаимодействий биологического (человека), технического (устройства, машины, механизмы) и цифрового (Интернет, сети). Среди быстро набирающих силу прорывных технологий эксперты, в частности, выделяют [11]:

- наносенсоры;

- батареи и источники сохранения энергии нового типа;

- 2 Э-матер налы (графен);

- автономный транспорт;

- человеческие органы на чипах;

- перовскиты для солнечных батарей;

- открытые системы искусственного интеллекта;

- оптогенетика;

- метаболическая инженерия.

Благодаря налоговым льготам и упрощенным административным и таможенным режимам резиденты ТОСЭР становятся пионерами промышленного, технологического, инновационного развития в регионах Российской Федерации. Созданные благоприятные условия для инновационных компаний среднего и малого бизнеса позволяют таким резидентам открывать в ТОСЭР не только производства 4-го (микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия, новые виды энергии, новые материалы, освоение космоса, спутниковая связь и т. п.), но и 5-го технологических укладов

(робототехника, биотехнологии, молекулярная биология и генная инженерия, нанотехнологии, искусственный интеллект и нейронные сети, глобальные информационные сети, интегрированные высокоскоростные транспортные системы, конструкционные материалы с заранее заданными свойствами, гибкие автоматизированные производства, водородная и возобновляемая энергетика) [11].

Одним их действенных механизмов реализации перспективных технических направлений компаний среднего и малого бизнеса в качестве резидентов ТОСЭР могут служить инновационные кластеры, создаваемые в ЗАТО госкорпорации «Росатом» (например, ЗАТО Железногорск Красноярского края). Основной целью кластеров инновационных технологий является развитие инновационной территории, усиливающей значимость градообразующих предприятий ЗАТО госкорпорации «Росатом», а также создание вокруг них пояса высокотехнологичных инновационных предприятий - резидентов ТОСЭР [12].

4. Критерии отбора резидентов ТОСЭР в ЗАТО госкорпорации «Росатом».

Общий порядок привлечения резидентов в создаваемые в Российской Федерации ТОСЭР предусматривает подготовку и направление потенциальным резидентом соответствующей заявки и предлагающихся к ней документов в уполномоченный орган (Правительство Российской Федерации) для их рассмотрения. На потенциальных резидентов ТОСЭР в общем случае также накладываются ограничения (обязательства) в виде минимального объёма инвестиций и создания новых рабочих мест в рамках новых проектов. Резидентами ТОСЭР в общем случае могут стать компании и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие следующим условиям:

- осуществляющие установленные для конкретной ТОСЭР виды деятельности согласно перечню ОКВЭД;

- планирующие вложения инвестиций в проект на территории ТОСЭР в объеме свыше минимально установленного размера;

- планирующие создание в новом проекте на территории ТОСЭР свыше минимально установленного числа новых рабочих мест.

Утверждая резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, Правительство РФ, прежде всего, ориентируется на совпадение интересов - бизнеса и государства. Инфраструктурное обеспечение площадок под размещение будущих производств имеет ключевое значение для потенциальных резидентов ТОСЭР. Поэтому финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финан-

сирования (как, например, для ТОСЭР в ЗАТО госкорпорации «Росатом») [12].

Нормативные акты, определяющие условия привлечения резидентов в ТОСЭР госкорпорации «Росатом», устанавливают специфические, отличные от общих требования и ограничения к отбору резидентов. Так, резидентами ТОСЭР госкорпорации «Росатом» могут быть только российские компании и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность непосредственно в ТОСЭР. Кроме этого, резиденты ТОСЭР госкорпорации «Росатом» не должен иметь филиалов и представительств за пределами ТОСЭР. Капитальные вложения резидентов ТОСЭР госкорпорации «Росатом» должны составлять не менее 5 млн руб. [13].

Для получения статуса резидента ТОСЭР госкорпорации «Росатом» необходимо:

- осуществить государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории ТОСЭР;

- предоставить в уполномоченный орган (управляющую компанию АО «Атом-ТОР») бизнес-план по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.12.2016 г. № 813;

- заключить соглашение с управляющей компанией АО «Атом-ТОР» о ведение деятельности на территории ТОСЭР и включении в реестр резидентов.

Уполномоченный орган ТОСЭР проводит отбор резидентов по следующим критериям:

1. Соответствие планируемой деятельности потенциального резидента перечню ОКВЭД, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации для данной конкретной ТОСЭР.

2. Наличие на территории ЗАТО госкорпорации «Росатом» свободного земельного участка для осуществления планируемой деятельности потенциального резидента.

3. Возможность удовлетворения потребностей потенциального резидента в части инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также наличие необходимой энергетической мощности.

4. Возможности оформления допуска сотрудников потенциального резидента ТОСЭР на территорию ЗАТО госкорпорации «Росатом».

Таким образом, ключевым, критически важным критерием для потенциальных резидентов ТОСЭР в ЗАТО госкорпорации «Росатом» является только вид деятельности (по перечню ОКВЭД). Минимальные капитальные вложения в 5 млн руб. не существенны для инновационных проектов, а минимальное количество создаваемых новых рабочих мест отсутствует.

В свою очередь, список разрешённых видов экономической деятельности для резидентов ТОСЭР в ЗАТО госкорпорации «Росатом» достаточно

обширен и позволяет привлечь в качестве резидентов широкий круг инновационных и высокотехнологических компаний. Например, для ТОСЭР Же-лезногорск Красноярского края установлен следующий перечень видов деятельности, обладающие высоким импортозамещающим и экспортным потенциалом:

- научные исследования и разработки;

- разработка компьютерного программного обеспечения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- консультационные услуги в области компьютерного программного обеспечения;

- производство компьютеров, электронных и оптических изделий;

- деятельность в сфере телекоммуникаций;

- производство электрического оборудования;

- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;

- производство транспортных средств и оборудования;

- производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;

- производство химических веществ и продуктов;

- производство прочей неметаллической минеральной продукции;

- производство мебели.

Согласно законодательству потенциальными резидентами ТОСЭР госкорпорации «Росатом» рассматриваются [14]:

- выделенные в отдельные юридические лица (с обособлением имущественного комплекса) части R&D (разработка и внедрение) департаментов градообразующих предприятий ЗАТО атомной отрасли;

- инновационные и высокотехнологические малые и средние предприятия региона ТОСЭР и соседних территорий, работающие в направлениях специализации «ТОСЭР» (учёт отраслевой специфики) и использующие потенциал региона (учёт региональной специфики);

- технологические «газели» (российские высокотехнологичные компании в конкурентных отраслях промышленности с годовыми темпами роста, кратно превышающие средние по экономике).

Активному привлечению высокотехнологичных региональных компаний в ТОСЭР госкорпорации «Росатом» должны способствовать исследовательские центры федеральных и опорных университетов, Российская академия наук, а также действующие в регионе институты развития, такие как бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, техно- и индустриальные парки и др.

Следует отметить, что существующий порядок и условия привлечения резидентов в ТОСЭР госкорпорации «Росатом» не в полной мере учитывает региональные особенности и специфику атомной отрасли. Поэтому более активному привлечению резидентов в ТОСЭР госкорпорации «Росатом»

может способствовать снижение порога капитальных вложений, а также расширение перечня видов деятельности согласно ОКВЭД с выделением в нем приоритетных направлений с наибольшим экспортным потенциалом.

5. ТОСЭР, как инструмент согласования интересов резидентов, ЗАТО, госкорпорации «Росатом» и региона.

Основными заинтересованными сторонами (стейкхо л дерами) устойчивого развития ЗАТО атомной отрасли и создания ТОСЭР выступают органы исполнительной власти разных уровней, представители бизнеса и население ЗАТО (табл. 2).

Создание ТОСЭР с льготными налоговыми, таможенными и административными режимами реализуется в рамках сочетания интересов всех основных субъектов его управления - органов государственной власти, государственных корпораций и органов местного самоуправления. Кроме этого, при формировании ТОСЭР необходимо учитывать интересы не только населения ЗАТО, но и региональной и отраслевой науки, высокотехнологического и инновационного бизнеса, а также некоммерческих общественных организаций. Такое сочетание интересов основных стейкхолдеров предполагает их совместное участие в принятии стратегических решений через органы управления ТОСЭР (управляющая компания). Принимаемые стейкхол-дерами совместно стратегические решения направлены на создание условий для экономической привлекательности ЗАТО госкорпорации «Росатом» для инвесторов ТОСЭР и населения ЗАТО, а также обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона.

Основными результатами (эффектами) для резидентов ТОСЭР госкорпорации «Росатом» являются [14]:

- сокращение объемов налоговых платежей на 30 %;

- сокращение финансирование производственной инфраструктуры на 80 %;

- сокращение сроков окупаемости инвестиций в новые производства на 30 %;

- снижение расходов на закупки на 12 %;

- сокращение на закупку импортного оборудования на 30 %;

- сокращение сроков выдачи разрешения на строительство до 45 дней;

- уменьшение сроков возврата НДС до 5 дней.

Государственная корпорация «Росатом» в рамках создания ТОСЭР решает целый ряд задач собственного стратегического развития. Во-первых, решается сложный вопрос поддержки выводимых из производственного оборота активов градообразующих предприятий ЗАТО атомной отрасли.

Во-вторых, создаются благоприятные условия для выпуска резидентами ТОСЭР гражданской продукции - в рамках отраслевой программы им-портозамещения, а также с ориентацией на миро-

вые рынки (развитие экспортного потенциала). И в третьих, градообразующие предприятия получают контроль за качеством выпускаемой продукции резидентами ТОСЭР в рамках создания и функционирования замкнутых технологических цепочек (производственная кооперация внутри ЗАТО) [15].

Создание ТОСЭР в ЗАТО госкорпорации «Роса-том» является продолжением государственной политики по интенсификации развития территори-ально-локализованных точек роста в виде кластеров, особых экономических зон, «наукоградов», инновационных платформ и т. д. Это закреплено в стратегиях инновационного, технологического, пространственного [16] и социально-экономического развития, а также стратегии развития госкорпорации «Росатом» [17]. В этой связи положительными эффектами от создания ТОСЭР в ЗАТО госкорпорации «Росатом» для населения и экономики в целом являются:

- развитие в регионах Российской Федерации инновационного сектора экономики через территориально локализованные «точки роста»;

- создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в ЗАТО госкорпорации «Росатом»;

- привлечение инвестиций в новые проекты резидентов ТОСЭР;

Основные стейкхолдеры создания

- повышение реальных доходов населения ЗАТО госкорпорации «Росатом»;

- рост деловой активности бизнеса и увеличение налоговых отчислений в ЗАТО госкорпорации «Росатом» и регионе;

- обновление инженерной и коммунальной инфраструктуры ЗАТО госкорпорации «Росатом»;

- стабилизация социально-экономической ситуации в ЗАТО госкорпорации «Росатом».

Ориентация малых и средних инновационных компаний - потенциальных резидентов ТОСЭР госкорпорации «Росатом» на перспективные технологические направления может быть решена в рамках национального проекта «Агентства стратегических инициатив» в области новых технологий. «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) - долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет. НТИ выделено 10 перспективных рынков с годовым объёмом более 100 млрд долл. США [18]: аэронет; ав-тонет; маринет; нейронет; хэлснет; фуднет; энерд-жинет; технет; сейфнет; финнет.

Таблица 2

в ЗАТО госкорпорации «Росатом»*

№ п/п Стейкхолдер Ожидаемые результаты

1 Органы государственной власти Российской Федерации Развитие высокотехнологичных отраслей, реализация программ импортозамеще-ния, наращивание экспортного потенциала, обеспечение экономического роста за счёт развития регионов, улучшение социально-экономических показателей, повышение качества жизни населения

2 ГК «Росатом», ГК «Роскосмос» Развитие новых перспективных направлений деятельности, реализация программ импортозамещения, увеличение объёмов экспорта высокотехнологичной продукции, создание новых рабочих мест, повышение социальной стабильности и привлекательности, как работодателя

3 Органы государственной власти субъекта РФ Рост социально-экономических показателей региона за счёт опережающего развития ЗАТО, вовлечение в инновационную деятельность предприятия из соседних регионов и муниципалитетов

4 Органы местного самоуправления Диверсификация и увеличение налогооблагаемой базы за счёт запуска перспективных производств, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, улучшение социальной и экологической обстановки

5 Резиденты ТОСЭР Ускоренный запуск и развитие новых инновационных производств, а также ускоренный возврат инвестиций за счёт использования льготных налоговых режимов ТОСЭР, упрощённого порядка таможенных и административных процедур и регулирования

6 Университеты и колледжи Реализация НИР и НИОКР для резидентов ТОСЭР, возможность коммерциализации собственных перспективных разработок, а также прохождение производственной практики и последующее трудоустройство выпускников

7 НЕСО и общественные советы Участие в разработки и реализации стратегии устойчивого развития ТОСЭР в интересах человека, как зоны государственных интересов и точки технологического и инновационного роста формирующейся циркулярной экономики

8 Население ЗАТО Получение современной городской инженерной, коммунальной, транспортной, социальной, культурной и спортивной инфраструктуры, создание экологической и безопасной среды обитания, повышение качества жизни

* По данным сайтов www.atomtor.ru,www.atomic-energy.ru, составлено авторами.

Перспективные технологические направления для резидентов ТОСЭР госкорпорации «Росатом» могут быть закреплены в соответствующих видах деятельности согласно ОКВЭД с учётом региональных особенностей и отраслевой специфики и специализации ГРОП в ЗАТО госкорпорации «Росатом».

Решить вопрос недостаточного финансирования малых и средних инновационных компаний - потенциальных резидентов ТОСЭР госкорпорации «Росатом» может «Российская венчурная компания» [19] и специально созданный госкорпорацией «Росатом» отраслевой венчурный фонд «Digital Evolution Ventures» [20]. ТОСЭР при этом выступает как инструмент согласования взаимных интересов основных стейкхолдеров и взаимоувязки стратегических целей и задач ЗАТО, госкорпорации «Росатом» и региона.

Заключение. ЗАТО госкорпорации «Росатом» обладают достаточным производственным, технологическим и человеческим потенциалом и, по мнению российских учёных и экономистов, могут стать «точками» роста инновационного сектора экономики в регионах Российской Федерации. Создание «прорывных» технологий и ускоренный вывод их на мировой рынок уже стало стратегической моделью развитых стран. Конкурентоспособность стран в глобальном мире определяется технологическим лидерством в ведущих отраслях промышленности. Создание и использование в Российской Федерации инновационных технологий имеет важное значение, определяя тем самым, её экономическую независимость и обеспечивая рост благосостояния населения. Формирование ТОСЭР в ЗАТО госкорпорации «Росатом» создает благоприятные условия для инвестирования в передовые инновационные проекты, открытия новых высокотехнологичных экспортоориентированных производств, создания новых рабочих высокооплачиваемых мест, улучшения социально-экономической ситуации. Реализация потенциала социально-экономического развития ЗАТО госкорпорации «Росатом» возможна за счёт синергетического эффекта от сочетания интересов основных стейкхолдеров. Именно ТОСЭР может выступить в качестве инструмента реализации системы взаимодействия целей, задач и интересов основных стейкхолдеров в сфере стратегического управления социально-экономическим развитием ЗАТО госкорпорации «Росатом». Существующие критерии отбора резидентов в ТОСЭР не в полной мере учитывают региональные особенности и специфику атомной отрасли. Активизировать процесс привлечения новых резидентов в ТОСЭР госкорпорации «Росатом» может снижение порога капитальных вложений, а также расширение перечня видов деятельности согласно ОКВЭД с выделением в нем приоритетных направлений с наибольшим экспортным потенциалом. Кроме этого, управляющей компании АО «Атом-ТОР» требуется усилить взаимодейст-

вие с существующими институтами развития Российской Федерации, в первую очередь, «Сколко-во», «Российская венчурная компания», «Агентство стратегических инициатив». Привлечение новых резидентов в ТОСЭР госкорпорации «Росатом» позволит существенно расширить инновационный сектор экономике в регионах Российской Федерации, нарастить объем несырьевого экспорта, улучшить социальные показатели и повысить благосостояние населения.

Библиографические ссылки

1. Пучкин М. Б. Теоретические подходы к стратегическому управлению ТОСЭР в ЗАТО атомной отрасли // Сиб. журн. науки и технологий. 2017. Т. 18, №4. С. 981-992.

2. Госкорпорация «Росатом» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://www.rosatom.ru (дата обращения: 20.03.2018).

3. Ассоциация закрытых административно-территориальных образований Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http:// zato.tv/association (дата обращения: 20.03.2018).

4. Белякова Г. Я., Аврамчикова Н. Т., Проскур-нин С. Д. Организационные формы управления инновационным развитием административно-территориальных образований (на примере ЗАТО г. Железногорск Красноярского края) // Вестник СибГАУ. 2015. Т. 16, № 4. С. 997-1006.

5. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2014 № 473-Ф3. М., 2014.

6. Потапова А. Н., Жирова В. Н. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы : сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2018. С. 321-323.

7. Каратаева Г. Е. Сравнительный анализ налоговых преференций территорий опережающего социально-экономического развития в России // Инновационное развитие экономики. 2018. № 2 (44). С.112-120.

8. Сушкова Т. В. Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики // Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань, 2018. С.151-152.

9. Добрычева И. В. Влияние статуса ТОСЭР на рынок труда моногородов // Вестн. Омск, ун-та. 2018. №2(62). С. 130-142.

10. Галиуллина Г. Ф. Выбор потенциального резидента: плюсы и минусы территорий опережающего социально-экономического развития // Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань, 2018. С. 34-39.

11. Пучкин М. Б. Глобальные и региональные вызовы IV промышленной революции и их влияние

на развитие ТОСЭР атомной отрасли // Вестн. Томск, гос. ун-та. Экономика. 2018. № 2. С. 341— 353.

12. Avramchikova N. T., Volkov D. О., Zakharova L. N. Methods and forms of state support of innovative activities in region (on the example of Krasnoyarsk region) // Siberian journal of science and technology. 2017. Vol. 18, no 2. Pp. 442-451.

13. Пучкин M. Б. Классификация территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Российской Федерации // Менеджмент социально-экономических систем. 2017. №3. С. 39-51.

14. Управляющая компания ТОСЭР ЗАТО госкорпорации «Росатом» АО «Атом-ТОР» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://www. atom-tor.ru (дата обращения: 20.03.2018).

15. Пучкин М. Б. Российские технологические «газели», как резиденты территорий опережающего социально-экономического развития атомной отрасли // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : материалы IV Науч.-практ. конф., по-свящ. Дню космонавтики (09-13 апреля 2018 г., Красноярск). Красноярск, 2018. С. 212-216.

16. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2018 №207. URL: http://static. government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOX12 2JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

17. Стратегия развития госкорпорации «Роса-том» до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://2012.atomexpo.rU/mediafiles/u/files/Present2012 /Karavaev.pdf; http://www.rosatom.ru/upload/iblock/ 5el/5el30b6e7fba0fb511f400defad83aca.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

18. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http:// www.nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 20.03.2018).

19. Российская венчурная компания [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: https://www.rvc.ru (дата обращения: 20.03.2018).

20. Венчурный фонд Digital Evolution Ventures госкорпорации «Росатом» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://orbitacapital.com (дата обращения: 20.03.2018).

References

1. Puchkin M. В. Theoretical approaches to strategic management in an ADZ BUT the nuclear industry // Siberian journal of science and technology. 2017, Vol. 18, No. 4, Pp. 981-992.

2. Rosatom state Corporation [Electronic resource] : official website. Available at: http://www.rosatom.ru (accessed: 20.03.2018).

3. Association of closed administrative-territorial formations of the Russian Federation [Electronic

resource] : official website. Available at: http://zato.tv/association (accessed: 20.03.2018).

4. Belyakova G. Ya., Abramicheva N. T., Proskurin S. D. Organizational forms of management of innovative development of administrative-territorial units (on example BUT Zheleznogorsk of Krasnoyarsk region). Vestnik SibGAU. 2015, Vol. 16, No. 4, Pp. 997-1006.

5. Federal law No. 473-FZ of 29.12.2014 "On territories of advanced social and economic development in the Russian Federation". M., 2014.

6. Potapova A. N., Zhirova V. N. On the territories of advanced socio-economic development in the Russian Federation // Modern socio-economic processes: problems, patterns, prospects : Collection of articles of the IV International scientific and practical conference. Penza, 2018, Pp. 321-323.

7. Karataeva G. E. Comparative analysis of tax preferences of territories of advanced socio-economic development in Russia // Innovative development of the economy. 2018, Vol. 2 (44), Pp. 112-120.

8. Sushkova T. V. Territories of advanced social and economic development: problems of theory and practice / Proceedings of the II all-Russian scientific and practical conference with international participation. Kazan, 2018, Pp. 151-152.

9. Domracheva I. V. the Impact of status of the asez in the labour market of monocities // Bulletin of Omsk University. 2018, Vol. 2 (62), Pp. 130-142.

10. Galiullina G. F. Choice of potential resident: pros and cons of territories of advanced social and economic development // Proceedings of the II all-Russian scientific-practical conference with international participation. Kazan, 2018, Pp. 34-39.

11. Puchkin M. B. Global and regional challenges of the IV industrial revolution and their impact on the development of the NUCLEAR industry toser // Bulletin of Tomsk state University. Economy. 2018, Vol. 2, Pp. 341-353.

12. Avramchikova N. T., Volkov D. O., Zakharova L. N. Methods and forms of state support of innovative activities in region (on the example of Krasnoyarsk region) // Siberian journal of science and technology.

2017, Vol. 18, No 2, Pp. 442-451.

13. Puchkin M. B. Classification of territories of advanced socio-economic development in the regions of the Russian Federation // Management of socioeconomic systems. 2017, Vol. 3, Pp. 39-51.

14. Management company TOSER BUT the state Corporation "Rosatom" JSC "Atom-TOR" [Electronic resource] : official website. Available at: http://www.atom-tor.ru (accessed: 20.03.2018).

15. Puchkin M. B. Russian technological «gazelles» as residents of the territories of advanced socio-economic development of the nuclear industry // Actual problems of aviation and cosmonautics : Materials of the IV scientific-practical conference devoted to the Day of cosmonautics (09-13 April

2018, Krasnoyarsk). Krasnoyarsk, 2018, Pp. 212-216.

16. Strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025 [Electronic resource] : approved by the Government of the Russian Federation from 13.02.2018 № 207. Available at: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o6 ORktoOX122JjAe7irNxc.pdf (accessed: 20.03.2018).

17. Development strategy of the state Corporation "Rosatom" till 2030 [Electronic resource]. Available at: http://2012.atomexpo.rU/mediafiles/u/files/Present 2012/Karavaev.pdf; http://www.rosatom.ru/upload/ iblock/5el/5el30b6e7fba0fb51 If400defad83aca.pdf (accessed: 20.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. National technology initiative [Electronic resource] : official website. Available at: http://www. nti2035.ru/nti/ (accessed: 20.03.2018).

19. Russian venture company [Electronic resource] : official website. Available at: https://www.rvc.ru (accessed: 20.03.2018).

20. Venture Fund Digital Evolution Ventures of Rosatom state Corporation [Electronic resource] : official website. Available at: http://orbitacapital.com (accessed: 20.03.2018).

© Аврамчикова H. Т., Пучкин M. Б. 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.