Научная статья на тему 'Методы оптимизации портфеля заказов предприятия по критерию «Максимум маржинального дохода»'

Методы оптимизации портфеля заказов предприятия по критерию «Максимум маржинального дохода» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ / УДЕЛЬНЫЙ МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ЗАГРУЗКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ / АССОРТИМЕНТНАЯ СТРУКТУРА ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Геннадий Владимирович, Воинова Евгения Сергеевна, Рыжова Ирина Геннадьевна

Рассматриваются два метода формирования портфеля заказов предприятия. Первый метод основан на ранжировании заказов по величине удельного маржинального дохода заказа, второй на решении задачи линейного программирования. Показано, что второй метод в отличие от первого позволяет получить оптимальный портфель заказов со значительно более высоким маржинальным доходом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилов Геннадий Владимирович, Воинова Евгения Сергеевна, Рыжова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes two methods of enterprise portfolio orders formation. The first one is based on method of ranging orders by size of specific marginal order income, and the second one by solving the task by linear programming. It is shown that second method allows to receive optimum portfolio of orders with considerably higher marginal income instead of first one

Текст научной работы на тему «Методы оптимизации портфеля заказов предприятия по критерию «Максимум маржинального дохода»»

»

Экономико-математические методы и модели

УДК 657.47

Г.В. Данилов, Е.С. Войнова, И.Г. Рыжова

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО КРИТЕРИЮ «МАКСИМУМ МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА»

Формирование оптимального портфеля заказов - одна из важнейших задач управления современным многопродуктовым промышленным предприятием. Однако в настоящее время принимаемые менеджерами решения по ассортиментной структуре выпускаемой продукции в большой степени носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе информации управленческого учета. Отсутствие методических инструментов обоснования этих решений может быть достаточно рискованным в условиях жесткой конкуренции.

В литературе по управленческому учету формирование портфеля заказов предприятия рассматривается на основе определения оптимальной структуры производства исходя из запросов потребителей [1]. Очевидно, что данный подход является односторонним. При формировании портфеля заказов кроме рыночного спроса необходимо учитывать экономические выгоды предприятия-изготовителя и конкретные технико-технологические условия выполнения заказов на данном предприятии. Однако вопрос о том, как это делать в условиях реального производства, в настоящее время не имеет удовлетворительного решения. Важным требованием к процедурам формирования портфеля заказов является их ориентированность на современные информационные технологии.

В практике промышленных предприятий используются методы формирования портфеля заказов по критериям «максимум рентабельности продукции» или «максимум маржинально-

го дохода». Первый подход, основанный на максимизации рентабельности продукции, имеет существенный недостаток. Для расчета рентабельности требуется определение полной себестоимости продукции, что, в свою очередь, предполагает распределение постоянных затрат по видам продукции. Однако распределение постоянных затрат между отдельными видами продукции, по мнению специалистов в области управленческого учета (К. Друри [2] и др.), является недопустимым, так как «подобное распределение будет произвольным» [Там же. С. 79].

Метод формирования портфеля заказов по критерию «максимум маржинального дохода» (МД) основывается на том, что большая часть производственных заказов собирается отделом сбыта предприятия заранее (например, за месяц до загрузки производственных мощностей) и принимается решение о включении их в портфель. Формирование портфеля заказов, например для металлургического предприятия, производится в следующей последовательности:

1. Рассчитывается удельный МД каждого заказа (в нашем примере на физическую тонну).

2. Заказы ранжируются, т. е. располагаются в порядке убывания удельного МД.

3. Набираются заказы с учетом производственной мощности, при этом предпочтение отдается заказам, имеющим большую величину удельного МД.

На рис. 1 представлена блок-схема формирования портфеля заказов в соответствии с описанным выше методом.

Рис. 1. Формирование портфеля заказов на основе их ранжирования по величине удельного маржинального дохода

Рассмотренный подход к формированию портфеля заказов (рис. 1) имеет следующие недостатки.

Первый недостаток заключается в отсутствии формализованных процедур проверки загрузки производственных мощностей. Необходимо учитывать, что величина производственной мощности зависит от ассортиментной структуры выпускаемой продукции, которая неизвестна до полного завершения формирования портфеля заказов. Включение очередного

заказа в портфель изменяет ассортиментную структуру продукции, подлежащей изготовлению. Вместе с изменением ассортиментной структуры продукции меняется и величина производственной мощности, что требует ее многократного пересчета. В связи с этим возникает потребность в разработке математической модели и формализованных процедур пересчета производственной мощности в ходе формирования портфеля заказов. Математическая модель расчета и анализа структуры производственной мощности

предприятия представлена нами в научной публикации [3].

Вторым недостатком обсуждаемого метода формирования портфеля заказов является то, что он не содержит формализованных процедур, позволяющих учитывать технико-технологические особенности производства данного предприятия, такие как, например, необходимость обеспечения минимальной загрузки агрегатов в непрерывном производстве.

Однако основная проблема заключается в том, что данная процедура формирования портфеля заказов, как будет показано ниже, не позволяет получить оптимальный портфель по критерию максимум маржинального дохода.

Для преодоления указанных недостатков предлагается следующая задача математического программирования, решение которой дает оптимальный портфель заказов:

Мр = МгТ ■ х ^ тах; ТЬ < Тг ■ х < Те;

х - вектор двоичных единиц ,

(1)

где Мр - маржинальный доход портфеля; х = (х)ь - вектор вхождения заказов в портфель; I - номер заказа и Ь - количество заказов, поступивших от потребителей (х/ = 1, если 1-й заказ входит в портфель, и х1 = 0 в противном случае); Мг = (Мг)Ь - вектор удельного маржинального дохода заказов; ТЬ = (ТЬк)к и Те = (Тек)к - векторы, характеризующие соответственно минимально необходимую и максимально возможную за-

грузку звеньев производственной системы; к -номер звена и К - количество звеньев производственной системы; Тг = (Тгк,¡)К.Ь - матрица загрузки звеньев производственной системы, создаваемой обработкой заказов.

Для нахождения оптимального портфеля заказов необходимо решить задачу линейного программирования, представленную моделью (1), но сначала необходимо определить: множество поступивших заказов; вектор удельного маржинального дохода заказов (Мг); матрицу загрузки звеньев производственной системы (Тг), создаваемой выполнением заказов.

На рис. 2 представлена схема производственной системы, содержащая все исходные данные, необходимые для формирования оптимального портфеля заказов.

Производственная система включает четыре однопродуктовых звена, которые обозначены на схеме кружками со сплошной линией. Продукция третьего и четвертого звеньев является конечной и отгружается на сторону. Продукция первого и второго звеньев является промежуточной и потребляется внутри системы. В общем случае продукция первого и второго звеньев может частично отгружаться на сторону, в этом случае она принимает форму полуфабрикатов.

Будем считать, что остатки незавершенного производства и готовой продукции на складе на начало и конец планового периода равны между собой. При этом условии товарная продукция периода будет равна реализованной продукции.

Г-Ч й1, з = 1,2

1 ^-----

ЧУ

Р1 = 100

(о.1 _°,9_

Р2 = 70

С — =_1,5_

рз = 90

гз = 0,3

Г 4 = 0,3

Рис. 2. Расчетная схема производственной системы

Заказы продукции к рассмотрению и состав портфеля по вариантам

Номер Объем Доля продукции в заказе Маржинальный доход заказа, тыс. руб. Состав портфеля

заказа заказа, т 1 2 3 4 Всего Удельный Вариант 1 Вариант 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 1,33 - - 0,6 0,4 866,6 650,5 1 1

2 1,02 - - 0,3 0,7 689,2 673,7 1 0

3 1,02 - - 0,7 0,3 655,2 642,8 0 0

4 0,72 - - 0,4 0,6 479,5 666,0 1 0

5 0,97 - - 0,9 0,1 609,8 627,3 0 1

6 1,87 - - 0,9 0,1 1 170,8 627,3 0 1

7 0,72 - - 0,5 0,5 475,0 658,2 1 1

8 1,46 - - - 1,0 1 017,0 697,0 1 1

9 2,00 - - 0,9 0,1 1 252,9 627,3 0 1

Итоговый маржинальный доход портфеля по вариантам 3527,40 5392,17

Со стороны поступают три ресурса, обозначенные на схеме кружками со штриховой линией. Стрелками обозначены нормы расхода ресурсов на продукцию (а,¡) и продукции на продукцию (Ъъ¡2). В результате получаем матрицу расходных коэффициентов ресурсов со стороны на продукцию а = (а, .3 и матрицу расходных коэффициентов продукции на продукцию Ъ = (Ъд, ¡1)1 . ] Ассортиментная структура продукции обозначена вектором г = (гД/ .

Указаны вектор цен на ресурсы, поступающие со стороны (р = (р)) и вектор цен на продукцию (Р = (Р/

На схеме (рис. 1) также обозначена производительность звеньев по продуктам, что соответствует матрице д = (дк, )К. /.

Исходные данные и результат формирования портфеля заказов по двум сравниваемым методам (вариантам) представлены в таблице.

В таблице приведены заказы в порядке их поступления от потребителей. В графах 3-6

указан состав заказа по видам продукции. В графах 7 и 8 рассчитаны маржинальный доход заказа и его удельная величина, т. е. маржинальный доход заказа на условную ассортиментную единицу. Графы 9 и 10 содержат результат формирования портфеля заказов по вариантам.

Рассмотрим последовательность расчета показателей в таблице.

Себестоимость единицы продукции каждого вида:

с = рта(Ъ - Е) -1. (2)

Удельный маржинальный доход продукции:

Mg = Р - с . (3)

Удельный маржинальный доход заказов:

Мг = Mg , (4)

где Бг - матрица ассортиментной структуры продукции, в которой строки соответствуют заказам, а графы - видам продукции (в таблице это графы 3, 4, 5 и 6).

Сравнение двух методов формирования портфеля заказов позволяет сделать вывод, что метод, основанный на использовании математической модели линейного программирования в отличие от метода, основанного на ранжировании заказов по величине удельного маржинального дохода, позволяет получить портфель, маржинальный доход которого почти в два раза превышает маржинальный доход портфеля, полученного по альтернативному и широко используемому на практике методу.

Предложенный метод формирования портфеля заказов может быть использован как математическое обеспечение информационно-

советующей системы в составе корпоративной информационной системы (КИС), что потребует разработки соответствующего программного обеспечения. На малых и средних предприятиях задача формирования портфеля заказов может решаться средствами Microsoft Excel с использованием табличных функций МОБР(), ТРАНСП(), МУМНОЖ() и др., а также надстройки «Поиск решений».

В заключение необходимо отметить, что предложенный метод и соответствующая ему математическая модель актуальны прежде всего для благополучных предприятий, у которых нет проблем с загрузкой производственных мощностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] : учебник для вузов / М.А. Вахрушина. - 2-е изд., доп. и пер. - М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003. - 528 с.

2. Друри, К. Управленческий учет для бизнес-решений [Текст] : учебник / К. Друри; пер. с англ. -Серия: Зарубежный учебник. - М.: Юнити-Дана,

2003. - 665 с.

3. Данилов, Г.В. Анализ и оптимизация структуры производственных мощностей предприятия [Текст] / Г.В. Данилов, И.Г. Рыжова, Е.С. Войнова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2010. - № 4. - С. 87-90.

УДК 330.4(075.8)

Л.В. Долятовский

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

При возрастании сложности принятия решений менеджеру необходимы средства априорного моделирования и поддержки решений. Если у менеджера появилась новая идея, то для проведения анализа «а что если» ему достаточно построить имитационную модель, изменить некоторые параметры имитационной модели и просмотреть развитие событий на мониторе компьютера. Имеются формализованные подходы к построению имитационных моделей [1, 2], примеры их применения для решения сложных задач [2, 3], однако представляет интерес соединение эконометрического моделирования и имитации в современных пакетах. В дан-

ной статье представлено решение задачи обоснования стратегии развития крупного предприятия на этой основе.

Статистический анализ факторов развития

фирмы. ОАО «ГлорияД» является сегодня крупным и успешным предприятием и в перспективе запланировано его стремительное развитие. К 2014 г. планируется увеличить количество розничных магазинов до 600, а с учетом того, что к концу 2010 г. их численность была немногим более 300, это достаточно серьезная задача.

Результаты анализа дохода компании за 2009-2010 гг. представлены на рис. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.