Научная статья на тему 'Методы обеспечения сбалансированности бюджета субъекта РФ'

Методы обеспечения сбалансированности бюджета субъекта РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2525
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ / МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ / СЕКВЕСТИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА / МЕЖБЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ / BUDGET BALANCE / DEFICIT OF REGIONAL BUDGET / METHODS OF BUDGET BALANCING / BUDGET EXPENDITURES SEQUESTERING / INTER-BUDGETARY EQUALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенко Елена Олеговна

Представлена классификация методов сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Выделены и проанализированы основные методы бюджетной сбалансированности. Предложена схема управления бюджетной сбалансированностью на стадиях бюджетного процесса. Дана характеристика универсальным методам достижения сбалансированности. Определено значение межбюджетного выравнивания для обеспечения сбалансированности бюджетной системы региона РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO BALANCE REGIONAL BUDGET

The article represents classification of methods of balancing regional budgets The author determines and analyzes basic methods of budget balancing, suggests a scheme of fiscal management at the stages of budget process, gives characteristics of universal methods of achieving budget balance, and determines the importance of inter-budgetary equalization to provide budget system balance of a particular region of the RF.

Текст научной работы на тему «Методы обеспечения сбалансированности бюджета субъекта РФ»

О

н

Ю УДК 336.14:353 Е.О. Власенко

е=; ББК 65.261.713

^ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

О СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ

О

СЧ Представлена классификация методов сбалансированности бюд-

жетов субъектов РФ. Выделены и проанализированы основные методы бюджетной сбалансированности. Предложена схема управления бюджетной сбалансированностью на стадиях бюджетного процесса. Дана характеристика универсальным методам достижения сбалансированности. Определено значение межбюджетного выравнивания для обеспечения сбалансированности бюджетной системы региона РФ.

Ключевые слова: бюджетная сбалансированность, дефицит бюджета субъекта РФ, методы сбалансированности бюджета субъекта РФ, секвестирование расходов бюджета, межбюджетное выравнивание.

E.O. Vlasenko

METHODS TO BALANCE REGIONAL BUDGET

The article represents classification of methods of balancing regional budgets The author determines and analyzes basic methods of budget balancing, suggests a scheme of fiscal management at the stages of budget process, gives characteristics of universal methods of achieving budget balance, and determines the importance of inter-budgetary equalization to provide budget system balance of a particular region of the RF.

Keywords: budget balance, deficit of regional budget, methods of budget balancing, budget expenditures sequestering, inter-budgetary equalization.

og| Сбалансированность бюджета имеет особое социально-экономичес-

» кое значение. Несбалансированность даже небольшой части регионально^! ных бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и му-

ой | ниципальных заказов, к сбоям в системе бюджетного финансирования,

<< | порождает неплатежи у хозяйствующих субъектов.

| В сложившейся экономической ситуации управление сбалансиро-

go| ванностью региональных бюджетов становится неотъемлемой частью

8 бюджетной политики любого субъекта РФ, а применение и комбинация

| методов по ее обеспечению приобретает новое значение.

но 1 В основе всех методов сбалансированности бюджетов лежит балан-

ио | совый метод. В практике под балансом обычно понимается система вза-

Sfflt имоувязанных, взаимообусловленных расчетов и показателей. Процесс

НН разработки любого баланса состоит в согласовании двух противополож-

ных сторон — прихода и расхода, ресурсов и их использования. Но нельзя сводить балансовый метод только к количественному соответствию между двумя взаимосвязанными сторонами экономических явлений. Балансовый метод является методом выявления и обеспечения всех экономических пропорций и связей, существующих в обществе.

В экономической литературе приводятся различные методы обеспечения сбалансированности бюджета [3]. Предлагаемая классификация со методов сбалансированности бюджета позволяет, в зависимости от со-

держания задачи управления бюджетными средствами, выбрать наибо-

К

© Е.О. Власенко, 2010

©

тН

О

лее рациональные с точки зрения затрат и качества решения поставленной задачи (табл. 1).

Таблица 1

Классификация методов сбалансированности бюджетов субъектов РФ

«К1 Яз =

€і'

оК

^ 1

1

«Л*

ь Е

« V I

8Н! й§ о

ЕнО а

£мі|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Признак классификации Методы

Состояние бюджета Применяемые при дефиците

Применяемые при профиците

Применение на стадиях бюджетного процесса Применяемые на стадии планирования

Применяемые на стадии исполнения

Влияние на стороны бюджета Влияющие на доходы

Влияющие на расходы

Период воздействия на бюджет Краткосрочные, действующие в течении текущего периода

Долгосрочные, действующие независимо от срока

Форма воздействия Прямые

Косвенные

Зависимость от полномочий органов власти Применяемые органами власти субъекта

Применяемые при межбюджетном выравнивании

Зависимость от направлений реализуемой региональной финансово-бюджетной политики Применяемые при реализации инвестиционной политики

Применяемые при осуществлении политики в области расходов

Применяемые при реализации долговой политики

Применяемые в рамках осуществления налоговой политики и политики в области собственности

Исходя из первого классификационного признака, управление сбалансированностью бюджетов субъектов и местных бюджетов включает следующие этапы:

1. Определение предпосылок формирования бюджетного дефицита.

2. Если имеет место дефицит (профицит) — определяется величина дефицита (профицита) и ее расчет.

3. Выбор источников финансирования дефицита бюджета в зависимости от вида дефицита; решение вопроса об использовании профицита.

4. Планирование расчетных величин источников финансирования дефицита бюджета.

5. Расчет расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга.

6. Осуществление мероприятий по привлечению источников финансирования дефицита бюджета (заключение кредитных соглашений); осуществление мероприятий по размещению средств (при профиците).

7. Использование источников финансирования дефицита бюджета.

8. Оценка результативности и эффективности привлечения источников финансирования дефицита (размещения средств при профиците) [4, с. 86].

Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов, в табл. 2 представлены основные методы достижения сбалансированности.

К универсальным методам сбалансированности регионального бюджета, направленным на расходы относится секвестирование расходов. Дефицит бюджета вызывает невозможность финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, сущест-

©

тН

©

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«31

Ен^ І

ой-

^ 1

1

^ Л £ ё§|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« VI

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£мц

МО I £И4

Н®Є

И

н

н

о

н

м

со

Н

вует проблема невыполнения бюджета. Суть заключается в создании условий, в которых уровень доходов, реально полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете [1, с. 88-89]. Это может произойти в результате многих причин. Например, складывается ситуация, когда уже принятый бюджет не может быть выполнен в соответствии с тем планом, который был принят при его обсуждении. Другими словами, существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы.

Таблица 2

Методы обеспечения сбалансированности бюджета региона на стадиях бюджетного процесса

Стадии бюджетного процесса Методы управления сбалансированностью

Составление бюджета Лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельных объемов финансирования, нормативов финансовых затрат

Создание эффективного механизма разграничения расходных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления и наделения этих органов адекватными доходными источниками

Изыскание резервов роста доходов, поступающих в бюджеты всех уровней

Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней

Использование эффективных форм бюджетных заимствований

Исполнение бюджета Установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств

Использование процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств

Сокращение расходов бюджета при невыполнении плана доходов; блокировка расходов на суммы нецелевого использования

Использование дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов

Осуществление комплекса мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, а также за целевым и эффективным использованием бюджетных средств [5, с. 404-405]

Секвестирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета. Секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло уменьшение доходов бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме так называемых защищенных статей. Система защищенности статей бюджета от секвестрирования призвана оградить от сокращения те статьи бюджета, которые являются стратегически важными. Уменьшение финансирования данных статей по сравнению с первоначально панируемым уровнем может привести к непоправимым (или тяжело поправимым) последствиям, как для экономики страны, так и политической и социальной стабильности общества. Таким образом, обычно секвестированию не подлежат расходы на заработную плату, медикаменты, дотации животноводству.

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« Я41

8Н! Й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Важную роль в обеспечении сбалансированности бюджетной системы региона играет межбюджетное выравнивание, т.е. преодоление несбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы субъекта РФ через межбюджетные отношения.

В настоящее время основная часть налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность предписанных «сверху» расходных обязательств и возможностей их финансирования за счет переданных «сверху» доходных источников.

Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в РФ посредством бюджетного выравнивания ориентируется на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций — устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем; с другой — на горизонтальное выравнивание, т.е. выравнивание уровня потребления и стоимости государственных услуг в различных регионах [2, с. 7].

При недостаточности собственных доходов у территориальных образований, отстающих по объективным причинам, вышестоящие органы власти осуществляют меры по межбюджетному регулированию в целях выравнивания бюджетной обеспеченности таких территорий до минимально необходимого уровня.

Таким образом, выбор методов и мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности бюджета субъекта РФ в текущем периоде, должен основываться на анализе причин возникновения дефицита бюджета и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов бюджета, а также учитывать прошлый опыт обеспечения сбалансированности регионального бюджета.

Система методов обеспечения бюджетной сбалансированности субъекта РФ должна включать в себя следующие элементы управления: планирование основных показателей бюджета; мероприятия по повышению доходной базы и оптимизации расходов бюджета; целевое финансирование; управление государственной собственностью; секвестрирование расходов бюджета, финансово-бюджетный контроль; внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и аудита эффективности использования бюджетных средств; совершенствование межбюджетных отношений; управление государственным долгом.

Список использованной литературы

1. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для вузов /

Н.Д. Амаглобели, А.Н. Литвиненко, З.З. Сохадзе и др.; под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 319 с.

2. Грицюк Т.В. Механизмы межбюджетного выравнивания / Т.В. Грицюк // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2004. — № 7. — С. 7-23.

3. Гришанова О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: теория и методы: дис. ... д-ра экон. наук / О.А. Гришанова. — Иваново, 2005. — 411 с.

4. Ляпунова Г.В. Бюджетная политика и бюджетный процесс: учеб. пособие для вузов / Г.В. Ляпунова, Т.В. Сорокина. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. — 200 с.

5. Финансы: учеб. для вузов / Ю.Я. Вавилов, В.В. Курочкин, Е.В. Маркина, А.Г. Грязнова; под ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 502 с.

Bibliography (transliterated)

1. Gosudarstvennye i munitsipal’nye finansy: ucheb. posobie dlya vuzov / N.D. Amaglobeli, A.N. Litvinenko, Z.Z. Sokhadze i dr.; pod red. G.B. Polyaka. — M.: YuNITI, 2007. — 319 s.

2. Gritsyuk T.V. Mekhanizmy mezhbyudzhetnogo vyravnivaniya / T.V. Gri-tsyuk // Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organiza-tsiyakh. — 2004. — № 7. — S. 7-23.

3. Grishanova O.A. Sbalansirovannost’ byudzhetov sub’ektov Rossiiskoi Federatsii: teoriya i metody: dis. ... d-ra ekon. nauk / O.A. Grishanova. — Ivanovo, 2005. — 411 s.

4. Lyapunova G.V. Byudzhetnaya politika i byudzhetnyi protsess: ucheb. posobie dlya vuzov / G.V. Lyapunova, T.V. Sorokina. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2004. — 200 s.

5. Finansy: ucheb. dlya vuzov / Yu.Ya. Vavilov, V.V. Kurochkin, E.V. Markina, A.G. Gryaznova; pod red. A.G. Gryaznovoi. — M.: Finansy i statistika, 2006. — 502 s.

Власенко Елена Олеговна — аспирант кафедры финансов Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: kraska_7@mail.ru.

Vlasenko Elena Olegovna — post-graduate student, Chair of Finance, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: kraska_7@mail.ru.

H

H

о

H P3

CO

H

Информация об авторе

Author

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.