Научная статья на тему 'Методы оптимизации затрат на предприятии'

Методы оптимизации затрат на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8787
849
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / ПОНЯТИЕ ЗАТРАТ / УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ / АНАЛИЗ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калюжный Николай Васильевич

В данной статье будут рассмотрены модели и методы оптимизации затрат, а также подходы к совершенствованию системы управления затратами, обоснован выбор приоритетных направлений управления затратами, определены мероприятия по снижению затрат и проблемы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оптимизации затрат на предприятии»

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Калюжный Н.В.

Калюжный Николай Васильевич - студент магистратуры, направление: финансовый менеджмент, кафедра экономики, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта

Аннотация: в данной статье будут рассмотрены модели и методы оптимизации затрат, а также подходы к совершенствованию системы управления затратами, обоснован выбор приоритетных направлений управления затратами, определены мероприятия по снижению затрат и проблемы их реализации.

Ключевые слова: затраты, понятие затрат, управления затратами, предприятие, оптимизация, мероприятия по снижению затрат, анализ затрат.

Затраты - это стоимость ресурсов, используемых для получения прибыли или достижения иных целей организации. Затраты появляются в момент приобретения организацией товаров (долгосрочных активов, сырья, материалов, товаров для перепродажи т.п.) и услуг сторонних организаций (транспортные услуги, услуги технологических сервисов, водоснабжение, электроснабжение и т.д.), а также при расчетах с работниками организации по оплате труда, общественным и другим обязательствам. Возникновение затрат сопровождается выплатой денежных средств, другого имущества, уменьшением прав требования (дебиторской задолженности), ростом долговых обязательств.

Затраты находятся в постоянном движении, изменении. В частности, постоянно изменяются тарифы на электроэнергию, стоимости закупаемого сырья и материалов, различные услуги связи, транспортировки и т.д. Каждые затраты отличаются разной степенью влияния на финансовый результат деятельности предприятия в целом, а также на уровень тех или иных видов последующих затрат.

Любое предприятие несет свои затраты, их большое количество, у кого-то их больше у кого-то меньше. Также любое предприятие по мере своих возможностей пытается найти методы и способы их оптимизации. Для этого разрабатываются и вводятся в действие определенные мероприятия, направленные на снижение затрат.

Любому руководителя понятно, что затраты - необходимая часть бизнеса. Поэтому следует понимать, насколько производительны осуществляемые расходы, работает ли каждый вложенный в основную и вспомогательную деятельность рубль на создание прибыли. Это поможет избавиться от всех непроизводственных затрат.

Качественное управление затратами на предприятии невозможно без тщательного их анализа. Анализ затрат также предполагает сравнение запланированных и фактических затрат с выявлением отклонений и принятию мер для их устранения. Для контроля за затратами предприятию необходимо внедрять системы и управления, которые будут контролировать и предпринимать меры по их сокращению.

Целью любой оптимизации является повышение эффективности работы предприятия, а не просто снижение затрат. Понятие «эффективность затрат» неотделимо от рентабельности затрат. Для подготовки мероприятий по сокращению необходимо понять, каким образом формируются затраты по каждому направлению, как проектируют бизнес-процессы и что следует предпринять для снижения издержек. Для этого составляются определенные планы мероприятий по сокращению затрат. В эти планы обычно включаются статьи затрат, которые необходимо снизить. При составлении плана на снижение затрат назначается ответственное лицо за его выполнение.

Оптимизация управления затратами является главным элементом системы управления затратами. Компания не сможет выжить в условиях быстро меняющейся

среды, если не проводить оптимизацию затрат. Эффективность снижения затрат зависит от того, как ведется учет доходов и расходов.

В практике сложилось три пути оптимизации затрат:

1. Планомерное сокращение затрат, которое предполагает постепенное сокращение затрат, на протяжении нескольких лет;

2. Быстрое сокращение, которое осуществляется в течении нескольких недель или месяцев;

3. Экспресс-сокращение, которое может осуществиться в течении нескольких дней.

Разберем детально каждое из путей оптимизации:

1. Планомерное сокращение — это такое сокращение затрат, которое связано с улучшением трех направлений деятельности предприятия: инвестиции, закупки, производственные процессы. Все эти три процесса образуют самую большую долю затрат предприятия. Из-за этого руководители предприятий стремятся снижать их постепенно, чтобы уменьшить степень влияния на прибыль предприятия.

Управление инвестициями. Инвестиции, вкладываемые в покупку нового оборудования, а также во внедрение новейших современных технологий необходимо предприятию для решения и улучшения задач по производству выпускаемой продукции. В связи с тем, что на такие инвестиционные проекты тратится большое количество денежных средств, инвестиционные проекты должны проходить серьезный отбор. Для этого требуется полная обоснованность целесообразности такого инвестирования. Руководитель четко и точно должен понимать окупятся ли его затраты в будущем, и какая будет при этом прибыль.

Управление закупками. Закупки являются одной из основных долей затрат предприятия. Оно предполагает поиск наиболее выгодных с экономической точки зрения поставщиков. Именно от поставщика зависит, насколько эффективно будут удовлетворены потребности в материалах, услугах, сырье и т.д.

Управление производственным процессом. На некоторых предприятиях для эффективного снижения затрат применяется технология «бережливого производства». Все расходы оцениваются с точки зрения клиента, стал бы он платить за некачественную продукцию. Поэтому предприятию приходится либо избавляться от тех процессов, которые не одобрил покупатель, либо сокращать затраты на них.

2. Быстрое сокращение затрат предполагает снижение постоянных и переменных затрат предприятия. При этом происходит сокращение затрат на закупку сырья и материалов.

Наиболее эффективным решением по снижению затрат является пересмотр договоров с поставщиками. Нужно искать такие компании, которые могут предложить более выгодные цены на сырье и материалы, а также предоставляющие отсрочки по платежам.

Снижение количества накладных расходов. Сюда входят затраты на электроэнергию, транспорт, отопление и т.д. Затраты на электроэнергию могут быть сокращены при должном контроле расхода энергии; следует ограничивать освещение помещения в темное время суток, если это не мешает производственному процессу; также можно перейти на более экономичное оборудование. Что касается затрат на транспорт, то следует сократить число служебных машин, более тщательно следить за расходованием топлива для этих машин. Уменьшение затрат на отопление помещений можно произвести путем установления парогенераторов.

Еще один способ - это сокращением расходов на содержание персонала и фонда оплаты труда. Более приемлемым способом снижения расходов является сокращения заработанной платы сотрудников, но для того, чтобы у работников предприятия оставалась мотивация к работе, необходимо предоставить им социальные льготы: бесплатное питание, расширенную медицинскую страховку и т.д.

3. При экспресс-сокращении затрат, необходимо как можно быстрее прекратить оплачивать расходы по некоторым статьям. По значимости такие затраты подразделяются на высокоприоритетные, приоритетные, допустимые и ненужные. Необходимо отказаться от ненужных затрат, т.к. они не несут предприятию никакой прибыли (покупка билетов бизнес класса). Далее следует уменьшить финансирование допустимых затрат (оплата санаторного лечения сотрудников). В свою очередь сокращение высокоприоритетные и приоритетные затрат не рекомендуется, так как при их сокращении возникает угроза остановки операционной деятельности предприятия и нанесение ущерба процессу нормального ведения бизнеса.

Повышение эффективности затрат также является одним из способов их сокращения. Можно выделить три модели эффективности:

1) «чистое» снижение затрат - снижение издержек за счет избавления от непроизводительных затрат. Основная экономия идет за счет постоянных затрат;

2) «интенсификация» затрат - происходит даже некоторое увеличение издержек, но при этом более существенно увеличивается и повышается выручка. Как правило, это происходит при внедрении нового оборудования, технологий, которые увеличивают производительность оборудования, а, следовательно, и выручку;

3) «фиксация» затрат - когда при увеличении выручки затраты не увеличиваются. Как правило, это либо увеличение цены на продукцию, либо равноценное увеличение производительных затрат и снижение непроизводительных. У этих моделей есть как свои плюсы, так и недостатки. [2, с. 1]

Для того, чтобы избежать ненужных затрат, можно выделить три основных способа работы предприятия, первый из которых - это планирование. Нужно заранее планировать статьи затрат предприятия. Необходимо наличие намеченных объемов доходов и расходов с разбивкой на периоды. Разумный подход к планированию затрат приводит предприятие к запланированным результатам по получению прибыли.

Второй способ - это контроль. У руководителя должна быть вся необходимая информация о деятельности своего предприятии. Возможность контролировать затраты появляется с момента, когда они начинают учитываться. На предприятии образуется отдел по сокращению затрат, который занимается изучением факторов, влияющих на формирование затрат, а также возможных причин непроизводительного времени. Затем происходит анализ, после которого сотрудники разрабатывают программу по оптимизации и снижению выявленных затрат, а руководитель их рассматривает и утверждает.

Третий способ - это дисциплина. На предприятиях должна существовать жесткая финансовая дисциплина, она утверждается приказом руководителя.

Направление программ сокращения затрат весьма разнообразны, в частности, это:

1) внедрение новых более экономичных технологий;

2) применение более современных организационных концепций;

3) аутсорсинг - отказ от собственного производства некоторых изделий или услуг и переход на закупку у сторонних организаций;

4) переход от закупок ряда изделий и услуг на стороне к их производству собственными силами;

5) изобретательство и рационализаторство [1]

Успешная реализация программы сокращения затрат и создание механизма регулярной оптимизации расходов позволит компании повысить эффективность бизнеса или использовать низкие цены на продукцию, как одно из ключевых преимуществ в конкурентной борьбе [2, с. 4].

В настоящее время у предприятий есть множество различных видов деятельности и затрат, связанных с ними. Постоянно взаимодействуя с большим количеством поставщиков, партнеров и потребителей неразумно следовать какой-то одной определенной модели сокращения затрат, необходимо применять их в зависимости от

ситуации, которая сложилась на предприятии. И каждое предприятие методом потерь и ошибок, определяет для себя наиболее эффективные методы оптимизации затрат.

Список литературы

1. Васина А.Н. «Проекты снижения затрат: описание альтернатив и расчет экономического эффекта» [Электронный ресурс], 2015. Режим доступа: http://www.alt-invest.ru/library/invanalysis/costreduction.htm/ (дата обращения: 01.10.2018).

2. Гагарский В.А. «Сокращение издержек компании». [Электронный ресурс], 2007. Режим доступа: http://gagarskiy.narod.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.