Научная статья на тему 'Методы обучения аудированию и история их возникновения'

Методы обучения аудированию и история их возникновения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1611
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛИНГВИСТИКА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / МОДЕЛЬ / УПОТРЕБЛЕНИЕ МОДЕЛИ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева В. А.

В данной статье автор сосредотачивает свое внимание на аудиовизуальных методах изучения иностранного языка, основных достоинствах и недостатках других методов, а также предлагает наиболее целесообразную последовательность включения в педагогический процесс источников информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF LISTENING COMPREHENSION AND THE HISTORY OF THEIR FOUNDATION

The author focuses her attention on the methods of listening comprehension and the history of their foundation. This article deals with the audiolingual and audiovisual methods of the foreign.

Текст научной работы на тему «Методы обучения аудированию и история их возникновения»

Лесное хозяйство - Образование

сибирской и пихты сибирской уже практически восстанавливается (рис. 1а).

Выводы

Для западных низкогорий Южного Урала нами проанализирована динамика структуры ценопопуляций ели сибирской и пихты сибирской в процессе формирования коротко-производных березняков. Нами выявлена серьезная разбалансировка формирования возрастной структуры ценопопуляций темнохвойных видов: на начальных этапах восстановительно-возрастных смен появление новых генераций ели сибирской и пихты сибирской полностью подавлено, в формировании сообщества участвуют только предварительные генерации ели сибирской и пихты сибирской; на более поздних этапах восстановительно-возрастных смен восстанавливается способность к формированию новых поколений темнохвойных видов, многоярусность древостоя и разновозрастность подроста, но провалы в возобновительном процессе сохраняются.

Литература

1. Андреев Г.В. Анализ типологической структуры лесных земель южно-уральской провинции южнотаежных и смешанных лесов // Современные проблемы популяционной, исторической и прикладной экологии. Материалы конференции. - Екатеринбург: Изд-во "Екатеринбург", 1998. - С.231-232.

2. Андреев Г.В. Формирование и рост поколений ели и пихты II яруса нескольких рядов восстановительно-возрастных смен на Южном Урале // Лесной и химический комплексы - проблемы и решения / Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 12-14 мая 2004 г. - Красноярск: СГТУ, 2004. - С. 206-210.

3. Андреев Г.В. Восстановительно-возрастная динамика темнохвойных древостоев северной части западного макросклона Южного Урала // Пути рационального воспроизводства, использования и охраны лесных экосистем в зоне хвойно-широколиственных лесов" / Научные чтения, посвященные 70-летию Заслуженного лесовода России, доктора сельскохозяйственных наук Аглиуллина Факиля Валиулловича. - Чебоксары, 2005. - С. 12-18.

4. Андреев Г.В. Восстановительно-возрастная динамика темнохвойных древостоев на западном макросклоне Южного Урала // Лесное хозяйство. 2007. - №3. - С. 38-40.

5. Анучин Н.П. Лесная таксация. - М.: Лесн. Пром-сть,1982. - 552 с.

6. Иванова Н.С., Андреев Г.В. Естественное восстановление структуры ценопопуляций ели сибирской и пихты сибирской в темнохвойных лесах Южного Урала // Аграрный вестник Урала. - 2008. - № 6. - С. 82-87.

7. Колесников Б.П. Кедровые леса Дальнего Востока // Тр. Дальневост. фил. АН СССР Сер. ботан. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - Т.2 (4). - 264 с.

8. Санников С.Н. Об экологических рядах возобновления и развития насаждений в пределах типов леса //Лесообразовательные процессы на Урале. - Свердловск: УФАН СССР, 1970. - С. 175-181.

9. Смолоногов Е.П. Основные положения генетического подхода при построении лесотипологических классификаций // Экология. - 1998.- №4. - С.256-261.

10. Фильрозе Е.М. Схема генетической классификации типов леса Южного Урала // Эколого-географические и генетические принципы изучения лесов. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983. - С.53-60.

ш

Возраст, лет

•1= 1.6

S 1 ,4 ¿ 1,2

а і

л 0,8

I 0,6

Ї 0,4

= 0,2

s 0

И

Возраст, лет

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

15 25 35 45 55 65 75 85 Возраст, лет

1 ,4 1 ,2 1

0,8 0,6 0 ,4 0,2 0

□ 3

ш 2

□ 1

5 15 25 35 45 55 65 75

Возраст, лет

Рисунок 4. Возрастная структура подроста пихты сибирской в короткопроизводных березняках: 1 - жизнеспособный подрост, 2 -нежизнеспособный подрост, 3 - мертвый подрост

а

о

С 2.5

2

1.5

0,5

0

5

5

в

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ И ИСТОРИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

В.А. ЯКОВЛЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

Ключевые слова: методы обучения, лингвистика, обучение иностранным языкам, модель, употребление модели, упражнения.

В 30-е гг. прошлого века возник устойчивый интерес к исследованиям иностранного языка, происходит развитие лингвистики как науки, что привело к возникновению в Америке аудиолингвального метода. Этот метод предполагает в процессе обуче-

ния иностранному языку использование слухового канала восприятия и многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором строго отобранных структур (образцов предложений), что ведет к их автоматизации. Метод возник на базе

Training, listening comprehension, audiolingual method, audiovisual method, specific purposes.

армейского обучения и получил обоснование в 40-е гг. В США (Ч. Фриз, Р Ладо) в положениях дескриптивной лингвистики (Л. Блумфилд) и психологической теории бихевиоризма (Э. Торндайк, Д. Уотсон), рассматривающей поведение человека и животных как совокупность реакций на воздействие стимулов внешней среды. Метод возник в начале Второй Мировой войны по заказу военных (1941-1943 гг.). Учеными были разработаны языковые программы для обучения военных переводчиков. В послевоенное время по социальному заказу ЮНЕСКО была разработана общенациональная лингвистическая программа для развития туризма, торговых отношений, обмена научнокультурных знаниями. В связи с возникновением потребности на современном этапе иностранный язык потерял свой статус элитного образования, обучение иностранному языку стало массовым. Концепция метода утверждает приоритет устной речи над письменной (отсюда - устное опережение в работе и организация занятий в последовательности: слушание - говорение - чтение - письмо), направленность занятий на формирование речевых навыков в результате выполнения упражнений типа "дрилл" (многократное повторение образцов), преобладание речевой практики по отношению к объяснениям и комментариям, широкому использованию страноведческой информации. В процессе овладения структурами языка были выделены четыре этапа: заучивание путем подражания, сознательный выбор новой модели при ее противопоставлении уже известным, практика в тренировке модели, свободное употребление модели. Заслуга создателей метода - тщательная разработка методики занятий, ведущей к автоматизации моделей и органичному включению в систему занятий лингафонной техники и мультимедийных средств обучения. Таким образом, при использовании этого метода большое значение приобретают языковые лаборатории, что должно способствовать развитию произносительных навыков, слушания с пониманием. Учащимся предлагаются аутентичные языковые модели, которые они должны имитировать и манипулировать ими, самостоятельно определяя темп работы, самим работать с магнитофоном в течение определенного ими же времени. Языковая лаборатория особенно необходима, когда преподаватель не является носителем языка, а учащимся нужно предоставить возможность слушать аутентичную речь разных людей. В языковой лаборатории у преподавателя есть возможность оценить работу ученика объективно, детально, индивидуально. В русской

методике критическую оценку вызвали положения метода, сводящие обучение языку к формированию речевых навыков, преувеличенное внимание к заучиванию моделей и фрагментов текста, недооценка принципа сознательности. На базе метода создано несколько популярных аудиолингвальных курсов русского языка (A-LM Russian, 1971; Мисири, 1981), в том числе курсы, предназначенные для англоговорящих учащихся, приступающих к изучению языка (Ладо, 1967; Фриз, 1967; Капитонова, Щукин, 1987; Раушенбах, 1971).

Аудиовизуальный метод обучения (аудиовизуальный структурноглобальный метод) получил обоснование во Франции в 50-е гг. XX века на основе структурализма (Ж. Гуге-нейм) и психологической теории бихевиоризма как разновидность (современной модификацией) прямого метода (теоретическая разработка метода - П. Губерина, Югославия; П. Риван, Р Мишеа, Франция). Центром по разработке и распространению метода считается педагогический институт в Сен-Клу. Метод получил широкое распространение во многих странах мира после выхода популярного аудиовизуального курса "Голоса и образы Франции" (1982), послужившего основой создания аналогичных курсов для разноязычных групп обучающихся. По данным ЮНЕСКО, к концу 60-х гг. по этому методу занималось около половины изучающих иностранный язык (Вохмина, 1971).

Концепция метода реализована в ряде популярных аудиовизуальных курсов русского языка (Menac, Volos, 1962; "Вперед!", 1969; "Русский язык -

1, 2, 3", 1972-1973; Щукин, 1988). Аудиовизуальный метод обучения -метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для сферы обиходно-бытового, профессионального общения и, преимущественно, в устной форме при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности. Мультимедийные средства обучения дают возможность сочетать зрительную и слуховую наглядность. Последние используются в качестве основного средства семантизации и активизации учебного материала и призваны обеспечить зрительно-слуховой синтез. Источником наглядности являются: магнитозапись, учебные картинки в тексте учебника, диа-и кинофильмы, CD и DVD. Каждому изображению, раскрывающему содержание изучаемой темы и ситуаций общения по теме, соответствует одна фраза, воспринимаемая на слух. Концепция метода базируется на следующих методических принципах: 1) глобальность - в качестве единицы обучения рассматривается предложение, восприятие и воспро-

Образование

изведение которого носят целостный (глобальный) характер; 2) устное опережение - обучение организуется в последовательности: слушание - говорение - чтение - письмо при значительной продолжительности устного опережения (в некоторых курсах до 1,5-2 мес.); 3) беспереводность - полное исключение родного языка либо использование его лишь в качестве средства контроля; 4) ситуативность - материал вводится в форме диалогов с использованием типичных ситуаций повседневного общения; 5) функциональность - подчиненность отбора языкового материала задачам общения. В рамках метода разработана модель обучения, включающая четыре этапа занятий: представление (глобальное восприятие материала, преимущественно интуитивное), объяснение (поэтапная проработка зрительно-слухового ряда при установке на полное усвоение его содержания и зрительно-слуховой синтез), закрепление (образование речевых автоматизмов), развитие (формирование речевых умений на основе приобретенных знаний и навыков и свободное устное общение в пределах темы урока и отработанных ситуаций).

Основным принципом аудиовизуального метода является сочетание языка с оптическими средствами наглядности. В ситуации диалога учащимся сначала представляется визуальная наглядность, только потом следует языковое выражение. В этом различие с аудиолингвальным методом, в котором дается сначала языковая форма - слушание, произнесение, повтор, только потом объясняется значение. Мультимедийные средства обучения дают возможность сочетать в себе аудиовизуальный и аудиолингвальный методы обучения и открывают перспективы для самостоятельной учебной деятельности учащихся [1].

В организации процесса обучения профессионально-ориентированному аудированию следует использовать элементы аудиовизуального и аудио-лингвального методов обучения иностранному языку.

В качестве наглядности рекомендуются использовать аудиовизуальные и аудитивные источники информации. К аудиовизуальным источникам информации относятся: изобразительная наглядность (картины, слайды, графики, чертежи), сопровождаемые аудиотекстом, озвученные диа- и кинофильмы, телефильмы, видеофильмы, речь преподавателя, речь носителя языка. К аудитивным источникам относятся: грамзаписи, фонозаписи и радиопередачи.

Аудиовизуальные источники отличаются от аудитивных наличием зрительной опоры. Чем больше анализаторов участвуют в приеме информации, тем успешнее деятель-

ность. Психологами установлено, что зрительный канал пропускает в секунду в шесть раз больше информации, чем слуховой (Лурье), значит, воспринимать речь от аудиовизуальных источников легче, чем от ауди-тивных. В методике различают предметную, или изобразительную, наглядность, а также жесты и мимику говорящего, которые хотя и не раскрывают содержания речи, но передают эмоциональное отношение говорящего к высказыванию. Наблюдение же за артикуляцией говорящего подкрепляет слуховые ощущения и делает восприятие звучащей речи более полным и точным [2].

Более сложные источники информации - диафильмы и телепередачи, дикторский текст которых наговорен незнакомым голосом. Известно, что индивидуальные особенности речи (произношение, тембр, дикция и пр.), особенно если эта речь аудируется впервые, осложняют понимание. Тембр и высота голоса влияют на аудирование следующим образом: легче всего воспринимаются низкие мужские голоса мягкого тембра, труднее всего - высокие голоса резкого тембра. Отчетливость и выразительность речи облегчают восприятие, а вялая, неразборчивая речь его затрудняет [3].

При установлении градации трудностей между аудиовизуальными средствами обучения аудированию следует сказать, что диафильм, видеофильм и мультимедийный учебник

являются самыми лёгкими, поскольку здесь факторами, облегчающими понимание речи, являются возможность замедления темпа демонстрации, наличие пауз между кадрами, возможность повторного показа отдельных кадров, полное соответствие зрительной и слуховой информации.

Наиболее трудную группу составляют аудитивные источники информации, так как в них отсутствует всякая зрительная опора. Роль аудитив-ных источников в процессе обучения очень велика. Они компенсируют отсутствие языковой среды, представляя возможность слушать речь разных лиц, речь носителей языка. Речь в записи обладает образцовостью и неизменностью звучания. Эти качества звукозаписи способствуют формированию правильных акустико-артикуляционных образов слов, что важно для аудирования. Наиболее распространенным и доступным ауди-тивным источником информации являются магнитофонные записи. Они дают возможность градуировать трудности восприятия речи.

С помощью магнитофона можно слушать речь различного темпа: от медленного до самого быстрого. Предъявление информации может легко прерываться и в паузах осуществляться контроль понимания (2).

Радио считается наиболее трудным источником информации. Трудности понимания радиопередач связаны с быстрым темпом речи дикто-

Образование - Рецензии

ров, с однократностью предъявления информации, с отсутствием зрительной опоры и обратной связи, с насыщенностью передач новой и сложной информацией, со сложностью языковой формы, с наличием радиопомех.

Применение источников информации должно осуществляться на основе градации трудностей, которая выражается в постепенном и последовательном включении в процесс обучения аудированию всех источников информации, начиная от легких и заканчивая трудными.

Представляется наиболее целесообразной следующая последовательность включения в педагогический процесс источников информации:

1) речь преподавателя + картинная наглядность;

2) речь преподавателя;

3) диафильм;

4) телевидение;

5) видеофильм;

6) мультимедийный учебник;

7) магнитофонные записи;

8) радио.

Высказанные предложения, несомненно, позволят на достаточно высоком уровне организовать процесс обучения иностранному языку, а усвоение пройденного материала окажется наиболее глубоким, а знания наиболее полными. Языковая практика при этом фактически совмещается с теоретическими занятиями, что наиболее гармонично сказывается на приобретении любого навыка, в том числе освоении иностранного языка.

Литература

1. Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины преподавания русского языка как иностранного. - М., 1993.

2. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам. - М., 1991.

3. Елухина Н.В. Влияние внешних факторов на темп аудирования // Иностранные языки в высшей школе. - Вып. 19. - М., 1987.

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ:

В.В. МИЛОСЕРДОВ "КРЕСТЬЯНСТВО РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ". Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2008. - 583 с.

Вышла из печати очередная книга академика РАСХН В.В. Милосердова. Её содержание отражает авторское отношение к современной аграрной политике, преобразованиям, проводимым в экономике и обществе в целом. Книга представляет собой сборник статей и разделена на две части. В первой изложены собственно аграрные проблемы, во второй - проблемы развития экономики страны и общественных отношений. Название глав говорит само за себя:

1. Крестьянство - извечный пасынок государства.

2. Аграрная политика либеральных демократов.

3. Чёрный передел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Страна нуждалась в переменах.

5. Формирование капиталистических производственных отношений и права.

6. Ритм истории и смена общественных формаций.

7. Социализм умер - да здравствует социализм.

Как видно из структуры работы в ней объединены проблемы разного уровня. Смысл авторской концепции видится в следующем: будущее сельского хозяйства, судьба крестьянина, села определяется тем, какой путь развития выберет для себя Россия. Капитализм не оправдал либеральных надежд. Социализм разрушили, а что дальше? "Социализм как идея, это воплощающая заботу о будущем... Проигрывать старую пластинку о недостатках социалистичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.