Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕБ-КВЕСТ / ИНТЕРАКТИВ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмоилова Махсума Нарзикуловна, Тураева Гулбахор Халимовна

Применение каждого метода обучения в дидактике к учебному процессу имеет разную эффективность в зависимости от его специфики и решаемых дидактических задач, не связанных с содержанием конкретной дисциплины. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки системы методов обучения, реализуемых в образовательных учреждениях на основе мобильных технологий. Мобильное обучение, организуемое в высших учебных заведениях, включает в себя обучение студентов специально организованным учебным материалам с использованием мобильных технологий и устройств. В данной статье освещаются методы обучения на основе мобильных технологий, применяемых в высших учебных заведениях в процессе обучения, то есть изложения нового учебного материала в аудиторных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE-BASED LEARNING METHODS FOR PRESENTING NEW LEARNING MATERIALS

The application of each method of teaching in didactics to the educational process has different effectiveness depending on its specifics and the didactic tasks that are not related to the content of a particular discipline. This, in turn, makes it necessary to develop a system of teaching methods implemented in educational institutions based on mobile technologies. Mobile learning, organized in higher education institutions, includes teaching students specially organized educational materials using mobile technologies and devices. This article highlights the methods of teaching based on mobile technologies used in higher education institutions in the learning process, that is, the presentation of new educational material in the classroom.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВЫХ УЧЕБНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

1 2 Исмоилова М.Н. , Тураева Г.Х.

Email: Ismoilova6111@scientifictext.ru

1Исмоилова Махсума Нарзикуловна - преподаватель; 2Тураева Гулбахор Халимовна - преподаватель, кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: применение каждого метода обучения в дидактике к учебному процессу имеет разную эффективность в зависимости от его специфики и решаемых дидактических задач, не связанных с содержанием конкретной дисциплины. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки системы методов обучения, реализуемых в образовательных учреждениях на основе мобильных технологий. Мобильное обучение, организуемое в высших учебных заведениях, включает в себя обучение студентов специально организованным учебным материалам с использованием мобильных технологий и устройств. В данной статье освещаются методы обучения на основе мобильных технологий, применяемых в высших учебных заведениях в процессе обучения, то есть изложения нового учебного материала в аудиторных занятиях.

Ключевые слова: коммуникация, облачные технологии, мобильное обучение, веб-квест, интерактив, метод.

MOBILE-BASED LEARNING METHODS FOR PRESENTING NEW

LEARNING MATERIALS 12 Ismoilova M.N. , Turaeva G.H.

1Ismoilova Maksuma Narzikulovna - Teacher; 2Turaeva Gulbakhor Halimovna - Teacher, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the application of each method of teaching in didactics to the educational process has different effectiveness depending on its specifics and the didactic tasks that are not related to the content of a particular discipline. This, in turn, makes it necessary to develop a system of teaching methods implemented in educational institutions based on mobile technologies. Mobile learning, organized in higher education institutions, includes teaching students specially organized educational materials using mobile technologies and devices. This article highlights the methods of teaching based on mobile technologies used in higher education institutions in the learning process, that is, the presentation of new educational material in the classroom.

Keywords: communication, cloud technology, mobile learning, web-kvest, interactive, method.

УДК 13.07

Современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе мобильные и облачные, предоставляют новые возможности для организации взаимодействия участников образовательного процесса в образовательных учреждениях. Мобильная техника-это технология, основанная на использовании

мобильных (портативных) устройств и беспроводных средств связи, обеспечивающих доступ к глобальной сети. Мобильные технологии оказывают влияние на методы обучения в высших учебных заведениях, поскольку они предоставляют новые инструменты для организации деятельности учителя и ученика, изменяя механизм движения студента в соответствии с целью. Метод решения конкретной дидактической задачи, технологическая основа которой - мобильная технология, мы рассматриваем как мобильное обучение. В этом смысле мобильное обучение является формой электронного обучения наряду с дистанционным обучением.

Под системой мобильных методов обучения понимается совокупность методов обучения, дополняющих друг друга и имеющих единую технологическую основу для решения различных дидактических задач. Методы мобильного обучения можно разделить на следующие виды, применяемые в аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Метод интерактивного видео. Данный метод позволяет сформировать у учащихся навыки работы со службами обработки видеофайлов. Благодаря услугам по добавлению анкет в видео учитель может создавать интерактивные видеоуроки, прикрепляя анкеты, тесты, открытые вопросы и ссылки на другие ресурсы.

Цель применения метода: внедрение в образовательный процесс дополнительных методических образовательных ресурсов. Создание привлекательной организационной формы работы учащихся над учебным материалом.

Условия использования метода: у учащихся должны быть мобильные устройства, позволяющие выходить в интернет.

Деятельность учителя: видеоматериалы и вопросы подготовительный натюрморт. Деятельность учащегося: изучение содержания видео; предоставление ответов на вопросы во время просмотра.

Метод контроля результата и критерии его достижения: эффективное использование интерактивных видеоуроков; контроль результатов опроса.

Метод Веб-квеста. Игровая форма урока повышает мотивацию и активность обучающегося, а электронные квесты с доступом через Интернет позволяют эффективно организовать аудиторную и внеаудиторную работу обучающихся.

Цель применения метода: создать привлекательный, игровой способ проведения занятий по повторению и усвоению нового материала. Условия использования метода: учащиеся должны иметь устройства с выходом в интернет (при самостоятельной работе с веб-квестом), а учитель-компьютер и проектор с выходом в интернет (при работе с аудиторией).

Деятельность учителя: подготовка веб-квеста для учащихся; привлечение учащихся к выполнению квеста. Деятельность учащихся: выполнение предметных заданий в процессе выполнения игры-квеста метод контроля результата и критерии его достижения: участие учащихся в веб-квесте, обсуждение этапов его выполнения; возникновение ситуаций обсуждения и взаимопомощи между игроками.

Метод расширенного существования. Данный метод позволяет расширить формы изложения содержания учебного материала и актуализировать материал. С помощью своих меток в виде изображений ученик получает доступ к материалам различных форм (текстовым, графическим, видео, аудио и др.), подготовленным учителем. Цель метода: расширение форм изложения содержания образования и его актуализация.

Условия использования метода: учащиеся должны иметь доступ к интернету, приложениям и устройствам для работы с расширенным существом; учитель должен иметь компьютер или другое устройство с интернетом и программу для создания объектов расширенного существа.

Деятельность учителя: подготовка материала для расширенного существования; подбор специальных символов, активизирующих алгоритм отображения

подготовленного образовательного контента; загрузка материала для хранения на облачных сервисах.

Деятельность учащихся: Поиск и знакомство со специальными знаками; работа с образовательным содержанием. Метод контроля результата и критерии его достижения: активизация специальных символов и обращение к объектам расширенного бытия; привлечение учащихся к созданию собственных объектов расширенного бытия и тегов.

Занятия, организованные с использованием этих методов обучения, позволяют обогатить и расширить содержание образования новыми материалами.

Список литературы /References

1. Starichenko B.E. Conceptual basics of computer didactics // Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA. 2013.

2. Куклев В.А. Методология мобильного обучения / Ульяновск: УлГТУ, 2006. 254 с.

3. Атаева Г.И., Тураева Г.Х. Перевод как средство взаимосвязи мировой культуры // Academy. № 12 (51), 2019. С. 65-67.

4. Тураева Г.К. Проблемы машинного перевода при переводе на узбекский язык // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2020. № 10 (79). С. 47-50.

5. To'raeva G.H., Murodova G.B. The teacher's personal website as a tool for professional development: opportunities and prospects // International Journal of Research (IJR) with ISSN 2348-6848 (Online) and 2348-795X. Vol. 7 Issue 4. April, 2020. P. 1063-1068.

6. Тураева Г. Роль электронных курсов в учебном процессе // "Ученый XXI века": Международный научный журнал, 2017/2. № 2-1(27). С. 45-47.

7. Исмоилова Махсума Нарзикуловна, Мавлонова Нилуфар Бахтиёровна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ// Актуальные научные исследования в современном мире, 2016. № 5-3. C. 143-145.

8. Исмоилова М.Н. The role of modern technology in teaching foreign languages // Ученый XXI века. № 11 (24), 2016. C. 46.

9. Исмоилова М.Н., Имомова С.Х. Бизнес жараёнларни моделлаштиришнинг роли ва адамияти// Ученый XXI века. Международный научный журнал. № 12 (25), 2016. C. 59-61.

10. Арашова Д.Р., Исмоилова М.Н. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ// Теория и практика современной науки. № 12(30), 2017. C. 39-42.

11. Максудов Ш, Исмоилова М.Н. РОЛЬ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СПОРТА В РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ // Теория и практика современной науки. № 1(31), 2018. C. 317-319.

12. Исмоилова М.Н., Султонова З.Ш. Требования к методике обучения // Ученый XXI века. № 3-2 (38), 2018. C. 84-88.

13. Исмоилова Махсума Нарзикуловна, Имомова Шафоат Махмудовна. Интерполяция функции // ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2020. № 3-3 (81). С. 5-8.

14. Khalikova U., Ismoilova M. Pedagogical technologies in teaching mathematics // Humanities in the 21st century: scientific problems and searching for effective humanist technologies, 2018. С. 44-45 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.