УДК 33
Рожкова Л.К.
Студент
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург
МЕТОДЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
Аннотация: важнейшим условием повышения эффективности деятельности предприятий является стимулирование персонала. И если материальное стимулирование исследовано достаточно хорошо, то вопросы нематериального стимулирования персонала требуют дополнительного исследования. Статья посвящена анализу методов нематериального стимулирования персонала.
Ключевые слова: материальное стимулирование персонала, нематериальное стимулирование персонала, мотивация.
Нематериальное стимулирование персонала в организации отражает по существу уровень понимания психологических основ поведения человека в труде, а также значимости труда для удовлетворения высших потребностей человека - работника и персонала в целом. Оно связано с введением в практику управления определенных базовых нравственных норм, которыми должен руководствоваться персонал в процессе трудовой деятельности [2, с. 8].
Цели нематериальной мотивации персонала идентичны тем, которые ставит руководство компании при внедрении системы материального стимулирования. В первую очередь - повышение эффективности работы сотрудников и всей компании в целом.
Среди других целей нематериального стимулирования можно отметить следующие (рис. 1).
увеличение прибыли компании
создание благоприятной атмосферы в коллективе с элементами здоровой конкурентной среды
формирование у сотрудников новых навыков и умений
повышение квалификации персонала, развитие творческого потенциала
Рисунок 1 - Цели нематериального стимулирования персонала
В отличие от материальных видов стимулирования, нематериальная мотивация персонала не разъединяет коллектив, а объединяет. За счет регулярного проведения совместных корпоративных мероприятий, тренингов, совещаний каждый сотрудник чувствует свою принадлежность к общему делу, что очень хорошо сказывается на совокупной атмосфере в коллективе.
В зависимости от сложившейся корпоративной культуры, финансовых возможностей компании, стиля руководства, можно рассматривать различные виды нематериального стимулирования сотрудников. В общем виде различают следующие виды нематериальной мотивации персонала.
Социальная мотивация. Сюда относится медицинская страховка, возможность обучения и саморазвития, обозначение перспектив карьерного роста. Реализация социального мотивирования предполагает повышение у сотрудника ощущения собственной значимости путем привлечения к принятию решений, участия в управлении коллективом, делегировании важных полномочий.
Психологическая мотивация. Основана на потребности каждого человека в
общении. Мотивировать нематериально методом психологической мотивации
необходимо в первую очередь. Работа над созданием благоприятной обстановки в
18
коллективе строится с учетом интересов всех сотрудников. Также в этом виде мотивации важную роль играет пример и авторитет руководителя, регулярное проведение корпоративных мероприятий.
Моральная мотивация. Затрагивает потребность в уважении со стороны коллектива и руководства компании. Наиболее эффективный инструмент - признание заслуг, для чего можно использовать устную публичную похвалу, доску почета, знаки отличия и грамоты.
Организационная мотивация. Проявляется в заботе о работнике, об организации его рабочего места, питании и отдыхе во время перерывов в работе. Эта мотивационная программа обычно реализуется через приобретение новой оргтехники на рабочие места сотрудников, открытие столовой, обустройство спортивных залов, комнат отдыха.
С помощью перечисленных видов нематериальной мотивации персонала могут разрабатываться целостные эффективные системы не денежной мотивации сотрудников, которые будут обязательно учитывать правовые, экономически, политические и социальные внешние условия, в которых работает предприятие или организация [3, с. 153].
Каждая компания может создавать и применять собственные способы нематериального стимулирования персонала. Набор мотивирующих инструментов будет зависеть от характера коллектива, специфики работы, стиля менеджмента.
Например, коллектив молодых и активных специалистов может отлично мотивировать совместное проведение досуга (пикник, групповой туристический поход, корпоративный праздник, участие в спортивных мероприятиях).
В то время как для представителей старшего поколения большое значение может иметь возможность получить дополнительные дни отпуска или семейную путевку на отдых.
Наиболее эффективные методы нематериального стимулирования персонала следующие:
- предоставление оплачиваемых отгулов, дополнительных дней отпуска;
- обеспечение гибкого графика работникам;
- вручение билетов на культурные мероприятия, туристических путевок;
19
- организация корпоративных мероприятий;
- обучение сотрудников;
- персональная публичная похвала;
- организация конкурсов и квестов среди всех работников;
- составление планов карьерного роста сотрудников;
- возможность постоянного повышения квалификации;
- поздравление работников со значимыми датами;
- создание комфортных условий труда; предоставление большей свободы действий при выполнении поставленных задач; проведение мотивирующих совещаний;
- привлечение сотрудников к принятию решений;
- поощрительные командировки;
- информирование коллектива о достижениях сотрудника; помощь в семейных делах;
- предоставление скидок на услуги компании;
- возможность дополнительной подработки;
- организация питания сотрудников, спортивных залов или предоставление абонементов в спортивные клубы;
- организация возможности личной встречи с высшим руководством и т.д. Это далеко не полный перечень способов нематериальной мотивации персонала
на трудовые достижения без прямой выплаты денежных премий или повышения окладов. Такие методы, как правило, воздействуют на весь коллектив предприятия в целом, что дает гораздо больший эффект для компании, чем «точечная» материальная мотивация наиболее успешных работников.
В качестве яркого и необычного примера работы с персоналом с помощью нематериальной мотивации стоит привести опыт лидеров IT-индустрии. Офисы Google, Apple, Facebook напоминают Диснейленд для взрослых. Яркая, разнообразная обстановка, комнаты отдыха, бесплатное кафе, тренажерные залы - созданы все условия
для комфорта сотрудников. Это позволяет персоналу IT-гигантов раскрывать свои творческие способности [1, с. 167].
Над оформлением кабинетов и общих зон компаний работают самые известные дизайнеры. Они обязательно учитывают психологические особенности сотрудников, их привычки и национальные традиции.
Итак, в зависимости от специфики работы компании, индивидуальных особенностей каждой организации могут применяться разные методы нематериального стимулирования. Приемы данного подхода сводятся к обеспечению хорошей мотивации и комфортных моральных условий работы для каждого сотрудника и для команды в целом.
Библиографический список
Басаранович Е.А. Анализ мотивации и стимулирования персонала на примере компаний «Google» и «Yandex» // Евразийский союз ученых. 2015. - С. 167-169. Крестьянскова Е.А. Основные методы материального и морального стимулирования персонала в организации // Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, г. Саранск, 2016. - С. 8-15
Ульянов С. С. Роль современных методов материального стимулирования персонала // Молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 153-155.