Научная статья УДК 69.035.4:622.253.3 EDN WPBBIV
DOI 10.24412/3034-154X-2024-3-26-32
https://elibrary.ru/wpbbiv https://tyumen-science.ru/
Принята к публикации: 25.06.2024
Эдуард Витальевич ФЕДОСЕЕВ - магистрант кафедры «Транспорт углеводородных ресурсов» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Россия, г. Тюмень; e-mail: [email protected]
Наталья Андреевна ЧЕСКИДОВА - магистрант кафедры «Транспорт углеводородных ресурсов» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Россия, г. Тюмень; e-mail: [email protected];
Владислав Владимирович ХОХЛОВ - аспирант, преподаватель высшей квалификационной категории многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» Россия, г. Тюмень; e-mail: [email protected]; SPIN-код: 3663-6684
Ильшат Фархатович ШАГБАНОВ - магистрант кафедры «Транспорт углеводородных ресурсов» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Россия, г. Тюмень; e-mail: [email protected]; SPIN-код: 7175-3355
Мария Юрьевна ЗЕМЕНКОВА - доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Транспорт углеводородных ресурсов»
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Россия, г. Тюмень; e-mail: [email protected]; SPIN-код: 9383-0442
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА АЗС
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена вопросам обеспечения безопасности автозаправочных станций. Количество АЗС вынужденно увеличивается с ростом потребления нефтепродуктов и газового топлива. Для решения проблемы потерь и выбросов нефтепродуктов проанализированы существующие и предложены новые методы. Показано, что ответственный подход к обеспечению требований безопасности позволит уменьшить потери нефтепродуктов на автозаправочных станциях, обеспечить безопасность населения, а также уменьшить количества вредных выбросов в окружающую среду.
Ключевые слова: РГСП, холодильный моноблок, АЗС, хладагент, испарение, хранение, топливо.
Eduard Vitalievich FEDOSEEV - Master's student of the Department of Transportation of Hydrocarbon Resources, Industrial University of Tyumen
Russia, Tyumen; e-mail: [email protected]
Natalia Andreevna CHESKIDOVA - Master's Student of the Department of Transportation of Hydrocarbon Resources, Industrial University of Tyumen
Russia, Tyumen; e-mail: [email protected];
Vladislav Vladimirovich KHOKHLOV - postgraduate student, teacher of the highest qualification category of the multidisciplinary College of the Industrial University of Tyumen
Russia, Tyumen; e-mail: [email protected]; SPIN-code: 3663-6684
Ilshat Farkhatovich SHAGBANOV - Master's student of the Department of Transportation of Hydrocarbon Resources, Industrial University of Tyumen
Russia, Tyumen; e-mail: [email protected]; SPIN-code: 7175-3355
Maria Yuryevna ZEMENKOVA - Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Transportation of
Hydrocarbon Resources, Industrial University of Tyumen
Russia, Tyumen; e-mail: [email protected]; SPIN-code: 9383-0442
METHODS OF INCREASING SAFETY AT GAS STATIONS
ABSTRACT
The work is devoted to the issues of ensuring the safety of gas stations. The number of gas stations is forced to increase with the increase in consumption of petroleum products and gas fuel. To solve the problem of losses and
emissions of petroleum products, existing methods are analyzed and new methods are proposed. It is shown that a responsible approach to ensuring safety requirements will reduce the loss of petroleum products at gas stations, ensure the safety of the population, as well as reduce the amount of harmful emissions into the environment.
Keywords: RSSP, refrigeration monoblock, gas station, refrigerant, evaporation, storage, fuel. Для цитирования в научных исследованиях:
Федосеев Э. В., Ческидова Н. А., Хохлов В. В., Шагбанов И. Ф., Земенкова М. Ю. Методы обеспечения безопасности на АЗС // Тюменский научный журнал. - 2024. - № 3 (3). - С. 26-32.
Требования безопасности АЗС определяется сводом правил [1-7], обязательных к исполнению, тщательными расчетами при проектировании, качественным строительством и ответственной эксплуатацией сооружений. Однако, несмотря на строгие требования безопасности, аварии продолжают случаться (рис. 1, 2) [11-14]. Причинами таких аварий являются, как правило, нарушения правил безопасности, а также технологические особенности процессов, которые изначально являются потенциально опасными. Анализ публикаций и результатов расследований аварий и инцидентов свидетельствует о том, что к причинам относятся множество факторов, таких как любые искры, нагретые детали автомобилей, статическое электричество, любые неисправности, испарения способствуют созданию потенциально взрывоопасной ситуаций и требуют особого контроля.
Так, например, одной из известных проблем нефтепродуктов на автозаправочных станциях преимущест-
венно летом являются испарения топлива при хранении в горизонтальных стальных подземных резервуарах (РГСП), что ухудшает качество хранимого топлива и вредит экологии. Также, пожароопасными могут быть любые технологические операции, где искра вызывает возгорание паровоздушной смеси в результате «большого дыхания» емкости при заправке. Известно, что заправка автомобиля с включенным двигателем запрещена по требованиям безопасности. Последствия таких аварий весьма серьезные. Так, например, давление в момент взрыва может достигать 1,5 МПа, а температура взрыва - 1500-1800 °С, скорость распространения пламени на поверхности зеркала бензина составляет до 10-15 м/с, а распространения взрывной волны - более 1500 м/с [13].
Для решения проблемы потери нефтепродуктов от испарений в теплое время года могут быть использованы различные методы. Современные методы повышения
Рисунок 1. Последствия взрыва на АЗС возле Махачкалы [11]
Рисунок 2. Авария АГЗС в г. Новосибирск [14]
безопасности на АЗС позволят уменьшить количество испарений нефтепродуктов на автозаправочных станциях, а также уменьшить количества вредных выбросов в окружающую среду.
Безопасность на автозаправочных станциях (АЗС) является критически важным аспектом их эксплуатации, так как неправильное обращение с топливом может привести к серьёзным авариям, пожарам или взрывам. Безопасность на АЗС может обеспечиваться внедрением линии деаэрации резервуаров для предотвращения скопления взрывоопасных газов, а также установки холодильного моноблока в конструкцию резервуара.
Основной целью статьи является анализ методов по повышению безопасности на АЗС, а также обоснование целесообразности их внедрения.
Линия деаэрации на автозаправочной станции является важным элементом системы обеспечения безопасности и правильной эксплуатации оборудования. Деаэрация - это процесс удаления воздуха и газов, которые могут попасть в топливо в процессе его хранения и транспортировки. Наличие воздуха в топливной системе может привести к ряду проблем, включая неправильное дозирование топлива, повреждение насосов и других компонентов системы, а также увеличение риска возгорания или взрыва [1].
Основные причины использования линии деаэрации на АЗС:
1. Предотвращение образования взрывоопасных смесей:
Воздух, смешиваясь с топливом, может создавать взрывоопасные смеси. Удаление воздуха из системы минимизирует этот риск.
2. Снижение износа оборудования.
Воздух в топливной системе может вызвать кавитацию, что приводит к повышенному износу насосов и других компонентов системы. Линия деаэрации помогает предотвратить эти проблемы, обеспечивая более длительный срок службы оборудования.
3. Обеспечение точности дозирования.
Воздух в топливопроводах может приводить к неточному дозированию топлива, что отрицательно сказывается на точности учета и качестве обслуживания клиентов.
4. Обеспечение точности дозирования.
Воздух в топливопроводах может приводить к неточному дозированию топлива, что отрицательно сказывается на точности учета и качестве обслуживания клиентов.
5. Повышение эффективности топливной системы.
Удаление воздуха позволяет топливной системе работать более эффективно и стабильно, что особенно важно для обеспечения бесперебойной работы АЗС.
6. Отделение воздуха от топлива.
В топливную систему устанавливаются специальные деаэраторы - механические устройства или специализированные фильтры, которые удаляют воздух из топлива.
7. Отвод отделённого воздуха.
Воздух, отделённый от топлива, отводится через линию деаэрации. Обычно это трубопровод, который выводит воздух из системы в безопасное место.
Использование линии деаэрации на АЗС является важным аспектом обеспечения безопасности и эффективности топливной системы. Это помогает предотвращать образование взрывоопасных смесей, снижать износ оборудования, обеспечивать точность дозирования и повышать общую эффективность работы АЗС. Регулярное обслуживание и мониторинг системы деаэрации являются ключевыми факторами для обеспечения её надежной работы.
Также для обеспечения безопасности на АЗС предложена система с холодильным моноблоком, которая позволит в летнее время года уменьшить количество испарений нефтепродуктов при хранении. Для того, чтобы доказать полезный эффект от применения установки необходимо произвести расчет. Произведен расчет РГСП с использованием холодильного моноблока для охлаждения резервуара в летнее время года. Летом пары испаряемого нефтепродукта достигают максимума, тем самым в атмосферу выделяется много вредных веществ, принося владельцу АЗС денежные потери.
На внешней стороне стенки резервуара будет располагаться алюминиевые трубки диаметром 2 мм (рис. 3). Резервуар с трубками будет покрыт теплоизоляцией, толщина которой на боковых частях 50 мм и на остальной части - 20 мм. Теплоизоляция будет сохранять низкую температуру продукта летом и высокую температуру продукта зимой [2, 3].
\
/
Рисунок 3. РГСП с системой охлаждения
Для уменьшения количества испарений принята холодильная установка марки POLAIR ММ232S с характеристиками (рис. 4):
Тип холодильной машины - моноблок врезанного типа;
Температурный режим - среднетемпературные (-5... +5 °С);
Напряжение в сети - 380 В;
Объем холодильной камеры - 25,8-42,2 м3;
Максимальное энергопотребление - 3,4 кВт.
Основываясь на характеристики, данная установка может охладить резервуар емкостью 30 м2 в промежутке времени от 2 до 4 часов [4].
Объем вытесняемой паровоздушной смеси при заполнении резервуара [5]:
Рисунок 4. Схема холодильного моноблока [15]
V = V - V ,
пс тах ост'
(1)
где V - паровоздушная смесь, м3;
V - заполняемый объем резервуара, м3;
V - остаточное количество бензина, м3.
V = V • а,
тах р
(2)
где К - номинальная вместимость резервуара, м3; а - коэффициент заполнения резервуара а = 0,9. Объемная концентрация паров бензина в паровоздушной смеси: р
V = V • аСБ = -—- , (3)
---: р Б Р V /
где — = 101325 Па - атмосферное давление;
Р - давления насыщенных паров, Па. Объемная концентрация паров бензина в паровоздушной смеси: р
(4)
С = —
^ Б р
Молекулярную массу бензина можно оценить по октановому числу:
М
М
М =— +-
Б т 100 - т
(5)
где Ми = 114,22 - молекулярная масса изооктана; Мг = 100,21 - молекулярная масса; п - молекулярная масса гептана; т - октановое число.
Количество паров бензина, вытесняемых из резервуара за цикл:
Р М
Gr = V • -А™ • С • МБ , (6)
грунта на глубине 1,6 м для Тюмени - плюс 15,8 °С [6], с плотностью бензина АИ-92 р293 = 735 кг/м3 и вр = 0,001160, покажет, что объем бензина, теряемого за одно большое дыхание:
V = 16,28 = 0,020 м3.
Б 748,015
При выполнении сравнительных расчетов для различных видов бензина не сложно показать, что использование РГСП с хладагентом сокращает испарения топлива примерно в 4 раза по сравнению с потерями топлива при хранении в РГСП без установки. Расчет для других марок топлива произведен аналогично, полученные данные сведен^1 в таблицу 1 [7, 8].
Таблица 1.
Сравнительная таблица теряемого топлива за одно дыхание стационарного РГСП и с использованием РГСП с хладагента
Вид топлива Потери топлива из РГСП с установкой, м3 Потери топлива из РГСП без установки, м3
АИ-92 0,020 0,076
АИ-95 0,026 0,092
АИ-98 0,042 0,147
АИ-100 0,046 0,160
ДТл 0,00006 0,002
ДТз 0,00007 0,002
где Т - температура бензина, принимаемая из зависимости температуры грунта от глубины и местности, для Тюмени Т = 288,95 К.
Объем бензина, теряемого за одно большое дыхание:
GБ
V =— (7)
КБ Рб . ''
Ориентировочный расчет потерь хранимого топлива в летнее время для бензина АИ-92 для температуры
В результате расчета можно сделать вывод, что на АЗС целесообразно использовать данную разработку для хранения топлива в летнее время года. Сокращение испарений топлива ведет к получению дополнительной прибыли АЗС [9, 10]. В перспективе можно устанавливать предложенную установку на бензовозы, чтобы при сливе и транспортировке продукта уменьшить количество испарений.
Системы улавливания паров играют важную роль в обеспечении безопасности на автозаправочных станциях
и в охране окружающей среды. Эти системы предназначены для захвата и переработки паров топлива, которые выделяются при заправке автомобилей и при заполнении резервуаров. Благодаря системе уменьшаются выбросы летучих соединений в атмосферу, что снижает риск образования взрывоопасных смесей и уменьшает воздействие на окружающую среду.
Система улавливания паров состоит из вентиляционной системы, включающей в себя клапаны, трубы и насосы, которые захватывают пары топлива из резервуаров и заправочных колонок; заправочные пистолеты с улавливанием паров, оснащенные встроенными системами для захвата паров, которые образуются при заправке автомобиля; адсорбционные системы, работающие на активированном угле или других адсорбентах для поглощения паров топлива; конденсационные системы, охлаждающие пары топлива, конденсируя их в жидкость, которую затем можно вернуть в резервуары; системы автоматического управления, контролирующие процесс улавливания и обработки паров, обеспечивая эффективную работу "У^и; мониторинговые системы, обеспечивающие постоянный контроль уровня паров, давления и других параметров для обеспечения безопасности и эффективности.
Принцип работы системы улавливания паров заключается в том, что во время заправки автомобиля пары топлива, выделяющиеся из бака, улавливаются через специальный заправочный пистолет и направляются в систему улавливания паров. При заполнении резервуаров топливом пары также улавливаются и направляются в систему через вентиляционные трубы. Пары топлива направляются в систему обработки, где они проходят через адсорбционные, конденсационные или мембранные устройства. В адсорбционных системах пары топлива проходят через слой активированного угля, где они поглощаются и удерживаются. В конденсационных системах пары охлаждаются, превращаются в жидкость и возвращаются в резервуары. В мембранных системах пары разделяются, и очищенный воздух выводится наружу, а конденсированные или адсорбированные пары возвращаются в систему. Захваченные и обработанные пары топлива могут быть возвращены в резервуары или утилизированы в зависимости от типа системы и местных нормативов.
Система улавливания паров позволяет снизить выбросы летучих соединений и парниковых газов, улучшить качество воздуха вблизи АЗС, уменьшить потери и повысить экономическую эффективность АЗС, снизить риски взрывов и возгораний за счет уменьшения концентрации паров топлива в атмосфере. Системы улавливания паров являются важным компонентом современных АЗС, обеспечивающим как безопасность, так и экологическую чистоту. Внедрение и использование системы улавливания паров способствует снижению выбросов вредных веществ, уменьшению риска аварий и возгораний, а также экономии ресурсов за счет возврата улавливаемого топлива в систему. Регулярное обслуживание и модернизация этих систем позволяют поддерживать их эффективность и надежность на высоком уровне.
Одним из перспективных методов обеспечение безопасности, по мнению авторов, являются АЗС с интел-
Рисунок 5. АЗС последнего поколения [16]
лектуальной автоматизированной системой контроля безопасности.
Обеспечение безопасности на АЗС требует комплексного подхода, включающего инфраструктурные, технические и организационные меры. Использование современных технологий являются ключевым фактором для предотвращения аварий и обеспечения безопасной работы автозаправочных станций (рис. 5).
Цифровой двойник АЗС с экспертной системой контроля всех процессов и оборудования, соединенной с базой Ростехнадзора, позволит обеспечить достоверный контроль угроз и обеспечит защищенность объектов, сохранив контроль и комфорт для потребителей в инфраструктуре городов и региональных, и промышленных территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Свод правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. Car refueling stations. Fire safety requirements: СП 156.13.130.2014 : утв. МЧС России 19.11.08: введ в действие с 01.07.14. -Москва : 2014. - 46 с.
2. ГОСТ 17032-2022. Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Общие положения: Межгосударственный стандарт : издание официальное : утв. и введ. в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2022 г. № 585-ст: введ. впервые: дата введ. 2022-09-01 / разработан ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова». - Москва, Российский институт стандартизации. 2022. -22 с.
3. СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы / Госстрой России. -Москва : ФГУП ЦПП, 2007. - 20 с.
4. Резервуары РГСП// ООО «Центр снабжения промышленности» : официальный сайт. - 2024. - URL : https://glavrossnab.ru/product/gorizontalnye-rezervuary/ rgsp/ (дата обращения 03.03.2024).
5. Проектирование нефтебаз и газохранилищ: мето-дическиеуказания по выполнению курсового проекта для обучающихся направления подготовка 21.03.01 «Нефтегазовое дело» профиль «Проектирование и эксплуатация систем транспорта, хранения и сбыта углеводородов» всех форм обучения. Часть 2 / сост. М. Ю. Земенкова, В. В. Голик, Ю. Д. Земенков, А. В. Рябков. - Тюмень: Издательский центр БИК ТИУ, 2019. - 36 с.
6. СНиП 3.05.05.84. Техническое оборудование и технические трубопроводы [Текст] / Государственный комитет СССР по делам строительства. - Москва, 1985. - 24 с
7. Технологические процессы в системах хранения и распределения нефти и нефтепродуктов : учебное пособие / Под общ. ред. Ю. Д. Земенкова. - Москва : КНОРУС, 2021. - 578 с.
8. Технологический мониторинг свойств углеводородов : учебное пособие /Под общ. ред. Ю. Д. Земенкова. -Москва : КНОРУС, 2021. - 374 с.
9. Ресурсосбережение при эксплуатации машин: методические указания для практических занятий / Сост: А. Ф. Курносов, А. А. Долгушин. Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. - Новосибирск : Изд-во НГАУ, 2018. - 34 с.
10. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов: учебное пособие для ВУЗов. / П. И. Тугунов, В. Ф. Новоселов, А. А. Коршак, А. М. Шаммазов. - Уфа : ООО «Дизайн-ПолиграфСер-вис», 2002. - 658 с.
11. Случаи пожаров и взрывов на АЗС в России в 2021-2023 годах//РИА Новости: официальный сайт. -URL: https://ria.ru/20231030/azs-1906112967.html (дата публикации: 30.10.2023, дата обращения: 21.06.2024).
12. Радченко, Ю. С. Оценка последствий аварий на автозаправочных станциях // Труды БГТУ. Серия 2: Химические технологии, биотехнология, геоэкология. -2008. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-posledstviy-avariy-na-avtozapravochnyh-stantsiyah (дата обращения: 21.06.2024).
13. Причины взрывов АЗС на юге России // Феде-ралПресс : официальный сайт. - URL: https://fedpress. ru/article/3260812 (дата публикации: 15.08.2023, дата обращения: 21.06.2024).
14. Сумина, Е. Взрыв на новосибирской АЗС назвали техногенной катастрофой: что скрывали собственники заправки?//ФедералПресс: официальный сайт. - URL: https://fedpress.ru/article/2761436 (дата публикации: 15.06.2021, дата обращения: 21.06.2024).
15. Холодильный моноблок PolairMM232S//POLAIR: интернет-магазин профессионального холодильного оборудования. - URL: https://polair.shop/polair-mm232s/ (дата обращения: 21.06.2024).
16. АЗС Дубая //Заметки путешественника: сайт. -URL: https://bangkokbook.ru/poezdki/zapravki-v-dubae. html (дата обновления: 15.06.2024, дата обращения: 21.06.2024).
REFERENCES
1. Svodpravil. Stancii avtomobil^ny^e zapravochny'e. Trebovaniyapozharnoj bezopasnosti. Car refueling stations. Fire safety requirements: SP 156.13.130.2014 [A set of rules. Car refueling stations. Fire safety requirements: SP 156.13.130.2014: approved by the Ministry of Emergency Situations of Russia, November 19, 2008; effective July 1, 2014]. Moscow: [Publisher], 2014. 46pp. (In Russ.)
2. GOST17032-2022. Stal'nye gorizontal'nye rezervuary dlya neftekproduktov. Obshchie polozheniya [Horizontal steel tanksfor petroleum products. General provisions: Inter-
governmental standard: official publication: approved and put into effect by the order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology No. 585-st, July 7, 2022; implemented for the first time; effective date 2022-09-01 / developed by CJSC "TsNIIPSK im. Mel'nikova. "]. Moscow, Russian Standardization Institute, 2022. 22 pp. (In Russ.)
3. SNiP 2.11.03-93. Skladys nefti i nefteproduktov. [SNiP 2.11.03-93. Petroleum and petroleum product storages]. Protivopozharny'e normy\ Moscow: TsPP, 2007. 20 pp. (In Russ.)
4. Rezervuary' RGSP [Horizontal tanks (RGSP)]. OOO "Tsentr snabzheniya promyshlennosti". Available from: https://glavrossnab.ru/product/gorizontalnye-rezervuary/ rgsp/ (accessed: March 3, 2024).
5. Zemenkova MYu, Golik VV, Zemenkov YuD, Ryab-kov AV. Proektirovanie neftebaz i gazoxranilishh : metod-icheskie ukazaniya po vy'polneniyu kursovogo proekta dlya obuchayushhixsya napravleniya podgotovka 21.03.01 «Neft-egazovoe delo» profil' «Proektirovanie i e'kspluataciya sistem transporta, xraneniya i sby'ta uglevodorodov» vsex form obucheniya. Chasts 2 [Design of Oil Bases and Gas Storage Facilities: Methodical Instructions for Completing a Course Project for Students of the 21.03.01 Oil and Gas Industry Training Program]. Tyumen: BIK TIUPublishing Center, 2019. 36pp. (In Russ.)
6. SNiP 3.05.05.84. Texnicheskoe oborudovanie i texnicheskie truboprovody' [SNiP 3.05.05.84. Technical equipment and technical pipelines]. Moscow: [Publisher], 1985. 24 pp. (In Russ.)
7. Zemenkov YuD. (Ed.). Texnologicheskie processys v sistemax xraneniya i raspredeleniya nefti i nefteproduktov: uchebnoe posobie [Technological Processes in Oil and Petroleum Products Storage and Distribution Systems]. Moscow: KNORUS, 2021. 578pp. (In Russ.)
8. Zemenkov YuD. (Ed.). Texnologicheskij monitoring svojstv uglevodorodov : uchebnoe posobie [Technological Monitoring of Hydrocarbon Properties]. Moscow: KNORUS, 2021. 374pp. (In Russ.)
9. Kurnosov AF, Dolgusin AA. Resursosberezhenie pri e'kspluatacii mashin : metodicheskie ukazaniya dlya prak-ticheskix zanyatij [Resource Saving in Machinery Operation]. Novosibirsk: NGAU Publishing House, 2018. 34 pp. (In Russ.)
10. Tugunov PI, Novoselov VF, Korshak AA, & Shammazov AM. Tipovy'e raschety' pri proektirovanii i e'kspluatacii neftebaz i nefteprovodov : uchebnoe posobie dlya VUZov [Typical calculations in the design and operation of oil bases and pipelines]. Ufa: Design-PolygraphService, 2002. 658 pp. (In Russ.)
11. Sluchai pozharov i vzryvov na AZS v Rossii v 20212023 godax [Cases of fires and explosions at gas stations in Russia in 2021-2023] [Internet]. RIA Novosti. Available from: https://ria.ru/20231030/azs-1906112967.html (Published October 30, 2023; Accessed June 21, 2024).
12. Radchenko YuS. Ocenka posledstvij avarij na avtozapravochny'x stanciyax [Assessment of the consequences of accidents at automobile gas stations]. Proceedings of BSTU. Series 2: Chemical technologies, biotechnology, geoecology. 2008;4. Available from: https://cyberleninka. ru/article/n/otsenka-posledstviy-avariy-na-avtozapravoch-nyh-stantsiyah (Accessed June 21, 2024). (In Russ.)
13. Prichiny ' vzry vov AZSnayuge Rossii [Causes of gas station explosions in southern Russia]. FederalPress. [Internet]. Available from: https://fedpress.ru/article/3260812 (Published August 15, 2023; Accessed June 21, 2024).
14. Sumina E. Vzryv na novosibirskojAZSnazvali texno-gennoj katastrofoj: chto skryvali sobstvenniki zapravki? [Explosion at a Novosibirsk gas station called a man-made disaster: What did the owners of the gas station hide?]. FederalPress. [Internet]. Available from: https://fedpress. ru/article/2761436 (Published June 15, 2021; Accessed
June 21, 2024).
15. Xolodirnyj monoblok Polair MM232S [Polair MM232S refrigeration unit]. POLAIR. [Internet]. Available from: https://polair.shop/polair-mm232s/ (Accessed June 21, 2024).
16. Zametki puteshestvennika. [Gas stations in Dubai]. AZS Dubaya. Zametki puteshestvennika. [Internet]. Available from: https://bangkokbook.ru/poezdki/zapravki-v-dubae.html (Updated June 15, 2024; Accessed June 21, 2024).