Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 5 КЛАССА ПО ИЗУЧЕНИЮ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА'

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 5 КЛАССА ПО ИЗУЧЕНИЮ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА / ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харлова Надежда Михайловна, Фёдорова Валентина Сергеевна

В статье указывается на необходимость методически грамотного подхода к изучению одной из сложных тем в курсе усвоения русского языка - «Спряжение глагола». Авторы отмечают, что изученный материал будет востребован школьниками при написании ВПР по русскому языку, сдаче ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Вместе с тем число часов, отводимых на изучение темы в различных УМК, недостаточно. Особенно велико значение методов и приемов, правильно подобранных учителем русского языка для наиболее эффективной организации работы учащихся на уроке. Актуальность исследования объясняется тем, что в статье представлен и проанализирован материал, имеющий большое практическое значение для будущих учителей русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZING WORK WITH 5TH GRADE STUDENTS ON THE STUDY OF VERB CONJUGATION

The article points out the necessity for a methodically competent approach to the study of one of the difficult themes in the course of the Russian language “Verb Conjugation”. The authors note that the studied material will be useful for schoolchildren when writing tests and passing the exams in the Russian language. It is not enough time in school program to study this theme thoroughly. The importance of methods and techniques correctly chosen by the teacher of the Russian language for the most effective organization of students' work in the classroom is especially great. The urgency of the research is explained by the fact that the article presents and analyzes material of great practical importance for future teachers of the Russian language.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 5 КЛАССА ПО ИЗУЧЕНИЮ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА»

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.N. Fantalov, Ph. D. in Cultural Studies, Associate Professor, Senior Lecturer, St. Petersburg Academy Graduate Pedagogical Education, St. Petersburg, Russia, e-mail: fantalov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8971-7141.

M.A. Malyazina, specialist of the 1-st category Educational Management, Russian State Pedagogical University of. A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia, e-mail: malyzinamaggi@gmail.com.

УДК 37.016:81.161.1 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_144

Надежда Михайловна Харлова, Валентина Сергеевна Фёдорова

г. Шадринск

Методы организации работы с учащимися 5 класса по изучению спряжения глагола

В статье указывается на необходимость методически грамотного подхода к изучению одной из сложных тем в курсе усвоения русского языка - «Спряжение глагола». Авторы отмечают, что изученный материал будет востребован школьниками при написании ВПР по русскому языку, сдаче ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Вместе с тем число часов, отводимых на изучение темы в различных УМК, недостаточно. Особенно велико значение методов и приемов, правильно подобранных учителем русского языка для наиболее эффективной организации работы учащихся на уроке. Актуальность исследования объясняется тем, что в статье представлен и проанализирован материал, имеющий большое практическое значение для будущих учителей русского языка.

Ключевые слова: лингвистическая компетенция, спряжение глагола, грамматические категории, методы и приемы обучения.

Nadezhda Mikhailovna Kharlova, Valentina Sergeevna Fedorova

Shadrinsk

Methods of organizing work with 5th grade students on the study of verb conjugation

The article points out the necessity for a methodically competent approach to the study of one of the difficult themes in the course of the Russian language "Verb Conjugation". The authors note that the studied material will be useful for schoolchildren when writing tests and passing the exams in the Russian language. It is not enough time in school program to study this theme thoroughly. The importance of methods and techniques correctly chosen by the teacher of the Russian language for the most effective organization of students' work in the classroom is especially great. The urgency of the research is explained by the fact that the article presents and analyzes material of great practical importance for future teachers of the Russian language.

Keywords: linguistic competence, verb conjugation, grammatical categories, teaching methods and techniques.

Глагол - одна из самых сложных частей речи для школьного изучения. Сложность вызвана наличием большого числа грамматических категорий у этой части речи: вида, залога, времени, наклонения, лица, числа и т.д. Их рассмотрение занимает много времени и требует значительных усилий учащихся. Неоднозначным является подход к квалификации неспрягаемых форм глагола (причастие и деепричастие в различных школьных УМК квалифицируются то как формы глагола, то как самостоятельные части речи). Одной из самых сложных тем, которые изучаются в разделе «Глагол», является тема «Спряжение глагола». У глаголов с безударным личным окончанием учащиеся затрудняются в определении спряжения и написании гласной буквы (знамя реИт

- вместо реЕт, дети клеЮт - вместо клеЯт, борцы борЯтся - вместо борцы борЮтся). Затруднен выбор написания у глаголов-исключений (они дышУт

- вместо они дышАт, вы смотрЕте - вместо вы смотрИте), часто не различают глаголы с разной семантикой и разным спряжением (вы будИте писать -вместо вы будЕте писать, они будЮт ребенка - вместо они будЯт ребенка; снег таИт - вместо снег таЕт, он что-то таИт, скрывает).

144

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки наиболее эффективных методов и приемов изучения спряжения глагола, поскольку усвоение представленного в учебниках теоретического и практического материала, связанного со спряжением, очень важно для правильного выполнения заданий, для повышения орфографической грамотности. Материалы по данной теме будут востребованы при написании ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Отметим, что анализ данного сложного случая в процессе обучения русскому языку в общеобразовательной школе - тема актуальная и требует внимательного рассмотрения в рамках методической науки с учетом требований современной образовательной системы. Подробное изучение этого аспекта в морфологии глагола влияет на общее развитие лингвистической компетенции учащихся. «Лингвистическая компетенция - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка» [3, С. 149]. Можно сказать, что изучение спряжения глагола является показателем уровня подготовки учащихся

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021

по русскому языку. Материалы по спряжению глагола могут стать базой для дальнейшего изучения этой объёмной, интересной, увлекательной части речи.

Изучением данного вопроса занимались многие методисты: И.Ю. Гац, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, В.В. Бабайцева, М.М. Разумовская, Т.М. Воите-лева и многие другие. Неоднократно поднималась эта проблема и в статьях учителей-практиков.

При объяснении спряжения глагола учителя русского языка руководствуются прежде всего, принципом научности. Вместе с тем они стараются доступно объяснить учащимся эту тему, применяют для этого различные, наиболее эффективные методы и приемы. Используются алгоритмы определения спряжения, даются таблицы для запоминания, предлагается различный раздаточный материал. Дидактический материал, представленный на уроке, зачастую зависит от выбора учебно-методического комплекса по русскому языку.

Цель данного исследования состоит в анализе материалов различных УМК по рассматриваемой теме и описании наиболее эффективных методов и приемов организации работы по изучению спряжения глагола.

Вопрос о спряжении глагола - один из важнейших теоретических и практических вопросов изучения глагола в школе. Дадим определение данному понятию. «Спряжение - это

1. Изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям, а в прошедшем времени и в сослагательном наклонении в единственном числе также по родам.

2. Совокупность глаголов, имеющих одинаковые особенности словоизменения в зависимости от характера основы. Первое спряжение. Второе спряжение» [10].

В русском языке различают глаголы 1 (-ать, -ять, -оть, -еть, -ти и др.), 2 (-ить) спряжения, разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать, зиждиться) и глаголы с особой системой спряжения (есть, дать). Методические проблемы при определении спряжения возникают, когда учащиеся пытаются определить спряжение всех глаголов по неопределенной форме, включая глаголы с ударными и безударными личными окончаниями. Не всегда глаголы 1 и 2 спряжения в неопределенной форме имеют характерную форму. Так, например, на -ить оканчиваются глаголы 1 спряжения (шить, ошибиться), на -еть, ать, -ять могут оканчиваться глаголы 2 спряжения (звенеть, гореть, пищать, дрожать). Например, глаголы кричать и играть в неопределенной форме оканчиваются на -ать, но глагол кричать относится ко 2 спряжению, а глагол играть - к 1 спряжению. Необходимо вырабатывать у школьников умение верно подбирать неопределенную форму, учитывая вид глагола. Например, глагол встречаться несовершенного вида оканчивается на -ать и относится к 1 спряжению, а коррелятивный глагол встретиться совершенного вида оканчивается на -ить и относится ко

2 спряжению. Проблема возникает и при ошибочном определении спряжения глагола по личной форме повелительного наклонения. Именно по ударному окончанию глагола в изъявительном наклонении может быть определен тип спряжения. Например: глагол писать относится к 1 спряжению, в форме 2 лица множественного числа оканчивается ни -ете (вы пишЕТЕ), но в повелительном наклонении имеет форму пишИТЕ. Такие методические проблемы решаются различными способами, в том числе способы решения предлагаются и на страницах школьного учебника. Учебник русского языка для учителя выполняет функцию методического руководства.

С целью выявления принципов подачи материала по спряжению глагола, его структурированности, доступности и методической целесообразности проанализируем различные УМК по русскому языку.

Обратимся к учебному пособию Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. «Русский язык» (2021 г.). Данная тема содержится во второй части учебника для 5 класса. В параграфе 115 учащимся предлагается правило, которое заключено в цветную рамочку (то есть дано для заучивания): «Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Глаголы второго спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)» [6, С. 138].

После правила в учебнике следует всего три упражнения для выработки навыка определения спряжения. Для того чтобы учащиеся в полной мере усвоили материал, необходимо большее число заданий для тренировки. В одном из упражнений учащимся предлагается определить тип спряжения выделенных глаголов. Например, таких слов, как: идёшь по тропинке, пасутся лоси, гудят провода. Текст последнего задания звучит немного сложнее «Укажите спряжение выделенных глаголов. Выпишите глаголы в форме прошедшего времени и определите, если возможно, их число и род» [6, С. 139]. Данных заданий на усвоение понятия «спряжение глагола» и выработку навыка определения спряжения глагола недостаточно, поэтому учителю стоит заранее подготовить дополнительные тренировочные упражнения.

Стоит отметить, что в первой части учебника данных авторов содержится отсылка к теме «Спряжение». При изучении личных окончаний глагола первое задание, которое выполняют учащиеся, звучит так: «Рассмотрите таблицу личных окончаний глаголов, затем измените глаголы вести, петь, говорить, молчать по этим образцам» [5, С. 47].

I спряже- -у (-ю) II спряже- -У (-ю)

ние -ешь ние -ишь

-ет -ит

-ем -им

-ете -ите

-ут (-ют) -ат (-ят)

На изучение темы «Спряжение глагола» по данной программе отводится один час.

В учебном пособии «Русский язык» (2020 г.) под редакцией М.М. Разумовской тема «Спряжение глагола» также рассматривается во второй части учебника для 5 класса. На изучение темы также выделяется один час.

Начинается изучение темы с разбора правила, в котором перечислены окончания спряжений. Дается важное указание: «Под ударением эти окончания различаются в произношении; в безударном положении они не различаются в произношении, поэтому их написание нужно проверять» [7, С. 86]. После первичного ознакомления с правилом учащиеся выполняют два упражнения, которые следуют за теорией, на определение спряжения. Далее в учебнике расположен очень важный материал, который находится под пометой «Возьмите на заметку!»: «В русском языке есть глаголы, которые нельзя отнести ни к I, ни ко II спряжению. Это разноспрягаемые глаголы бежать, хотеть и образованные от них слова вбежать, расхотеть, подбежать и др. При спряжении одни формы этих глаголов имеют окончания I спряжения, а другие -II спряжения» [7, С. 86].

Учащимся предлагается таблица с примерами спряжения глаголов. После изучения теории учащиеся переходят к практическим заданиям. По данной теме их представлено пять под номерами 636, 637, 638, 639, 640. Текст одного из упражнений содержит в себе следующее задание: «Письменно проспрягайте глаголы пробежать и захотеть. Сопоставьте их окончания с окончаниями глаголов I и II спряжения» [7].

Следует отметить, что материал в данном пособии изложен последовательно, доступно, используется наглядность в виде схем, что помогает более быстрому усвоению нового материала. Но число заданий также невелико. У педагога должны быть подготовлены дополнительные упражнения, имеющие другой характер.

В учебнике «Русский язык. Теория. 5-9 классы» под редакцией В.В. Бабайцевой (2020 г.) анализируемая тема освещается в 5 классе в течение одного часа. В данном учебнике представлены теоретические сведения по разъяснению понятий «спряжение», «окончания спряжений», «разноспрягаемые глаголы». Представлены все группы глаголов с безударными личными окончаниями, относящихся ко II спряжению. Для большей наглядности в учебнике помещены примеры спряжения некоторых глаголов. Важным при изучении темы является осознание учащимися цели рассмотрения материала. В пособии В.В. Бабайцевой такая цель чётко прописана: «умение определять спряжение глагола помогает правильно писать его окончания» [1, С. 123]. В «Практике» для 5 класса содержится самое большое количество упражнений по данной теме, которые расположены под номерами 91-105. Обратимся к некоторым из них. Задание

101 сформулировано следующим образом: «Запишите в два столбика: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения» [9]. Под упражнением даны слова, которые необходимо распределить по группам. Например, «учить, дышать, мыть, бороться, полоть и т.д.». Выполняя 94 задание, учащимся предстоит «поставить глагол во 2-м лице единственного числа, обозначить окончания, указать спряжение» [9]. Здесь также даны слова для работы: «стучать, расти, течь, бояться, смеяться» [9].

Таким образом, в различных учебниках по русскому языку для 5 класса дана полная информация по теме «Спряжение глагола». Однако число часов, выделяемых на изучение достаточно сложной темы, явно недостаточно. Недостаточно разнообразны и предлагаемые методы изучения спряжения глагола. Определим толкование понятий «метод» и «приём». «Метод - это способ достижения определённой учебной цели (приобретения знаний, умений и навыков)» [4, С. 93]. «Приём - это частное проявление, реализация метода в ходе изучения той или иной темы» [2, С. 63]. Рассмотрим те методы и приёмы, которые используют учителя для организации наиболее эффективной работы на уроке.

1. Беседа.

2. Наблюдение.

3. Работа с учебником.

4. Работа с таблицами.

5. Выполнение упражнений.

6. Работа по карточкам.

7. Составление алгоритма.

8. Лингвофизминутка.

9. Проблемное обучение.

Одним из самых распространённых традиционных методов является работа с учебником. Учащиеся изучают теорию под руководством учителя и выполняют предлагаемые на страницах учебника задания.

Метод беседы очень популярен среди учителей. Чтобы получить ожидаемый результат, педагогу необходимо соблюдать правила проведения беседы: логически последовательно излагать материал, следить за содержательностью вопроса и смысловой нагрузкой ответа. Для этого можно составить список вопросов для учащихся по теме «Спряжение глагола». Например:

1. Что такое спряжение?

2. Сколько типов спряжения существует?

3. Какие окончания характерны для глаголов

I спряжения?

4. Какие окончания характерны для глаголов

II спряжения?

5. Что вам известно о разноспрягаемых глаголах?

Работа с карточками позволяет проверить знания учеников, показывает наличие или отсутствие пробелов, а также развивает самостоятельность учащихся. Учитель должен заранее подготовить карточки с заданиями и продумать способ проверки. Это может быть проверка педагогом или

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 146_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_^ЬМ 2542-0291

взаимопроверка обучающимися. Например, учитель может использовать следующие виды заданий на тему «Спряжение глагола» на карточках:

1. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение, лицо, число глаголов: кос...м, нарису...те, укол.шь, прибега.те, напиш.м, посмотр.те, побре.м, завис.м, терп.шь, налива.те.

2. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите глаголы, подчеркните орфограмму в окончании, укажите спряжение: Из земли выр.. .стаю, весь мир од.ваю. Днём спит, ноч.ю лета.т и прохожих пуга.т. Беж.т, беж.т - не выбеж.т, теч...т, теч.т - не вытеч.ет.

Лингвофизминутка проводится с целью разминки учащихся и проверки их знаний. Например: первому и второму спряжению присваиваются свои движения. I спряжение: присесть, II спряжение: подпрыгнуть. Учитель называет учащимся глаголы, а ребятам нужно определить, к какому типу относится слово, и выполнить одно из движений.

Проблемная ситуация - это ситуация, которая побуждает учащихся к рассуждениям, к поиску путей решения поставленной задачи. Суть проблемной задачи учащиеся определяют с помощью проблемных вопросов и заданий.

При обобщении и повторении темы «Спряжение глагола» можно использовать такое задание: учащимся предлагается проспрягать глагол «открывать», отвечая при этом на следующие вопросы:

1. Как определяется спряжение глагола?

2. Какие глаголы относятся к I и II спряжению?

3. Какие окончания имеет глагол открывать в единственном и множественном числе настоящего времени?

4. К какому спряжению относится (какой-либо) глагол?

При изучении спряжения глагола возможно использование и других приемов: «Фишбоун», «Корзина идей», «Семь шляп», «Жокей и лошадь», «ЗХУ» и др.

Алгоритм представляет собой своеобразное древо, у которого есть «корень» - начальное понятие, «крона с многочисленными ветвями» - второстепенные термины. Для составления алгоритма необходимо выделить понятие, которое будет

3. Запишите глаголы I спряжения слева, а II спряжения - справа: строить, смотреть, тереть, держать, слышать, умывать, рулить, катать, вертеть, колоть.

4. Выпишите из предложений глаголы, укажите их спряжение: Ночь, мороз, бушует вьюга, буря с крыш солому рвёт. На печи лежат два друга: старый дед и старый кот. Где-то мельница глухо шумит. Ночь идёт, и темнеет бледно-синий восток. Спит село, ночь тиха и бледна, высоко полный месяц стоит.

Учитель совместно с учащимися может составить таблицу, которую следует использовать в качестве памятки:

иметь центральный характер. Также нужно определить, какими правилами следует руководствоваться при выполнении данной работы. Затем выделяются те факторы, которые связаны с главным словом и которые несут некое смысловое наполнение для понимания той или иной темы. Для более успешного запоминания темы «Спряжение глагола» можно составить алгоритм определения спряжения (Рис 1.).

Один из самых широко применяемых в последнее время в практике преподавания русского языка приёмов - прием синквейн, представляющий собой составление стихотворения из пяти строк по схеме:

1. Ключевое понятие (существительное);

2. Слова, раскрывающие смысл понятия (два прилагательных);

3. Слова, описывающие действия понятия (три глагола);

4. Фраза, содержащая в себе отношение учащегося к данному понятию (полное предложение);

5. Одно слово, носящее характер резюме.

Создание синквейна является способом проявления творческих возможностей учащихся, а также способом проверки знаний детей по той или иной теме, способствует выявлению наиболее важных аспектов, существенных элементов, помогает проанализировать полученную информацию.

По теме «Спряжение глагола» учащиеся могут составить следующее пятистишие: Спряжение Важное, сложное

Изменяет, конкретизирует, характеризует Существует два типа спряжения Глагол

Лицо I спряжение II спряжение

Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.

1 л. пишу пишем гоню гоним

лаю лаем пилю пилим

2 л. пишешь пишете гонишь гоните

лаешь лаете пилишь пилите

3 л. пишет пишут гонит гонят

лает лают пилит пилят

Рис.1. Алгоритм определения спряжения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. В заключение отметим, что в современной методике преподавания русского языка существуют различные методы, приёмы, способы организации работы учащихся при изучении спряжения

глагола. Главное, чтобы результатом их применения стало эффективное усвоение информации, выработка умений и навыков, расширение знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабайцева, В.В. Русский язык: теория : учебник для образоват. организаций / В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. -Москва : Дрофа, 2020. - 318 с. - Текст : непосредственный.

2. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку : учеб. пособие для вузов / Т.М. Воителева. -Москва : Дрофа, 2006. - 319 с. - Текст : непосредственный.

3. Гац, И.Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях : учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.Ю. Гац. - Москва : Дрофа, 2007. - 287 с. - Текст : непосредственный.

4. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева ; под ред. Е.И. Литневской. - Москва : Академический проект, 2006. - 590 с. - Текст : непосредственный.

5. Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ч.1 : учеб. для общеобразоват. организаций / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н.М. Шанский. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2021. - 223 с. - Текст : непосредственный.

6. Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2 : учеб. для общеобразоват. организаций / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н.М. Шанский. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2021. - 207 с. - Текст : непосредственный.

7. Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ч 1 : учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос [и др.] ; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - Москва : Дрофа, 2020. - 140 с. - Текст : непосредственный.

8. Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ч 2 : учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос [и др.] ; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М. : Дрофа, 2020. - 174 с. - Текст : непосредственный.

9. Русский язык. Практика. 5 класс : учебник / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова [и др.] ; под ред. А.Ю. Купаловой. - 8-е изд. - Москва : Дрофа, 2020. - 303 с. - Текст : непосредственный.

10. Словарь лингвистических терминов. - Текст : электронный // ТекстоЛогия.ру : образват. журн. - URL: https://clck.ru/YkrK7 (дата обращения: 09.11.2021).

REFERENCES

1. Babajceva V.V., Chesnokova L.D. Russkij jazyk: teorija: uchebnik dlja obrazovat. organizacij [Russian language: theory]. Moscow: Drofa, 2020. 318 p.

2. Voiteleva T.M. Teorija i metodika obuchenija russkomu jazyku: ucheb. posobie dlja vuzov [Theory and methodology of teaching the Russian language]. Moscow: Drofa, 2006. 319 p.

3. Gac I.Ju. Metodika russkogo jazyka v zadachah i uprazhnenijah: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov [Methodology of the Russian language in tasks and exercises]. Moscow: Drofa, 2007. - 87 p.

4. Litnevskaja E.I., Bagrjanceva V.A. Metodika prepodavanija russkogo jazyka v srednej: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Methods of teaching Russian in secondary school]. In E.I. Litnevskoj (ed.). Moscow: Akademicheskij proekt, 2006. 590 p._

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

148_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-0291

5. Ladyzhenskaja T.A., et al. Russkij jazyk. 5 klass. V 2 ch. Ch. 1: ucheb. dlja obshheobrazovat. organizacij [Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ч.1]. Shanskij N.M. (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 2021. 223 p.

6. Ladyzhenskaja T.A., et al. Russkij jazyk. 5 klass. V 2 ch. Ch.2: ucheb. dlja obshheobrazovat. organizacij [Russian language. Grade 5. In 2 parts. Part 2]. Shanskij N.M. (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 2021. 207 p.

7. Razumovskaja M.M., et al. Russkij jazyk. 5 klass. V 2 ch. Ch 1: uchebnik [Russian language. Grade 5. In 2 parts. Part 1]. In M.M. Razumovskoj (eds.). Moskva: Drofa, 2020. 140 p.

8. Razumovskaja M.M., et al. Russkij jazyk. 5 klass. V 2 ch. Ch 2: uchebnik [Russian language. Grade 5. In 2 parts. Part 2]. In M.M. Razumovskoj (eds.). Moscow: Drofa, 2020. 174 p.

9. Kupalova A.Ju., et al. Russkij jazyk. Praktika. 5 klass: uchebnik [Russian language. Practice. Grade 5]. In A.Ju. Kupalovoj (ed.). Moscow: Drofa, 2020. 303 p.

10. Slovar' lingvisticheskih terminov [Dictionary of linguistic terms]. TekctoLogija.py: obrazvat. zhurn. [TextLogia.ru]. URL: https://clck.ru/YkrK7 (Accessed 09.11.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.М. Харлова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nkharlova@bk.ru, ORCID: 0000-0002-0614-6196.

В. С. Федорова, студентка 5 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: fedorova2901000@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

№М. Kharlova, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Department of Philology and Social Sciences and the Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nkharlova@bk.ru, ORCID: 0000-0002-0614-6196.

V.S. Fedorova, 5th year student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: fedo-rova2901000@mail.ru.

УДК 376 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_149

Данна Муратовна Шагундокова, Эмма Робертовна Литвиненко

г. Краснодар

Специфика организации коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников в условиях образовательной организации: из опыта работы ГБОУ школы №21 г. Краснодара

В статье рассматривается проблема организации коррекционно-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников. Описана модель организации процесса коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования лиц с интеллектуальными нарушениями, механизмы ее реализации и варианты взаимодействия специалистов комплексной программы внеурочной деятельности на базе специальной (коррекционной) школы, с учетом требований государственного стандарта образования лиц с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: коррекционно-педагогическое сопровождение, психолого-педагогический консилиум, умственно отсталые школьники, социализация, образовательный процесс, психолого-педагогическая диагностика.

Danna Muratovna Shagundokova, Emma Robertovna Litvinenko

Krasnodar

The specifics of the organization of correctional and pedagogical support for mentally retarded younger schoolchildren in the conditions of an educational organization: from

the experience of school No. 21 in Krasnodar

The article deals with the problem of the organization of correctional and pedagogical support for mentally retarded younger schoolchildren. The model of the organization of the process of correctional and pedagogical support of students in accordance with the requirements of the state standard of education of persons with intellectual disabilities, the mechanisms of its implementation and options for interaction of specialists are described. a comprehensive program of extracurricular activities on the basis of a special (correctional) school, taking into account the requirements of the state standard of education for persons with intellectual disabilities.

Keywords: correctional and pedagogical support, psychological and pedagogical council, mentally retarded schoolchildren, socialization, educational process, psycho.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.