МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Малахова О., аспирантка 3-го года заочного обучения, кафедра менеджмента инвестиций и инноваций,
Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова
Разработана схема оценка степени организации добросовестности конкуренции на рынке, определены и проранжированы основные факторы, влияющую на неё: информационная открытость отрасли; проработанность действующего законодательства и его практическое применение; степень «присутствия» государства на выбранном рынке; сущность и содержание всей рекламной деятельности, осуществляемой на данном рынке; ценовая политика компаний, работающих на рынке; общее количество компаний на рынке и степень их обновления в краткосрочной и среднесрочной ретроспективе.
Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, организация инновационной деятельности, государственно - частное партнерство.
DEFINING THE METHODS OF UNFAIR COMPETITION DURING INNOVATION ACTIVITY ORGANIZING IN MECHANISM OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP
Malakhova O., Third year correspondence graduate, Management of Investments and Innovations Department,
Plekhanov Russian University of Economics
The scheme of evaluation the unfair competition rate on market was developed. Main factors which influence on unfair competition rate was defined and ranged according to their weight and meaning: market informational openness, current acting legislation and it’s practical use, the rate of government interference in market process, meaning and main points of marketing activity, company price policy, the quantity of companies which locates and located on this market in short and medium-term retrospective.
Keywords: unfair competition, organization of innovation activity, public private partnership
В России, как и в других странах, разрабатываются и реализуются различные инновационные проекты, и, естественно, государственные и частные предприятия пытаются максимально правдоподобно и точно определить, насколько они выгодны и перспективны.
При осуществлении проектов ЧГП инвесторы придают большое значение тому, чтобы процедуры оформления партнерства были прозрачными и при их проведении полностью соблюдались нормы законодательства.
Залогом успешной реализации проектов является понимание собственниками инфраструктуры своих прав и обязанностей при привлечении частных партнеров. В связи с этим важно проходить все необходимые законодательные процедуры при формировании проектов, проведении конкурсов и составлении долгосрочных договоров.
Понятие «недобросовестной конкуренции» подразумевает любые действия организаций, которые наносят ущерб законным правам и интересам других организаций и ведут к нарушению общественного порядка и экономической стабильности.
Начиная с 20 марта 1883 г. года понятие «добросовестности» официально начинает использоваться в контексте «недобросовестной конкуренции» в Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Значительно позже в ходе других конвенций были уточнены и добавлены критерии «недобросовестности» компаний при осуществлении коммерческой деятельности, а также разработаны санкции за осуществление недобросовестной конкуренции: 1973 г. -Гаагская Конвенция о праве, применимом к ответственности изготовителя за вред, причиненный его товаром или услугой; Ордонанс Франции № 86-1243 от 1 декабря 1986 года «О свободе цен и свободе конкуренции» и Декрет № 86-1309 от 26 декабря 1986 года о порядке применения указанного ордонанса.
В целом, в настоящее время существует 3 вида правового регулирования недобросовестной конкуренции в мире:
- на основе общих положений гражданского права, регламентирующих ответственность сторон за общие нарушения, неотраженные в договорах (Нидерланды, Италия, Франция);
- на основе общих положений гражданского права, регламентирующих ответственность сторон за конкретные нарушения, неотраженные в договорах, однако учтенные в международнои и национальном законодательстве (Греция, Испания, Австрия);
- на основе общих положений гражданского права, а также специфических правонарушений, регламентированных в других национальных законах (Бельгия, Великобритания).
Основным законом в Российской Федерации, регламентирую-
щим организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными и местными органами государственной исполнительной власти, а также государственными внебюджетными фондами и Центральным банком Российской Федерации.
является Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006). Органом, регламентирующим и контролирующим исполнение вышеуказанного закона является ФАС России.
Для реализации государством совместных проектов в механизме государственного - частного партнерства, участникам проекта необходимо убедиться не только в добросовестности каждой из сторон, но и в отсутствии недобросовестной конкуренции на рынке. Особенно данное условие осуществления совместной деятельности становится актуальным в ходе осуществления государством инновационной деятельности и проектов, потому что именно они в основном всегда являются очень дорогостоящими и их окупаемость происходит через десятки лет. Если при этом стороны частно - государственного партнерства не будут в большей степени уверены в защите своих интересов со стороны государства, то приниматься за реализацию таких проектов никто не станет.
Для того чтобы разработать схему организации проверки недобросовестной конкуренции, прежде всего, нужно определить для чего это нужно и что подразумевается под данной проверкой. Данная проверка нужна, прежде всего, компаниям, вступающим в отрасль, для расчета перспектив развития и определения своей ниши.
Организация проверки недобросовестной конкуренции подразумевает осуществление качественного и количественного анализа не функционирования какой-то определенной организации, а совокупности компаний, осуществляющих свою деятельность на интересующем компанию рынке. Необходимо также уточнить, что для организации проверки сегмента рынка компании необходимо определиться со своими ожиданиями, перспективами развития и потенциальными потребителями. Так, например, если компания планирует организовать небольшое производство и нацелена на получение небольшой, но стабильной прибыли, то проводить проверку рынка на предмет наличия недобросовестной конкуренции путем анализа деятельности в основном только крупных игроков не совсем корректно. В данной ситуации компания должна делать акцент на проверку небольших компаний (аналогичного размера), однако, в целом, обращая внимание на проводимую политику крупными компаниями.
Основополагающими методами организации проверки степени недобросовестности конкуренции на рынке являются методики оценки рынка в целом, подробно рассматриваемые в стратегическом менеджменте. Для выбора рынка сбыта в стратегическом подходе обычно используют следующие методики:
1. Анализ спроса и предложения на рынке (текущей ситуации, перспектив развития рынка;
2. Анализ структуры рынка (основные сегменты, количество крупных, средних и маленьких игроков на рынке, методы осуществления сбыта продукции);
3. Анализ наличия и степени конкуренции на рынке путем проведения следующих видов анализа:
- STEP - анализ (стратегический анализ четырех основополагающих компонентов: Social (социального), Technological (технологического), economic (экономического), political (политических));
- SWOT - анализ (определение сильных и слабых сторон внешней и внутренней среды);
- GAP - анализ (выявление рыночных несоответствий и «пробелов»);
Основными факторами существования и поддержания недобросовестной конкуренции на рынках, с точки зрения Ю.П. Конова и Л.П. Гончаренко1 являются следующие составляющие:
- монополизм;
- неразрывная связь с разрешенным официальным производством (днем производство товаров, соответствующих требованиям законодательства по безопасности и т.д., а ночью сдача производственного оборудования под аренду третьим лицам);
- отсутствие отработанной схемы выявления недобросовестной конкуренции и отсутствие четкой установленной ответственности за нарушение конкуренции на рынке.
Разработаем схему определения степени недобросовестности конкуренции на основании вышеуказанных законодательно установленных критериев недобросовестности в зависимости от основополагающих факторов, влияющих на создание на рынке благоприятной среды для конкуренции (далее этапов оценки организации добросовестности конкуренции).
Для организации оценки степени организации добросовестности конкуренции на рынке в целом, все нижеуказанные шесть критериев следует пропорционально соотнести со 100% (или со 100 баллами), т.е. по 16,6% (или 16,6 баллов) на каждый критерий. При этом стоит заметить, что все вышеуказанные критерии являются, с точки зрения автора, равнозначными и каждый из них может привести к ликвидации компании, в случае его наличия (несмотря на отведенный ему автором удельный вес в общем определении недобросовестной конкуренции). В свою очередь, для каждого предусмотренного выше критерия определения степени добросовестности конкуренции, автор считает целесообразным введение внутренней процентной или балльной системы, также, основывающейся на 100 % (или 100 баллах). Для удобства проведения расчетов в будущем автор применяет балльную систему оценки, за 100 баллов принята ситуация с наличием на рынке полностью добросовестной конкуренции, соответственно, чем меньше процент, тем больше отрасль подвержена недобросовестной конкуренции.
Первым этапом анализа степени организации добросовестности конкуренции на рынке будет являться наличие в свободном доступе открытой информации о данной отрасли, её проблемах (количество семинаров и конференций), о компаниях, осуществляющих деятельность на данном рынке. Иными словами, степень информационной открытости отрасли. Следует обратить особое внимание на тот факт, где именно размещается основная информация о событиях, происходящих в отрасли: официальных СМИ, интернет-форумах и блогах и т.д., а также какая именно информация размещается: финансовые сведения, слухи и восприятие ситуации на рынке участниками данного рынка, техническая информация и т.д. Таким образом, получаем следующую шкалу оценок для данного показателя (таблица 1.).
По каждому из видов информации (финансовой, технической, официальной, слухов и прочей) необходимо определить средневзвешенную балльную оценку исходя из источников её размещения. Для присвоения балла необходимо проанализировать наличие информации об интересующей отрасли по сравнению с другими отраслями экономики. Так, например, в интернете данную информацию возможно получить путем просмотра статистики в поисковых системах о количестве запросов по интересующей теме по сравнению с другими темами. Таким образом, добросовестность конкуренции на рынке по данному показателю будет определяться от 0 до 50 баллов (0 - недобросовестная конкуренция).
Вторым этапом анализа степени организации добросовестности конкуренции на рынке является проработанность действующего законодательства и его практическое применение (судебная практика). Так, компании необходимо понять, регламентирует ли существующее законодательство в сфере соблюдения добросовестной конкуренции, т.е. проводит анализ на предмет наличия следующей информации:
• четкого перечня критериев отнесения действий компаний к недобросовестной конкуренции - от 0 до 10 баллов;
• наличия огромного количества разъяснений государственных органов и частных организаций к существующим законам в сфере обеспечения добросовестной конкуренции - от 0 до 10 баллов;
• ответственности компании, проводящей недобросовестную политику (в денежном эквиваленте и в моральном аспекте) - от 0 до 10 баллов;
• схемы выявления недобросовестной конкуренции государством и наличие специальных государственных органов, контролирующих соблюдение добросовестной конкуренции - от 0 до 10 баллов;
• количества судебных дел по каждому из определенных критериев недобросовестной конкуренции и статистики их решений (процент от общего количества обращений по несоблюдению недобросовестной конкуренции; процент от общей суммы исковых требований к организациям, не соблюдающим добросовестную конкуренцию и процент возмещенных компанией убытков от суммы первоначальных требований) - от 0 до 10 баллов.
Таким образом, добросовестность конкуренции на рынке по данному показателю будет определяться от 0 до 50 баллов (0 - недобросовестная конкуренция).
Таблица 1. Оценка степени добросовестности конкуренции на рынке путем анализа
информационной открытости отрасли.
Вид информации: Средневзвешенная оценка Источник информации
Официальные СМИ Неофициальные СМИ Интернет Семинары и конференции Информация, переданная участниками
- финансовой 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10
- технической 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10
- «официальной»2 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10
- слухов 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10
- прочей 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10
1 Конов Ю.П., Гончаренко Л.П. Рынок Интеллектуальной собственности. Учебник. - М.: Экономика, 2010, с. 540
Третьим этапом анализа степени организации добросовестности конкуренции на рынке является определение степени «присутствия» государства на выбранном рынке и выявление количества контролирующих данную отрасль государственных институтов. Изучение роли государства в народном хозяйстве на протяжении многих веков является одной из важнейших направлений экономической мысли.
Общепризнанным фактом стабильности отрасли является определенная степень участия в ней государства. Данное присутствие относится в данном случае не столько к наличию законодательной базы, регламентирующей осуществление компаниями своей деятельности, а к применению государством экономических, административных и социально - психологических методов регулирования. Под экономическими методами регулирования государством рынка понимаются средства бюджетной и денежно-кредитной политики (государственные заказы и закупки, налоговая и кредитная политика, дотации государства и т.д.). Под административными методами регулирования государством рынка понимаются меры, предпринимаемые государством в зависимости от состояния данного рынка:
- введение запретов (к примеру, с 1 января 2010 г. в Россию запрещен ввоз машин ниже стандарта Евро-4, т.к. государство наравне с политикой стимулирования производства отечественных автомобилей проводит политику в сфере поддержания экологии);
- выдача отдельным компаниям разрешений на осуществление деятельности (естественные монополии);
- проведение политики принуждения (в 1998 годах государство принуждало организации покупать государственные краткосрочные обязательства (ГКО) по огромным процентам).
Под социально - психологическими методами регулирования рынка понимаются меры, предпринимаемые государством для воздействия на сознание производителей и граждан. К примеру, введенный с 1 сентября 2010 г. Распоряжением Правительства Москвы мораторий на продажу алкогольной продукции (содержащей более 15% этилового спирта) после 22:00 и до 10:00. Параллельно с введением запрета в СМИ начали активно пропагандировать вред, приносимый алкоголем здоровью граждан, хотя основной целью государства было снижение доли неорганизованной розницы в алкогольном секторе и увеличение доли рынка у крупных сетевых игроков. Таким образом, становится ясно, что государство с одной стороны проводит политику защиты своих граждан, а с другой стороны может преследовать интересы коммерческих организаций (к примеру, когда вместо детского сада на отведенном участке стро-
ится многоэтажный дом).
Подытожив вышеизложенное, приведем все составляющие параметры третьего этапа анализа степени добросовестности конкуренции на рынке и оценим их с помощью балльной схемы (таблица
2). При этом стоит отметить, что в рамках каждого метода регулирования рынка государством необходимо рассчитать средневзвешенный показатель.
Таким образом, добросовестность конкуренции на рынке по данному показателю будет определяться от 0 до 50 баллов (0 - недобросовестная конкуренция).
Четвертым этапом анализа степени организации добросовестности конкуренции на рынке будет являться определение сущности и содержания всей рекламной деятельности, осуществляемой на данном рынке. Для проведения анализа степени добросовестности конкуренции на рынке, определим основные виды рекламы и в зависимости от преобладания соответствующего вида рекламной деятельности оценим показатель «сущности и содержания рекламной деятельности» в пределах от 0 до 10 баллов путем определения средневзвешенной оценки нижеуказанных показателей (чем больше балл, тем более добросовестная конкуренция на данном рынке):
- проверяемая государством и контролируемая законами РФ (телереклама, радиореклама и т.д.);
- малопроверяемая или непроверяемая государством и неконтролируемая законами РФ (реклама в печатных изданиях - «желтая пресса», интернет-реклама, реклама по почте РФ и т.д.);
- количество рекламы по данному товару во всех источниках в общем объеме рекламы;
- преобладающий тип размещаемой рекламы (информативная, сравнительная, увещевательная и напоминающая). В случае преобладания сравнительной рекламы автор считает данный рынок наиболее добросовестным с точки зрения конкуренции;
- затраты организаций на проведение рекламной деятельности в процентном отношении от общего размера затрат в ходе осуществления деятельности.
Таким образом, добросовестность конкуренции на рынке по данному показателю будет определяться от 0 до 50 баллов (0 - недобросовестная конкуренция).
Пятым этапом анализа степени организации добросовестности конкуренции является определение ценовой политики компаний, работающих на рынке (крупных и небольших компаний). Ценовая политика компании определяется в зависимости от постановки основных целей компании:
Таблица 2. Оценка степени добросовестности конкуренции на рынке путем анализа I «присутствия» государства на выбранном рынке
Методы регулирования рынка Баллы
1. Экономические (средневзвешенная оценка) 0-10
1.1. государственная помощь 0-10
1.2. налоговая и кредитная политика 0-10
2. Административные (средневзвешенная оценка) 0-10
2.1. наличие запретов 0-10
2.2. выдача специальных разрешений 0-10
2.3. осуществление принуждения 0-10
3. Социально - психологические (средневзвешенная оценка) 0-10
3.1. социальная политика государства 0-10
3.2. поддержание моральной стабильности в обществе 0-10
3.3.убеждение, внушение, поощрение 0-10
4. Наличие на рынке утвержденных государством тарифов или максимальной рентабельности 0-10
5. Инвестирование государством ресурсов в отрасли, прямо или косвенно связанные с рассматриваемым рынком (например, на развитие транспортной логистики, с помощью которой удешевляется перевозка производимого товара) 0-10
- определение объема выпускаемой продукции (оказания услуг) таким образом, чтобы компания всегда получала определенный размер прибыли за определенный период. В зависимости от планируемого объема определяется самая низкая цена, при которой компания покрывает свои издержки и при этом продолжает получать определенную прибыль. Данный анализ базируется на методе использования эффекта масштаба.
- осуществление максимизации прибыли путем анализа конкурентных предложений на производимый продукт (оказываемые услуги) и установлении такой цены, которая покрывала бы издержки, но при этом была не ниже среднерыночной цены.
- сохранение занимаемой на рынке доли путем принятия краткосрочных и среднесрочных мер для предотвращения спада объемов реализации продукции (оказания услуг), в том числе путем осуществления добросовестной и недобросовестной конкуренции.
В настоящее время разработано большое количество стратегий ценообразования (метод «снятия сливок», следование за лидером и т.д.), однако для определения степени добросовестности конкуренции на рынке компании необходимо основываться на нейтральной (средней) стратегии ценообразования. Согласно данной стратегии цена должна определяется исходя из суммирования следующих показателей: издержек на производство, расходов по реализации, управленческих и административных расходов, средней нормы прибыли на данном рынке. При этом для определения степени добросовестности конкуренции на рынке необходим расчет таких показателей как коэффициент эластичности спроса и предложения по цене, перекрестная эластичность, дуговая и точечная эластичность. Расчет данных коэффициентов позволяет определить чувствительность экономической величины (изменения одного из основных показателей организации: спроса, предложения) в процентном выражении от изменения на 1 % соответствующего рассматриваемого фактора - цены, от которого данная величина зависит. При этом, следует понимать, что если спрос (предложение) исходя из полученных расчетных результатов является неэластичным (иными словами меньше 1), то на рынке складывается такая ситуация, при которой изменение основного показателя - цены на 1% вызывает только незначительное изменение объема спроса (предложение) и свойственно для рынка с достаточно сильной конкуренцией, что свидетельствует о большого количества компаний,
а, следовательно, и степени добросовестности конкуренции. Немаловажным показателем степени добросовестности конкуренции на рынке является определение основной тенденции на рынке по снижению стоимости услуг. Принципиальное значение наличия данной тенденции на рынке придается данному фактору как основному фактору осуществления сговора на рынке или единоличному демпингу цен с целью препятствования входу на рынок других организаций.
Таким образом, в рамках Таблицы 3 приведена балльная оценка степени добросовестности конкуренции на рынке, определяемая путем анализа ценовой политики организаций на рынке от 0-
10 балов (10 баллов означает получение организацией, производящей расчет, аналогичных существующим на рынке цен). Исходя из вышеизложенного, степень добросовестности конкуренции на рынке будет определяться величиной разницы между максимально возможным размером цены на товар, определяемой спросом на данном рынке, и минимальными издержками, которые может сделать продавец товара. Показатель тенденций снижения цен на рынке может быть оценен двойственно: с одной стороны, снижение цены может свидетельствовать о сильной конкуренции и борьбе за покупателя, а с другой стороны о недобросовестной конкуренции, целью которой является введение экономического барьера для вступления в отрасль. Для правильной характеристики данного показателя необходимо рассмотреть в среднесрочной и долгосрочной ретроспективе количество компаний, которые осуществляли свою деятельность на рынке за период, например 3-7 лет, и как изменялась их цена в сравнении друг с другом (одновременно с остальными участниками рынка, планомерно или резко).
Таким образом, добросовестность конкуренции на рынке по данному показателю будет определяться от 0 до 50 баллов (0 - недобросовестная конкуренция).
Шестым этапом анализа степени организации добросовестности конкуренции является определение общего количества компаний на рынке и степень их обновления в краткосрочной и среднесрочной ретроспективе. Для определения данного показателя необходимо рассмотреть изменение общего количества компаний на данном рынке в течение 3-7 лет, а также количество новых компаний, ежегодно появляющихся на рынке в процентном соотношении от общего количества компаний, уже осуществляющих свою деятельность на рынке (путем расчета средневзвешенного показателя) и соотнести его с 10 балльной шкалой.
Подытоживая все шесть вышеуказанных этапов анализа степени добросовестности конкуренции, составим сводную таблицу характеристик, влияющих на итоговый вывод для частных организаций о том, стоит ли начинать свою деятельность на данном рынке, и для Федеральной Антимонопольной службы (и иных государственных органов) о том, в какой части на данном рынке не выполняется законодательство РФ в части обеспечения добросовестной конкуренции на рынке и каким образом можно доказать данную недобросовестность и осуществить карательные меры (таблица 4).
На основании вышеизложенного, получается, что 60 баллов соответствует абсолютной добросовестности конкуренции на рынке. В силу того, что в действительности данное количество баллов вряд ли возможно получить хотя бы по одному рынку, поэтому автор считает целесообразным следующее обобщение результатов по полученным расчетам:
- от 0 до 20 баллов - рынок с недобросовестной конкуренцией;
- от 21 до 40 баллов - рынок с некоторыми элементами недобросовестной конкуренции (по отдельным показателям);
Таблица 3. Оценка степени добросовестности конкуренции на рынке путем анализа ценовой политики организаций
Составляющие категории ценообразования Баллы
1. Издержки на производство (платежи поставщикам факторов производства: заработная плата; арендная плата; расходы на материалы и сырье и т.д.) 0-10
2. Управленческие и административные расходы (заработная плата персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления; расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; налоги, уплачиваемые в целом по организации). 0-10
3. Средняя норма прибыли (маржа, закладываемая организацией) 0-10
4. Коэффициент эластичности спроса (предложения) по цене (средневзвешенная оценка) 0-10
5. Тенденция снижения цен на рынке 0-10
Таблица 4. Оценка степени организации добросовестности конкуренции на рынке
Показатель Баллы
Информационная открытость отрасли 0-10
Проработанность действующего законодательства и его практическое применение 0-10
Степень «присутствия» государства на выбранном рынке 0-10
Сущность и содержание всей рекламной деятельности, осуществляемой на данном рынке 0-10
Ценовая политика компаний, работающих на рынке 0-10
Общее количество компаний на рынке и степень их обновления в краткосрочной и среднесрочной ретроспективе 0-10
ИТОГО: 60
- от 41 до 60 баллов - рынок с добросовестной конкуренцией.
Разработанная система оценки степени организации добросовестности конкуренции представляет собой ценность не только для компаний, желающих вступить на рынок (которые должны сначала оценить свои перспективы «выживания» на нём), но и для государства, которое в ходе, как тендеров, так и, проводя контролирующую конкурентность политику, должно отчетливо понимать способы и адекватность ценообразование на рынке, а также осуществлять превентивные меры по регулированию рынка.
Литература:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006);
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
3. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства /Аналитическая записка Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ, 2009 г.;
4. Дерябина М.А. Доклад на секционном ученом совете научного направления «Теория экономики» «Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства». // Сайт Института экономики РАН, 2008. с. 19-20;
5. Коляскин Илья Евгеньевич. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высоких технологий: дис. кандидата экономических наук : 08.00.05 / Коляскин Илья Евгеньевич; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2009.
- 20 с. РГБ ОД;
6. Конов Ю.П., Гончаренко Л.П. Рынок Интеллектуальной собственности. - М.: Экономика, 2010, с. 540;
7. Риски бизнеса в частно-государственном партнёрстве. Национальный доклад. М. Ассоциация менеджеров. 2007. С.17.